Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. 56 с. Издание первое
Скачать 3.62 Mb.
|
1 2 3 4 49 То есть, стилю Heading 2 текстового редактора соотвествует стиль Rubrika нашего макета, стилю Heading 1 — Head About, стилю Heading 3 — Autor About, а стилю Normal — Base About. Теперь выделим инструментом Text Tool (T) фрейм 1 (рисунок 90) и выполним команду File–>Place (Cmd+D), перед нами откроется окошко выбора помещаемого файла (рисунок 93). В этом окошке выберем имя нужного нам файла (2_festival.rtf) и установим галку Show Import Options (рисунок 93, красный овал), что- бы программа дала нам возможность произвести соотвествие стилей тектового документа и наше- го макета. После того, как Вы подтвердите свой выбор, нажав на Ok, откроется еще одно окно Import Options (рисунок 94). В этом окне масса настроек (па- раметры импорта колонтитулов, сносок, списков и так далее), но нас интереует конкретно таблица соотвествия стилей, поэтому мы отметим Castomize Style Import (отмечено красным овалом на рисунке 94) и перейдем к самой таблице, кликнув на кнопку Style Mapping (отмеченый зеленым ова- лом на рисунке 94). Перед нами откроется следую- щее окно, в котором уже можно выбрать стиль макета для каждого стиля документа (рисунок 95). Для этого необходимо кли- кать по названию стиля в колонке InDesign и выбирать из появивше- гося выпадающего меню нужный стиль. Теперь выберем инструментом Selction Tool (Esc) графический фрейм 4 (на рисунке 90) и опять воспользуемся командой File–>Place (Cmd+D) для помещения в документ рекламного модуля. Результат наших действий можно увидеть на рисунке 96. Обратите внимание, что текст статьи несколько меньше, чем отве- денный для него текстовой фрейм. Исправим это недоразумение. Рис. 95 Таблица соотвествия стилей Рисунок 93 Рис. 94. Параметры импорта файла 50 Из спецификации нам известно, что допустимый трекинг составляет ±5, а допустимая ширина символов для рубрики «Обо всем» — ± 5 %. Поварьируем шириной симво- лов. Уже при значении +3 наш текст полностью заполнит фрейм и даже «вылезет» из него. Ширина символов для стиля About Base со- ставляет 85 %, поэто- му значение +3 % будет равно 88 % (рисунок 99). То, что текст не уместился во фрейме мы поняли потому, что вни- зу текстового фрейма появился специальный значек (отмечен красным овалом на рисунке 98). Кликнем по этому значку и «рас- тянем» на монтажном столе еще один текстовой фрейм, весь непо- местившийся текст «перетечет» в него (рисунок 99). Как видим, этого текста не очень много, поэтому вы- делим последний абзац и умень- шим ширину его символов до +2 % (87 %). Теперь весь текст уместил- ся и заполняет собой всю высоту фрейма. Процессы изменения количества строк за счет ширины символов и трекинга называют «выгонкой» и «вгонкой». Если Вы достигли предельных значений трекинга и ширины сим- волов, а текста все равно много (или мало), то необходимо по- звать ответвенного за выпуск редактора, для редактуры статьи (дописывания или сокращения), при этом, параметры трекинга и ширины символов необходимо вернуть в нормальное состояние. Рис 98 Рисунок 99. Перетекание текста Рис 97 Рисунок 96 51 При верстке всегда имеет смысл создавать дополнительные текстовые фреймы на монтажно столе, в которые будут «пере- текать» «хвосты» статей (даже если статья требует выгонки, а не сгонки). Таким образом, Вы при любых изменениях (например, поместили фотографию, увеличили заголовок) будете контро- лировать, что Ваше текст не «вылез» за пределы отведенного места. Теперь сверстаем статью рубрики «Собития» (фреймы 2 и 3 на ри- сунке 90). Мы специально создали два блока, так как верхний блок вер- стается в одну колонку, а нижний в три. Так как мы только что создали эти фреймы, то они оба у нас одноколончатые. Сделаем нижний блок трехколончатым, для этого выделим его и увеличим коли- чество колонок в панели абзацных свойств текста (рисунок 100) или выполним команду Object–>Text Frame Options (Cmd+B) и, в открывшемся окне установим в поле Numbers раздела Colums значение 3. Результат можно увидеть на ри- сунке 101. Теперь, создадим графический фрейм для фотографии и, под ним, текстовой фрейм для подписи . Сразу применим к ним соот- вествующие графические стили (предварительно вызвав окно гра- фических стилей (Window–>Object Styles (Cmd+F7)): к фрейму фото- графии — стиль Photo, а к подписи — стиль Title Photo (в соотвествии со спецификацией (страница 44). Результат показан на рисунке 102. По появившемуся в нижнем пра- вом углу текстового фрейма значку видно, что текст требует сгонки. Выделем весь текст и уменьшим ширину символов на 1 %. Теперь весь текст уместился. Рис.101. Одно- и трехколончатые фреймы Рис. 100 Рисунок 102 52 Поместим в графический фрейм фотографию (File–>Place (Cmd+D)). Размеры нашей фотографии ока- зались больше, чем размеры фрей- ма, поэтому часть фото осталась невидимой. Чтобы увидеть реаль- ные размеры кликнем по фотогра- фии инструментом Direct Selection Tool (A). Границы фотографии будет помечены коричневой рамкой (ри- сунок 103). Теперь, можно, либо вручную ин- струментом Direct Selection Tool (A) изменить размеры фотографии (при этом надо не забыть зажать клави- шу Shift, чтобы изображение меня- лось пропорционально), либо вос- пользоваться командой Object–> –>Fitting–>Fill Frame Proportionally (Cmd+Opt+Shift+C), которая уиз- менит размер фотографии по раз- меру фрейма (рисунок 104). Первичная верстка полосы за- кончена. Однако это еще не финал работы. После того, как мы разместили все текста во фреймы и по колонкам следует внимательно просмотреть их еще раз. Например, на рисунке 104 показана одна из ошибок вер- стки — висячая строка (выделено красным овалом). Висячая строка — это концевая (последняя) или первая строка абзаца расположенная в начале полосы или колонки. Для ликвидации этого недостатка «сгоним» на одну строку абзац вто- рой колонки, (в результате чего висячая строка исчезнет, но в третьей колонке станет на одну строку меньше требуемого) и «разгоним» один из абзацев третьей колонки (рисунок 105). При «сгоне» и «разгоне» следует помнить, что величина трекин- га и ширины символов регламентируется спецификацией. Если Рис.103. Размер фото больше фрейма Рисунок 104 53 в рамках спецификации до- стигнуть желаемого резуль- тата не получается, следует обратиться к выпускающему редактору для изменения текста. Последним этапом работы над полосой является исправление ошибок верстки: висячих строк (как на рисунке 104), висячих предло- гов (как на рисунке 106) и других. Список ошибок верстки мы рас- смотрим в следу- ющем разделе. Правила обработки сверстанных текстов Традиционно, к правилам обработки сверстанных текстов отно- сят также и правила набора текста: не путать знаки: дефис и тире, три точки и троеточие; устанавливать правильную ши- рину пробелов (и их наличие) между числительным и его разряд- ностью; правильная расстановка кавычек, знаков препинания с пробелами и так далее. Однако, мы не будем останавливаться на правилах набора текста и приведем только те правила, которые относятся непосредственно к верстке. Не разделять на строки: сокращение инициалов и фамилию, числитель- • ное и его разрядность (2 pt, 5 кг, 4 %), сокращенные слова от фамилии (тов. Иванов, проф. Петров), знаковое обозначение от чисел № 7, § 11). Недопустимы висячие строки и висячие символы. • Висячий символ — это буква или предлог в конце строки. Недопустимо начинать колонку с переноса. • Недопустимы четыре переноса подряд. • Недопустимо строка, начинающаяся с тире. • После заголовка и подрисуночной подписи точка не ставится. • Недопустимы прострелы между словами (так случается, например, • если на следующей строке идет длинное непереносимое слово). Рисунок 105 Рис. 106 54 Заключение В настоящей брошюре Вы познакомились с основными методами созда- ния макетов газет и их верстки. Брошюра ориентирована именно на школьные газеты, так как учитыва- ет специфику школьного издательства: начиная от формата издания и за- канчивая приемами работы. Мы старались акцентировать Ваше внимание именно на вопросах технологии работы, а не на конкретных приемах, одна- ко это не означает, что брошюра не может быть ипользована и для осовения непосредственно программы InDesign. (Хотя, справочник или учебник по InDesign существенно лучше подходит для этой задачи.) Вообще, не существует универсальных технологий, каждая требует уточ- нения в зависимости от конкретной ситуации, поэтому все, что здесь напи- сано следует воспринимать не как догму, а как рекомендацию, точку, от ко- торой можно оттолкнуться и разработать свою собственную технологию. Несмотря на то, что скриншоты и клавиатурные сокращения даны для операционной системы MacOS, брошюру можно использовать и при работе в Windows: расположение меню, окон и команд — идентичное, а для ис- пользования клавиатурных сокращений достаточно заменить Cmd на Сtrl, а Opt на Alt. 55 Содержание Введение 1 Основные этапы создания издания 3 Создание макета на примере 9 Создание документа и задание основных параметров 9 Создание мастер страниц 13 Файловая структура и названия файлов 14 Выходные данные 16 Верстка шапки 18 Помещение в публикацию изображений 18 Создание текстовых блоков и изменение параметров текста 21 Создание линий и плашек 26 Создание стилей 37 Создание текстовых стилей 37 Создание стилей графического объекта 39 Спецификация на макет 43 Верстка на примере 48 Правила обработки сверстанных текстов 53 Заключение 54 В.В. Лебедев. Верстка школьной газеты. Основы работы в InDesign Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. – 56 с. Издание первое. В пособии рассматриваются вопросы макетирования и верстки школьной газеты, технологии работы издательства и взаимодействия его с редакцией и типографией. В качестве примера рассмотрены процессы макетирования и верстки газеты в издательской системе InDesign, однако предложенные методы работы могут быть использованы в любой другой программе верстки. Данное пособие ориентировано на старшеклассников и специалистов дополнительного образования, работающих в области издательских технологий. © В.В. Лебедев, 2010 © Гимназия № 45, 2010 ISBN 978-5-91757-009-9 В. В. Лебедев Верстка школьной газеты Основы работы в InDesign Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. – 56 с. Издание первое Корректура: А.Ю. Апухтина Компьютерная верстка: А.Ю. Апухтина Печать: А.В. Боронин, А.С. Кипятков ГОУ Гимназия № 45, г. Москва 117036, Москва, ул. Гримау, 8 Тел.: +7 (499) 126-3382 e-mail: po@ms45.edu.ru Internet: ms45.edu.ru Подписано в печать 20.11.10 Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Гимназии № 45 Верстка школьной газеты Основы работы в InDesign |