Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Философия Древнего Китая

  • Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеУчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
    Дата28.04.2022
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия в вопросах и ответах. Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #502993
    страница3 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    5. Философия Древней Индии
    Исследователи выделяют несколько периодов развития древнеиндийской философии; главные из них – ведийский и
    эпический. Эта философия начала формироваться с III тысячелетия до н.э.; мышление тесно связано с брахманизмом (учения брахманов – священников, жрецов), которые почитают священные книги – «Веды»
    (в переводе с санскрита — «знание»; тот же корень в русских словах
    «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу; они представляют собой собрание гимнов в честь богов.
    Ведийская философия – это тексты, которые делятся на четыре части.
    Самая древняя из Вед — Ригведа (Веда гимнов). Гимны жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. Первое жертвоприношение совершил первозданный вселенский человек
    Пуруша, от которого произошла вся Вселенная, и в том числе представители четырех каст индийского общества.
    Ригведа впервые представляет понятие Единого. «Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, всепроникающее, едина
    Заря, все освещающая, и едино то, что стало всем [этим]»
    1
    . Из единства реальности вытекает важное в философском смысле представление Вед о единстве истины, по-разному называемой мудрецами.
    1
    Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. М., 2010. С.19; 20-21.

    21
    В каждом человеке есть индивидуальная душа — атман, которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном, как воздух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т.д.
    Идеальная жизнь, по Ведам, предполагает жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого.
    Нравственный долг человека — дхарма — в соответствии с одним из древнейших индийских правовых трактатов «Законы Ману» предполагает наличие десяти качеств: постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негневливость».
    Философия упанишад. Поначалу слово «упанишады» означало буквально «сидение вокруг учителя с целью познания истины».
    Впоследствии этот термин стал распространяться на тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед – такие идеи, как единство всего сущего, космология, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д. На стадии Упанишад более ценятся не жертвоприношения, а размышления; Единое представляет собой безличное начало.
    Человек в Упанишадах образно определяется так: «Знай, что атман — это едущий в колеснице, тело — колесница. Знай, что разум
    — возница, мысль поистине узда. Говорят, что чувства — это кони, а то, что действует [на чувства], — их пастбище. Мудрецы говорят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаждающийся [атман]».
    Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо умирает, он скрывается и люди перестают его видеть»); она перевоплощается в другого человека, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни; другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядно в виде колеса жизни — сансары. Человек состоит из намерения. «Каков замысел человека в этом мире, таким он будет в том мире». Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т.е. возрождается растением), греха словесных деяний — к состоянию животного, греха умственных деяний — к состоянию человека низкого рождения.
    Так как чувственный мир — иллюзия, ищущий земных благ заблуждается; в поиске приятного он тем самым удаляется от истины.
    Жизнь в реальном мире неистинна, поэтому цель человека — достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вовсе.

    22
    Упанишады ориентируют на внутреннее очищение разума: «не ненавидь и не поддавайся гневу, злости и жалости». Этика Упанишад индивидуалистична, но в идеале индивидуализм преодолевается в слиянии с Единым. В стремлении к нему преодолевается эгоизм, из которого возникает все дурное.
    Интерес Упанишад к Единому объясняется тем, что человек смертен; единственный способ мыслить вечность в том, чтобы представить человека как часть, а еще лучше как тождество с Единым.
    Это и стало основной целью индийской философии.
    В эпический период идеи упанишад критикуются в «Бхагаватгите»
    (одной из книг эпоса «Махабхараты»). Среди наиболее значительных направлений данного периода – чарвака, джайнизм и буддизм.
    Чарвака – материалистическое учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Эта философская школа утверждает: основа сущего (истинный мир) – материя в виде четырех элементов, а именно – земли, огня, воды и воздуха; жизнь – производное от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.
    Этическая концепция Чарваки строится на приоритете наслаждений. Надо получать наслаждения не взирая на страдания.
    Добро и зло – это иллюзия человеческого воображения. Идеал поведения связан с гедонизмом – стремлением к наслаждению. В целом выделяется грубый гедонизм (еда, дом) и утонченный (искусство, творчество).
    Буддизм (возник в VI в. до н.э., как и другие школы индийской философии) – философская школа, существенной особенностью которой является ее этико-практическая ориентация. Основателем и высшим авторитетом считается Будда, т.е. просвещенный.
    Будда признавал следующие основные положения:

    Обусловленность всех вещей (все имеет причину);

    Карма – как принцип причинности;

    Несуществование души;

    Жизнь – как поток состояний сознания.
    Свое учение Будда изложил в виде четырех благородных истин:
    1. Жизнь есть страдание.
    2. Есть причина страданию – страсти и желания.
    3. Страдания можно прекратить.
    4. Существует путь преодоления страданий.

    23
    Будда предложил восьмеричный путь спасения, это правильные:
    1. Знания (четыре истины);
    2. Решимость (следовать пути);
    3. Речь (воздержание от лжи и болтовни);
    4. Деяния (хорошие поступки);
    5. Средства существования (честная работа);
    6. Усилия (делать добро);
    7. Суждения (о преходящей природе вещей);
    8. Сосредоточение (медитация).
    Согласно Буддизму, в Мироздании (Сансаре) существуют 3 сферы, которые включают 31 мир. (В некоторых школах говорят о четвертой высшей сфере для освобождения).
    1-я сфера – миры желания (11 миров): ад; скоты; неудовлетворенные духи; демоны; человек; с 6 по 11 мир – боги.
    2-я сфера – миры форм (16 миров): существа имеют тела, но не имеют желаний, пребывают в трансе.
    3-я сфера – миры без форм (4 мира): существа не имеют материальной основы и находятся в созерцании.
    Мир людей считается хорошим потому, что здесь короткая продолжительность жизни и существуют как страдания, так и удовольствия; так что, здесь легче осознать истинное бытие.
    Буддизм в начале I в. н.э. распался на 2 направления и 4 основные школы.
    6. Философия Древнего Китая
    VI – III вв. до н.э. – расцвет китайской философии; в Китае возникло множество философских школ, основные из них:
    1. Натурфилософы – сторонники учения о инь и ян;
    2. Конфуцианство – «школа служилых людей»;
    3. Даосизм.
    На формирование китайской философии повлияла китайская мифология. Для этой мифологии характерно обожествление природы – неба и земли. Каждая вещь, явление имеют своего покровителя – демона. Правящее начало обозначается символом «Небо». Небо – высшая сила, судьба, определяющая жизнь и смерть, бедность и богатство.
    1. Философское представление о природе
    Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле.

    24
    «Вода увлажняется и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подчиняется [внешнему воздействию] и изменяется, земля принимает посев и дает урожай»
    2
    Пять стихий соотносятся с пятью вкусовыми ощущениями. «То, что увлажняется и течет вниз, создает соленое; то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое; то, что подчиняется [внешнему воздействию] и изменяется, создает острое; то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое».
    В «Книге перемен» большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. Эти начала: «ян» и
    «инь» — соответственно светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное.
    Представление о двух противоположных началах, взаимодействие которых является движущей силой раздвоения мира, получило название диалектики.
    В «Толкованиях к "Книге Перемен"» образование мироздания объясняется так.
    Первоначально существовал хаос.
    Борьба противоположностей внутри него привела к становлению неба и земли.
    В результате их взаимодействия сформировались четыре сезона года, а установившееся единство между небом, землей и четырьмя сезонами привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор и болот, а также человеческого общества.
    Китайская диалектика была не разрушительной, а созидательной; в ней большое значение имели понятия гармонии и «золотой середины»
    («держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину»).
    О гармонии применительно к человеку сказано так: «Когда не проявляют удовольствия, гнева, печали и радости, это называется
    [состоянием] середины. Когда их проявляют в надлежащей степени, это называется [состоянием] гармонии. Середина является наиважнейшей основой [действий людей] в Поднебесной; гармония – это путь, которым должны следовать [люди] в Поднебесной. Когда удается достигнуть
    [состояния] середины и гармонии, в природе устанавливается порядок и все сущее расцветает».
    Китайской мысли была присуща черта, которая роднила ее с индийской (в этом оба дальневосточных народа схожи), – стремление к
    2
    Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. С.47.

