Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. 56 с. Издание первое
Скачать 3.62 Mb.
|
Верстка школьной газеты Основы работы в InDesign В.В. Лебедев. Верстка школьной газеты. Основы работы в InDesign Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. – 56 с. Издание первое. В пособии рассматриваются вопросы макетирования и верстки школьной газеты, технологии работы издательства и взаимодействия его с редакцией и типографией. В качестве примера рассмотрены процессы макетирования и верстки газеты в издательской системе InDesign, однако предложенные методы работы могут быть использованы в любой другой программе верстки. Данное пособие ориентировано на старшеклассников и специалистов дополнительного образования, работающих в области издательских технологий. © В.В. Лебедев, 2010 © Гимназия № 45, 2010 ISBN 978-5-91757-009-9 В. В. Лебедев Верстка школьной газеты Основы работы в InDesign Учебное пособие для старшеклассников Москва, 2010. – 56 с. Издание первое Корректура: А.Ю. Апухтина Компьютерная верстка: А.Ю. Апухтина Печать: А.В. Боронин, А.С. Кипятков ГОУ Гимназия № 45, г. Москва 117036, Москва, ул. Гримау, 8 Тел.: +7 (499) 126-3382 e-mail: po@ms45.edu.ru Internet: ms45.edu.ru Подписано в печать 20.11.10 Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Гимназии № 45 1 Введение В настоящий момент написано достаточно большое количество ли- тературы по издательским системам — основновным инструментам ма- кетирования (или проще, верстки) печатных изданий. Однако основной акцент существующих изданий ставится на техническое освоение этого класса программ, поэтому учебники и справочники по какой-либо кон- кретной издательской системе становятся непригодными для освоения другой программы этого класса и дают слабое представление о техноло- гии рабты над печатным изданием. В этой брошюре рассматривается верстка печатного издания с точки зрения технологии технологии его производства, параллельно рассма- тривая необходимые инструменты программы. Брошюра ориентирована, прежде всего, на школьного издателя, поэтому рассмотрение технологии будет происходить на примере верстки газеты. Однако обозначенные подходы могут быть легко применены и к верстке журнала, программки, книги, CD или DVD обложки. Наиболее распространенными, на текущий момент, издательскими системами (или программами верстки) являются QuarkXPress и Adobe InDesing. Менее популярными, но тем не менее, используемыми в реаль- ной практике: Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и Scribus. Scribus, в отличие от всех перечисленных программ распространяется по GNU General Public License, то есть, бесплатно, что является основ- ным преимуществом данной программы. Помимо этого есть версии этой программы под наиболее популярные операционные системы: Windows, MacOS и Linux. Эта издательсткая система очень хорошо подходит для тех, кто хочет освоить азы верстки или имеет необходимость в изготов- лении разовых изданий и не готов платить за достаточно дорогое, про- фессиональное программное обеспечение. Microsoft Publisher можно позиционировать как полиграфическое развитие текстового редактора Word. Она достаточно проста в освое- нии, имеет большое количество шаблонов, но в ней отсутствует масса необходимых функций для полноценной работы над изданием. Это, ско- рее, офисная программа, нежели настольная издательская система. MS Publisher входит в состав MS Office и существует только для операцион- ной системы Windows. Из проприетарных (платных) издательстких про- грамм она является самой недорогой. Adobe PageMaker является предшественником Adobe InDesing, то есть, фактически, устаревшей программой, имеющий ряд недостатоков для полноценной работы над изданием. Несмотря на это, для освоения технологии издатеслького процесса и верстки несложных документов эта программа является вполне достаточной. Она существенно проще в освоении и работе и дешевле, чем современные издательсткие системы, 2 поэтому до сих пор используется во многих школьных издательствах, поэтому может быть рекомендована для начинающих полиграфистов. Существуют версии для MS Windows и MacOS. Основными конкурентами на рынке профессиональных издательстких систем, на текущий момент, являются QuarkXPress и Adobe InDesign. Это полнофункциональные, достаточно сложные и дорогие програм- мы, требующие аккуратности и навыков работы. Однако после освоения они дают существенный выигрыш по времени работы, так как содержат большой набор инструментов для подготовки широкого спектра поли- графической продукции и удобны в использовании. Существуют версии для MS Windows и MacOS. Несмотря на примерное равенство возможностей QuarkXPress и InDesign, в настоящий момент профессиональные издатели все больше и больше отдают свои предпочтения последней. Это связано с тем, что InDesign входит в состав программного пакета Adobe Creative Suite, со- держащего, помимо издательсткой системы, еще Photoshop — инстру- мент создания и обработки растровой графики, Illustrator — инструмент создания векторной графики, Acrobat (и Distiller) —инструменты созда- ния, просмотра и редактирования PDF (одного из стандартных форма- тов файлов для передачи макета в типографию), Bridge — инструмент управления, обмена, запуска и просморта файлов всех перечисленных программ. Совокупность программ Creative Suite делает работу над из- данием удобнее, а стоимость непосредственно InDesign меньше, чем QaurkXPress. Основным преимуществом QuarkXPress перед InDesign является су- ществование редакционно-издательской системы Quark Publisher System (QPS), не имеющей анлогов для продуктов фирмы Adobe. Эта система необходима для одновременной надежной работы большого количества сотрудников редакции и издательства, поэтому для нужд школьной ре- дакции она не очень востребована. Для расмотрения мы возьмем Adobe InDesign, как самую популяр- ную на текущий момент издательскую систему. Но несмотря на выбор конкретной программы все приемы и технологические этапы остаются верными и для других издательских систем, поэтому освоив техноло- гию верстки газеты в InDesign вы без труда сможете пересесть за любую дргую издательскую систему. Более того, если у вас не InDesign, а стоит другая программа верстки, то необходимо и достаточно найти в ней эк- вивалентные инструменты, соотвествующие рассматриваемому техно- логическому этапу. Примечание: в некоторых прораммах эквивалентные инструмен- ты отсутствуют, поэтому может возникнуть необходимость выполнить часть операций вручную. 3 Основные этапы создания издания Технология работы школьного издательства несколько отличается от технологии работы профессиональных издательств. В первую очередь это связано с количеством и квалификацией сотрудников. В крупных издательствах за каждый этап работы отвечает отдельный специалист, тогда как при издании школьной газеты функционал зачастую переме- шан. Тем не менее, мы рассмотрим сначала работу профессионального издательства для того, чтобы каждый смог адаптировать существующую технологию для совей конкретной ситуации. В нашу задачу не входит рассмотрение процессов создания концеп- ции газеты, поэтому будем считать, что концепция уже существует. Это означает, что определены рубрики газеты, их расположение по полосам, количество страниц, принципы иллюстрирования (какие рисунци, схе- мы, такблицы и фотографии будут иллюстрировать те или иные мате- риалы). К примеру, в рубрике «Что думает народ» предполагается публи- ковать социологические опросы, каждый из опросов иллюстри- руется 1–2 фотографиями респондентов и графиком распреде- ления мнений. Аналитическая рубрика «Вопрос» не предполагает обязательного оформления иллюстрацией, а вот новостная ру- брика «А у нас» помимо статьи должны содержать от 3 до 5 фо- тографий с события. На основе концепции газеты художник создает шаблон-макет изда- ния. Шаблон-макет — (далее шаблон) файл издательской программы, включающей в себя основные элементы офорления га- зеты: шаблоны типовых страниц, шапку газеты, инфор- мационные полосы и колонки, текстовые и графические стили. Полоса — страница издания, на которой размещаются элементы шаблона, текстовые и графические элементы. Стиль графический — совокупность параметров оформления фрейма. Фрейм — графический объект, в который может быть помещен текст или графический объект. 