Профессиональная-этика-и-служебный-этикет. Учебнопрактическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 38. 05. 01 Экономическая безопасность
Скачать 0.94 Mb.
|
0 А.О. Ульмясбаева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке А.О. Ульмясбаева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» Ульяновск Зебра 2018 2 УДК 174 ББК 87.7 У 51 Автор-составитель: Ульмясбаева Анастасия Олеговна – старший преподаватель кафедры «Экономики и управления» филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в городе Новокузнецке. У 51 Ульмясбаева А.О. Профессиональная этика и служебный этикет: учебно-практическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность». – Ульяновск: Зебра, 2018. – 96 с. Учебно-практическое пособие направлено на формирование у студентов научных представлений о теоретических основах и особенностях современной практики профессиональной этики и служебного этикета. Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссий, практические задания, тесты для самооценки, призваны закрепить у обучающихся теоретический материал, расширить кругозор, освоить необходимые навыки самостоятельной работы и сформировать системный подход к анализу проблем профессиональной этики в сфере экономической безопасности. Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», кроме того, будет полезно всем тем, кто интересуется вопросами профессиональной этики и служебного этикета. Рецензенты: Андреенко Е.А., к.и.н., доцент кафедры «Экономики и управления». Нагрелли Е.А., к.п.н., доцент кафедры «Экономики и управления». УДК 174 ББК 87.7 ISBN 978-5-6041955-4-3 © Ульмясбаева А.О., 2018. © Оформление. Издательство «Зебра», 2018. 3 Содержание Введение 5 Тема 1. Этика как философская наука 6 1.1. Природа и сущность этики 6 1.2. Структура, функции и принципы морали 8 1.3. Основные этические направления 11 Контрольные вопросы 13 Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссии 14 Практическое задание 14 Тема 2. Профессиональная этика как инструмент взаимоотношений и взаимодействия в области экономической безопасности 16 2.1. Понятие и сущность профессиональной этики 16 2.2. Виды профессиональной этики 18 2.3. Нормы и принципы профессиональной этики 19 2.4. Кодекс профессиональной этики 23 Контрольные вопросы 25 Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссии 26 Практическое задание 26 Тест для самооценки 27 Тема 3. Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики 29 3.1. Этика управления как наука 29 3.2. Руководитель и его место в нравственной жизни коллектива 32 3.3. Структура деловых отношений и механизмы их нравственной регуляции 35 Контрольные вопросы 38 Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссии 38 Практическое задание 38 4 Тест для самооценки № 1 40 Тест для самооценки № 2 41 Тема 4. Основные элементы делового этикета 44 4.1. Основные понятия этикета 44 4.2. Требования и принципы делового этикета 45 4.3. Составляющие делового этикета: внешний вид, одежда, манеры, правила поведения 46 4.4. Речевой этикет 51 Контрольные вопросы 56 Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссии 56 Практическое задание 56 Тест для самооценки № 1 58 Тест для самооценки № 2 59 Итоговый тест 61 Список использованных источников 67 Глоссарий 69 Приложения 77 5 Введение Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» в настоящее время обладает большой практической значимостью, и ее изучение, безусловно, является актуальным. Целью учебно-практического пособия «Профессиональная этика и служебный этикет» является формирование системы знаний об истории развития профессиональной этики, ее основных категориях; осознанного отношения к гражданскому и служебному долгу; представления об установки этических норм в сфере экономической безопасности. Задачами являются: изучение основных норм и требований профессиональной этики и служебного этикета; выработка умения создавать должный морально-психологический климат в коллективе; развить умение использовать профессионально-этические знания в решении служебных задач. Материал в пособие излагается доступно, тем самым позволяя обучающимся усвоить основные положения курса «Профессиональная этика и служебный этикет». В помощь студенту предлагаются вопросы для самостоятельного изучения и дискуссий, тесты для самооценки, глоссарий. В конце каждой темы даются вопросы, отвечая на которые, можно проверить, насколько успешно обучающийся усвоил пройденную тему. А также включены практические задания и тест для итогового контроля знаний студентов, что будет способствовать более полному усвоению теоретического материала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельность мышления. Настоящее пособие дает возможность использовать его и как в качестве базового, так и для самостоятельной работы студентов заочной, ускоренной форм обучения при изучении дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет». В учебно-практическом пособии был использован материал существующих учебных пособий, учтен опыт предшественников в данной области и предпринята попытка освещения рассматриваемых вопросов в контексте современной эпохи. 6 Тема 1. Этика как философская наука 1.1. Природа и сущность этики Этика – философское учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой – добро и зло. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса [11]. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми и ориентиром для выработки каждым человеком собственной стратегии и тактики «правильной жизни». Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под «этосом» понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало обозначать обычай, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями [22]. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки, Аристотель ввел термин «этика». После чего этику стали рассматривать как «практическую» философию», которая призвана ответить на вопрос: «Что мы должны делать?». Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Например, «нравственность» – 7 русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII в. и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним [11]. В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков (на уровне сознания), а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства [8]. Таким образом, если подходить к значению понятий «мораль» и «нравственность» с научной позиции, под моралью следует понимать субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы поведения людей. Нравственность выступает как объективные оценки поступков людей; высшие ценности. В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса). «Этика» – наука, область знания, а «мораль» или «нравственность» изучаются этикой, это ее предмет. Этика как наука исследует, что в жизни и в мире обладает для человека ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. Этические ценности, значение которых раскрывается через воспитание, этическое чувство, образуют систему, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т. д.), а на вершине располагаются высшие ценности. 8 1.2. Структура, функции и принципы морали Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Структура морали, нравственности многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, нормативный, личностный, философский подходы. В структуре этики выделяются две части: - теоретическая, которая описывает и объясняет мораль; - прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы. Следовательно, исходя из структуры этики, правомерно выделить следующие блоки: 1) история морали и этических учений; 2) теория морали: структура и функции; 3) нормативная этика и высшие моральные ценности; 4) прикладная этика; 5) этикет. История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также эволюцию морали с древности до наших дней. Теория морали представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях; объясняет эволюцию и механизм действия морали. Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, и предписывают определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни». Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией». В прикладную этику входят: - экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы; - профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (воинская этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика сервиса, этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, этика цензуры и др.); 9 - этика делового общения, выступающая как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий; - этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; - этика межличностного общения, изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия; - ситуативная этика, вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным. В прикладной этике рассматривается и этикет – как свод правил общения и поведения людей [1]. Практически все виды прикладной этики взаимосвязаны, взаимозависимы, и часто трудно определить, какой вид этики является в конкретном случае доминирующим. Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее следующих функций. 1. Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках. Индивид, оценивая поступки свои и других, получает неизбежно известное представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. 2. Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации. 3. Регулятивная функция морали состоит в том, что мораль регулирует и направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т. д.), внешним – нормы. Мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. 4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали и состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание другим поколениям. 5. Оценочная функция морали состоит в следующем: - оценка производится через базовые понятия морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть; в моральном сознании сущее 10 сопоставляется с должным; моральные оценки носят универсальный характер, распространяясь на все действия человека; - моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 6. Мировоззренческая функция. Мораль должна обосновать, оправдать нормы, указать, во имя чего они должны выполняться, неминуемо выводя индивида на постановку смысложизненных вопросов. Решение же этих вопросов невозможно без какого-то представления о мире в целом. Для того чтобы составить представление о мире, недостаточно одних лишь выводов науки, так как научная картина мира и мировоззрение – это совсем не одно и то же. Мировоззрение, кроме знания, включает в себя сложную гамму чувств. Мировоззрение в моральном сознании формируется через призму специфических понятий (добро, зло). Решение вопроса о смысле жизни и счастье, понимании добра и зла во многом зависит от характера представлений о мире. 7. Прогностическая функция. Мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего. В моральных правилах отражается желаемое бытие. 8. Идеологическая функция. Мораль является важной основой общественной жизни, ее реальным смыслом. Она охватывает все виды человеческого бытия, выступая своеобразным вектором сознательной жизни [3]. Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование и защиты достоинства личности идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. В основе принципа гуманизма лежит зафиксированная еще с древних времен идея уважительного отношения к другому человеку. Она выражается в золотом правиле нравственности «Поступай по отношению к другому так же, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей. Равенство в морали – отношение между людьми, в рамках которого они имеют одинаковые права на развитие творческих способностей, на счастье, уважение своего личного достоинства. Выражением принципа равенства в морали является золотое правило – при оценке поступков других людей человек должен исходить из тех же оснований, что и при оценке собственных. 11 Альтруизм (от лат. alter – другой) – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Справедливость – понятие морального сознания, выражающее не ту или иную ценность, благо, а их общее соотношение между собой и конкретное распределение между индивидами. Благоразумие – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья). Миролюбие – принцип морали и политики, основывающийся на признании человеческой жизни высшей социально нравственной ценностью и утверждающий поддержание и укрепление мира как идеал отношений между народами и государствами. Миролюбие предполагает уважение личного и национального достоинства отдельных граждан и целых народов, государственного суверенитета, прав человека и народа на собственный выбор образа жизни. Патриотизм (греч. pater – родина) – социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов [13]. 1.3. Основные этические направления Существует традиция классифицировать этические учения на основе представлений тех или иных мыслителей о смысле человеческой жизни. В этом случае в истории этики выделяются следующие направления. 1. Гедонизм – этическое направление, приверженцы которого считают смыслом жизни ориентиром удовольствие, наслаждение. Соответственно страдание воспринимается как очевидное зло, которое человеку необходимо избегать. 2. Аскетизм, его цель – подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринимающих чувственную жизнь человека как неистинную, греховную. Ведь для религиозного сознания истинная жизнь – потусторонняя, человек должен в первую очередь думать о духовном совершенстве. 3. Эвдемонизм – этическое направление, согласно которому смысл жизни в естественном стремлении человека к счастью. 4. Ригоризм – направление, главный принцип которого – подчинение воли человека нравственному закону («человек живет не для радости, а для совести»). Мыслители-ригористы утверждают, что истинная нравственность никаким образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противоречит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные проблемы, прежде всего, материальные. 12 5. Утилитаризм – этическое направление, в котором польза считается главной нравственной ценностью [7]. В основе утилитаризма лежит частный интерес. Для данного направления характерно стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Этические учения можно также классифицировать на основе представлений мыслителей о природе нравственности. В данном случае исследователями выделяются следующие направления. 1. Идеализм – этическое направление предполагает божественное, сверхъестественное обоснование нравственности. Принцип сверхъестественного обоснования возникновения нравственности имеет богатую традицию в истории этики. На первых этапах своего развития этика была настолько тесно связана с религией, что имело бы смысл говорить о своеобразном синтезе – религиозной этике. 2. Натурализм. Согласно этому направлению, нравственность выводится из некой естественной природы мира или человека. В этом смысле гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм в большей части этических учений воспринимаются как натуралистические. Натурализм в этике объективно противостоит представлениям о сверхъестественном источнике нравственности, ведь для него значимы земные ценности и идеалы. 3. Социальный историзм. В этот класс этических учений входят теории, рассматривающие природу морали в сфере социальной деятельности, считающие, что нравственные нормы детерминированы деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества. В основу классификации этических учений может быть положен аспект по отношению морали к разуму, в связи с этим исследователями выделяются следующие направления. 1. Рационализм. Суть этического рационализма заключается в стремлении сблизить нравственность и разум, найти для них общее основание или даже отождествить их. 2. Иррационализм – это учение основано на представлении об отсутствии какой-либо связи между разумом и нравственностью, в результате чего ставится под сомнение существование этики как науки, самой возможности рационального осмысления морали. По мнению представителей этого направления, нравственная деятельность опирается не на разум, а на интуицию, веру, инстинкт и т.п. [16]. Кроме этого, существует классификация этических учений на основе представлений мыслителей о количестве источников морали. 1. Монизм исходит из представления о едином источнике нравственного. В идеалистических концепциях морали им может быть, например, Бог, в натуралистических – природа, в социально-исторических – общество. В большинстве своем монистические учения воспринимают такое первоначало как Благо, иногда оно этически нейтрально. Злом в этическом монизме является своеволие личности. Это может быть осознанное 13 игнорирование человеком природной или общественной необходимости, выраженной в законах, или же противодействие Божественной воле. 2. Дуализм предполагает два источника морали. Обычно одно из начал воспринимается как доброе, а другое – как злое. Человеку в данном случае необходимо сделать выбор. 