    25 постоянству. «Небу свойственны постоянные явления, земле свойственна постоянная форма, человеку свойственны постоянные нравы. Однажды созданные, [они] не меняются; это называется тремя постоянствами».
    2. Даосизм
    Создателями школы стали Лао-цзы и Чжуан-цзы.
    Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) — прозвище, означающее «старый учитель». Сведений о его жизни очень мало, но известно, что он был хранителем императорского архива Чжоуского двора — величайшего книгохранилища Древнего Китая.
    Лао-цзы нелегко понять, т.к. основное его философское понятие
    «дао» очень неоднозначно; оно есть и «главное над множеством вещей», и «матерь земли и неба», «первооснова мира», и «корень», и
    «путь». Также при постижении этого понятия мы не имеем возможности опереться на какие-либо мифологические образы, которые облегчили бы усвоение. Дао столь же неопределенно у Лао- цзы, как понятие Неба во всей китайской культуре.
    Дао — источник всех вещей и основа функционирования бытия.
    Одно из определений дао — «корень». Корень находится под землей, его не видно, но он существует до растения, которое из него появляется. Так же первично и невидимое дао, из которого продуцируется весь мир.
    Дао понимается и как естественный закон развития природы.
    Основное значение иероглифа «дао» — «дорога, по которой ходят люди». Дао — путь, по которому идут люди в этой жизни, а не только нечто вне ее. Человек, не знающий пути, обречен на заблуждение, он заблудший.
    Дао можно трактовать и как единство с природой через подчиненность одинаковым законам. «Путь благородного мужа начинается среди [обычных] мужчин и женщин, но его глубинные
    [принципы] существуют в природе».
    Дао ищется в себе. «Кто знает самого себя, тот сможет выяснить
    [сущность вещей], а кто знает людей, тот способен вершить дела».
    Чтобы познать дао, надо освободиться от собственных страстей.
    Познавший дао достигает «естественного равновесия», потому что все противоположности приводит в гармонию и достигает самоудовлетворения.
    Дао ничего не желает и ни к чему не стремится. Так же должны поступать и люди. Все естественное происходит как бы само собой, без

    26 особых усилий личности. Естественному ходу противопоставляется искусственная деятельность человека, преследующего свои эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность предосудительна, поэтому основным принципом Лао-цзы выступает недеяние (увэй).
    «Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно ни делало». Здесь опять диалектика. Увэй не есть пассивность; это скорее непротивление естественному ходу событий и деятельность в соответствии с ним.
    Философская концепция даосизма не утратила своего значения для современности. На близость даосизма к новому пониманию природы, например, указывают экологи.
    Лао-цзы советует приспособляться к естественным циклам, указывает на самодвижение в природе и на важность равновесия; возможно, что понятие «дао» является праобразом современных представлений о космических информационных поясах.
    В трактате «Чжуан-цзы» сообщается о беседе Лао-цзы с
    Конфуцием, которая могла состояться между 518 и 511 г. Была ли она на самом деле или нет — неизвестно, но сообщение о ней ценно в том смысле, что показывает различия между двумя крупнейшими мыслителями Древнего Китая. Лао-цзы в этой беседе сказал Конфуцию:
    «Гуманность и справедливость, о которых ты говоришь, совершенно излишни. Небо и земля естественно соблюдают постоянство, солнце и луна естественно светят, звезды имеют свой естественный порядок, дикие птицы и звери живут естественным стадом, деревья естественно растут. Тебе также следовало бы соблюдать [естественное] дао и его дэ
    [проявление]. Нет необходимости с усердием распространять учение о гуманности и справедливости... Этим ты только смущаешь народ»
    3
    Вместе с тем признание человеколюбия основой отношений между людьми принесло славу Конфуцию.
    3. Конфуцианство.
    Основателем школы является Конфуций (ок. 551 — ок. 479 до н.э.). Центральное место в этой философии занимают темы этики, морали, управления государством.
    Конфуций традиционно отдает предпочтение Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе; но его внимание нацелено на сознательное конструирование социальных
    3
    Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. С.27.