4 f¿ÂÍÊÍÁÍÉ NEWS?HEADER |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ f¿ÂÍÊÍÁÍÉ NEWS?HEADER |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ |ÑÍ ÌÄ ÐÑ¿ÑÛÇ » Месяц 2010 Газета основана в 1997 году Печатный орган детской организации «Остров Сокровищ» Гимназия № 45 f¿ÂÍÊÍÁÍÉ ÐÑÏ f¿ÂÍÊÍÁÍÉ ÐÑÏ ÏÒÀÏÇÉ¿ Заголовок (header) nÍÃÆ¿ÂÍÊÍÁÍÉ Автор (autor) }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ}ÒÎÌÅÐÍÈÊÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ}ÒÎÌÅÐ ÍÈÊÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎÌÅÐÍÈÊÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×À ÒÀÞÒ}ÒÎÌÅÐÍÈÊÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ}ÒÎ ÌÅÐÍÈÊÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ}ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀ ÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ}ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀ ÞÒ}ÒÎÌÅÐÍÈÊÄË¿ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎ ÍÅ ÏÅ×ÀÒÀÞÒ }ÒÎ ÌÅÐÍÈÊ ÄË¿ ÑÒÀÒÜÈ CBTF ÅÃÎÍÅÏÅ×ÀÒÀÞÒ Рисунок 1. Шаблон-страница газеты Неизменяемые тексты Неизменяемые помещенные рисунки Изменяемые стилизованные тексты Графические блоки для помещения фотографий Неизменяемые плашки и линии Изменяемые тексты 5 Стиль текстовой абзацный — (абзацный стиль) совокупность сим- вольных и абзацных свойств текста. Стиль текстовой символьный — (символьный стиль) совокупность символьных свойств текста. В качестве примера рассмотрим шаблон-страницу готового издания (рисунок 1). На рисунке представлены постоянные (не изменяемые) и из- меняемые элементы. К примеру, очевидно, что номер издания и его дата относятся к изменяемым элементам, а расположение фотографий — к неиз- меняемым. Художник отрисовывает в издательской системе макет каждой поло- сы: отрисовывает блоки (фреймы) для помещения фотографий и рисун- ков (в том случае, если указанные рисунки и фотографии должны иметь четкое позиционирование на полосе, как в нашем примере), выбирает оформительские решения для разных структурных текстовых элемен- тов, располагает на полосах графические примитивы (линии и плашки) и передает файл с ними выпускающему верстки. Помимо этого он фор- мирует требования к верстке (к примеру, максимальную и минимальную ширину символов, величину отступов от заголовков, допустимые разме- ры вреза и так далее). Выпускающий верстки — специалист, отвечающий за работу ко- манды верстальщиков. Он обучает их, контролирует ра- боту, содает условия для повышения качества и скорости их работы. Выпускающий верстки создает графические и текстовые стили на основе созданных художником объектов, закрепляет (привязывает к основанию полосы, чтобы случайно не сдвинуть) изменяемые элементы и переносит в шаблон-страницу неизменыемые элементы. Шаблон-станица — специальная страница в документе издатель- ской программы, элементы которой могут быть переда- ны на любую полосу издания. Обратите внимание, что в данном примере на полосе уже располага- ются заготовки для двух материалов — новостей и статьи произвольной рубрики. В скобках указано название абзацного стиля, которым оформ- ляется данный структурный элемент. Это очень облегчит труд версталь- 6 щика. Иногда, рядом со стилем пишут его клавиатурное сокращение, как, например, в Заголовке новости (news_header — название стиля, ctrl+1 — клавиатурное сокращение для применения этого стиля). В каждый текстовой блок «залит» (помещен), так называемый «мерник» — специальный текст с периодическим указанием коли- чества символов, который используется при планировании объе- ма статьи в очередном номере. В зависимости от штата верстальщиков выпускающий верстки разме- щает либо все шаблон-страницы в одном файле, либо каждую страницу в свой файл, либо индивидуально: в некоторые файлы — по несколько страниц (например, все полосы для темы (что, правда, более характерно для журналов, а не для газет), в некоторые — развороты (по 2 страни- цы), в некоторые, например первую и последнюю страницы, в отдель- ные файлы. Все эти файлы помещаются в специальную папку, доступную верстальщику. Подготовительная работа издания на этом завершается. Следующим этапом, правда не связанным с работой издательства, яв- ляется подготовка материалов. Редакция готовит материалы: корреспонденты пишут статьи, кор- ректоры и редакторы обрабатывают их; бильд-редакторы подбирают в фото-агенствах необходимые фотографии или дают задание фото- графам, художники рисуют иллюстрации, художники инфорграфики создают векторные изображения графиков, схем, рекламы и других ил- люстраций. После чего помещают продукты своей деятельности в соот- вествующую файловую структуру. К примеру, статьи помещаются в папку txt, рекламные материа- лы в папку reclama, фотографии, рисунки и векторные материа- лы в папку images. Как правило, для оформления статей подбирается нескольо большее количество фотографий, чем требуется. Это делается для того, чтобы был выбор. Художник (либо тот, кто создавал шаблон-макет, либо дру- гой) делает приблизительную верстку каждой полосы: отбирает необхо- димые фотографии и располагает их на полосах. Для нестрогих макетов располагает заголовки, врезы и другие эелементы и варьирует их вели- чиной. Строгий макет — макет, где предопределены расположение статей и графических метариалов на полосах, а также объем статей, количество и расположение иллюстраций, размер заголовков. 7 Нестрогий макет — макет, где расположение и объем статей, рас- положение и количество иллюстраций может варьиро- ваться. Когда художник отобрал фотографии, биль-редактор осуществляет покупку этих фотографий в фото-агенствах. После того, как все необходимые материалы готовы, выпускающий редактор раздает полосы (задания) верстальщикам. Работа верстальщика — проста: скомпоновать требуемый материал на полосе, офомить все графические и текстовые материалы в соотвествии с правилами, разработанными художником, подготовившем макет, при- вести колонки текста в соотвествие с полиграфическими требованиями. На правилах макета и полиграфических требованиях к верстке мы позже остановимся несколько подробнее, а пока, приведем отдельные- примеры нарушения этих требований. Например, предлоги не должны отрываться от следующего сло- ва, колонка не может начинаться со строки с переносом. Не правильно Правильно Если вдруг какая-либо статья не влезает в предназначенное для нее место или, наоборот, в текстовом фрейме остается свободное простран- ство и варьирование допустимых параметров текста не решает эту про- блему, то верстальщик обращается к автору статьи, или выпускающему редактору, или главному редактору для того, чтобы тот сократил или до- писал материал. Как правило, верстальщик для выполнения своей задачи может не- существенно (в соотвествии с правилами художника-макетчика) варьи- ровать ширину и трекинг символов, размеры графического материала. В большинстве случаев, считается недопустимым изменение интерльяжа, кегля (кроме заголовков), шрифта текста и ширины колонок. Сверстанная полоса передается ретушеру, который обрабатывает фотографии (осуществляет цветовой баланс, переразмеривание, цвето- деление и сохранение в нужный формат). Далее, сверстанная полоса передается выпускающему технологу, ко- торый проверяет ее на соотвествие техническим требованиям (разреше- ние и цветовая модель фотографий, ошибки верстки, количество узлов и сумма красок в векторной графике, отсутствие непредполагаемых в ма- кете шрифтов и так далее), выводит полосу в формат, определенный тех- ническими требованиями и передает получившийся файл в типографию. 8 В настоящий момент основными форматами файов, принимае- мыми типографиями являются PS (Post Script) и PDF (Portable Document Format) на остнове PS. Post Script — язык программирования печатных устройств. Файл PS содержит инструктцию печатному устройству о том, что и как должно быть отпечатано на нем. PDF на основе PS – файл с инструкцией печатному устройству и программам отображения PDF. Так как формат PDF — мульти- платформенный формат, то PDF-файл может быть просмотрен и отпечатан абсолютно идентично из разных операционных систем. Рисунок 2. Работа редакции и издательства над выпуском Зеленым шрифтом отмечены сотруники редакции, синим — издательства, красными стрелками обозначен подготовительный этап, черными — работа непосредственно над выпуском. Статьи Редакция Концепция газеты Художник- макетчик Макет газеты Выпускающий верстки Макеты поло с |