3. Плюрализм подразумевает множество нравственных начал. Они могут быть представлены в виде бесконечного числа личностей (монадология, экзистенциализм) [11]. В нравственных воззрениях есть элементы постоянно воспроизводящиеся, а есть преходящие. Это обстоятельство используется при следующих методологических построениях. 1. Абсолютизм. В рамках абсолютистской этики содержание нравственных идей признается неизменным, вечным, не зависящим от конкретной ситуации или исторических условий. Сторонники этического абсолютизма могут трактовать нравственные законы, например, как законы вселенной (натуралистическая этика), априорные истины (автономная этика) или как божественные заповеди (религиозная этика). 2. Релятивизм. Этический релятивизм выражается в том, что нравственным понятиям придается относительный, изменчивый и условный характер. Нравственные суждения не имеют объективного содержания, а выражают лишь субъективные эмоциональные установки тех, кто их высказывает. В этической мысли существуют разные представления о предмете этического знания. Наиболее значимые из них следующие. 1. Аксиология. К этому направлению в этике можно отнести мыслителей, сосредоточивших свое внимание на нравственных ценностях, их природе и происхождении. По их мнению, центральными являются проблемы идеала, добра и зла и т.п. 2. Деонтология. Философы этого направления сосредоточивают внимание на понятиях долга, и вообще должного: каким образом из представлений о должном складываются нравственные требования к человеку, каковы условия нравственной деятельности и т.п. [10]. Таким образом, перечисленные выше направления и принципы в истории и теории этики являются основными. С их помощью можно достаточно точно классифицировать этическое учение (определить существенные моменты, указать предшественников и последователей и т.д.). Контрольные вопросы: 1. Дайте определение «этики». 2. Кто и когда впервые употребил слово «этика»? 3. Что исследует этика (объект и предмет этики, главные проблемы)? 4. Кого называют основателями этики? 5. Что такое «мораль» и «нравственность»? 6. Раскройте структуру морали. 14 7. Перечислите и раскройте основные функции морали. 8. Охарактеризуйте основные принципы морали. 9. Перечислите основные направления этической теории. Вопросы для самостоятельного изучения и дискуссии: 1. Основные этапы развития этики. 2. Предпосылки исторического становления профессиональной этики. 3. Профессиональные кодексы в античности. 4. Развитие профессиональной морали в средние века. 5. Развитие профессиональной этики в Новое время. 6. Протестантская этика о профессиональном призвании. 7. Виды профессиональной этики. Практическое задание: 1. Определите, какие из следующих этических категорий ориентированы на самооценку, а не на общественное мнение: - честь; - достоинство; - совесть; - моральная свобода; - ответственность. 2. Прочитайте приведенный ниже материал, излагающий смысл «теории справедливости» Дж. Ролза и ответьте на вопросы по тексту. Джон Ролз, формулируя свои принципы справедливости, исходил из того, что равенство не всегда и не для всех является предпочтительным. Так, оно не может считаться благом, если достигается ценой ограничения экономической активности и ведет к общему низкому уровню жизни большинства населения, к равенству и нищете. Предпочтительней в этом случае является неравенство в богатстве, создающее основу компенсирующих преимуществ для каждого человека путем введения высокого прогрессивного налога, которым облагается богатство. Одновременно с этим государство должно принимать меры для улучшения положения наиболее нуждающихся (инвалидов, больных). С точки зрения Дж. Ролза, неравенство оправдано только до тех пор, пока оно приносит социально незащищенным слоям большую пользу, чем равенство. Если, например, снижение ставок подоходного налога у высокодоходных групп населения приносит для граждан с низким доходом большую выгоду, чем их сохранение, оно вполне оправдано (если ведет к созданию большего количества рабочих мест, к процветанию экономики, повышению общего благосостояния). В целом, это означает, что государство должно строить свою политику на основе равного отношения к равным и неравного отношения к неравным. 15 1. Почему, по мнению Дж. Ролза, равенство не всегда и не для всех является предпочтительным? В какой ситуации оно не может считаться благом? 2. В каком случае справедливым может быть и неравенство? Чем оно может быть оправдано? Приведите примеры. 3. Как Вы понимаете тезис ученого о «равном отношении к равным и неравном отношении к неравным людям» который, по его мнению, должен лежать в основе социальной политики государства? 3. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это: - гордиться символикой своей страны; - считать все свое лучшим, чем заграничное; - вести счет боевым победам своего государства; - любить свой народ; - «раньше думать о Родине, а потом о себе». Обоснуйте свой ответ. 4. Выберите из предлагаемых правил те, которые имеют отношение к морали: 1) надо чистить зубы по утрам; 2) уходя, гасите свет; 3) гражданин государства должен уважать его законы; 4) не сотвори себе кумира; 5) не лги; 6) дал слово – держи; 7) подвергай все сомнению; 8) всякий должен возместить нанесенный материальный ущерб. Какими критериями вы руководствовались? 5. «Золотое правило нравственности» гласит: «Чего себе не желаешь, того другим не делай». Примените его в различных ситуациях: - два предпринимателя спорят по поводу торговой сделки; - старый человек нуждается в помощи молодого; - вор крадет имущество разбогатевшего нечестным путем; - голодный крадет кусок хлеба; - подружки /друзья/ обсуждают знакомых; - гражданин отказывается от несения воинской службы. Универсально ли «золотое правило»? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни? 16 |