Главная страница
Навигация по странице:

  • История изучения мышления.

  • Основные операции мышления.

  • Сравнение

  • Обобщение

  • Виды мышления. Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: 1. Наглядно-действенное (практическое) мышление

  • 2. Наглядно-образное мышление

  • 3. Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление

  • фом. Учебнометодическое пособие Казань 2015


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Казань 2015
    Дата19.11.2020
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPOSOBIE_MYShLENIE.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #151845
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М.
    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ
    Учебно-методическое пособие
    Казань 2015

    2
    Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии Ученого Совета института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (протокол №3 от 15.04.2015)
    УДК 612 + 613
    ББК 28.673
    Физиологические основы мышления / Казань, КФУ, 2015. – 42 с.
    Учебное пособие составлено для студентов биологов, психологов, дефектологов в соответствии с требованиями программ дисциплин «Физиология человека и животных»,
    «Физиология высшей нервной деятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Пособие включает в себя теоретические вопросы и практическую работу для закрепления изучаемых курсов. Пособие может быть использовано студентами при выполнении практической работы и в процессе самостоятельной подготовки.
    Авторы – составители:
    доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека ТЛ. Зефиров; кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека Н.И. Зиятдинова; кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека А.М. Купцова.
    Рецензенты:
    доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека Ф.Г. Ситдиков; кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека А.В. Крылова.

    3
    Оглавление
    1. Введение
    4 2. История изучения мышления
    4 3. Физиология мышления
    7 4. Основные операции мышления
    9 5. Виды мышления
    10 6. Основные формы мышления
    12 7. Методы мышления
    14 8. Типы мышления
    15 9. Индивидуальные особенности мышления
    15 10. Исследование мышления
    16 11. Развитие мышления в онтогенезе
    20 12. Мышление и речь ребенка
    24 13. Практическое занятие
    26 14. Приложение
    34 15. Литература
    42

    4
    Введение
    Человек в своей познавательной и творческой деятельности не только ощущает отдельные качества объектов, воспринимает предметы и явления окружающего его материального мира и запоминает эти восприятия, но и выделяет то общее в каждом из явлений, предметов, что им присуще, находит отличия, устанавливает между ними связи и отношения. Познавательный процесс, начавшись с простого ощущения, продолжается далее в форме более сложных познавательных актов - восприятия, представления.
    Восприняв и сохранив воспринятое, сознательно оживив бывшие впечатления в виде представлений, человек с помощью мышления способен далее, отбросив конкретные особенности реальных предметов (явлений) и выйдя за пределы отдельных восприятий, подняться над ними. Беря за основу общие свойства предметов и явлений, вскрывая между ними связи и отношения, мышление, таким образом, является уже не непосредственным отражением действительности, а опосредованным.
    Мышление - процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. На основе возникающих ассоциаций между отдельными представлениями, понятиями создаются новые суждения и умозаключения.
    История изучения мышления.
    Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины», он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики[2]. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:
    «...одно и то же мышление и то, о чем мысль…».
    Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.
    Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики[2].

    5
    Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский — философ и медик. Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал: «Надо знать, что с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга... От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня…».
    Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган — вместилище ума.
    Древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую (лат. rationalis) душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными[2].
    В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало.
    Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия[4]. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика — следствие работы мозга. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том, что из этих двоих явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Э. Б. де
    Кондильяка утверждали: «мыслить — это значит чувствовать», а разум — «усложнённые ощущения», то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию. Их оппонентами были рационалисты. Видным их представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро, ощущения: «свидетели в судебном заседании, а разум,

    6 мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение».
    В конце XIX века появилось новое учение — прагматизм. Его представитель У.
    Джеймс — американский философ и психолог в 1890 году в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека.
    Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания
    — Дж. Дьюи.
    В это же время наступает расцвет психологического течения — рефлексологии.
    Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М.
    Бехтерева[2].
    В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
    Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К. Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.
    В рамках бихевиоризма мышление — процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга — рассмотрение практического мышления, а именно
    — умений и навыков при решении задач[8].
    Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ, изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.
    В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности[7]. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя
    (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые.
    Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В.
    Занкова, В.В. Давыдова.

    7
    Одна из наиболее новых — информационно-кибернетическая теория мышления[9].
    Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.
    Физиология мышления.
    С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора, а не какие-либо специальные её отделы.
    Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки.
    «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой».
    Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определённой у каждого из них физиологической ролью; вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи, говорит И. П. Павлов.
    Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями временные нервные связи, или ассоциации, и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление, — говорил И. П. Павлов, — ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций.
    Значит, каждая маленькая, первая ассоциация — это есть момент рождения мысли».
    Образовавшиеся временные связи, или ассоциации, вначале имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка этих временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.

    8
    Возникают эти временные нервные связи, прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих у нас соответствующие ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой особенность соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.
    Однако мышление предполагает в своей основе не только первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в её неразрывной связи с первой сигнальной системой. С помощью слов образуются второсигнальные связи, отражающие отношения, существующие между предметами.
    В отличие от ощущений, восприятий и представлений, которые обусловливаются воздействием на нас конкретных предметов окружающего мира, речь, будучи непосредственно связана с мышлением, позволяет нам отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений; это оказывается возможным потому, что слова, как раздражители, являются не просто заместителями, сигналами предметов, а «сигналами сигналов», т.е. обобщёнными раздражителями, которым соответствуют системы временных связей.
    «Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой», — говорит И. П. Павлов. Их особенностью является то, что они «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сначала общечеловеческий эмпиризм а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом», — говорит И. П. Павлов.
    Мышление может быть правильным лишь тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы. Слова являются всегда лишь вторыми сигналами, «сигналами сигналов». Если они теряют связь с первосигнальными отражениями действительности, они теряют своё познавательное значение, и мышление приобретает оторванный от действительности характер, приводит к бесполезным, формальным или чисто словесным знаниям, не дающим правильного и ясного понимания действительности.
    Вторая сигнальная система сама по себе, без опоры на первую сигнальную систему, не может служить основой правильного мышления. Последнее осуществляется во

    9 взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Однако в этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.
    Ввиду обобщённого характера второсигнальных раздражителей — слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы, «держит её под сурдинкой», по выражению И. П. Павлова[9].
    Основные операции мышления.
    Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.
    Анализ - мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Различают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон.
    Синтез - мысленное соединение частей в единое целое. Так же как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сторон, свойств предметов и явлений действительности.
    Сравнение - мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.
    Абстракция (отвлечение) - мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств; признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно - значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
    Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим.
    Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе - мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю.

    10
    Систематизация (классификация) - мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий (деление категорий по существенному признаку).
    Все мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
    Виды мышления.
    Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза:
    1. Наглядно-действенное (практическое) мышление - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования.
    2. Наглядно-образное мышление - вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний, как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление - база для формирования словесно - логического мышления.
    3. Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление - вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.
    При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений.
    Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.
    Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: наглядно- действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий. Преобладание

    11 действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности. У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, характерно
    «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта