Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Философия как мировоззрение и наука

  • 3. Основные проблемы философии и ее структура

  • Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеУчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
    Дата28.04.2022
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия в вопросах и ответах. Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #502993
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании, соответственно, и в жизни людей. Внешней социальной формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов.
    Несмотря на некоторое сходство религии и мифа, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств:

    Жесткость и нерефлексивность религиозной догматики.
    Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом, поэтому вероучительные тексты считаются священными; они претендуют на знание абсолютной истины, которая не подлежит сомнению и пересмотру; критическое отношение к ним рассматривается как кощунство, недопустимая ересь.

    Главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного писания; доводы разума, логика, факты действительности имеют подчиненное значение.
    Итак, от философии религия отличается, прежде всего, тем, что объясняет процессы и явления окружающего мира наличием сверхъественного.

    11
    Философия в отличие от мифа и религии строится на принципах доказательности и обоснования, но при этом сохраняет изначальное родство с мифом. Особенно это хорошо видно на материале античной философии, чем и объясняется ее поэтичность.
    2. Философия как мировоззрение и наука
    О термине «философия». Слово «философия» древнегреческого происхождения; оно восходит к именам Фалеса
    ,
    Гераклита и Пифагора;
    затем, глубокий смысл этого понятия впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем
    .
    На русский язык слово
    «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад, но в различные эпохи слову
    «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Однако следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
    Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедея- тельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии. Итак, философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
    Философия как мировоззрение. Всякая философия представляет собой мировоззрение. Философия как мировоззрение есть результат отражения мира.
    Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно, с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это
    теоретически сформулированное мировоззрение.
    Философия формировалась и развивалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки.
    Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к

    12 возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания; в свою очередь рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.
    Философия как наука. Тем не менее, важной проблемой остается вопрос: наука ли философия или мировоззрение? А может быть философия – это всего лишь учение о методе (методология)?
    Действительно, философский способ познания – это система наиболее общих приемов теоретического и практического познания; это также способ построения и обоснования самого философского знания. Для многих наук философия выступает в качестве методологического базиса любых практических исследований (например, как социальная философия для социологии).
    Одновременно философия представляет собой науку: у нее есть все признаки науки – объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.
    Основные функции философии:

    Мировоззренческая; связана с понятийно-абстрактным объяснением мира.
    Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищенному от всего субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру; она стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям.

    Методологическая; функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика – в области физических явлений, биология – в области явлений живой природы, информатика – в области автоматизированных средств обработки и передачи информации и т.д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что философские методические ориентации применимы к любому объекту действительности; они необходимы как для

    13 глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.

    Прогностическая; функция, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира.

    Критическая; функция основывается на принципе сомнения и играет антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, общества, неизбежно становится критическим зеркалом; здесь выявляются изъяны, трагические разломы развития, предупреждения о возможных дисгармоничных процессах; даже обрисовываются картины разного рода катастроф.
    Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи; в этом заключается упреждающий смысл выдвигаемых перед обществом назревающих глубинных проблем.

    Аксиологическая; функция, заключающаяся в том, что философия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей
    (вечных, этических, эстетических, социальных и т.д.).

    Социальная; функция, способствующая объяснению и пониманию сущности социального бытия и его материальному и духовному совершенствованию.

    Духовно-гуманистическая; в этой функции заключается жизнеутверждающая роль философии, которая способствует выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защитить человека от духовной серости, потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь. Это функция гуманизации и защиты духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, ослепленности потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, глухоты к тому, что неограниченный рост потребностей ведет к необратимой деградации природной среды.
    Данная функция в

    14 современных условиях приобрела небывалую остроту внимания в научном сообществе.
    Итак, в структурном плане философия имеет немало моментов, подтверждающих ее научность и вхождение в сферу научного знания.
    Кроме того, философия соответствует определенным критериям
    научности:

    Объективности,

    Рациональности,

    Доказательности,

    Нацеленности на воспроизведение сущности, закономерностей объекта,

    Особой системности знания, упорядоченности по осознанным принципам.
    Научная философия требует строго обоснования своих утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками.
    Иными словами она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения
    (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое
    обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики.
    Также используются специфически философские методы категориального анализа, основы которых заложили такие мыслители как Сократ, Аристотель, Гегель и др.
    Все отмеченные критерии научности применимы к философскому знанию. Особенно это касается онтологии, гносеологии и методологии научного познания.
    Можно сделать вывод, что философия входит в состав научной сферы знания; философия – это наука, вид научного знания. Ее предметная специфика состоит в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
    3. Основные проблемы философии и ее структура
    Классическая философская литература свидетельствует о большом жанровом разнообразии философских произведений. Многообразие литературных вкусов и предпочтений раскрывает авторов-философов как создателей строгих теоретических трактатов (Аристотель, Кант,

    15
    Витгенштейн), умелых сочинителей художественных эссе (Монтень,
    Паскаль, Ницше) и даже пьес и романов (Ибсен, Достоевский, Сартр).
    Но это многообразие касается формы, а не содержания философских систем и учений.
    По содержанию же уже с древнейших времен философы выстраивали определенную структуру, последовательность в выдвижении и исследовании мировоззренческих идей. Так, стоики и
    Эпикур (IV—III вв. до н.э.) вычленяли три части философского знания:
    физику, логику и этику. Этика рассматривалась как высшая, завершающая часть философской мудрости. Она учила человека мудро жить, опираясь на знание природы и законы мышления, а это и есть высшая цель философии.
    Философы Нового времени, наследуя идеи античности, стали различать философию теоретическую (учение о законах бытия и познания) и практическую (этика, политическое и правовое учения).
    Теоретическая философия - завершение в сфере «практики».
    Структура философии предполагает не только обоснование количества философских дисциплин, но и их последовательность, соподчиненность. Свои варианты всеохватывающих философских систем предложили великие немецкие философы — Кант и Гегель.
    Систему «критической философии» Канта составляют его главные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Каждая из них посвящена исследованию одной из трех способностей человеческого духа: гносеология — способности познания; этика — способности желания; чувства прекрасного и возвышенного — способности к чувству эстетического удовольствия. Переставить, поменять местами эти три части философского знания так же нельзя, как нельзя поменять этажи здания.
    Гегель назвал свою систему энциклопедией философских наук. Он поставил перед собой задачу охватить, осмыслить все грани природной и духовной реальности. Вместе с тем система гегелевской философии внешне проста и тоже, как и у Канта, трехчастна. Эти три части выражают триаду диалектического развития: Абсолютную идею в ее чистом, доприродном состоянии; Абсолютную идею, воплощенной в природе и Абсолютную идею, воплощенной в Духе (в образовании культуры). Принцип триады сохраняется у Гегеля и дальше; гегелевские категории дробятся не в произвольном, а в строго последовательном, историческом порядке.

    16
    С течением времени структура философии изменялась и к началу
    XXI в. уже сложились новые современные аспекты философского знания; многие элементы этой структуры продолжают развиваться.
    Поэтому исследователи считают, вопрос этот находится всегда в процессе новых формирований.
    Итак, можно утверждать, что философия включает в себя особые проблемные области знания, а именно, философские дисциплины, главные из них:

    История философии

    Онтология (учение о бытии)

    Гносеология (теория познания)

    Антропология (учение о человеке)

    Этика (учение о поведении)

    Эстетика (учение о чувственности)

    Аксиология (учение о ценностях)

    Праксиология (практика)
    Также продолжаются процессы новых формирований в философской антропологии, философии науки, философии техники, философии культуры, философии религии; круг философских дисциплин постоянно расширяется. Особо следует сказать об истории философии, которая составляет центральный «нерв» любого философского исследования, выступая как взгляд философии на саму себя (философское самосознание).
    Философия выступает прежде всего как искатель первопричин, начал и оснований, как учение о началах и причинах, о принципах. Она всегда ведет речь о первом, общем, принципиальном, о первых началах и последних основаниях. По этой причине философия представляет собой также и исследование первых оснований и предпосылок мышления и деятельности.
    Философия развивается свободно. Поэтому философия не связана никакими безусловными авторитетами, религиозными верованиями, научными представлениями. В этих поисках первоначала всего существующего, или сущности, философы неизбежно приходили к понятию всеобщего, или единого.
    Подобная тяга к пониманию целого, вопрос о нем и стремление разрешить составляют суть философии.
    Философия – это еще и размышление или учение о мире в целом.

