Главная страница
Навигация по странице:

  • АМФИБОЛИЯ

  • АПОРИЯ (

  • АРГУМЕНТ К ЖАЛОСТИ

  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН

  • ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО

  • КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

  • «НЕ ВЫТЕКАЕТ», «НЕ СЛЕДУЕТ

  • НЕДОКАЗАННОЕ ОСНОВАНИЕ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ

  • «ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО

  • «ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ»

  • РАВНООБЪЕМНОСТЬ

  • ТЕЗИС

  • ТОЖДЕСТВА ЗАКОН

  • ЭПИХЕЙРЕМА

  • Логика уч. пособие RTF. Учебное пособие адресовано студентам различных специальностей, изучающим курс Логика


    Скачать 9.07 Mb.
    НазваниеУчебное пособие адресовано студентам различных специальностей, изучающим курс Логика
    АнкорЛогика уч. пособие RTF.rtf
    Дата11.05.2018
    Размер9.07 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЛогика уч. пособие RTF.rtf
    ТипУчебное пособие
    #19106
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    VIII. СЛОВАРЬ ПО ЛОГИКЕ1



    АБСУРД (от лат. absurdus – нелепый, глупый) – в логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что-то утверждается и отрицается одновременно.

    АКСИОМА (от греч. axioma – значимое, принятое положение) – исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств других ее положений.

    АЛОГИЗМ (от греч. а – не, logos – разум) – ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью, то мы столкнулись с софизмом.

    АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia – двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений.

    АНАЛОГИЯ, умозаключение по аналогии (от греч. analogia – соответствие) – это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.

    АНТЕЦЕДЕНТ И КОНСЕКВЕНТ (от лат. antecedent – предшествующий, предыдущий и consequens – следствие) – два высказывания, из которых с помощью логической операции импликации («если..., то...») образуется сложное импликативное высказывание. А. – высказывание, которому предпослано слово «если», К. – высказывание, идущее после слова «то». Два высказывания, составляющие условное высказывание, именуются также основанием и следствием.

    АНТИТЕЗИС (от греч. antithesis – противоположение) – суждение, противоречащее тезису некоторого построенного доказательства. А. используется в косвенном доказательстве тезиса: мы обосновываем ложность А. и, опираясь на закон исключенного третьего, гласящий, что из двух противоположных суждений одно обязательно истинно, тем самым доказываем истинность противоречащего ему суждения – тезиса

    АПОРИЯ (от греч. aporia – затруднение, недоумение) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между дан­ными опыта и их мысленным анализом.

    АРГУМЕНТ (лат. argumentum) – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновывается истинность к.-л. другого суждения (или теории). При доказательстве некоторого суждения А. являются основаниями, или посылками, из которых логически следует доказываемое суждение. Напр., для доказательства суждения «Железо плавко» мы можем воспользоваться двумя А.: «Все металлы плавки» и «Железо есть металл». Приняв эти два суждения в качестве посылок, мы можем логически вывести из них доказываемое суждение и тем самым обосновать его истинность. А., используемые в процессе доказательства некоторого суждения, должны удовлетворять следующим правилам: 1. А. должны быть истинными суждениями. 2. А. должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса. 3. А. должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса. Нарушение указанных правил приводит к различным логиче­ским ошибкам, делающим доказательство некорректным.

    АРГУМЕНТ К АВТОРИТЕТУ (от лат. ipse dixit – сам сказал) –обоснование утверждения или действия путем ссылки на какой-то авторитет. А. к а. необходим, хотя и недостаточен, в случае обоснования предписаний (команд, директив, законов государства и т. п.). Он важен также при обсуждении ценности советов, пожеланий, методологических и иных рекомендаций. Данный аргумент должен учитываться при оценке предостережений, просьб, обещаний, угроз и т. п. Несомненна роль авторитета и, соответственно, апелляции к нему едва ли не во всех практических делах.

    АРГУМЕНТ К АУДИТОРИИ – попытка опереться на мнения, чувства и настроения слушателей, вместо того чтобы обосновать тезис объективными доводами. Пользующийся этим аргументом обращается непосредственно не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя по преимуществу к их чувствам, а не к разуму.

    АРГУМЕНТ К ЖАЛОСТИ – возбуждение в другой стороне спора жалости и сочувствия с намерением получить ее поддержку.

    АРГУМЕНТ К НЕЗНАНИЮ, или невежеству, – ссылка на неосведомленность оппонента в споре в вопросах, относящихся к предмету спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из споривших не знает и не в состоянии проверить.

    АРГУМЕНТ К СИЛЕ («палочный» довод) – убеждение силой, угроза неприятными последствиями и, в частности, угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения с целью склонить оппонента в споре на свою сторону. Напр., в споре о территориальных границах представители одной страны могут угрожать другой стране применением экономических санкций или даже вооруженной силы, если их притязания не будут удовлетворены

    АРГУМЕНТ К СКРОМНОСТИссылка в ходе спора на какой-то авторитет, который другой спорящей стороной не относится к весомым в обсуждаемом вопросе, но вместе с тем не ставится ею под сомнение из-за несмелости или чрезмерного почтения к дан­ному авторитету. Напр., в дискуссии на темы генетики одна сторона обращается к авторитету философов, живших задолго до возникновения этой науки; другая сторона не подвергает этот довод сомнению, опасаясь упрека в отсутствии должного уважения к авторитету данных философов, высокомерном противопоставлении собственного суждения их мнению

    АРГУМЕНТАЦИЯ (от лат. argumentatio – приведение аргументов) – приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить сочувствие другой стороны к выдвинутому положению; совокупность таких доводов. Цель А. – принятие выдвигаемых положений аудиторией.

    ВОПРОС – предложение, выражающее недостаток информации о к.-л. объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. в языке в. выражается в вопросительном предложении.

    ГИПОТЕЗА (от греч. hipothesis – основание, предположение) – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предполо­жение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего и т. д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений, Г. играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Г. представляет собой необходимое звено в развитии научного знания.

    ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio – выведение) – переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению

    ДЕНОТАТ (от лат. denoto – обозначаю), или: Десигнат, предметное значение, – в логике и семантике предмет, обозначаемый собственным именем некоторого языка (в формализованном языке – константой или термом), или класс предметов, обозначаемых общим (нарицательным) именем (в формализованном языке – предметной переменной).

    ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio – разобщение, различение) – логическая операция – аналог употребления союза «или» в обыч­ном языке, с помощью которой из двух или более исходных сужде­ний строится новое суждение.

    ДИЛЕММА (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение) – в традиционной логике условно-разделительное умозаключение, т. е. умозаключение, посылками которого явля­ются условные и разделительные суждения. Условно-разделительные умозаключения вообще называются леммами; если разделительная посылка содержит только два члена, то такое умозаключение называется дилеммой, если в нее входит три члена, то перед нами трилемма, и вообще полилемма, когда разделительная посылка содержит больше двух членов.

    ДИХОТОМИЯ (от греч, dicha и tome – рассечение на две части) – деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака.

    ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН – принцип, требующий, чтобы в случае каждого утверждения указывались основания, в силу которых оно принимается и считается истинным.

    ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Закон устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями: одно из таких высказываний истинно.

    ИМПЛИКАЦИЯ (от лат. implicatio – сплетение, от implico – тесно связываю) – логическая связка, соответствующая грамматической конструкции «если..., то...», с помощью которой из двух простых высказываний образуется сложное высказывание.

    ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение) – умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может давать из истинных посылок ложное заключение; ее заключение может содержать информацию, отсутствующую в посылках.

    КЛАССИФИКАЦИЯ – многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия – видами, видами видов (подвидами) и т. д.

    КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio – союз, связь) – логическая операция, с помощью которой два или более высказываний объединяются в новое сложное высказывание. Это новое высказывание называется конъюнктивным высказыванием или просто К.

    КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения.

    КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ (лат. – circulus in demonstrando) – логическая ошибка в доказательстве, заключающаяся в том, что истинность доказываемого положения (тезиса) обосновывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с по­мощью доказываемого тезиса. Данную ошибку называют также «порочным кругом».

    КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ – логическая ошибка, связанная с нарушением одного из правил определения и состоящая в том, что при определении некоторого понятия в определяющей части используется понятие, которое, в свою очередь, определяется с помо­щью данного определяемого понятия.

    ЛЕММА (от греч. lemma – предположение) – в математике вспомогательное предложение, употребляемое при доказательстве одной или нескольких теорем. В логике – условно-разделительное, или лемматическое, умозаключение

    МОДАЛЬНОСТЬ (от лат., modus – мера, способ) – оценка высказывания, данная с той или иной точки зрения. Модальная оценка выражается с помощью понятий «необходимо», «возможно», «до­казуемо», «опровержимо», «обязательно», «разрешимо» и т. п.

    МОДУС (лат. modus – мера, способ, образ, вид) – философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится.

    МЫШЛЕНИЕ – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач; высший продукт особым образом организованной материи – человеческого мозга. М. опосредствовано: а) ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыс­лительный акт; б) прошлым опытом, благодаря чему внешние при­чины (объекты познания) отражаются в голове человека через посредство внутренних условий (накопленного ранее опыта); в) познанием чувственно воспринимаемого, непосредственно наблюдаемого, на основе анализа которого человек отражает в М. такие стороны действительности, которые не даны ему в непосредственном опыте (напр., с помощью М. человек формирует понятия о причинной связи, точке, бесконечности и т. п., которые не даны ему в непосредственном опыте).

    «НЕ ВЫТЕКАЕТ», «НЕ СЛЕДУЕТ» (лат. поп sequitur) – логическая ошибка в доказательстве некоторого тезиса, заключающаяся в том, что между аргументами доказательства и его тезисом отсутствует логическая связь, вследствие чего аргументы не обосновывают истинности доказываемого тезиса.

    «НЕДОКАЗАННОЕ ОСНОВАНИЕ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – логическая ошибка, заключающаяся в том, что в число аргументов доказательства включается положение, которое само нуждается в доказательстве.

    НЕПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН – логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Закон говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Отсюда иное название закона – закон противоречия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости.

    ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio) переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия. Противоположной О. является операция ограничения.

    ОБРАЩЕНИЕ (лат. conversio) – в традиционной логике вид непосредственного умозаключения, в котором вывод получается путем постановки предиката посылки на место субъекта, а субъекта посылки – на место предиката.

    ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, от рода к виду. Этот переход осуществляется за счет добавления к содержанию исходного понятия дополнительных признаков, при­надлежащих лишь части предметов, входящих в объем исходного понятия. Напр., добавив к содержанию понятия «треугольник» свойство «быть прямоугольным», мы получим понятие «прямоугольный треугольник», которое является видовым по отношению к исходному понятию

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ (лат. definitio) – логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЯВНОЕ – определение, не имеющее формы равенства двух понятий. К О. н. относятся определение контекстуальное, определение остенсивное, определение аксиоматическое и др. О. н. противопоставляется определению явному, приравнивающему, или отождествляющему, два понятия

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЕ – определение, выражающее требование, как должно употребляться вводимое понятие, к каким объектам оно должно применяться. О. н. противопоставляется определению реальному, представляющему собой описание определяемых объектов. Различие между этими двумя типа­ми определений принципиально важно, но его не всегда легко провести. Является ли некоторое определение описанием или же предписанием (требованием), во многом зависит от кон­текста употребления этого определения.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ – определение, дающее описание каких-то объектов. О. р. противопоставляется определению номинальному, выражающему требование (предписание, норму), каким должны быть рассматриваемые объекты. Различие между О. р. и определением номинальным опирается на различие между описанием и пред писанием.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯВНОЕ – определение, имеющее форму ра­венства двух понятий.

    ОПРОВЕРЖЕНИЕ – рассуждение, направленное против выдви­нутого тезиса и имеющее своей целью установление его ложности или недосказанности.

    ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ – нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм.

    ПАРАДОКС (греч. paradoxos) – в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле – два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

    ПАРАЛОГИЗМ (от греч. paralogismos – неправильное, ложное рассуждение) – непреднамеренная логическая ошибка, связанная с нарушением законов и правил логики. П. следует отличать от со­физма – ошибки, совершаемой намеренно, с целью ввести в заблуждение оппонента, обосновать ложное утверждение и т. п.

    ПОДМЕНА ТЕЗИСА (лат. ignoratio elenchi) – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом. При этом происходит нарушение закона тождества по отношению к тезису: тезис на всем протяжении доказательства должен оставаться одним и тем же.

    «ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО» (лат. post hoc ergo propter hoc) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что простую последовательность событий во времени принимают за их причинную связь. Напр., когда после появления кометы возникали какие-то несчастья, часто комету считали причиной несчастья; когда в трубке возникала пустота и вода в ней поднималась, то думали, что пустота есть причина поднятия воды и т. д.

    ПОРОЧНЫЙ КРУГ – логическая ошибка в определении понятий и в доказательстве, суть которой заключается в том, что некоторое понятие определяется с помощью другого понятия, которое в свою очередь определяется через первое, или некоторый тезис доказывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с помощью доказываемого тезиса.

    ПРЕВРАЩЕНИЕ (лат. obversio) в традиционной логике – вид непосредственного умозаключения, характеризующегося тем, что в исходных суждениях вида A, Е, I, О (см.: Суждение) предикат Р заменяется на не-Р (т. е. на его дополнение), и наоборот, и при этом качество суждения изменяется (утвердительное суждение преобразуется в отрицательное, и наоборот), а его общность (т. е. количество суждения) остается прежней.

    «ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ОСНОВАНИЯ» (лат. petitio principii) – ошибка логическая в доказательстве, заключающаяся в том, что в качестве аргумента (основания), обосновывающего тезис, приводится положение, которое хотя и не является заведомо ложным, однако нуждается в доказательстве.

    ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum – сказанное) – языковое выражение, обозначающее какое-то свойство или отношение. П., указывающий на свойство отдельного предмета (напр., «быть зеленым»), называется одноместным. П., обозначающий отношение, называется двухместным, трехместным и т. д., в зависимости от числа членов данного отношения («любит», «находится между» и т. д.). В традиционной логике П. понимался только как свойство, предикативная связь означала, что предмету (субъекту) присущ определенный признак. Это ограничение существенно ослабляло выразительные возможности языка логики.

    ПРИВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. reductio ad absurdum) – рассуждение, показывающее ошибочность какого-то положения путем выведения из него абсурда, т. е. противоречия.

    ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ – физически необходимая связь между яв­лениями, при которой за одним из них всякий раз следует другое. Первое явление называется причиной, второе – действием или следствием. вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая П., однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдви­жения П. и кончается ее решением. Иногда П. формулируется одно­временно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее решения. Зачастую поиск П. сам вырастает в особую П.

    РАВНООБЪЕМНОСТЬ – отношение между понятиями, объемы которых совпадают.

    РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное суждение, а другая – категорическое. Р.-к. у. имеет два модуса: 1) модус утверждающе-отрицающий; 2) модус отрицающе-утверждающий.

    СВЯЗКА – в традиционной логике элемент простого суждения, соединяющий субъект и предикат. В повседневном языке С. обычно выражается словами «есть», «суть», «является» и т. п.

    СИЛЛОГИЗМ (от греч. sillogismos) категорический – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений, имеющих субъектно-предикатную форму («Все S суть Р», «Ни одно S не есть Р», «Некоторые 5 суть Р», «Некоторые 5 не есть Р»), следует новое суждение (заключение), имеющее также субъектно-предикатную форму (см.: Суждение).

    СИМВОЛИКА ЛОГИЧЕСКАЯ – система знаков (символов), используемая в логике для обозначения термов, предикатов, выскаываний, логических функций, отношений между высказываниями. В разных логических системах могут использоваться различные системы обозначений, поэтому ниже мы приводим лишь наиболее употребительные символы из числа используемых в литературе по логике.

    СОРИТ (от греч. soros – куча) – цепь сокращенных силлогизмов, в которых опущена или большая, или меньшая посылка. Различают два вида С.: 1) С., в котором начиная со второго силлогизма в цепи силлогизмов пропускается меньшая посылка; 2) С., в котором начиная со второго силлогизма в цепи силлогизмов пропускается большая посылка.

    СОФИЗМ – рассуждение, кажущееся правильным, но содержа­щее скрытую логическую ошибку и служащее для придания види­мости истинности ложному утверждению. С. является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести в заблуждение.

    ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ – таблица, с помощью которой уста­навливается истинностное значение сложного высказывания при данных значениях входящих в него простых высказываний.

    ТАВТОЛОГИЯ – в обычном языке: повторение того, что уже было сказано. Напр.: «Жизнь есть жизнь». «Не повезет, так не повезет». Т. бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение.

    ТЕЗИС – один из элементов доказательства, положение, истин­ность которого обосновывается в доказательстве.

    ТЕОРИЯ (от греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследо­вание) – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях определенной области действительности.

    ТЕРМИН (от лат. terminus – граница, предел, конец ч.-л.) – 1) в самом широком смысле – слово или словосочетание естествен­ного языка, обозначающее предмет (реальный или абстрактный). В связи с таким пониманием Т. постоянно обсуждается вопрос о значении, смысле Т., употребляемого в том или ином контексте, т. к. обычный язык многозначен; 2) Т. в науке – слово или словосочетание, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науки, научной теории. В этом случае Т. отличаются одно­значностью, к их введению в науку предъявляются особые требова­ния. В логике Т. – слово, имя для предметов универсума (см.: Универсум рассуждения, Терм), для обозначения субъекта и предиката суждения, а также для обозначения элементов посылок силлогизма.

    ТОЖДЕСТВА ЗАКОН – логический закон, согласно которому всякое высказывание влечет (имплицирует) само себя.

    УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ – умозаключения, в которых посылки и заключение представляют собой суждения с отношениями родства, равенства, по степени, по величине, по времени и т. п. Они основываются на некоторых общих логических свойствах отношений (см.: Отношение типа равенства, Отношение симметричное, Отношение транзитивное, Отношение рефлексивное, Отношение функциональное и др.).

    УСЛОВНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ – сложное высказывание, формулируемое обычно с помощью связки «если..., то...» и устанавливающее, что одно событие, состояние и т. п. является в том или ином смысле основанием или условием другого.

    УЧЕТВЕРЕНИЕ ТЕРМИНОВ (лат. quaternio terminorum) – логическая ошибка в простом категорическом силлогизме, обусловленная нарушением правила, гласящего, что в силлогизме должно быть только три термина. Ошибка состоит в том, что в силлогизм включают четыре термина. Обычно это происходит благодаря тому, что слово, играющее роль среднего термина, в одной посылке выражает одно понятие, а в другой посылке – иное понятие.

    ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, или: Логика, – наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержания (см.: Содержание и форма). Определение «формальная» было введено И. Кантом (1724 – 1804) с намерением подчеркнуть ведущую особенность Ф. л. в подходе к изучаемым объектам и отграничить ее тем самым от других возможных логик.

    ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ – суждение, имеющее логическую структуру «Некоторые S суть Р» (частноутвердительное суждение) или «Некоторые S не есть Р» (частноотрицательное суждение).

    ЭВРИСТИКА (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.

    ЭЙЛЕРА КРУГИ – геометрическая наглядная иллюстрация объемов понятий и отношений между ними с помощью кругов. Леонард Эйлер (1707 – 1783) – швейцарский философ, математик, механик, физик.

    ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ, или: Равнозначность, – общее название отношений, являющихся рефлексивными, симметричными и транзитивными (см.: Отношение типа равенства).

    ЭКВИВОКАЦИЯ – логическая ошибка, заключающаяся в том, что одно и то же слово используется в разных значениях в одном рассуждении. Слова естественного языка, как правило, многозначны, поэтому всегда существует опасность совершить Э. в рассуждении или в понимании рассуждения.

    ЭНТИМЕМА (от греч. in thymos – в уме) – 1) рассуждение, доказательство, в котором некоторые посылки либо заключение не формулируются в явной форме, но подразумеваются; 2) силлогизм, в котором не выражена в явной форме к.-л. его часть: большая или меньшая посылка либо заключение.

    ЭПИХЕЙРЕМА (от греч. epiheirema – умозаключение) – сокращенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой энтимемы.

    ЭРИСТИКА (от греч. eristika – искусство спора) – искусство ведения спора. Э. не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства», принципы ее меняются от «учителя» к «учителю».

    ЯЗЫК – знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Все языки могут быть разделены на естественные, искус­ственные и частично искусственные. Первые возникают спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки); вторые создаются людьми для к.-л. специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил обра­зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто­ричны в отношении естественного языка; первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним.

    ЯЗЫК ЛОГИКИ – специально создаваемый современной логикой для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным. Построение его предполагает принятие особой теории логического анализа.

    IX. ЛИТЕРАТУРА




    1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1994.

    2. Гетманова А.Д. Логика. – М., 2003.

    3. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1998.

    4. Горский Д.П. Логика. – М., 1983.

    5. Грядовой Д.И. Логика: практический курс формальной логики: учебное пособие в кратком изложении и упражнениях. – М., 2004.

    6. Иванов Е.А. Логика. Учебник. – М., 1996.

    7. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2005.

    8. Ивин А.А. Логика. – М., 2004.

    9. Ивин А.А. Никифоров А.Л. Словарь по логике. – М., 1998.

    10. Ивлев Ю.В. Логика: сборник упражнений. – М., 2004.

    11. Кириллов В.И. Логика: учебник для юридических вузов. – М., 2006.

    12. Кириллов В.И, Орлова Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2000.

    13. Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 2005.

    14. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М., 2006.

    15. Свинцов В.И.Логика: учебник для вузов. – М., 1995.

    16. Стрелкова Н.В Логика в задачах и упражнениях: учебное пособие. – М., 2004.

    17. Челпанов Г.И. Учебник логики. – М., 2004.

    1 Ивин, А. А. Словарь по логике / Ивин А.А., Никифоров А.Л. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1998.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта