Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
Скачать 1.81 Mb.
|
Дуализм – философское учение, в соответствии с которым материальная и духовная субстанции рассматриваются как равноправные начала, лежащие в основании бытия. Идеализм (от греч. idea) – направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому. Идеализм объективный – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека. Идеализм субъективный – форма идеализма, принимающая за первичное человеческое (субъективное) сознание и отвергающая объективную реальность, существующую независимо от этого сознания. Императив – требование, приказ, закон, нравственное предписание (И. Кант); императив имеет силу лишь при определенных условиях; категорический императив – безусловный принцип поведения. Индукция (от лат. induction – наведение) – движение мысли от знания частного – знания фактов к знанию общего – знанию законов. И. является характерным для опытных наук приемом исследования, результат которого имеет вероятностный характер. В основе И. лежат индуктивные умозаключения, они проблематичны и не дают достоверного знания. Такие умозаключения как бы «наводят» мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже дается иными способами. В буквальном смысле индукция и означает «наведение». Иррационализм (от лат. Irrationalis – неразумное) – философское учение, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведении человека; противоположное – рационализм. Интуиция (от лат. intuition – созерцание) – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам или приобретенному опыту 225 Информация – наиболее распространенные определения понятия «И.» сводят к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Используется также определение И. как «отраженного разнообразия». Всякая И. обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; характеристика знания с точки зрения его соотношения как с материальным миром, так и областью идеального. Наиболее популярными в современной философии являются классическая (корреспондентная), когерентная и прагматическая концепции истины. Коэволюция (со – приставка, обозначающая в ряде языков совместимость, согласованность; от лат. evolution – развертывание ) – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие «К.» постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философии данное понятие часто используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Культура - 1) система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности; 2) совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности. Личность - относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, 226 потребности, интересы, мораль и т.д.) это выражение социальной сущности человека. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – тип философского мировоззрения, согласно которому первична материя (материальное), она несотворима и неуничтожима. Механицизм – односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения. Монизм – философское направление, признающее основой многообразия явлений мира одно начало, единую основу (субстанцию) всего существующего. Наука – 1) специфический вид деятельности по получению объективно-истинного знания, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; 2) система знаний, полученных в результате этой деятельности; 3) особый социальный институт, регулирующий научную деятельность; 4) особая область и сторону культуры. Научная революция – процесс коренного преобразования научного знания и деятельности. В результате Н.р. принципиально меняется видение мира, опровергаются существующие каноны и объяснительные модели. Ноосфера (букв. «сфера разума») сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором. Н. – особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочкой, все процессы которой испытывают на себе определяющее воздействие человеческой активности. Воздействие Н. знаменует собой новый, высший этап в развитии биосферы, когда могущество вооруженного наукой и техникой человека сравнялось или превзошло силы самой природы. 227 Пантеизм – философское направление, отождествляющее Бога и мир, т.е. Бог «растворѐн» в мире или тождественен миру. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца; в более узком смысле – модель, образец для решения исследовательских задач. Плюрализм – философская позиция в онтологии, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу субстанций, начал бытия, взаимодействие которых и порождает все богатство и разнообразие объективного мира. П. в гносеологии предполагает множественность оснований и форм знаний, методов познания. П. в аксиологии означает признание множественности ценностей и ценностных ориентаций. Позитивизм – философия позитивного (конкретно-научного) знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской проблематики, в особенности проблем онтологии. Прагматизм – философское течение, сторонники которого занимается изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий. Рационализм (от лат. ratio – разум) – тип философского мировоззрения, утверждающий, источником человеческих знаний является разум; принцип познания и деятельности, согласно которому разум и его требования являются основанием познания и деятельности людей. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами, опираясь на познание объективной необходимости. Сенсуализм – (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, признающее ощущения единственным источником и главной формой достоверного знания. 228 Синергетика – (от греческого «sinergia» – сотрудничество, содействие) – научная теория самоорганизующихся систем; новая научная парадигма, в которой реальность рассматривается как неустойчивая, представленная диссипативными, т.е. открытыми, балансирующими на грани порядка и хаоса, структурами. Сциентизм – мировоззрение, основанное на вере в науку как универсальное средство решений всех жизненно важных проблем человечества: абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества. Антисциентизм - мировоззренческая и идеологическая позиция, сторонники которой считают науку вредной и опасной силой, ведущей человечество к гибели. Счастье – центральная категория этики, обозначающая общую положительную оценку человеком своей жизни в целом, сопровождающуюся эмоциональным подъемом, ощущениями радости, удовольствия, блаженства. С. – это состояние наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноты и осмысленности жизни. С. выступает как высшая ценность и цель человеческой жизни. Техника (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) - 1) совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств: 3) совокупность технических знаний. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Технократизм – учение, абсолютизирующее роль техники и технологии и умаляющее роль человека в современном обществе. Сторонники Т. рассматривают человека преимущественно в качестве средства достижения определенных целей и объекта воздействия, а не в качестве цели и субъекта развития. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания Эмпиризм – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта (представители: Ф. Бэкон, Локк); противоположное – рационализм. Этика (греч. ethika, от ethos – нрав, обычай, характер) – философское учение, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Категории этики – добро и зло, страдание и наслаждение, долг, совесть, смысл жизни и др. Учебное издание Тогузова Людмила Изатбековна, Титкова Ольга Вячеславовна, Осипова Альбина Магомедовна Философия в вопросах и ответах Учебное пособие Издание выполнено в авторской редакции Подписано в печать 11.03.19. Формат 60х90 1 / 16 Усл. печ. л. 14,38. Тираж 200 экз. Заказ № J26.0219.001 Издательство «ОнтоПринт» 105187, Москва, Окружной проезд, д.15 Тел.: (495) 665-28-54 сайт: https://ontoprint.ru Отпечатано на полиграфической базе ИП Мархотина П. Ю. СПб., Лермонтовский пр., д.27 |