    17
    Многочисленные частные науки дают знание о конечном, относительном, обусловленном.
    Они опираются на факты, сосредоточиваясь на одном предмете. Между тем, стремясь к определенности, наука себя ограничивает. Специализация также влечет за собой ограниченность. Следует заметить, что такая односторонность и неполнота профессиональных, специальных знаний всегда сознается учеными. Поэтому неслучайно каждый из них во всех своих научных исследованиях и профессиональных занятиях руководствуется некоторой идеей целого.
    Основной вопрос философии – об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Он имеет две стороны:
     Что является первичным, исходным, начальным – материя
    (бытие) или сознание (мышление);
     Способно ли человеческое мышление познать мир?
    Таким образом, основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношение материи к сознанию и становится центром всей философской проблематики. Данный вопрос отражает реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии пытаются игнорировать сторонники антропологической и онтологической концепций.
    Вопрос о соотношении материи и сознания основной, поскольку без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы потому становятся философскими, что их можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию.
    В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии ученые разделились на два больших лагеря: материалистов и идеалистов.
    Сторонники
    материалистической
    философии считают: первичным, исходным является материя, природа; мышление, сознание, дух
    – вторичны, производны от материи.
    Приверженцы идеалистической философии утверждают, что первично сознание, мышление; материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных мировоззрений.
    Назначение философии. Приведем несколько высказываний, которые в разной степени проясняют предмет, смысл и назначение философии.

    18 1. Философы Сократ и Платонсчитали, что под воздействием философии человек «становится подлинно совершенным».
    2. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души» (Эпикур).
    3. Английский философ Т.Гоббсполагал, что недостаток философии причиняет много страданий.
    4. Русский философ Н.Бердяев пишет: «Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни» …Философия всегда была прорывом из бессмысленного… принуждающего и насилующего нас… мира к миру смыслов.
    В современном информационном обществе доминирует представление о ведущей роли масс-медиа, которые формируют человека нового типа. В этом случае книги, лекции, письменные тексты принимают вторичный, маргинальный характер; эра гуманизма, основанная на книге и образовании, близится к закату. Однако не ясно, как возможно сегодня единство автономных индивидов под мощным влиянием телевидения, прессы, интернета и т.д. Необходимость философии и заключается сегодня в том, чтобы преодолевать эту разобщенность через налаженный общественный диалог, воспитание и взаимное уважение людей по разным вопросам бытия.
    На вопрос, какая философия нужна человеку, можно ответить: философия выполняет важные критические функции и способствует пересмотру устаревших стереотипов. Но при всем своем критическом отношении к окружающему философия должна иметь жизнеутверждающий характер, внушать положительные чувства и мысли к достижениям людей.
    4.
    Философия
    Древнего
    Востока
    (общая
    характеристика)
    На Востоке развитие философской мысли осуществлялось в условиях деспотических государств; по этой причине развитие этой философии отличается от западной. Восточная философия уходила от внешних проблем и погружалась в проблемы, касающиеся человека.
    Для восточного типа философствования характерны религиозность и прежде всего этико-эстетическая проблематика. При этом философское учение выступает как завершенное знание, но требующее дополнительного обоснования.
    Очень часто эта философия представляет собой систему некоторых нравственно-религиозных

    19 кодексов и норм. По этому поводу Гегель писал, что восточный народ углубляется в пустую абстракцию как в бесконечное.
    Однако между философской мыслью Востока и философскими воззрениями Запада много схожего.
    1. На Востоке и Западе философия зарождается в лоне мифологии.
    2. На Востоке и Западе философия возникает как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.
    3. Оба типа философствования обращены к общечеловеческим ценностям, поэтому предусматривается овладение человеком философской мудростью; человеку следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.
    И восточная, и западная философия древнего мира занимаются проблемами добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости и др.
    Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и
    Востока в своих двух разновидностях – как объективный и
    субъективный. В философии Востока это – философия йоги, буддизма и
    джайнизма, конфуцианства, даосизма. В философии Запада – философия Пифагора и Пифагорейского союза, Сократа, Платона,
    элейская философия и др.
    Однако взгляды у многих восточных и западных философов не являются однозначно материалистическими или только идеалистическими. В них в равной мере представлены и те и другие идеи.
    В отличие от западной философской традиции философия Востока концентрируется на проблеме человека (для Запада характерен
    проблемный плюрализм).
    Восточная философия исследует проблему человека сквозь призму практики, жизнедеятельности людей и их образа жизни. В ней намного больше частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями и др. Так, буддистская философия сосредоточила свое внимание на проблемах иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания.
    Восточная философия органически вбирает в себя многие категории, предложенные еще мифологией. Часто обсуждаются

    20 категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Но параллельно восточная философия использует и собственно философские категории: движение, противоположность, единство, материя, сознание и др.
    Для восточной философии более характерно самопознание, нежели попытка выработать универсальные методы познания, как в философии западной.
    В восточной философии социальный аспект звучит по-особому: проблема «вселенского человека», рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей как залога самосовершенствования и управления другими людьми.
    Таким образом, вся духовная культура и философия цивилизаций
    Востока основана на обращении к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию; осуществление этих целей производится с помощью ухода от материального мира.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта