Главная страница

Учебное пособие для студентов 2 Содержание


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов 2 Содержание
Дата14.09.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbook.pdf
ТипУчебное пособие
#677560
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Акцентологические нормы
Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus — ударение).
Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в английском языке ударным бывает первый слог, в польском — предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют
разноместным. Сопоставим ударение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги.
Разноместность его делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.
Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в
различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является
неподвижным (берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того
же слова, называется подвижным (прав, правы, права; могу, можешь, могут). Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение.
Ударение имеет большое значение в русском языке и выполняет различные функции:

От ударения зависит семантика слова (хлопок – хлопок; гвоздики – гвоздики).

Оно указывает на грамматическую форму (руки - именительный падеж множественного числа, а руки - родительный падеж единственного числа).

Ударение помогает различать значение слов и их формы: белок - родительный падеж слова белка, а белок – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза.
Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений. При этом есть варианты, которые не нарушают норму и считаются литературными, например, искристый – искристый, лосось –
лосось, творог – творог, мышление – мышление. В других случаях одно из ударений считается неправильным, например, кухонный, инструмент, ходатайство, неправильно: кухонный,
инструмент, ходатайство.
Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления.
Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в
узкопрофессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка.
Например: искра - в профессиональной среде искра, эпилепсия – у медиков эпилепсия,
флейтовый - у музыкантов флейтовый, компас – у моряков компас.

17
В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто
наблюдается отклонение от норм литературного языка. Так, некоторые считают, что надо
говорить средства производства, но денежные средства, прошли два квартала, но второй
квартал этого года. Слова средства и квартал, независимо от значения, имеют только одно
правильное ударение.
Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в
одной из телепередач демонстрировались произведения испанских художников. Показали
картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья
которой просматpивaлocь голубое небо и зелень других растений. Под деревом сидел монах.
Ведущий передачи сказал: «Эта картина называется «Отшельник в пустыне». Каждый, кто
смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустыня? Все дело в том, что
на картине изображена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник,
которое называется пустынь или пустыня. Неправильно произнесенное слово создало
впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.
Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и
типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из
них. Для этого рекомендуется обращаться к специальным словарям и справочникам. Лучше
всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». Ценным пособием
является «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф. А.
Агеенко, М. В. Зарва, под ред. Д. Э. Розенталя). Особенность данного словаря состоит в том,
что он фиксирует только предпочтительный вариант. Правильное ударение дается также в
орфографических, толковых словарях русского языка.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Что изучает акцентология?

Какая характеристика русского ударения требует установления норм?

Какие функции выполняет ударение в русском языке?

Каковы основные акцентологические нормы?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите случаи, когда неправильное ударение в слове может стать причиной непонимания.
Задание 2. Составьте собственный словарик самых распространненых акцентологических ошибок (на примере анализа речи окружающих).
ВОПРОСЫ для самопроверки

Что такое литературная норма?

В чем проявляется динамический характер нормы?

Что является источником изменения нормы в языке?

Как соотносятся между собой языковые варианты и норма?

В чем отличие императивных норм от диспозитивных?

В каких случаях можно говорить о вариантности, а в каких- о вариативности?

18
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Изложите основные положения лекционного курса в виде таблицы или схемы.
Задание 2. Напишите рассуждение на тему: « Нужны ли императивные нормы?» или
«Нужны ли диспозитивные нормы?»
Задание 3. Из толкового словаря русского языка выпишите по три слова, относящихся к диспозитивным и императивным нормам.
ТЕСТЫ
Тест 1. Найдите утверждение, соответствующие действительности.
Правильность речи означает:
a) её соответствие общепринятым нормам поведении; b) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц; c) её соответствие нормам литературного языка; d) её соответствие диалектным нормам.
Тест 2. Найдите утверждение, не соответствующее действительности.
a) Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка. b) Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература. c) Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. d) Нормы помогают литературному языку сохранить общепоятность.
Тест 3. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан…
a) с развитием языка; b) с развитием общества; c) с развитием литературы; d) с развитием мышления.
Тест 4. Что не является источником изменения норм?
a) Неологизмы; b) разговорная речь; c) диалекты; d) заимствование.
Тест 5. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах.
a) Кузен [зэ]; b) амнезия [нэ]; c) антенна [тэ]; d) д´епо [допуст. дэ].
Тест 6. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах.
a) Маркетинг (допуст. маркетинг); b) лорн´ет [допуст. нэ]; c) де-фактор [дэ]; d) лот’ерея [допут. тэ].
Тест 7. В каком ряду приведены неравноправные варианты:
a) [д’]екан и [дэ]кан; b) [с’]ессия и [сэ]ссия; c) Но [в’]лла и но[вэ]лла;

19 d) [т’]ермин и [тэ]рмин.
Тест 8. В каком ряду приведены равноправные варианты:
a) иначе и иначе. b) звонит и звонит; c) бюрократия и бюрократия; d) жалюзи и жалюзи.
Тест 9. Какое из значений соответствует слову кворум:
a) общее количество присутствующих на собрании; b) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным; c) наиболее авторитетная часть присутствующих; d) любое собрание.
Тест 10. Какое из значений соответствует слову брифинг:
a) пресс-конференция; b) инструктаж; c) встреча с глазу на глаз; d) вид спорта.
2. Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (греч. orthos — правильный и epos —
речь). Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи; внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного
произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Рассмотрим основные правила литературного произношения, которых необходимо придерживаться.
Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их
произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции. Редукция может быть количественной (когда звук меняет лишь долготу звука) и качественной (когда звук меняет свое качество).
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко.
Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]: пятак - п[и]так,
перо – п[и]ро.
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]: мединститут — мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.
Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и
уподобление.

