Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
Скачать 1.81 Mb.
|
18. Средневековая философия (общая характеристика) Особенности средневековой философии. Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Рим был захвачен варварами в 476 г.; средневековая философия в соответствии с ее главной особенностью (это религиозная философия; христианская и затем мусульманская) начинается раньше, когда в пределах и за пределами Римской империи стало утверждать себя христианство; оно в конце концов победило и подчинило себе античную культуру. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного 64 вознаграждения за муки жизни. В античной культуре учили преодолевать трудности жизни или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетворение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное существование, тем большего хочется иметь после него. Рационализм не оправдал надежд. Именно в этот период возник новый мощный источник духовного света - христианство. На место разума пришла вера, на место наслаждения - любовь к Богу, на место гордости - смирение. Так, христианство стало религией, верящих в Бога. Чтобы уяснить различия между античной философией и христианской религией, сравним проповедь Христа со спорами Сократа. Главный тезис Сократа - «Познай самого себя». Знание для Сократа тождественно добродетели, поэтому познание само себя автоматически ведет к праведности. Последующие античные философы отказались от данного тождества, а христианство началось с противопоставления разума и добродетели. Нравственная цель и Христа, и Сократа - праведная жизнь, но пути ее достижения различны: в одном случае - познание человека, в другом - познание Бога. Это уже иная отправная точка, чем у философии. Показателен в этом смысле вопрос Пилата, обращенный к Христу: «Что есть истина?» Прокуратор Иудеи, образованный античный человек, хотел вступить в философский спор, но для Христа истина совсем не то, что для Пилата. Это не понятие, которое надо точно определить и потом уже спорить о нем по определенным правилам. Ответ Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина». Истина становится личностью, не объектом мысли, а предметом веры. Однако по мере универсализации христианства перед его проповедниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии. На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотрудничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей - рациональное обоснование теологических истин. В этом симбиозе философии и религии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия. 65 Философия Средних веков - служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии. Еще одна важная черта этой философии – провиденциализм: история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного замысла; цель замысла – спасение человека. В средневековой философии выделяют два основных этапа становления и развития: патристику и схоластику. Патристика включает в себя теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона. Этапы патристики: 1. Апологетика (II – III вв. н.э.) – оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. 2. Классическая патристика (IV – V вв. н.э.) систематизировала христианское вероучение. 3. Заключительный период (VI – VIII вв. н.э.) стабилизировал догматику. Основы религиозной философии заложены двумя мыслителями, которые имели для нее такое же значение, как Платон и Аристотель для античной философии. Первый из них - Августин Блаженный, признанный святым в католичестве. Схоластика – это качественно новый тип философствования: средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Этапы схоластики: 1. Ранняя форма (XI – XII вв. н.э.). 2. Зрелая форма (XII – XIII вв. н.э.). 3. Поздняя схоластика (XIII – XIV вв. н.э.). Отличительной особенностью схоластики является то, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. 66 19. Философия Августина Блаженного Августин (354—430) родился в Северной Африке и пришел к христианству через манихейство - религиозное учение, возникшее в Иране, скептицизм и неоплатонизм. Манихейство и в большей степени неоплатонизм нашли отражение в философских произведениях Августина. Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем». Под влиянием философии Платона он трансформирует представление о двух мирах (мир идей и чувственный мир) в представление о «двух градах»: граде Божьем и граде Земном. В отличие от мира идей Платона град Божий есть нечто находящееся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью. Августин, таким образом, обосновал необходимость церкви, конкретно Римской католической церкви. Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, о соотношении судьбы и свободной воли человека. Этот вопрос возник с тех времен, когда развились астрология, различные формы гаданий, определений характера и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христианстве этот вопрос - в виде соотношения свободной воли человека и благодати Божьей (и в более общем плане - соотношения религии и морали) - впервые осмыслен Августином. Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожидания выбора человеком по собственной инициативе верного пути. Свобода воли, однако, может увести человека ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний. Благодать - дар Божий. Каждый получает свое дарование (талант), свою степень поддержки от Бога. Человек действует по своей воле, но так как в основе ее лежит божественная благодать, то все заслуги - от Бога, мыслит Августин. Поэтому нет смысла кичиться своими достижениями и проявлять гордыню, как свойственно стоикам; наоборот, надлежит быть смиренным. Источник морали - в духе, как и полагали стоики, но зиждется он на осознании собственной греховности. Собственные заслуги человека - зло. Если же они добрые, то даны от Бога. Мы обращаемся к Богу нашей волей, дарованной им, а он к нам - своей благодатью. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», - проповедует Августин. Без божественной благодати 67 человек не способен на великие поступки. Пользоваться земными благами, но не радоваться им - этический принцип Августина. Второй важный вопрос, связанный с предыдущим: к кому обращена божественная благодать? Дается ли она за определенные заслуги как награда за добродетельное поведение? Нет, отвечает Августин, возражая тем, кто полагал, что божественное воздаяние соразмерно делам человека. Благодать не может быть воздаянием за заслуги; это противоречит ее определению. Тогда это был бы не дар, а долг. «Благодать не от дел, чтобы никто не хвалился»; она дается не во искупление грехов, а для праведной жизни и тому, кому Бог пожелает (может быть, и грешнику) - как проявление любви, а не как вознаграждение. «Возмездие за грех — смерть». Наказание же ждет человека не здесь, а на Страшном Суде. Еще один вопрос - откуда берется зло. Он особенно важен в христианстве, поскольку Бог всемогущ и всеблаг. Зачем он допускает зло в мире? Если он не может ничего с этим поделать, то он не всемогущ; если не хочет, то не всеблаг. Августин в молодости был сторонником учения манихеев, последователей проповедника Ману, который в соответствии с древнеперсидской религией, зороастризмом, утверждал, что в мире существуют две противоборствующие силы, два войска - добра и зла; они находятся между собой в непрерывной борьбе. Как христианин, считавший, что все происходит по воле Бога, Августин не мог допустить, что Бог создал зло; поэтому он полагал, что зло - результат свободной воли человека, который сам выбирает свой путь в жизни. Зло наказуется и поэтому оно необходимо для постижения божественной справедливости. Вслед за апостолом Павлом Августин считал основополагающими принципами христианства веру и любовь. «Дела от веры, а не вера от дел». Всѐ есть средства на пути к цели, т.е. любви к Богу. Итак, по Августину, «все, что существует, есть добро». На человеческом уровне добро - результат свободного решения человека. Грех, зло - это отсутствие добра, отступление от предписаний Творца, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей Бога. Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в надзвездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смысле этих слов - так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, который выше добра и 68 справедливости, - высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами. Августин явился родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в. 20. Философия Фомы Аквинского Если творения Августина относятся к эпохе патристики, или деятельности святых отцов церкви, то следующая эпоха схоластики характеризуется углубленным вниманием к философским проблемам богословия. Фома Аквинский (Аквинат, 1225—1274) - представитель этого периода, взгляды которого основывались на философии Аристотеля. Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и знания, что было, как убедительно показало позже обсуждение гелиоцентрической системы Коперника, не простой проблемой для католической церкви. Фома Аквинский пытался разграничить области веры и знания; средством для этого стало разграничение царства природы и царства благодати («Сумма теологии»). В соответствии с принципом иерархии, который он использует, природа является подготовительной ступенью для царства благодати; она, в свою очередь, ведет к Богу. Соединение с Богом возможно в моменты мистического экстаза в интеллектуальном созерцании. Так вся средневековая сумма знаний и верований оказалась представленной в виде одного грандиозного здания. Фоме Аквинскому принадлежат пять обоснований бытия Бога: 1) движение предполагает неподвижный первый движитель; 2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность - нужно предположить существование первой причины; 3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости; 4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства; 5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника. Здесь Фома Аквинский использовал концепцию причинности Аристотеля, говоря и о причине как таковой, и о причине движения, и о 69 целевой причине. Аргумент наличия необходимости также сводится к причине, а в основе четвертого аргумента лежит принцип иерархии, на котором основана вся система Фомы Аквинского. Соглашаясь с Августином, святой Фома объявляет зло не сущим. Производное от Бога бытие есть благо, а опосредованное волей человека может быть злом. Значит, нравственная цель заключается в стремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании. Благодать Божья - необходимое условие добродетели. Но в отличие от Августина Фома Аквинский считал, что моральный образ действий гарантирует спасение. Бог представлен в человеке в виде совести. Как видим, сходное понятие проходит через всю историю: демон у Сократа, гений у стоиков, искра Божия у христиан. Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские, считая их наивысшими: это вера, надежда, любовь. Хотя основными философскими темами в эпоху схоластики были те, которые исходили из религиозных задач; поэтому средневековая философия названа «служанкой богословия». Однако, в дальнейшем больше стали выходить на поверхность собственно философские проблемы все в той же религиозной упаковке. Одна из таких проблем - о реальном существовании идей; восходит она к временам античности. 21. Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий Один из центральных моментов средневековой философии - спор между реалистами, которые признавали существование идей (их тогда называли универсалиями), и номиналистами, которые полагали, что идеи формируются в мозгу человека как обобщения многообразного мира единичных вещей. Этот спор вышел из недр античности, трансформировался он в Новое время в спор между объективными и субъективными идеалистами. Спор между реалистами и номиналистами стимулировался основной задачей схоластики - разумного обоснования веры, доказательства бытия Бога. Попытка оказалась безуспешной; мнения номиналистов, последователей патристики, с представлением о непостижимо мистической природе веры в Бога, мешали примирению 70 разума и веры. В то же время номинализм подрывал основы веры в Бога, способствуя освобождению философии от подчинения религии. Они полагали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме; они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование до вещи. Универсалии для них – это всего лишь имена (Росцелин) вещей; их существование сводится только к колебаниям голоса. Существует лишь индивидуальное, оно может выступать предметом познания. Реалисты Иоанн Скот Эриугена и Фома Аквинский считали, что общее существует в неразрывной связи с единичным, является его формой. Они сформулировали концепцию о типах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность; после вещей, т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции. Такая стратегия решения вопроса носит название умеренного реализма (крайний реализм утверждает, что общее существует только вне вещей). Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении Средних веков. Но постепенно статус его стал снижаться. Этому способствовали новшества в католичестве, которые вызвали отрицательную реакцию населения, например выпуск индульгенций, купив которые верующий считался прощенным за свои грехи. Орден иезуитов прославился гонениями на еретиков и инакомыслящих, а инквизиция ужасала своими жестокими мерами. Против крайностей реализма и номинализма выступил Пьер Абеляр (1079—1142). Он выработал примирительную объединяющую форму – концептуализм. Абеляр считал: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий. Именно понятия представляют собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей. Согласно Абеляру, достоверное знание можно получить только посредством чувственного созерцания, поскольку только с его помощью можно схватить единичное. Универсалиям (дереву, человеку) тоже соответствует созерцание, но смутное. С познавательной точки 71 зрения универсалии являются лишь образом, извлекаемым мышлением из многих единичностей, сходных по природе. Абстрактным понятиям, например «человечность», в реальности ничто не соответствует. Такие понятия – источник формирования мнения, а не знания, которое в конечном итоге всегда опирается на созерцание. 22. Философия Возрождения Средние века заканчиваются XIV веком и начинается эпоха Возрождения (Ренессанс), за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма: в центре философских изысканий - человек . В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. Эпоха Возрождения обозначилась переворотом в системе ценностей и способе философствования; человек стал считаться высшей ценностью. Основная черта культуры этой эпохи – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одна из характерных черт Возрождения – гуманизм (идея о том, что благо человека – основная цель социального и культурного развития, отстаивает ценность человека как личности). Особенностью также является и возврат к наследию античной культуры: возрос интерес к изучению античных текстов, в искусстве стали использоваться языческие сюжеты. Важное место в культуре Ренессанса занимала философия. Характерные особенности философии Ренессанса: антисхоластическая направленность воззрений и работ мыслителей эпохи; формирование пантеистической картины мира, выразившейся в отождествлении Бога и природы; антропоцентризм: человек становится не только важнейшим объектом философской рефлексии, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Обращение к человеку, его земному существованию ознаменовало начало новой культурной эпохи. • Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей 72 интересуют уже не столько религиозные вопросы, сколько сам человек; его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение; наконец красота человека. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно- городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности. • Понимание человека как творческой личности . Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Так, Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт; они к тому же были талантливыми философами. • Эстетика - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, утверждавшая и культивировавшая совершенство в аскезе. Отношение к телесному, природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, вызывало подозрения. Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, а искусство; и вместе с искусством центральное место занимает предмет прекрасного. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы художников-гениев Леонардо да Винчи , Микеланджело, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера и др. являются на все времена совершенными как образцы понимания Прекрасного. • Гуманизм есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно- государственного устройства в Италии вводилось парламентское 73 правление. Также велся поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманисты разработали новый подход к пониманию природы и сущности человека: в нем решающую роль играли понятие «деятельность». Таким образом, в философии гуманистов человеческая личность становится ценной не в связи с социальным происхождением или положением в сословной иерархии, а исключительно в силу личных заслуг и плодотворной деятельности. Во второй половине XV в. в гуманистическом направлении появились новые идеи. Например, идея достоинства личности указывала на особые человеческие свойства по сравнению с другими живыми существами и ставила человека в центр мироздания. В этой связи показательно также творчество Данте , поставившем вопрос об истинном благородстве человека. Гуманисты не были еретиками или атеистами, но они кардинальным образом расходились с догматической христианской традицией, утверждавшей первенство Бога и вторичность человека. Гуманисты ставили на первый план человека и считали, что его нужно освободить от печати первородного греха, которым его «наградило» христианство. Мыслители считали, что человек прекрасен, как существо творческое, созидательное; но также они видели и недостатки, и пороки людей. Сущностной чертой гуманизма стала его антиклерикальная направленность – ограничение церкви и духовенства на власть в обществе. |