Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. 56 с. Издание первое
Скачать 3.62 Mb.
|
Верстальщики Фотографы План номера Задания Корреспоненты Фотографии Макеты поло с с ф отографиями Рисунки Художник Векторная графика схемы, графики, рисунки Художник инфографики Отсканированные рисунки Ретушер Откорректированные статьи Корректоры Отр едактир ованные статьи, вр езы, лиды, заголо вки Выпускающий редактор Статьи для сокращения или дописывания Свер станные поло сы Фотографии Художник Бильд-редактор Ретушер Выпускающий технолог Полосы с обработанными фото PS или PDF полос издания Типография Пр о вер енные поло сы 9 Создание макета на примере Создание документа и задание основных параметров В программах верски важным является первый этап — создание доку- мента, так как именно в момент создания задаются основные параметры будущего издания: поля, количество колонок, формат листа. Безуслов- ноо, все эти параметры можно поменять и потом, но, в отличие от тек- стовых редакторов, все элементы, которые были помещены на поло су потребуют переверстки, поэтому эти параметры следует задавать сразу К примеру, формат нашего будущего издания — А4, предполагае- мое печатное устройство может осуществлять печать только с полями. Запустим InDesign и выполним команду File–>New–>Document (Cmd+N) для создания нового документа. Примечание: в скобках указаны стандартные клавиатурные со- кращения программы для операционной системы MacOS. В опе- рационной системе Windows клавиша Cmd соотвествует Ctrl, а клавиша Opt соотвествует Alt. Перед нами откроется окно с настройками документа, в котором мы сразу выставим необходимые нам параметры (рисунок 3, на рисунке подчеркнуты выставляемые параметры). Из концепции издания нам известно, что будт существо- вать три типа шаблон-страниц: первая, разворот (для 2–3, 4–5 страниц и так далее) и послед- няя, поэтому мы поставили ко- личество страниц — 4. Так как предполагается вер- стка разворотами, то необходимо установить галку Facing Pages. Формта — А4. Количество колонок — 3, поля докумена по 7 мм. При этом, средник между колонками (Gutter) в програм- му уже задан и менять егом мы не рекммендуем. Рисунок 3. Создание документа 10 После создания документа у нас откроется его первая страница. На рисунке 4 Вы можете видеть сам документ, его поля (помечены розо- вым цветом), его базовую сетку (помечена голубым цветом), границы колонок (помечены фиолетовым) пространство вокруг документа, назы- ваемое монтажным столом и панель инструментов с краткими коммен- тариями тех инструментов, которые мы будем рассматривать в данной брошюре. Базовые линии — это воображаемые линии, проходящие по осно- ваниям символов текста. Соответственно, расстояние между базовыми линиями определит вертикальную «плотность» текстов нашего будущего издания. Как пра- вило, расстояние между базовыми линиями ставят приблизительно рав- ным стандартному интерльяжу для базового кегля. Интерльяж — междустрочный пробел, расстояние между базовы- ми линиями соседних строк. Стандартный интерльяж, обычно на 20% больше кегля. Поля документа Линии базовой сетки Край полосы Монтажный стол Границы колонок Палитра инструментов (Tools) Selection tool (V) – инструмент для выделения, перемещения и изменения размеров объектов Direct selection tool (A) – инструмент для изменения размеров и формы содержимого объектов Type tool (T) – инструмент для созда- ния и редактирования текста Line tool (\) – инструмент для созда- ния объекта «линия» Rectangle frame tool (M) – набор инстру- ментов для создания фреймов типа «пря- моугольник», «овал» и «многоугольник» Rectangle tool (M) – набор инструмен- тов для создания объектов «прямоу- гольник», «овал» и «многоугольник» Zoom tool (Z) – инструмент для уве- личение или уменьшения масштаба просмотра (клик мыши увеличивает масштаб, клик мышы с зажатой кла- вишей Opt – уменьшает масштаб) Переключатель Fill/Stroke (X) – по- зволяет применять параметры (напри- мер, цвет, заликва) к содержимому объекта (Fill) или его рамке (Stroke) Рисунок 4. Новый документ и палитра инструментов 11 Кегль — размер высоты сомволов от нижнеих до верхних элементов. Как правило, кегль измеряется в пунктах. Один пункт (1 pt) равен 1/72 дюйма. Может сложиться ситуация, что при создании документа Вы не увидите базо- вых линий — это зависит от настроек про- граммы. Чтобы показать или убрать базо- вые линии необходимо выполнить команду View–>Grids & Guides–>Show Base Grid/ Hide Base Grid (рисунок 5) или восполь- зоваться клавиатурным сокращением Cmd+Opt+'. Обратите внимание на рисунок 4 — верх- няя баховая линия не совпадает с верхним полем документа. К тому же, нам не известно расстояние между базовыми линия- ми. Хотя, с другой стороны, мы пока не знаем, какое же расстояние мы хотим задать для нашего будущего издания? Возьмем любой тектовый редактор, который позволяет менять шриф- ты, кегль и интрельяж и поэксперементируем. Шрифт — графический рисунок набора символов, составляющий единую стилистическую и композиционную систему. В процессе экперимента нам важно выбрать базовый шрифт (то есть то, которым будт выполнена оснавная масса статей), его кегль и интерльяж. Остановимся, к примеру, на шрифте AdonisC, кеглем в 9pt с интерлья- жем в 10pt. Наш выбор совершенно не означает, что все статьи, заголовки, врезы и другие тектовые элементы должны быть оформлен- ны именно так, а только то, что, текста оформленного этим шрифтом и размером будет большинство. Рисунок 5. Команда «Показать базовые линии» 12 Помимо этого, расстояние между базовыми линиями означает, что высота всех графических материалов должна быть кратна ему. Оформ- ляя заголовки, лиды и другие текстовые элементы, выбирая их кегль сто- ит помнить, что интерльях этих текстовых элементов тоже должен быть кратен расстоянию между базовыми линиями быового текста. Это на- зывается «привязать к базовым». На рисунке 6 показаны примеры пра- вильног и неправильного расположения текстовых и графических эле- ментов. Итак, зададим рас- стояние между базовыми линиями для нашего дку- мента. Для этого потребу- ется изменить настройки программы (рисунок 7): InDesign–>Preferences– –>Grids. В операционной системе Windows вызов настроек программы находится в меню Edit. В открывшемся окне настроек (рисунок 8) мы поставим нужные па- раметры: начинать показывать базовые линии с 10 мм от края страницы (помните, мы задали поля документа по 10 мм) — поле start и интервал между базовыми в 10pt — поле increment every. Рисунок 6. Неправильное (слева) и правильное (справа) привязывание к базовым линиям Рисунок 7. Вызов настроек линий Рисунок 8. Настройки базовых линий 13 Создание мастер страниц Как уже было сказано у нас будет 4 страницы-шаблона: для первой и последней полос и для разворота. Откроем (Window–>Pages или Cmd+F12) и рассмотрим окно управления страницами (рисунок 9). В верхней части окна располагаются уже существующее шаблон- страницы (далее шаблоны), пока их только две для разворота (A-Master). Выше находится «страничка» None, которая позволяет отменить при- мененные шаблоны к страницам (для этого необходимо натащить этот шаблон на необходимую страницу или выполнить команду Layout– –>Pages–>Apply Master to Pages). В верхнем правом углу располага- ется выпадающее меню, активация которого происходит после нажатия мышкой на маленький треугольник. Так как шаблон разворота у нас уже есть, нам остается создать шаблоны для первой и последней страниц. Клик- нем на меню настроек и выполним ко- манду New Master (рисунок 10). Перед Вами откроется окошко (рису- нок 11), в котором необходимо дать имя (Name), индекс (Prefix) и количество стра- ниц шаблона (для разворота, соотвествен- но — 2, для первой и последней — 1). Выпадающее меню настроек страниц Шаблон-страницы Страницы изданя Кнопка для создания новой страницы Кнопка удаления выделенной страницы Рисунок 9. Окно управления страницами Рисунок 10. Создание шаблона 14 Мы создали все необходимы шаблоны: A-First — для первой страницы, B-Spread — для разво- рота и C-Last для последней страницы (рисунок 12). Теперь необходимо выбрать нужный шаблон (дважды кликнуть по нему) и начать его верстать. Файловая структура и названия файлов Уже на этапе создания шаблон-макета стоит задумиться над файловой структурой, это позво- лит в дальнейшем избежать множества проблем. Мы предлагаем Вашему вниманию один из вари- антов такой структуры (рисунок 13). В папке Permanent будут находится элементы шаблона: шаблон- страницы, эмблема и логотип газеты, шаблоны штрих-кодов, пустая фай- ловая структура номера — все то, что не меняется от выпуска к выпуску. В папке Reclama будут находиться рекламные материалы. Имеет смысл их вынести в отдельную папку, так как часто одна и таже реклама идет сразу в несколько выпусков. Однако, чтобы не запутаться, можно для каждого нового выпуска копировать необходимые файлы в папку выпуска. Папка V001 —папака очередного выпуска. (Очевидно, что потом по- следует V002, V003 и так далее.) Трехзначный номер предполагается для того, чтобы при накоплении большого количества выпусков их легко было отсортировать по порядковому номеру. В папке каждого выпуска может быть органи- зована структура, представленная на рисунке 14. По именам папок понятно, что в них должно храниться. К примеру, предполагаемые фотогра- фии будут помещаться в папку 4_images, а ото- бранные в папку 5_images_ready. Папка 8_pdf предназначается для готовых к типографии файлов, а 9_collected — для сборки номера. Рисунок 11. Настройка шаблон-страницы Рисунок 12 Рисунок 13 Рисунок 14 15 Collect или Package (сборка) —команда издательской системы, ко- торая собирает в одну папку: файл верстки, все исполь- зуемые графические файлы и используемые шрифты. Collect издания — самый экономный и надежным способ храниения материалов издания с возможностью их даль- нейшего редактирования. В InDesign эта команда вызы- вается File–>Package (Cmd+Opt+Shift+P). Представленная файловая структура не только удобна в использова- нии, но и частично определяет порядок работы и взиамодействия редак- ции и издательства. В папке 7_verstka происходит верстка полос, помимо этого в нее копи- руются используемые в данный момент шаблон-макеты. (С течение време- ни, шаблон-макеты могут изменяться. Все варианты имеет смысл хранить в папке Permanent, а в текущий номер копировать только актальные.) Пустую файловую струткру номера имеет смысл также хранить в па- раке Permanent. Для создания нового выпуска достаточно скопировать эту структуру уровнем выше и переименовать название папки. Стоит отдельно остановиться на названии файлов. Несмотря на то, что современные операционные системы позволяют давать файлам длинные, в том числе, рускоязычные имена, мы рекомендовали бы Вам «работать по-старинке», называя файлы в DOS-стандарте: не более 8 ла- тинских символа на имя файла (символы букв, цифр и подчеркивание). Так как выпуск изданий — дело долгосрочное, а операционные системы имеют тенденцию иногда «падать», то для возможности восстановления файлов, лучше давать им простые и короткие имена (в DOS-станарте). Над газетой, как правило, работает несколько человек: кто-то создает рисунки, кто-то закачивает фотографии, кто-то потом эти фотографии и рисунки обрабатывает, кто-то пишет, а кто-то верстает. Поэтому помимо чисто технических требований, стоит уделить вни- мание названиям файлов с точки зрения удобства их использования. Из названия каждого файла должно быть очевидно на какую страницу он идет, если это графический материал, то к какой статье. На рисунке 15 приведен пример названия текстовых и графических файлов, которые позволят очевидным образом осуществить их верстку. Рисунок 15. Пример названия текстовых и соотвествующих им графических файлов 16 Выходные данные Прежде, чем приступить непосредственно к изготовлению шаблон- страниц, следует определиться с содержанием и расположением выход- ных данных. К выходным данным относят: Абсолютный номер выпуска • Относительный номер выпуска • Дату выпуска • Информацию об организации, выпускающей газету • Год основания • Состав редакции • Название и состав издательства • Название типографии • Адреса редакции, издательства и типографии • Штрих-коды и регистрационные номера (Например, ISSN) • Дату и время подписания в печать • Адреса и другие реквизиты редакции, издательства, типографии • Авторские и издательские права • Не все эти данные обязательно помещать в газету. Например, часто бывает, что редакция и издательство — это одна организация, редакция не желает публиковать свои контакты, количество людей, выпускающих номер, настолько велико, что ограничиваются перечислением только руководителей служб и так далее. Рассмотрим, в качестве примера, шапку, информационную полосу и колонку выходных данных одной из школьных газет (рисунки 16–19). На рисунке 16 представлена шапка газеты; определим, какие элемен- ты на ней присутствуют. Итак, в левойм верхнем углу располагается эмблема газеты, правее нее — название-логотип, а над ним девиз. Эмблема и логотип —являют- ся картинками, девиз — текстом. Правее логотипа располагается, так называемая, выходная информа- ция: относительный и абсолютный номера и дата выхоа номера. » Ноябрь 2009 Газета основана в 1997 году Печатный орган детской организации «Остров Сокровищ» Гимназия № 45 …и остров разрастется в материк… Рисунок 16. Шапка газеты 17 Абсолютный номер — номер от самого первого выпуска, относи- тельный, от начала текущего периода. Например, номер выпуска в этом году. Ниже номера располагается информация о годе создания газеты и об организации, выпускающей ее. Все это образует шапку газеты. Эти элементы не должны изменять ни своих размеров, ни положения от выпуска к выпуску. Текстовые поля Номер газеты и Дата выхода — являются изменяемы- ми, поэтому их имеет смысл отсавлять именно текстовыми, остальные поля вполне возможно преобразовать в векторные рисунки (контуры). Теперь рассмотрим информационные полосы на разворотных стра- ницах (рисуноки 17–18). Так как читатель видит весь разворот целиком, то не имеет смысла повторять на каждой полосе одни и теже данные. Информация о дате создания и выпускающей организации —важна, но она не меняется от выпуска к выпуску, поэтому ее достаточно иметь только в шапке, а вот номер и дата выпуска — являются актуальной информацией. И, в довер- шение, упрощенный логотип с названием газеты. На последней полосе, как правило распологают колонку или «подвал» с выходными данными. Здесь, как правило, располагается максимально полная информация о издании и ее создателях. b¿ÆÄÑ¿ Рисунок 17. Информационная полоса левой страницы в развороте » À Рисунок 18. Информационная полоса правой страницы в развороте ÏÄÿÉÕǾ Аналитический раздел Даниил Бордюгов Литературная страничка Виктория Беленькая Книжное обозрение Евгения Бокшицкая Реклама Василий Русанов Художник Анна Ильина Главный редактор Валерия Кульчинская nÄÖ¿ÑÛ ÎÏÇ cÍÁÄÏÇÑÄÊÛÌÍÂÍ Газета «Остров» Выпуск 3 (135), 23.11.2009 Печатный орган детской организации «Остров Сокровищ» Регистрационный номер издания: RSPR 77-00263-Г-01 ГОУ Гимназия № 45 Издательство «ОС» Отпечатано типографией Гимназии №45 Тираж 250 vostrove.ru/paper newspaper_os@mail.ru © Остров Сокровищ, 1997–2009 ÁÚÎÒÐÉ Корреспонденты Оля Тамбиева Татьяна Шахова Иван Костюченко Полина Бычкова Катя Кабачек Алла Любомудрова Вероника Тищенко Наталья Никитина Татьяна Эрлих Александр Маннин Обработка графики Валерия Кульчинская Корректура Алексей Веселый Редактура Алексей Веселый Верстка Елизавета Сафронова Иван Костюченко Печать Андрей Кипятков Выпускающий редактор Елизавета Сафронова Рисунок 19. «Подвал» с выходными данными 18 Верстка шапки Помещение в публикацию изображений На матер-странице A-First воспроизведем шапку газеты, пример ко- торой представлен на рисунке 16. В папке Permanent художник оставил для нас файл gerb.tif с эмблемой газеты и файл ostrov.ai с ее названием-логотипом. Для того, чтобы поместить изображение в документ вы- полним команду File–>Place (Cmd+D). Появиться окно, в котором необходимо выбрать нужный нам файл. Поместим сначала gerd.tif. После выполнения команды Place, наш кур- сор преобразуется в вид, как на рисунке 20. Теперь «растянем» на полосе фрейм для этой картинки. Для этого подведем курсор мыши к левому верхнему полю страницы, нажмем левую клавишу миши и не отпуская протянем ее на несколько сантиметров вправо и вниз. В результате у нас получилось нечто похожее на рисунок 21. Восполь- зуемся Selection Tool (Esc или V) (см. рис. 4) и попробуем схватившить мышкой за нижний правый квардратик выреденного фрейма и умень- шить изображение. К сожалению, уменьшить изображение не удалось, зато удалось уменьшить фрейм для изображения (рисунок 22). Это со- вершенно не означает, что изображение обрезалось, просто теперь его не видно за закрытой рамкой. Опять схватимся за нижний правый ква- дратик и «откроем»рамку так, как показано на рисунке 23, чтобы эмбле- ма влезала во фрейм полностью. Инструментом Selection Tool (проще называемый стрелкой) нельзя просто изменить размер изображения. Он предназначен для изменения размеров фреймов и перемещения фреймов, для чего необходимо «схва- Рис. 20 Рис. 21 Рис. 22 Рис. 23 19 тить» им за за изображение, переместить курсор в новое место и отпустить кнопку мыши. Для того, чтобы менять размер помещенно- го изображения, необходимо воспользоваться инструментом Direct Selection Tool (A) (белая стрелка) (рисунок 4). При клике этим инструмен- том по изображению становится видно истинный размер изображения (выделен коричневым цве- том) вне зависимости от того, влезает изобра- жение во фрейм или нет. «Схватив» мышкой за видимую часть изображения можно переместить его, не изменяя размеров фрейма (рисунок 24), а «схватившись» за один из угловых квадратиков — изменять его размеры (стрелка на рисунке 24). Теперь вернем эмблему в состояние когда ее видно и, аналогичным способом, поместим рядом с эмблемой логотип-название из файла ostrov.ai, выполнив команду |