Общая психология. _Гамезо М.В., Общая психология. Учебнометодическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5985345696
Скачать 3.52 Mb.
|
ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕПОНЯТИЕ Воображение (фантазия) — это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в но вых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»). Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступает мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображения недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Воображение следует отличать от галлюцинаций. Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизвольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жизненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства. ФУНКЦИИ Воображение выполняет прежде познавательную функцию. Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познавательных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может «замещать» неудовлетворенные потребности. Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная анали-тико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы. ТЕОРИИ Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических функций, особенно мышления; связь с творчеством и др. Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести воображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творческих образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. Не смогли объяснить воображение и последующие направления в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию. Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе воображения, которые были им осмыслены в результате изучения воображения в детском возрасте. Главная мысль Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что: 1) между мышлением и воображением нет антагонистической противоположности. В творчестве воображение является совершенно необходимым моментом реалистического мышления; 2) мышление нетождественно воображению. Между ними существует противоположность. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышления А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым. Рис. 30. Виды воображения Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания. Воображение воссоздающее- вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные. Воображение продуктивное- вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности. Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Мечта- самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее. Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни. Воображение конкретное- создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др. Воображение абстрактное'- создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др. СВОЙСТВА Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. К приемам творческого воображения относят: Комбинирование (агглютинация) (рис.31 а), Акцентирование (рис. 31 в, г), Гиперболу (рис. 31 а - Трехглавый змей), Типизацию (рис. 31 д), Литолу (рис. 31 б), Схематизацию (рис. 30 на с. 126) Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возникающих образов. Воображения: широта - определяется количеством образов, которые способен создать человек. Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью. Воображение: комбинирование- простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п. Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.). Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.). Воображение: схематизация - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психологии известны различные типологии: темпераментов, характеров и др. РАЗВИТИЕ Воображение формируется в детстве под воздействием развития мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспериментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мышления. На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) - воображение развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, на рис. 32 - это линия НВ. Мышление же начинает развиваться позлее, и процесс идет медленно (линия РМ). В точке «В» обе линии почти совпадают. Критическая фаза ВМ. Это не значит, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как далеко отходит от рассудка. Воображение ребенка совпадает с воображением взрослого лишь в реальности элементов, из которых оно строится, и в эмоциональном компоненте. В критической фазе происходит глубокое преобразование воображения, превращение его из детского субъективного во взрослое объективное. На 2-м этапе - с момента встречи двух линий воображения и мышления (в точке «О») дальнейшее развитие воображения идет по линии ВК 11 МО. Теперь воображение и мышление идут в ногу. Так бывает не у всех. У некоторых воображение опускается по линии ВП (свертывание воображения), но не уходит совсем, а делается случайным. Сензитивный период развития воображения - дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых (Л.С. Выготский). Для развития воображения, однако, необходимы определенные условия: наличие неопределенных ситуаций, развитие мышления (например, способность видеть целое раньше части; способность к переносу функций предметов на другие предметы и т.п.), определенные виды деятельности (игра, рисование, лепка и т.д.), противоречия в жизни и опыт выхода из них, бесстрашие здесь и теперь. НАРУШЕНИЯ К нарушениям воображения относятся так называемые галлюцинации воображения. К ним относятся феномен «оживления» неодушевленных предметов и др., которые возникают при различных заболеваниях. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Люди отличаются между собой: - по яркости образов воображения. Сила воображения может быть разной. Так, А.Н. Толстой «разговаривал» с героями своего романа «Хождение по мукам» как с реальными людьми; - по правдивости (реальности, критичности). Образы могут быть нереальными, фантастическими или образами реального мира; - по широте. Широта воображения - это способность использовать образы разной природы (настоящего, прошедшего, будущего, технические, образы искусства и пр.); - по произвольности. Произвольность воображения - это умение подчинить воображение задаче, организовать его; - по устойчивости. Устойчивость воображения - это способность сохранять «полет» воображения (вдохновение); - по типу преобладающих образов. Преобладающие образы воображения могут быть: зрительные, двигательные, тактильные и др. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные Экспериментальные исследования в области воображения в основном базируются на лонгитюдных наблюдениях и анализе результатов деятельности воображения в различных видах деятельности, чаще всего - творческой. Известный исследователь воображения Т. Рибо строит свои теоретические выводы на изучении результатов творчества выдающихся мыслителей, музыкантов, художников и т.п. Диагностические Для диагностики развития воображения используют: - метод изучения продуктов деятельности (рисунков, картин, поделок и др.); - методику трех слов (Штерна): а) написать сочинение на три заданные слова; б) составить как можно больше предложений на три заданных слова. - показатели: случайность, банальность, оригинальность. - методики на воссоздание или достраивание образов, например, воссоздать образ или достроить фигуру. - также тесты: Роршаха, Торренса и др. |