20
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т]– сад, любо[ф’] – любовь и т.д. Это оглушение является одним
из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т.д.
Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо[х].
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий – лёгкий, ле[хк]о – легко.
Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ична: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а,-Фомини[шн]а, а также сохраняется в
отдельных словах: коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик,
яи[шн]ица и др.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко:
порядо[шн]о и порядо[чн]о. В отдельных случаях различное произношение сочетания чн
служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый ударсерде[шн]ый друг.
Произношение заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис, [о]тель ) и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] ( с[тэ)нд, ко[дэ]кс, каш[нэ] ). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т’]ет, па[т’]ефон, факуль[т’]ет, му[з’]ей, [р’]ектор, пио[н’]ер. Всегда перед [е] смягчаются заднеязычные согласные: па[к’]ет, [к’]егли, с[х’]ема, ба[г’]ет.
Обратите внимание на таблицу, в которой представлены орфоэпические ошибки,
перечень которых не нашёл объяснения в предыдущем материале:
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ОШИБКИ
ПРИМЕРЫ (в скобках указано нормативное произношение)
1. Ассимиляция
(уподобление звуков)
Лаболатория (вместо лаборатория); брансбойт (вместо брандспойт); колидор (коридор); битон (бидон); кардон (картон).
2. Эпентеза
(неоправданная вставка звуков)
БеспрецеНдентный (норма: беспрецедентный); воеННОначальник
(военачальник); дермаНтин (дерматин); дикОобраз (дикобраз);
компеНтентный (компетентный); компромеНтировать
(компрометировать); конкурентНоспособный
(конкурентоспособный); констаНтировать (констатировать);
летоИсчисление (летосчисление); перЕспектива (перспектива);
перЕтурбация (пертурбация); поДскользнуться (поскользнуться);
светопреДставление (светопреставление – свет преставляется, т.е. умирает); сТрам (срам); чЕрезвычайный (чрезвычайный), яВства
(яства).
Следует запомнить: конъЮНКктура – «создавшаяся в какой-либо области обстановка, ситуация»; конъЕКтура – «восстановление испорченного текста на основании догадки».

21 3. Диереза
(ошибочное устранение звуков)
Следует говорить брелОка (Р.п., ед.ч.), а не брелка; АзербаЙджан
(а не Азербаджан); время Препровождение (а не времяпровождение)
4. Метатеза (мена звуков), опрощение
Скурпулёзный (норма: скрупулёзный); трамва (травма); травмай
(трамвай); друшлаг (дуршлаг);
Описание орфоэпических норм можно найти в литературе по культуре речи, в специальных
лингвистических исследованиях, например, в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное
произношение», а также в толковых словарях русского литературного языка, в частности, в
однотомном «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Использованная литература
1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия
«Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону:
«Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 61 – 62)
2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 –
160с. (стр. 59 – 61)
ВОПРОСЫ и задания

Какие нормы называются орфоэпическими?

Каковы орфоэпические нормы литературного произношения гласных звуков?

Каковы орфоэпические нормы литературного произношения согласных звуков?

Каковы причины мягкого и твердого произношения согласных перед гласной Е?

Каковы причины различного произношения сочетания ЧН в современном русском языке?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.
Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?
ТЕСТЫ
Тест 1. Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в
русском языке называется разноместным, т. к.
a) оно может падать на любой слог в разных словах; b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове; c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги; d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
Тест 2. Найдите утверждение, противоречащее действительности.
a) Ударение в русском языке служит для различения семантики слов; b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов; c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова; d) ударение помогает различать значение слов и их форм.
Тест 3. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:
a) для различения семантики слов;

22 b) для указания на разную грамматическую форму слова; c) для различения значения слов и их формы; d) для указания на варианты слова.
Тест 4. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические
нормы – это…
a) нормы ударения и произношения; b) нормы построения словосочетаний и предложений; c) нормы употребления многозначных слов; d) нормы образования грамматических форм.
Тест 5. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками
русского ударения:
a) подвижностью; b) разноместностью; c) свободным характером; d) фиксированностью ударения на определенном слоге.
Тест 6. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:
a) жалюзи – жалюзи; b) лосось – лосось; c) кухонный – кухонный; d) ходатайство – ходатайство.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта