3 Кор.развивающая среда. Плаксина. Сековец.. Учебнометодическое пособие Москва зао ЭлтиКудиц
Скачать 0.51 Mb.
|
ГЛАВА V. СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Ознакомление детей с красотой жизни, в первую очередь, осуществляется в процессе непосредственного контакта с соответствующей окружающей средой. Исходя из задач эстетического воспитания, направленных на развитие эстетического восприятия, формирование эстетических чувств и представлений, художественно-творческих способностей, норм этического поведения и эстетического вкуса, к организации коррекциорнно-развивающей среды, предъявляются не только общедидактические требования, но и учитывается своеобразие психофизического становления детей с проблемами в развитии. Степень готовности их к восприятию красоты, понимания ее гармонического ряда, непроизвольного интереса, а также предметно-практическими навыками взаимодействия и контактирования с предметным миром является одним из условий организации гармонической среды. Чаще всего «зона актуального», эстетического развития обусловлена тем, как у родителей воспитаны чувства вкуса, такта, гармонии и желания окружать себя красивой обстановкой. Однако у значительного количества детей с отклонениями в развитии опыт семейного общения с образцами гармоничческого художественного окружения практически или отсутствует, или слабо выражен. Поэтому, как врачующее средство недостаточности радостных психоэмоциональных переживаний, у детей данной категории является окружение их с гармонизированной средой, где через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и музыкально-эстетическое воспитание формируются различные формы эстетической деятельности. Одним из важных чувств в эстетическом воспитании является гидонистическое чувство, позволяющее любоваться красотой цветовой насыщенности предметного мира, пластикой их форм и звуковой культурой. Все это постепенно складывается в понятие «единство формы, цвета, звука», как средства эмоциональной удовлетворенности, умиротворенности, снятия негативных чувств и проявлений и обретение понимания смысла жизни, как радстногобытия. К средствам эстетического воспитания детей относятся: занятия рисованием, лепкой, аппликацией, музкальные занятия, театрально-художетсвенная деятельность. Одним из эффективных средств эстетического развития является общение с природой, растительным и животным миром. Наряду с общепедагогическими требованиями к оформлению детского сада, такими как, целесообразность, практическая оправданность обстановки, соответсвующей сочетанию цветового и светового оформления, функциональным взаимосвязям между помещениями, оборудованием и оснащением в детских садах компенсирующего вида существуют еще специальные коррекционные требования. Так, например, в красивом интерьере детского сада для детей с нарушнием зрения нельзя применять оформление эстампами со стеклянными поверхностями, так как блики на стекле мешают восприятию изображений и пониманию их содержания. В работе с глухими детьми нельзя помещать иллюстрации, картины, если дети не знают название этих объектов. Для умственно отсталых детей содержание картин, располагаемых на стенах должно быть близко, понятно по смыслу. Такие же специфические требования существуют и при подборе дидактического материала для занятий по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию. Например, при оформлении кабинета изобразительной деятельности (изостудии) важно иметь большое количество реальных объектов для рисования с натуры. При этом для каждого ребенка следует организовать отдельное рабочее место со специальным столом и набором приспособлений для хранения атрибутов, бумаги, оборудования. (вставка, литтле, стр. 35) Кроме того наборы такой мебели и приспособлений позволяют размещать рабочие места в зависимости от содержания работы, возможностей самостоятельной деятельости отдкльных детей, в своеобразии их общения друг с другом и др. Для коллективных видов деятельности можно создавать ситуации работы на ленточных столах, полу, когда рабочее поле выстраивается в соответствии со степенью участия каждого ребенка в меру его способностей и возможностей. В этом случае задание строится дифференцированно для каждого ребенка, один может выполнить работы больше, другой меньше. Для занятий изобразительным искусством в настоящее время предлагается достаточно большой выбор материалов и избразительно-выразительных средств. Совершенно неправильно предлагать детям, особенно раннего и дошкольного возраста, рисовать на небольших альбомных листах. Это не соответствует их функциональным возможностям. В связи с тем, что к семи годам чаще всего у дошкольников бинокулярное зрение еще не сформировано, а у отдельных детей с нарушением зрения оно вовобще нарушено и многие из них имеют дальнозоркое зрение, им сложно рисовать на маленьких плоскостях, а удобнее рисовать, используя на крупные листы бумаги. Успешнее всего идет обучение изображению предметов на меловых досках, укрепленных к стене, расположенными внизу доски со специальными желобками для хранения цветных мелков. Доска должна быть достаточно большого размера с тем, чтобы было место для показа навыков изображению педагогом и место, где могут рисавать дети и практически доходить до пола. Для вытирания изображений на доске следует к верхней части доски необходимо прикрепить на резинке мешочки с заложенными внутрь губками. Это создает определенный комфорт и порядок при изображении на доске, ненужные детали, неправильное изображение дети стирают, исправляют, начинают работать заново. Такие доски предпочтительно иметь в разных помещениях детского сада для развития изобразительных навыков и для профилактики появления негативных детских шалостей - рисования на стене. Хранение бумаги, кальки, ткани, различных фактурных материалов должно быть четко систематизированно. Особые требования предъявляются к изобразительным средствам. Они должны быть строгго дифференцированны, размещены в специальном шкафу, каждый из них имеет свои условия хранения и ражделено по видам изобразительным возможностей. Нельзя хранить вместе сангину, цветные мелки, пастели, они теряют свою ктуру и цветность. Гуашевые и акварельные краски также имеют свои требования при хранении и расположении. Для этого в промышленности сейчас имеется много различных приспособлений. Особого внимания требует работа с кистью. В настоящее время есть специальные контейнеры для хранения кистей по видам работ и дидактическим задачам. Поэтому важно оснастить рабочее место таким образом, чтобы дети не разливали краску, не бросали кисти, а располагали в обозначенные места. Много возможностей в настоящее время имеется для оборудования рабочего места для детской лепки: столы с бортиками, нишами, в которых располагаются вспомогательные средства, стеки, деревянные палочки для скрепления деталей, природные материала для украшения глиняной поделки. Все это приучает детей к целесообразному порядку, а рациональный порядок в продуктивных видах деятельности, формирует особое эстетическое удвольствие от пребывания в среде. Это требует от ребенка соблюдения сосредоточения на красоте и порядке, что становтся средством коррекции его некоторой рассеянности, неуверенности при выполнении деятельности, недстаточности предметно-практических действий и воспитания аккуратности, которое входит в понятие «наслаждение от красоты и порядка». Здесь же следует сказать, что изобразительная деятельность, особенно рисование красками и лепка, часто могут огорчать детей тем, что часто пачкаются платье, руки. В этом случае возникает отторжение ребенка от таких занятий. Для предупреждения таких негативных отторжений необходимо использовать специальные фартучки, салфетки, халаты, приготовлять воду в различных ведерках и тазиках, чтобы мгновенно привести себя в порядок и не прерывать работу. Кроме того, неэстетично, если педагог не продумывает место для хранения отбросов. Наличие их на столе и в рабочем поле ребенка производит впечатление беспорядка и неряшливости, а это те чувства, которые далеко отстаят от гидонстического любования красотой и порядком. Существенное влияние на формирование художественного вкуса детей оказывает музыкальное воспитание. Назовем место, где в основном сосредотачивается музыкальное воспитание музыкальным салоном. Оно звучит необычнее в отличии от музыкального зала, но нам кажется удачнее, так как салон позволяет вести не только целенаправленную педагогическую деятельность ребенка, но и сужаться до небольшого помещения в групповой комнате до понятия «блок», «музакальный центр», где выступает главным действующим лицом не педагогЮ, а сам ребенок: включает музыку, прослушивает произведения, играет на музыкальных инструментах, проводит музыкальные занятия с куклами и свертниками, словом воспроизводит все то, чему его научили в музыкальном зале. В таком мини-музыкальном салоне можно пронаблюдать насколько созданы условия для самопроявления ребенка в музыкальных видах деятельности и насколько глубоко музыкальные занятия затронули душу ребенка. Исходя из существующей классификации пособий, используемых в музыкальном воспитании, можно выделить несколько групп:
- во вторую группу входят различные звучащие игрушки и музыкальные инструменты (свирели, дудки, рожки, музыкальные шкатулки, баяны, металлофоны идр.); - в третью группу входят музыкально-дидактические игры пособия; - четвертая группа аудио, визуальные средства (фильмы, диафильмы, магнитофонные записи, фонотека и музыкальные центры). Особые требования предъявляются к организации разных форм работы. Если это танцевальный зал и проводится вечер танцев, то необходимо учитывать какой будет поверхность пола. Она не должна быть скользкой, но и на ковре танцевать неудобно. Поэтому лучше танцевать на полу, на котором нет скольжения. Для того, чтобы прослеживать свои движения, в кабинете ритмики должно быть большое зеркало и станок для отработки позы. Лучше всего для прослушивания мызыкальных произведений создавать обстановку подобную консерваторским залам в миниатюре, где стулья располагаются в два - три ряда, а на возвышении (минисцене) могут находиться рояль, музыкальный центр или поющий солист. Разбитый на сектора музыкальный зал позволяет музыкальному работнику пластично переводить детей от одного вида заданий к другому. Тем более, что отдельные дети иногда долго не включаются в занятия ритмикой, а глухим детям салон для прослушивания музыкальных произведений может быть организован своеобразно, когда при прослушивании музыки они кладут свои руки на крышку рояля. В этом случае у рояля должны стоять специальные скамейки, на которые дети встают, чтобы удобно было воспринимать вибрацию от музыкального произведения. Большим разделом музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей. Все дети любят игру в оркестре и чем больше таких детских инструментов доступно для ребенка, а если еще оборудовано специальное место, где можно поиграть в них, то это тем более благодатно влияет на ребенка. Было бы неплохо, если бы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида были бы открыты отделения музыкальных школ. Тогда дети, особенно одаренные, получали бы возможность успешного музыкального развития и подготовки для поступления в музыкальную школу. ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА Одним из эффективных средств медико-психолого-педагогического воздействия в дошкольных учреждениях компенсирующго вида является организация коррекционно-развивающей среды на участке. Целесообразно и эстетически продуманные предметно-пространственные и различные по функциональному назначению площадки и их целенаправленное и систематическое использование для формирования у детей здорового образа жизни, различных знаний, навыков и умений общения с природой и овладение различными видами деятельности во многом способствует социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. Существующая система архитектурно-планировочного размещения участков детского сада и организация детских прогулок не обеспечивает детям с отклоненияи в развитии в обретении разнообразного опыта контактирования с внешним миром. В настоящее время появились тенденции организовывать коррекционно-развивающую среду на участке с с выделением площадок для проведения различных видов деятельности, оздоровительных и культурно-масовых мероприятий. Наиболее рационально и целесообразно создание условий, когда дети разного возраста могут объединяться для проведения прогулки с переходом с одной площадки на другую для участия в физкультурных мероприятиях на мини-стадионе, где имеются беговые дорожки, баскетбольная, волейбольная, футбольная площадки, велотрек, дорожки для самокатов, автомобилей и других мобильных средств. (вставка, фаро, стр.58-59; asco,стр. 106-107, 110-113, 119-121; литтле, стр.28-31) Здесь же на площадке может находиться павильон для игр с малой подвижностью, где могут быть размещены игровые автоматы, тренажеры, кегельбаны и др. Рядом с этими сооружениями хорошо разместить плавательный бассейн с открытой водой и душевыми кабинами и устройствами для мытья ног, а также игровую площадку для игры с водой, песком и другими природными материалами. (вставка, литтле, стр.16-17, asco, стр.109-110) Желательно, чтобы весь спортивный комплекс был радиофицирован. Это обспечивает возможность привлечения детей с других площадок на общефизкультурные и массовые мероприятия и руководства ими. Для удобства проведения массовых меропрятий необходимо, чтобы здесь же было оборудовано помещение для хранения спортивного инвентаря и оборудования, где все предусмотрено в соответствии с их функциональным назначением и удобствами их переноски и возвращения на место. Наряду с этим на участке могут быть представлены сооружения для развлечения (карусели, качели, качалки) и различные виды атракционов и малых форм для обучения детей способам преодоления различных препятствий (влезание, залезание, подлезание, подтягтвание). (вставка, литтле, стр. 2-3, стр.11,16,17,18-25) Создание спортивно-оздоровительного комплекса с элементами развлечения детей на прогулке позволяет руководителю физического воспитания спланировать свою работу, как подгруппового, так и индивидуального характера, исходя из своеобразия физического развития детей. Важную роль играет организация условий для общения детей с природой. При этом важно обеспечить детям возможность для ознакомления с разными видами растительного мира: деревьями, кустарниками, цветами. Наряду с тем, что у детей должен складываться мир предметных представлений о растениях, необходимо, чтобы дети учились бережному отношению к природе, гармоническому слиянию с красотой природы. Поэтому очень важно, чтобы по периметру участка высаживались те декоративные кустарники, которые бы являлись зеленым щитом и в то же время, дети могли наблюдать окружающий мир за территорией детского сада. Следует сказать об эстетике заборов вокруг детских садов. Чаще всего они неэстетичны и непривлекательны. Именно вьющиеся растения, цветущие кустарники, кустарники, подстриженные под различные геометрические фигуры: шара, куба, конуса упражняют детское зрение в наблюдении органического слияния архитектуры и зелени. Хорошо было бы, если на территории детского сада было выделено место для теплицы со всем необходимым оборудованием для ухода и выращивания растений, где бы дети старшего дошкольного возраста вместе с садоводом, цветоводом приобретали опыт ухода и выращивания растений. Еще лучше, если имеется помещение зимнего сада, тогда теплицы, зимний сад и живой уголок с птицами и мелкими животными сливаются в единый ансамбль по формированию у детей знаний, навыков и умений общения с природой и бережного отношения к ней. При этом и зимний сад, и теплица, и огород рядом с ней, все это место не только для труда и наблюдений, но и место, где можно проводить другие мероприятия. В зимнем саду дети могут зимой послушать пение птиц, спеть сами песню, вспомнив о том, как хорошо было на природе летом. Более того, при уходе за растениями и животными сюда приходят те дети, которые проявляют к этому особый интерес или психологическую готовность участвовать в различных видах труда в природе и контактирования с ней. Наиболее рационально для развития игровой деятельности детей имеет оборудование игровых павильонов (игротеки, где представлены все виды игрушек для развертывания сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и других видов игр). Это дает возможность объединять детей в игры в зависимости от их уровня развития, а также обеспечивает детям наиболее благоприятные условия для развития коммуникативной деятельности. Например, маленькие дети получают возможность наблюдать игры старших детей, которые иногда могут вовлекать их в свои игры. Для более широкого общения детей на прогулке можно выделить площадки для развития детского творчества с набором соответствующей атрибутики. Например, рисование на пленере (на воздухе) с натуры. Для этого детям обеспечивается сумка с набором изобразительных средств, складной мольберт и стульчик, что позволяет им сесть ближе к цветку на клумбе, внимательно рассмотреть и рисовать. На площадке для театральной деятельности дети могут показывать кукольный, теневой, пальчиковый театры. Одним из любимых мест для детей может стать танцевальная площадка, где они могут водить хороводы, исполнять народные танцы. Подражая молодежи, дети могут исполнять современные танцы с своим диск-жакеем, роль которого могут исполнять как взрослые, так и дети. Чтобы окунуться в мир сказок дети могут забрести на поляну сказок, где созданы отдельные эпизоды из известных детям сказок. Использование этой поляны может быть разнообразным. Здесь можно провести различные психотренинги, викторины, праздники сказочных героев. Здесь же можно учить детей играм-драматизациям по сказкам, а объединить можно детей разного возраста и с разным уровнем развития. Вместе с тем на участке должны быть индивидуальные скамейки, беседки для спокойного отдыха, релаксации, а также теннистые аллеи для спокойных прогулок и места для спокойных игр. Здесь могут быть размещены шахматные домики, уголок для рассматривания и общения с книгой и если возможно – видеосалон. В настоящее время в альтернативу ручному труду создано большое количество дидактического материала, развивающие ручные умения детей под названием «Пакеты хобби», где даны наборы для изготовления различных поделок. Их можно иметь, как в помещении, так и на участке детского сада, особенно в летнее время. (вставка, фаро, стр.66-81) Все эти поделки могут быть представлены на разных конкурсах, праздниках детского творчества, ярмарках и т.д. Организация такой коррекционно-развивающей среды на прогулке требует от педагогического коллектива распределения обязанностей на прогулке, потому что за каждым педагогом закрепляеся определенный участок работы на прогулке и соответствующее общее планирование прогулочных мероприятий, а у детей появляется выбор тех занятий, которые особенно привлекают и занимают их. При этом, чтобы дети знали, где, когда найти своего педагога, чтобы идти в помещение, можно обозначить места сбора и ввести звуковые, световые ориентиры и сигналы о начале или окончании тех или иных мероприятий на прогулке. Например, дети слышат мелодию Д.Кобалевского «Походный марш» и собираются в указанных местах, беседках, павильонах, где ждут их взрослые. Таким отразом они вместе отправляются в группу. Здоровый отдых, различные оздоровительные процедуры, рациональная организация смены различных форм и содержания занятий на прогулке, широкое поле общения между детьми и взрослыми, через систему организованных мероприятий, делает прогулки не только желанными, но и снимают многие проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. . |