Профессиональная-этика-и-служебный-этикет. Учебнопрактическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность
Скачать 0.94 Mb.
|
Список использованных источников 1. Беляев, Г.Г. Этика и этикет : учебное пособие / Г.Г. Беляев; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. – Москва : Альтаир : МГАВТ, 2011. – 147 с. 2. Бороздина, Г.В. Психология и этика деловых отношений : учебное пособие / Г.В. Бороздина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 311 с. 3. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет : учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. – Москва : Дашков и К, 2015. – 144 с. 4. Вяткин, Л.Н. Этика и управление : учебное пособие / Л.Н. Вяткин. – Санкт-Петербург : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 169 с. 5. Гартман, Г.В. Деловой этикет : учебное пособие / Г.В. Гартман. – Москва : ИНФРА-М, 2011 – 214 с. 6. Дорофеева, Т.Г. Этика профессиональных отношений : учебно- методическое пособие для бакалавров / Т.Г. Дорофеева. – Пенза : РИО ПГСХА, 2014. – 132 с. 7. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Дусенко. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 224 с. 8. Егоров, П.А. Этика : учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 158 с. 9. Загорская, Л.М. Профессиональная этика и этикет : учебное пособие / Л.М. Загорская ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : НГТУ, 2012. – 292 с. 10. Зеленская, О.И. Профессиональная этика : учебное пособие / О.И. Зеленская. – Санкт-Петербург : ИНФРА-М, 2013 – 157 с. 11. Колмогорова, Н.В. Основы общей и профессиональной этики и этикета : учебное пособие / Н.В. Колмогорова ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск : Издательство СибГУФК, 2012. – 276 с. 12. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления : учебное пособие / Т. Ю. Анопченко [и др.]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 380 с. 13. Левин, Е.Н. Профессиональная этика : учебное пособие / Е.Н. Левин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013 – 249 с. 14. Национальный этикет : учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» ; авт.-сост. Г.И. Малявина, В.В. Василенко и др. – Ставрополь : СКФУ, 2015. – 193 с. 68 15. Ожегова, С. И. Толковый словарь русского языка. – Москва : ИНФРА-М, 2010 – 317 с. 16. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / В.Я. Кикоть, И.И. Аминов, А.А. Гришин; ред.: В.Я. Кикоть. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 560 с. 17. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 2013 – 324 с. 18. Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса : учебное пособие / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – 7-е изд. – Москва : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 276 с. 19. Семенов, А.К. Этика менеджмента : учебное пособие / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – 5-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 272 с. 20. Сидоров, П.И. Деловое общение: учебник / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. – 2-е изд., перераб. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 384 с. 21. Симонова, Л.А. Этика делового общения : учебник / Л.А. Симонова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 362 с. 22. Скворцов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под ред. А.А. Гусейнова. – Москва : Юрайт, 2012. – 306 с. 23. Сухих, А.В. Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности : учебное пособие / А.В. Сухих, Н.И. Корытченкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. – 290 с. 24. Щекин, В.О. Этика и этикет в современном обществе : учебное пособие / В.О. Щекин. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 227 с. 25. Фионова, Л.Р. Этика телефонных переговоров // Секретарское дело. – Москва, 2012. – № 1, – С. 46-51. 26. Фионова, Л.Р. Этикет деловой женщины. А что под этим понимать? // Секретарское дело. – Москва, 2014. – № 5, – С. 52-55. 27. Фионова, Л.Р. Умение вести беседу – важная составная часть авторитета делового человека // Секретарское дело. – Москва, 2015. – № 9, – С. 52-58. 69 Глоссарий Аккуратность – психологическое понятие, положительная волевая черта характера личности, выражающаяся в умении пунктуально (точно, тщательно) выполнять или соблюдать условия той или иной деятельности. Аксиология – (греческое – учение о ценностях). Ценности определяются, прежде всего, с точки зрения классовых интересов (т. е. политики), непосредственно связаны с экономическими интересами. Альтруизм – моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе других людей, готовность жертвовать для них личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму. Атеизм – система научных взглядов, отвергающих веру в существование сверхъестественных сил, Бога, религию в целом. Бережливость – психологическое понятие, нравственное качество личности, выражающееся в экономном отношении к материальным и духовным ценностям и умении их целесообразно использовать. Бережливость тесно связана с такими чертами личности, как дисциплинированность, экономность, организованность, аккуратность. Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Взаимоотношения – базовое социально-психологическое понятие, которое представляет собой субъективное (субъект – субъектные) связи между людьми, возникающие в результате фактического взаимодействия представителей различных социальных групп. Взаимопонимание – социально-психологическое понятие, это способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при которых максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. Вина – междисциплинарное понятие. В психологии понимается как фундаментальная эмоция или эмоциональное состояние человека, выражающее моральное отношение к другим людям и обществу в целом в результате каких-либо своих действий и поступков. Важной составной частью является осознание факта нарушения каких-либо норм. Воля – сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Воспитание – процесс, направленный на подготовку людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций. Под воспитанием (в узком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству и управлению этим процессом в соответствии с интересами тех или иных классов. 70 Воспитанность – педагогическое понятие, означающее уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств; результат воспитания. Гедонизм – нравственная позиция, которая сводит все многообразие человеческих стремлений к получению наслаждений. Героизм – особая форма поведения людей, которые в борьбе за достижение прогрессивных возвышенных целей проявляют доблесть, мужество, самоотверженность, вплоть до самопожертвования, используя при этом нравственно оправданные средства. Гордость – психологическое понятие, одна из базовых эмоций, выражающаяся в удовлетворенности собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи. Некоторые отечественные авторы относят гордость к моральным (нравственным) чувствам, в нем выражается внутреннее достоинство и самостоятельность личности. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку, являющаяся относительной в ряде других ценностей мира и общества. Таким образом, гуманизм – это осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является его образом жизни. Доверие – способ воспитания личной ответственности, формирования убежденности и готовности человека добросовестно и с инициативой выполнять возложенные на него обязанности, повести за собой других людей для решения сложных задач Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловой этикет – это определенные нормы и правила, регламентирующие стиль работы деловых людей, манеру их деловых контактов, а также их внешний вид. Долг – в философии – это внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство. Духовные потребности – потребности человека в духовной культуре, сложившиеся в ходе общественно-исторического развития. Жесты – психологическое понятие, представляет собой одно из невербальных средств общения, выразительные движения рук и других частей тела, несущие определенную смысловую нагрузку. Идеал – психологическое понятие, элемент направленности личности, понимаемый как идеальный образ, определяющий способ мышления и поведения человека и общества, активная сила, организующая сознание и деятельность людей. Имидж – социально-психологическое понятие, которое означает сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоциональный образ объекта. В качестве объекта имиджа может выступать конкретная личность, профессия, организация, товар или услуга. 71 Интеллигентность – психологическое понятие, это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданием, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к людям, занятым умственным трудом. Коммуникации – сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых необходим для того, чтобы сделать мысли одного человека понятными для другого. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура мышления – способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления. Культура поведения – сочетание определенных норм поведения человека в быту, коллективе, обществе, характеризующих уровень его внутренней и внешней культуры, а также общий уровень культуры населения. Культура речи – нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям, предъявляемым к языку, умение творчески использовать языковые средства в зависимости от условий общения, цели и содержания выступления. Лживость – индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Менталитет – междисциплинарное понятие. В широком смысле – это совокупность принятых и в основном одобряемых определенным обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, который отличают его от других человеческих общностей. В осознании отдельного члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни. Являясь – наряду с наукой, искусством, мифологией, религией – одной из форм общественного сознания, менталитет не закреплен в материализованных продуктах, а, если так можно сказать, растворен в атмосфере общества, имеет национальный характер. В узком смысле – это целенаправленность и склад мышления личности, группы. Мораль – форма общественного сознания и социальной практики, область индивидуального сознания личности, специфический вид социально- управленческой деятельности, представляющая собой внутренне цельную систему нравственных отношений и требований, выраженных в повелительных и оценочных нормах, принципах, категориях и идеалах, верность которым носит в основном добровольный характер. Мужество – морально-психологическое качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, 72 преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели. Мышление – высшая форма отражательной деятельности человека, заключающаяся в познании действительности, ее существенных связей и отношений, ее законов. Национализм и интернационализм – междисциплинарные понятия, связанные между собой. Национализм – в этнопсихологии понимается как идеология, социальная практика, групповое поведение, основанное на представлении о примате национальных интересов своего этноса над интересами других этносов и индивидуальными правами человека. Имеет сложный и неоднозначный характер, так как первоначально обладал прогрессивным значением и был направлен на обеспечение борьбы за свободу и суверенитет наций, однако впоследствии приобрел агрессивный и нетерпимый характер. Крайняя, наиболее опасная форма национализма называется шовинизмом. Интернационализм – идеология, обратная национализму, в ее основе лежат идеи равенства и взаимопомощи людей различных национальностей, а также уважения к национальным особенностям и традициям, интереса к национальной культуре. Ненависть – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Нигилизм – умонастроение и практические действия, представляющие отрицание общепринятых культурных ценностей и идеалов, концепций, норм, образа жизни и т. д. Нравственность – 1) в широком смысле – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; 2) в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Нравственные качества и чувства личности – психологические понятия, тесно связанные между собой. Нравственные качества личности понимаются как совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих ее устойчивое поведение по тношению к обществу и другим людям. Занимают промежуточное положение между индивидуально- психологическими и социально-психологическими качествами личности, могут иметь позитивную и негативную направленность. Нравственные ценности – ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивидов, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. 73 Оптимизм – понятие, характеризующее систему представлений о мире, в центре которой лежит жизнеутверждение, позитивное отношение к окружающей объективной реальности, к будущему. Ответственность – междисциплинарное понятие, которое в широком смысле означает обязанность отвечать за свои действия и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность имеет следующие значения: 1) в общей психологии и социальной психологии – специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающейся в сознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий, в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни. Одной из частных форм ответственности является социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и социального целого, а не узкоэгоистических интересов, придерживаться принятых норм и исполнять ролевые обязанности; 2) в психологии управления – форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях профессионального разделения труда и другие. Отзывчивость – способность к сопереживанию, внутренняя готовность к сочувствию и активной помощи другому человеку. Поступок – психологическое понятие, это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к миру в целом. Поступок – основная единица социального поведения личности. Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями с учетом потребности в специалистах. Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера профессии, и к обществу в целом. ПЭ обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Религия – междисциплинарное понятие, которым обозначается мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование сверхъестественных сил (Бога, божества). Религия представляет собой форму общественного сознания. Референтность – социально-психологическое понятие, которым обозначается приписывание индивидом важности определенным социальным группам или их членам, связанное с его стремлением принадлежать (реально или виртуально) к данным группам. Понятие ввел американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от 74 того, с какой группой они себя соотносят. Референтность понимается как особое качество личности, выступающее также фактором персонализации. В зависимости от ситуации референтность может проявляться по-разному. Ее объектом может быть значимый другой, группа, идеал и др. Специфика референтности состоит в том, что направленность субъекта на некий важный для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Речь – междисциплинарное понятие в психологии – базовое психологическое понятие, психический познавательный процесс, представляет собой средство коммуникативной деятельности, опосредованное языком. Речь связана со всеми психическими познавательными процессами, но больше всего – с мышлением, так как является средством осуществления мыслительных операций. Большинство ученых рассматривает речь как деятельность речевую, структура которой включает фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля. В зависимости от вида речевой деятельности различают внешнюю речь (служит целям общения) и внутреннюю (служит механизмом сознания, мышления). Внешняя речь разделяется на устную и письменную. Устная речь может быть монологической или диалогической, а письменная – отсроченной и непосредственной. Часть устной и письменной речи, которая отличается наибольшей употребимостью, называется разговорной. Внутренняя речь объединяет три типа: внутреннее проговаривание, собственно внутреннюю речь и программирование. Самовнушение – процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают. Саморегуляция – междисциплинарное понятие, означающее целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом. Человек – в значительной мере саморегулирующаяся система. Он наделен психологическими и физиологическими механизмами приспособления к меняющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Совесть – междисциплинарное понятие, в психологии понимается, как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний. С. основана на самосознании или понимании человеком своего поведения, нравственного облика, способностей, качеств, внешности и пр. самооценке или приписывании индивидом ценностей себе или отдельным своим качествам; самоконтроле личности или умении управлять собственным 75 поведением и деятельностью. С. как изначально нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Социализация – базовое социально-психологическое понятие, обозначающее двухсторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отношений, в которых он развивается, с другой стороны. Социализация имеет пять характерных особенностей: осуществляется как в формальных институтах, так и в неформальных объединениях; может быть регулируемой и целенаправленной (называется воспитанием) или нерегулируемой и стихийной; носит субъективный характер; одновременно является приспособительным и развивающим процессом; продолжается непрерывно всю жизнь. Страдание – междисциплинарное понятие, в широком смысле обозначающее состояние, противоположное удовольствию. В психологии имеются следующие значения: 1) фундаментальная эмоция, которая выражается в ощущении одиночества, падении духа, жалости к себе; 2) отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся достоверной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, часто протекает в форме эмоционального стресса; 3) форма переживания физической или психической боли. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стыд – междисциплинарное понятие, в широком смысле понимаемое, как состояние осознания несоответствия собственных поступков и помыслов не только нормам и ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении. Суждение – форма логического мышления, связь между несколькими понятиями в виде утверждения или отрицания чего-либо. Традиции – механизм хранения, передачи воспроизводства и закрепления социального опыта, способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений. Фрустрация – психологическое понятие, которое обозначает состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Фрустрация может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Фрустрация сопровождается гаммой негативных эмоций: гневом, раздражением, виной и другим; высокий уровень фрустрации ведет к дезорганизации деятельности. 76 Ее возникновение зависит не только от объективной ситуации, но и от индивидуально-психологических особенностей личности. Частые фрустрации ведут к формированию агрессивности, комплексу неполноценности. Ценность – понятие, с помощью которого характеризуется социально- историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. Ценностные ориентации – психологическое понятие, компонент направленности личности. Обозначает разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной зависимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Эгоизм – нравственный принцип, признающий приоритет частного интереса над интересами общества и окружающих людей, превращающий этот интерес в основной мотив деятельности. Эмоции – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающие в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений для осуществления его жизнедеятельности. Эмпатия – психологическое понятие, представляет собой постижение эмоционального состояния, проникновение – в чувствование в переживания другого человека. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как формы общественного сознания, как важнейшие стороны жизнедеятельности человека. Этикет – установленный порядок поведения в соответствии с правилами учтивости и вежливости, отражающий эпоху и особенности культуры страны. Современный этикет диктует правила поведения для профессиональных групп Этикет служебный – понятие психологии и педагогики служебной деятельности, которая означает совокупность правил поведения служащих, соблюдения служебной вежливости, принятых и нормативно закрепленных в организации. Выполнение служебного этикета начинается с соблюдения манер поведения служащего, к которым относят выправку, походку, жесты, позы и речь. |