Этика науки. Учебнометодическое пособие для аспирантов Под общей редакцией
Скачать 314.5 Kb.
|
5. Нравственный кодекс научного работникаВ последние десятилетия в силу возрастания роли науки в жизни современного общества, в силу существования различных подходов к нравственным проблемам в самой науке, в научном творчестве, возникла необходимость создания «универсального свода» нравственных норм науки, которые выполняли бы определенные регулятивные функции в среде ученых, в сфере научной деятельности. Американский социолог Р. Мертон, рассматривая деятельность ученого как социально обусловленное поведение, проникнутое определенными противоречиями и колебаниями между различными, иногда прямо противоположными нормами, приводит 9 пар таких норм, в которых отражаются некоторые специфические моральные коллизии научной работы:
Интерес к проблемам моральной регуляции научного творчества постоянно возрастает. Так, Всемирная федерация научных работников еще в 1973 г. приняла решение, обязывающее каждого ученого продумывать возможные последствия своей научной работы и предотвращать использование ее результатов в антигуманных целях. Требование гуманности, заботы об охране социальной и экологической среды, недопустимости научной разработки проектов, противоречащих совести ученого, содержатся также в XIV пункте «Рекомендации о статусе научных работников», принятом ЮНЕСКО в 1974 г. На основе анализа важнейших этических проблем научной деятельности, необходимых моральных качеств ученого и норм научного творчества философы М.Г. Лазар и И.И. Лейман предлагают включить в нравственный кодекс научного работника следующие моральные нормы1:
- недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей, формул и т.д. (при этом ссылки на чужие работы тем более обязательны, чем ближе эти работы к собственным работам ученого);
Усвоение этих норм и правил «научной порядочности» и неуклонное следование им составляет моральный и профессиональный долг любого работника науки. Один из основоположников современной физики В. Гейзенберг считал этику «предпосылкой нашей жизни», поскольку «мы ежедневно должны принимать решения, должны знать или по крайней мере угадывать ценности, в соответствии с которыми мы строим наше поведение»1. Эта повседневная необходимость принимать решения и вести на их основе свой научный поиск и требует от ученого должного уровня этической культуры. Выявить ее основные компоненты, их смысл и значение и попытались авторы пособия. Удалось ли им это – судить читателю. |