    27 связей; они первейшая необходимость для нормального функционирования общества.
    Родился «учитель Кун» в бедной семье, рано остался сиротой и познал нужду, несмотря на свое происхождение из царского рода. Он занимал невысокие должности в царстве Лу, путешествовал, а вернувшись на родину, жил в окружении многочисленных учеников.
    Основное произведение Конфуция «Лунь юй» («Беседы и высказывания») было записано его учениками и пользовалось на протяжении всей последующей истории Китая такой популярностью, что его заставляли даже заучивать наизусть в школах. Оно начинается фразой, почти дословно совпадающей с хорошо нам известной:
    «Учиться и время от времени повторять выученное».
    Деятельность Конфуция, как и Лао-цзы, приходится на трудный для китайского общества период перехода от одной формации — рабовладельческой, к другой — феодальной; в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. К этой цели
    Конфуций и Лао-цзы шли разными путями.
    Примат нравственности, проповедуемый Конфуцием, определялся стремлением китайского духа к устойчивости, спокойствию и миру.
    Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться [от наказаний] и не будет испытывать стыда.
    Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуалов, народ будет знать стыд, и он исправится»
    4
    Нравственный образец для Конфуция — благородный муж: преданный, искренний, верный, справедливый. «Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив».
    Противоположность благородного мужа — низкий человек.
    «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково». «Благородные живут в согласии [с другими людьми], но не следуют за ними, низкие следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии»
    4
    Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. С.28.

    28
    Золотая середина.
    Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в деятельности и поведении. «Такой принцип, как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип. Люди [уже давно не обладают] им».
    Понятие середины тесно связано с понятием гармонии.
    Благородный муж «...[строго придерживается] середины и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, [он] не отказывается от того поведения, [какое у него было раньше]... Когда в государстве отсутствует порядок, [он] не изменяет своим принципам до самой смерти». (Так же отвечали и греческие философы). Но благородный муж не безрассуден. «Когда в государстве царит порядок, его слова способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя».
    Ритуал.
    Большое значение, как в истории Китая, так и в учении Конфуция приобретает следование определенным, раз и навсегда заведенным правилам и церемониям. Конфуций возразил и предложил положить конец обычаю принесения в жертву животных: «Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале». На вопрос, что значит не нарушить принципов, Конфуций ответил: «При жизни родителей служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом».
    «Использование ритуала ценно потому, что оно приводит людей к согласию». Ритуал признает только те поступки, которые освящены и проверены традицией. «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости».
    Цель ритуала — добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. «Ритуал [основан на] постоянстве
    [движения] неба, порядке [явлений] на земле и поведении народа. Раз небесные и земные явления [происходят] регулярно, то и народ берет их за образец, подражая ясности небесных [явлений], и согласовывается с характером земных [явлений]... Но если этим злоупотреблять, то все перепутается и народ утеряет свои природные качества. Поэтому для поддержки этих [природных качеств] и создан ритуал».

    29
    Ритуал, по живописному выражению, «это красочность долга».
    «Что называется долгом человека? Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность; старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а жена — послушание, старшие — милосердие, младшие — покорность, государь
    — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти десять качеств и именуются человеческим долгом».
    Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: «Не делай людям того, чего не
    желаешь себе». Конфуций не был первым, кто сформулировал эту нравственную максиму, названную впоследствии «золотым правилом этики». Она встречается еще во многих древних культурах, а затем у философов Нового времени. Но в этом изречении выражена суть основных понятий Конфуция — человеколюбия, гуманности.
    У Конфуция есть много других мыслей относительно правил общежития. «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». «В дела другого не входи, когда не на его ты месте». «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».
    Понимая значение знаний, Конфуций предостерегал от преувеличенного представления о собственных знаниях: «Зная что- либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь, — это и есть
    [правильное отношение] к знанию». Он подчеркивал важность соединения обучения с размышлением: «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».
    По преданию Лао-цзы уехал из Китая на запад (в Индию), и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Наиболее точно выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между Лао-цзы и
    Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства; но Лао-цзы нашел его в недеянии, а
    Конфуций — в постоянстве деятельности — ритуале. Общим для двух философов был и призыв к ограничению потребностей. Различие же между ними в том, что они считали более важным. Но и у Лао-цзы написано о человеколюбии, и у Конфуция сказано: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».

    30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта