Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение журналистики. Пражурналистские явления Лекция;

  • Основные понятия и категории

  • Этапы шествия греческого алфавита Этап

  • 10

  • Книги в любом роде

  • Предпосылки возникновения журналистики

  • Учебнометодическое пособие Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300. 62 Журналистика
    Анкорotj.doc
    Дата06.03.2018
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotj.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #16293
    страница3 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

    Темы докладов на семинарском занятии



    1. Актуальные проблемы теории журналистики в условиях информационного общества.

    2. Актуальные проблемы изучения журналистики как социальной деятельности.

    3. Структура теоретического знания о предмете курса «Введение в теорию журналистики».

    4. Историзм подхода к теоретическому анализу функционирования журналистики.

    5. Научное знание о журналистике и его слагаемые.

    Контрольные вопросы для самопроверки


    1. Что такое «журнализм»? Где и когда появился этот термин и в чем его своеобразие?

    2. Каковы особенности теоретического постижения журналистской деятельности?

    3. В чем специфика современного состояния журналистики как теории?

    4. Что такое теоретическое знание журналистики? Из чего оно состоит?

    5. Какое место занимают основы журналистики в системе теории журналистики?



    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

    Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

    Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

    Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – М., 2006.

    Тема 2. Возникновение журналистики. Пражурналистские явления

    Лекция;

    Виртуальный семинар



    Цель занятий – определить особенности процессов возникновения журналистики, выделив предпосылки и обозначив формы пражурналистских явлений.
    Общие теоретические положения
    Основные понятия и категории: праписьмо; носитель информации; папирус и пергамент; алфавит; печатный станок; информационные потребности; массовая журналистика; устная и письменная культуры; печатная культура; бумага как носитель информации; пространство публичных коммуникаций.
    Вопросы:

    1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости.

    2. Роль древних культур и цивилизаций в историческом процессе развития журналистики.

    3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности.
    1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости
    Для человечества всегда было важно понять, как открытия в области коммуникаций влияют на жизнь каждого члена общества. Это можно проследить на примере развития коммуникационных систем человека и человеческого общества. Мы остановимся только на наиболее ярких открытиях в области коммуникаций, которые человечество сделало под влиянием обстоятельств и отчасти борьбы за существование.

    Начало системной коммуникации положило открытие шумерами примерно 5300 лет назад знаменитой шумерской клинописи – праписьма, которое перевернуло представления человека о возможностях знаков и знаковых систем в выражении и передаче мыслей. По историческим документам видно, что привело к изобретению письма развитие религиозно-политических отношений, требующих регулирования и учета. Тогда же и была использована в качестве носителя информации глина, на первый взгляд, совершенно немыслимый для коммуникации материал, но, однако, очень быстро распространившийся по междуречью и удовлетворявший первые информационные потребности общества.

    А началось все в период Верхнего Палеолита (от 30 до 10 тыс. лет назад), когда и возник человек разумный – Нomo sapiens. Вот цепь событий, послуживших ускорению развития человека и его мозга. Отход ледников – вымирание крупных млекопитающих (мамонтов) – перемена в характере хозяйственной деятельности человека (возникновение земледелия и скотоводства) – появление необходимости совместной трудовой деятельности, что требовало продолжительного пребывания на одном и том же месте – первые оседлые поселения. К таким оседлым поселениям, ставшим основой для оседлых культур, относят и шумер – народ, поселившийся примерно 5-4 тысячи лет до н.э., в районе современного Ирана, в двуречье (или междуречье) – долине рек Тигр и Евфрат. Шумерам приписывают изобретение письма, или, точнее, того, что мы назвали праписьмом.

    Если до появления шумерской клинописи культура коммуникации была преимущественно устной, то с возможностью фиксации сообщений в письменном виде появилась и возможность передавать послания на разные расстояния, в том числе и временные. Из личного дела «отправителя» и «получателя» послание становится достоянием любого, кто желает познакомиться с его содержанием. И в таком письменном послании информация проявляет свои универсальные свойства: возможность быть сохраненной (послание можно сохранить и перечитать в любой момент); интерпретация (послание можно проанализировать и дополнить смыслами); возможность изменяться и вносить коррективы в поведение людей (послание можно обдумать и принять по нему иное решение). Написанный текст отличался от устного своей долговечностью, глубиной и ясностью.

    Исследователи подчеркивают, что письменность не возникла сама собой. Она является прямым следствием развития человечества. Это продукт существовавшей тогда цивилизации городского типа. Свидетельством тому является наличие письменности у городов-цивилизаций Двуречья, Египта, долин Инда и Хуанхэ, легендарного и далекого народа майя. Великие майя тоже были горожанами: их необычные города являлись средоточием власти - здесь жили знатные граждане и жрецы - центрами культуры, этических отношений и духовной жизни.

    Таким образом, коммуникация в то время развивалась в условиях городской цивилизации, использовавшей для передачи и фиксации информации письмо, в отличие от деревенской, не имевшей письменности.2 Это относительное определение городской цивилизации, не претендующее на теоретическую точность, необходимо для того, чтобы определить значение письменности в прогрессивном развитии человечества и его коммуникационных систем.

    Шумеры были городской цивилизацией, организованной по принципу малых городов-государств. Такие города имели строго централизованную власть, и население в них занималось земледелием и скотоводством – это была основа экономики государств. В этих городах существовала в качестве идеологической основы управления религия, формировавшая и мировоззрение населения, служившая объединению и воспитанию членов городского общества.

    К первым образцам письма относят знаменитые таблички из города Урук (примерно 3000 г до н.э.), представлявшие собой прямоугольные глиняные бруски, на выпуклой поверхности которых нацарапаны изображения животных, растений, орудий труда. Но больше всего здесь изображений знаков абстрактной формы, которые как раз и были главным открытием их авторов – это обозначения, содержащие информацию о количественном и качественном составе изображений.

    Клинопись вошла в историю развития коммуникаций человечества как одна из наиболее ранних форм взаимодействия на разных уровнях. Это цивилизованная форма, которую использовали жители сирийского города Эбла, распространившего свое владычество на всю Северную Сирию вплоть до реки Тигр. Сохранились свидетельства того, что жители Эблы говорили на собственном языке, переводили с шумерского, имели первые попытки составления прасловарей, помогавших в использовании разных языков в государственной жизни общества.

    При раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены таблички из царского хранилища, которые содержали словари и грамматики шумерского, вавилонского и ассирийского языков. На них была размещена расшифровка значений клинописных знаков в их отношении к буквенному письму. «Значение этой находки трудно было переоценить. Ведь это были настоящие словари! Они были необходимы школьникам, изучавшим основы клинописи в те времена, когда старая силлабическая письменность и письмо-рисунок начали постепенно заменяться более простым алфавитным письмом».3 На барельефах знаменитых ниневийских дворцов рядом с изображением помещался текст – словесный комментарий. Вот, например, как описывает одну из таких находок известный журналист К. Керам: «На каменном парапете стоят фигуры; они не прикасаются к скале. В знойном мареве высоко над дорогой возвышается недостижимая ни для чьей дерзновенной руки фигура великого правителя. Он опирается на свой лук; его правая нога покоится на поверженном Гаумате, волшебнике и маге, восставшем против Дария и оспаривавшем у него царство. Позади царя – два знатных перса, они вооружены луками и копьями, за плечами у них колчаны. Перед ним со связанными руками и веревкой вокруг шеи стоят девять покоренных и наказанных «царей-самозванцев». По сторонам этого памятника и под ним – четырнадцать колонок текста: сообщения о царе и его деяниях, составленные на трех разных языках».4 Этот текст можно считать попыткой объединения в одной форме слова и изображения.

    Еще одним шагом к современным системам коммуникации стало распространение папируса как более совершенного носителя информации. Произошло это в 332 г. до н.э. после завоевания Александром Македонским Египта. Египетская культура принесла человечеству очень много открытий, которые легли в основу современных представлений об устройстве мира и взглядов на природу человека. Впервые в Египте была продемонстрирована власть знаний, принадлежащих касте жрецов и способность к удержанию этой власти. Там же появился и класс писцов – элитных носителей знаний письма, которые впоследствии стали опорой централизованной власти, столь сильной в Египте. Как правило, это были священнослужители и мудрецы, хранившие и передававшие знания. Они же обучали учеников – мальчиков-писцов с целью сохранения культуры, главенствующей тогда. Так формировалась египетская система коммуникаций, основанная на интеллектуальном труде, что являлось предпосылками рождения высокоразвитой культуры.

    Следующий шаг – это появление письменного знака, соответствовавшего звуку речи. Данное открытие послужило модернизации письма – теперь появилась возможность передавать не только слова, но и их речевые соотношения. Однако к созданию алфавита человечество подошло только спустя два тысячелетия. Появление алфавита связывают с процессами демократизации знаний, так как именно создание буквенной системы – алфавита – сделало возможным распространение знаний среди всех слоев населения.

    Алфавит – это совокупность графических знаков, соответствующих элементарным звукам, на которые может быть разложен какой-либо язык, позволяющих фиксировать данный язык на письме.

    Всегда для человека были важны мысль и слово, они являются неотделимыми друг от друга. Мышление начинается с освоения так называемых «пустых» слов через логосферу, окружающую человека. К ней относят, в основном, тексты массовой коммуникации, которыми так богат наш современный мир. Воспринятые из логосферы слова начинают обрастать смыслом. При помощи смысла слова связываются между собой, обогащаются признаками, составляющими сущность любого знания. Так человек учится строить из слов высказывания самостоятельно, вплетать их в свое мышление и оперировать ими в процессе умственной деятельности. Строительным материалом для дискурсивного мышления человека становится словарь – те слова и их значения, которыми пользуется личность. Любой словарь предназначен для того, чтобы дать перечень слов, организованных в определенную систему. Различают три вида таких систем:

    1. Алфавитная система, представляющая собой традиционную форму организации, обеспечивающая быстрый поиск и основанная на формальной структуре отыскиваемого слова. Эта система носит неоднозначный характер, опирается на соответствие между последовательностью звуков, составляющих слово и последовательностью знаков, передающих эти звуки на письме. Основа для этой системы – структура письменного знака.

    2. Ассоциативная система, группирующая слова вокруг тематических центров интересов. То есть объединяющая слова, которые входят в смысловое окружение обозначаемых ими предметов и действий. Для использования этой системы важно представление о некой нормализованной картине жизни, в которой допускается, чтобы какое-либо значение употреблялось только в связи в определенным действием. Главным принципом этой системы является принцип соотнесенности с повседневной жизнью.

    3. Частотный словарь располагает слова по рангам, т.е. в зависимости от большей или меньшей частоты их встречаемости в речи. Эта система неопределенна в силу неопределенности самого понятия «частота слова». Но она непосредственно связана с информационным содержанием речи.

    С момента появления алфавита до наших дней слова прошли большой путь от конкретного значения к абстракции. Они накопили отвлеченность обозначаемых ими понятий, что привело к воздвижению барьера понимания не только перед непросвещенным, но и перед образованным человеком. В результате возросло не только число понятий, но и запутанность построений речи, что позволяет назвать современную культуру и коммуникацию сложной. Поэтому движение человечества к упрощению культурных коммуникаций становится одной из тенденций, определяющих современное состояние системы взаимодействия человечества.

    Алфавит – одна из попыток упрощения системы коммуникаций. В середине второго тысячелетия до н.э. в сиро-палестинском регионе существовало две формы алфавита – угаритская (применяющая клинообразные штрихи) и финикийская (линейная). Именно линейному письму было отдано предпочтение человечеством и созданная финикийцами (территория современного Ливана) линейная алфавитная система получила великую будущность. Первоначально финикийский алфавит включал в себя 22 согласных знака, позднее греки добавили гласные буквы. Впервые об этом упоминается в год первых известных нам Олимпийских игр – 775 г. до н.э. Многое в этом вопросе прояснил знаменитый «фестский диск», принадлежащий к критским находкам, среди которых и многочисленные клинописные таблички. Фестский диск содержал значки, выдавленные на сырой глине, что позволяло получать штамповое изображение. Это было предтече книгопечатания. И хотя до первой напечатанной книги было еще очень далеко, идея, продемонстрированная тогда, захватила умы человечества и стимулировала развитие новых форм коммуникаций.

    2. Роль древних культур и цивилизаций в историческом процессе развития журналистики

    Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации. Греки с их устной культурой, существовавшей и развившейся в серии ярких памятников, были готовы к восприятию открытия финикийцев. В V веке до н.э. Геродот после посещения Тира утверждал, что письменность в Грецию проникла вместе с финикийцами. Устная культура, породившая гомеровские поэмы, не торопилась переходить на письменную форму, поэтому сам период перехода был достаточно долог. Первоначально грамотность (как это было и в Египте, и в Месопотамии) – следствие распространения алфавитного письма – была достоянием узкого класса специально подготовленных лиц – профессионалов. И только позднее она переросла эти рамки, распространившись среди широкого населения, оказывая влияние на интеллектуальную жизнь общества. Этому немало способствовало введение в алфавит обозначения гласных звуков, сделавшее восприятие текстов общедоступным. Грамотность населения, последовавшая за этим, стала фундаментальной предпосылкой для знаменитой афинской демократии. А греческий алфавит вошел в основы большинства языков мира.

    Основные этапы шествия греческого алфавита в культуре и политической жизни страны отражены в таблице 1.4.
    Таблица 1.4

    Этапы шествия греческого алфавита

    Этап

    Предметная характеристика

    Примеры

    Распространение и освоение новых материалов для письма

    Камень, бронза, дерево – краткие тексты.

    Кожа и папирус – обширные тексты.

    Афинские таблички с изложением законов Салона.

    Распространение письменности среди граждан Афин и других городов – VI век до н.э.

    Участие в демократическом процессе правления предполагало умение каждого среднего гражданина писать и читать

    Законы об остракизме, провозглашенные Клисфеном, когда в результате голосования проводилось общее осуждение того или иного горожанина (черепковая демократия – его имя писалось на глиняном черепке).

    Книгопроизводство и книготорговля

    Связано с основанием первых крупных библиотек в эпоху эллинизма

    Упоминается в произведениях Аристофана, Ксенофонта, Платона.


    Истоком для многих открытий стали демократические достижения Древней Греции, создавшей поистине творческие науки, благодаря распространению знаний. Одной из них была риторика. Это своеобразная концепция коммуникации, включающая в себя правила и нормы взаимодействия, методы влияния на аудиторию, формы воздействия на умы людей. Именно ей посвятил свои исследования великий Аристотель. Ей и поэтике - прекрасному миру слова, владеющему которым, достается истинное богатство.

    Концепция философа Аристотеля рассматривала творчество художника в самом широком смысле этого понятия. Его взгляды легли в основу так называемой здравомыслящей эстетики.5 Философия Аристотеля подразделялась на три основных части: теоретическую – так называемую умозрительную, где вся система познания строилась исходя из цели: получить знание ради знания; практическую, цель которой - деятельностное знание, то есть знание ради практической деятельности и пойетическую – или иначе творческую. Эта третья часть философии как раз и отвечает на вопрос о цели знания в творческом процессе.6

    Согласно Аристотелю, в творческом процессе главным, безусловно, будет талант, гений, без которого сам характер творчества ставится под сомнение. Однако для свободной творческой личности необходимы и внешние условия, такие как собственно свобода, общественное положение, здоровье, состоятельность и т.д. Свободная и талантливая личность – залог эффективной коммуникации, ее условие и важная составляющая.

    Проблема талантливой личности всегда волновала человечество: как становятся талантливым и можно ли им стать? Можно ли воспитать талант и гениальность? Аристотель в своей здравомыслящей эстетике говорил о том, что внутренняя одаренность, талант – это природный дар, естественная потребность и способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Она дает возможность становиться тем самым творцом, на которого направлены все системы вдохновения, присущие миру: и внутренняя система, порожденная одаренностью, талантом, даже некой озаренностью; и внешняя система, оказывающая своеобразное сопутствующее воздействие.

    Аристотель в своих трактатах «Поэтика» и «Риторика» создает и развивает основы своей эстетической концепции творчества. В частности, в риторике Аристотеля, представленной как самостоятельный творческий процесс, сочетаются разные по характеру процессы, но все они направлены на передачу всего многообразия жизненной и творческой практики человека.7 Риторика у Аристотеля – это то же творчество, которое строится по законам логики и опирается на закономерности бытия (в отличие от техники оратора, которая определяется как техника красноречия). «По большей части приятно также учиться и изумляться, потому что в изумлении уже заключается желание … а познавать, значит следовать закону природы».8

    Впервые Аристотель применил медицинский термин катарсис, который обозначал очищающие выделения организма к психическим процессам человека. Он обозначил им очищение, возникающее посредством идентификации с действующим лицом. Это происходит в момент взаимодействия (коммуникации) между актером и зрителем или героем литературного (публицистического) произведения и читателем. Как зритель, человек переживает страдания такие же по силе, что и герой, но герой погибает, а зритель остается жить.9 Очень важным в этой концепции Аристотеля является то, что он подчеркивает эффект воздействия театральной коммуникации на зрителя как эффект, возникающий от использования специального средства информирования или коммуникации.

    Несколько иная концепция коммуникации и творчества представлена в сочинениях учителя Аристотеля - Платона. Особый акцент Платон делает на проблему вдохновения, что в принципе у Аристотеля практически не изучено. Платона же интересуют трудные вопросы творчества, в отличие от Аристотеля, который почти не касается вопросов «странностей», сложностей таланта и творчества в целом. Вдохновение, его сущностная характеристика рассматривается Платоном с позиций субъективизма, что позволяет отнести философа к представителям субъективистской концепции творчества. Отмечается необычность акта вдохновения с точки зрения нормального человеческого рассудка. Платон ставит проблему интуиции в художественном творческом процессе, рассуждая о роли интуиции, делает попытку объяснить ее генезис в духе мистического идеализма. По Платону интуиция, вдохновение, талант – дар божественного Эроса.

    В IV веке н.э. пергамент полностью вытеснил папирус. Это стало одной из предпосылок появления в Европе производства книг (рим. «либер»- libber и греч. «библос» - bibles) в широком масштабе. Римляне преуспели в этом. Первые книги представляли собой рукописные варианты скрепленных между собой дощечек, позднее получивших название диптихов - две дощечки и полиптихов – более двух. В Риме же широкое распространение получила цензура книг – попытка воспрепятствовать распространению этого средства коммуникации среди широких масс. При публичных библиотеках открылись должности префектов, которые были уполномочены изымать подозрительные и опасные книги и поощрять чтение полезных книг, поддерживающих политику официальных властей, пропагандирующих ценности существующего строя.

    Из новых форм коммуникации необходимо назвать «аудиториумы» - залы для чтения, в которых проводились и публичные читки документов, публицистических и литературных произведений, в распространении которых, чаще всего, власти были заинтересованы. Это позволяло управлять вниманием и потребностями аудитории в интересах государства. К этому же периоду относят и изменение формы книги. Свитки, неудобные для чтения – «волумены» были заменены «кодексами» - сложенными пополам и сшитыми в виде тетрадей листами. Это и была окончательная форма книги, так хорошо знакомая современному читателю. По мнению многих ученых, данное новшество было также важно, как и изобретение книгопечатания, несколькими веками позже.

    Как считает Д. Джованини, на рубеже между поздней античностью и зрелым средневековьем происходит трансформация книги, а с ней и письма, из орудия распространения знания, каким она была в период классики, в сакральный символ, который не предназначен для понимания10. Чтение становится своего рода ритуалом, перешедшим из светской культуры в монастырскую, которая определялась как культура массового отчуждения. Замкнутость этой культуры привела к тому, что повсеместно наблюдался рост неграмотности, уничтожение библиотек, недостаток книг, отсутствие связей между главными культурными центрами. Книготорговля как профессиональная деятельность и книгопроизводство находилось в руках христианской части населения, что вносило свои коррективы в развитие системы коммуникации.

    В Средние века существенные достижения в области понимания коммуникативных актов и принципов взаимодействия были сделаны итальянскими гуманистами. Они формировали классический канон, на основе которого должно было развиваться образование. Образовательный порыв, пришедший в Европу вместе с книгопечатанием, был доступен более всего обеспеченным слоям горожан, которые и становились носителями, как духовной, так и письменной культуры. Культура, и в частности, письменность в свете гуманизма была предметом самоформирования. Понятие классического текста включало в себя понятие искусственной фигуры, объединяющей содержание и форму.

    Особо важным открытием для развития коммуникаций стало изобретение и распространение бумаги как основного носителя информации в условиях Европы того времени. Открытие бумаги связано с именем китайца Цай Луня (II в н.э.). После битвы при реке Талес (751 год) технология изготовления бумаги перешла к арабам вместе с пленными китайцами – бумагоделателями, которые были вынуждены в плену заниматься своим ремеслом. Таким образом, в Самарканде появились первые бумагоделательные артели. Затем бумага распространилась по Европе.
    3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности
    В Европу к XV веку пришла городская культура, что привело к повышенному интересу к книге, как одному из важнейших средств коммуникации. Уже тогда стал проявляться ее массовый характер воздействия, послуживший основой коммерциализации книжного дела. Вот пример одного из рекламных объявлений, которое приводит в своей книге Д. Джованини:

    Книги в любом роде,

    духовные и мирские, большие и маленькие, изящно изукрашенные,

    всякий желающий найдет у Дибольта Лаубера,

    книготорговца из Гагенау11.
    Появляется фигура книгоиздателя. Это позволило книгопроизводству стать частью книгоделательной промышленности, основанной на предпринимательстве. Книге нужно было такое открытие, которое позволило бы ей стать товаром массового спроса. И такое открытие произошло – в середине XV века, в Европе был изобретен печатный станок.

    В разных странах это открытие приписывается разным людям. Бельгийцы говорят о Жане Брито; французы – о Прокопе Вальдфогеле, голландцы – о Лоуренсе (или Лаврентии) Костере. Именно Л. Костер изобрел для книгопечатания деревянные подвижные буквы, которыми можно было пользоваться не один раз. Но эти передвижные буквы были неудобны: они набухали от краски и быстро портились. Их требовалось очень много для того, чтобы процесс книгопечатания был завершен. Но весь мир заслуженно считает первооткрывателем Иоганнеса Генфлейте цум Гуттенберга. Это имя в сокращенном варианте – Иоганн Гуттенберг – широко известно не только в Германии, но и каждому просвещенному человеку современности, так как с этим именем изменился и сам человек, и мир, который его окружает.

    Изобретение книгопечатания датируется приблизительно 1440-1450 гг. В Майнце в это время, когда брожение, напряженность, характерные для переломных периодов истории человечества, захватили Европу, рождались новые взгляды на мир и на человека. В свою очередь подобные мысли порождали потребности в новом времени и его контекстах, для которых требовались новые средства коммуникации.

    Огромный интерес к гуманистическим концепциям античности был следствием того, что перемены в культурных интересах и запросах людей достигли апогея. Нет застывшим формам старого мира! Да здравствует новое время и новые взгляды на мир! Это было время жажды. И утолить эту жажду знаний, новых идей, новых концепций и нового человека могла только передовая коммуникация, призванная обеспечить новые потребности нового человека.

    По значению открытие Гуттенберга приравнивается к изобретению фонетического алфавита и письма, которые начали переход западной цивилизации от аудиального способа восприятия мира к визуальному.

    Новое время, рушившее феодальные барьеры, создавало и нового человека – человека индустриальной эры, привычного к серийному производству и автоматизму движений. Типографского человека, по выражению М. Маклюэна, сформировал именно станок для печатания книг, изобретенный Иоганном Гуттенбергом. Тот же Маклюэн описывает процесс становления книгопечатания в Европе, как процесс становления «галактики Гуттенберга», определяя ее как универсум, в котором печатный станок стал формирующим фактором культуры индустриального общества. «Типографский человек» уже видит мир сквозь черно-белую призму печатной продукции. «Уникальность «аудитории», возникшей с появлением печатного слова, заключалась в насыщенном, визуально ориентированном самосознании образовывающих ее отдельных индивидов и групп».12

    Иоганнес Генфлейте цум Гуттенберг родился в Майнце в 1395 (или 1399) году в патрицианской семье. Его отец был из гильдии чеканщиков, куда допускались только лица, способные доказать свою принадлежность к благородному сословию в течение четырех поколений. В Страсбурге Гуттенберг из-за тяжбы между цехами и патрициатом проживал на положении изгнанника. Эти два города – Майнц и Страсбург – стали для Гуттенберга и его открытия знаковыми. Для того, чтобы создать печатный станок, Гуттенбергу необходимо было решить три задачи: 1). Осуществить набор текстовой полосы из подвижных и заменяемых литер с учетом того, что этот процесс также делится на стадии; 2). Создать типографскую краску, которая хорошо бы держалась на металлической поверхности и давала хорошие оттиски; 3). Разработать конструкцию пресса для получения качественных оттисков. Используя существующие технические открытия в разных областях знаний, Гуттенберг, синтезировав их, создал усовершенствованную технологию книгопечатания, объединив разные стадии в один производственный процесс. В этом заключалось его главное открытие. Гуттенберг сделал из твердого металла модель выпуклой буквы – пунсон. Ее он вдавливал в мягкий металл и получал углубленную форму буквы – матрицу. Матрица вставлялась в дно словолитного прибора, куда заливался расплавленный металл. После охлаждения получались металлические буквы – литеры. Из них складывались строки и страницы. Страницы можно было рассыпать и буквы использовать снова для складывания иных строк и страниц. Металлические буквы отливались преимущественно из свинца. Именно это породило такое высказывание: «Свинцовая страница», отражавшее новый технологический процесс создания текста. Матрицы были приспособлены для отливания большого количества букв. Для литер придумали специальные шкафчики с гнездами – там располагались буквы одного порядка и оттуда их брали для составления слов и строк. Ручной станок имел несколько плоскостей, на одной из которых устанавливалась печатная форма, а другой прижимали к ней бумагу при помощи специального винта. Перед печатанием набор покрывали специальной краской.

    Таким образом, И. Гуттенберг заимствовал принципы литейной технологии у золотых дел мастеров, создал типографскую краску, используя секреты художников фламандской школы, гениально разработал единый и совершенный по тем временам типографский процесс.

    Типография Фуста и Шёффера – компаньонов Гуттенберга стала выпускать первые полнообъемные книги, подготовленные методом механической печати с подвижных литер. Но перед этим Гуттенберг осуществил несколько пробных и малых изданий, так как техника типографского исполнения дошедших до нас книг достаточно высока. Это были знаменитые «Астрономический календарь» и «Турецкий календарь», «Кровопускательный и слабительный календарь», индульгенции. Так называемая малая печатная продукция, сохранившаяся в крайне немногочисленных экземплярах. Известен тот факт, что в типографии Гуттенберга более 20 раз издавался учебник латинской грамматики. В 1450 году И. Гуттенберг на деньги богатого бюргера и компаньона Иоганна Фуста, взятые у него в долг, начал печатать «Библию». Иоганн Фуст вложил в это предприятие 2000 гульденов. Через пять лет появились два тома книги книг. Это стоило кропотливой работы шести мастеров на трех печатных станках. Тираж книги составлял 150 экземпляров на бумаге и 35 на пергаменте. В общей сложности «Библия» содержала 1282 страницы в двух томах при расположении текста в две колонки, т.н. 42-строчным способом. Но весь тираж «Библии» Гуттенберга был конфискован по решению суда за долги, что подтверждается документами, освещающими тяжбу Гуттенберга с майнцким бюргером и компаньоном Иоганном Фустом (Хельмаспергеровский нотариальный акт от 6 ноября 1455 года). Сейчас в мире сохранилось около 50 экземпляров этой книги, представляющей собой безусловную историческую ценность и считающейся самой дорогой книгой в мире.

    Книгопечатание привело к расцвету книжного рынка и усилению этого средства коммуникации в системе взаимодействия человечества. Книга и книгопечатание ускоренными темпами распространяется по Европе.

    Появление печати произвело в умах человечества колоссальный переворот. Сама технология производства книги, дающая возможность производить книгу серийно и с низкой себестоимостью, создала предпосылки для становления иного мышления, иной культуры. Человек этой новой культуры способен был преодолеть культурные и исторические границы, совершенствовать свой интеллектуальный уровень, изменяя способы мышления и восприятия действительности.

    Существующая сейчас глобальная сеть, казалось бы, приводит неизбежно к закату «галактики Гуттенберга». Его открытие на фоне Интернет не играет той роли, которая ему была уготована на протяжении почти пяти веков. Но многие исследователи коммуникаций говорят о связи гуттенберговского печатного станка и современной системы глобальных коммуникаций. В частности известный культуролог и семиолог Умберто Эко выдвинул тезис о том, что Интернет возвращает человечество к Гуттенбергу. Он объясняет это тем, что посредством Интернет осуществляется обратный переход от имиджевого к вербальному восприятию информации. Если телевидение ведет к всеобщему снижению грамотности, то Интернет предполагает работу с текстами (чтение с экрана, ввод текстовых форм, общение в чатах и т.д.) и поэтому требование умения работы с текстом, базирующееся на элементарной грамотности, весьма актуально. Интернет может быть представлен как книга Гуттенберга – те же страницы, те же слова для выражения мыслей, та же многочастная форма представления текстов и т.д. Это заключение позволило У.Эко сформулировать гипотезу о том, что в будущем потребители информации будут поделены на две большие группы. В первую войдут те, кто способен только воспринимать готовые образы – поклонники телевидения; во вторую войдут те, кто отдает предпочтение экрану дисплея и предпочитает отбирать и критически оценивать подаваемую информацию, а также участвовать в процессе ее создания.13

    Печатный текст до первой трети ХХ столетия оставался одной из ведущих форм коммуникации человечества. Только когда радио, а вслед за ним и телевидение, вторглись в систему коммуникаций, он был потеснен до момента триумфа Интернет с его гипертекстом. Конкуренция между тремя формами восприятия и воздействия в системе коммуникаций велика. Особенно это ярко проявляется теперь, когда на первый план выходит борьба за рекламодателей. Но как предсказывают многие исследователи массовых коммуникаций, этим формам предстоит еще большее сближение в рамках будущей единой полиинформационной системы.
    Задачи для самостоятельного решения
    На основе ознакомления с особенностями возникновения журналистики студенты самостоятельно заполняют таблицу 1.5. Затем готовят эссе по одной из проблем темы и размещают его на учебно-методической странице курса на сайте.

    Эссе представляет собой самостоятельное рассуждение по поводу исторических предпосылок возникновения журналистики, снабженное конкретным историческим примером, который студенты выделили в результате теоретического исследования вопроса. Эссе имеет объем не более 1 страницы форматом А4. Срок исполнения оговаривается особо в соответствии с расписанием курса.

    Таблица 1.5

    Предпосылки возникновения журналистики

    Основные предпосылки

    возникновения журналистики

    Характеристики и содержание

    предпосылок

    Социально-экономические





    Общественно-политические



    Технические







    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта