Главная страница
Навигация по странице:

  • § 64. Общие понятия о письме

  • § 65. Основные вехи в историческом развитии письма

  • § 66. Алфавит, графика и орфография

  • § 67. Транскрипция и транслитерация

  • Основная литература

  • Кодухов В.И.

  • Фонема «Фонема – это минимальная единица, которая служит для различия и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)». (Панов М.В.

  • Бондарко Л.В. , Вербицкая Л.А., Гордина М.В.

  • Резенталь Д.Э., Теленкова М.А.

  • Введение в языкознание. Учебное пособие для студентов дистанционного обучения - Зенков Г.С., Сапожникова И.А.. Введение в языкознание. Учебное пособие для студентов дистанцион. Учебное пособие для студентов дистанционного обучения кгну бишкек 1998 ббк 81 з 56 Серия дистанционное обучение. Гуманитарные науки


    Скачать 429 Kb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов дистанционного обучения кгну бишкек 1998 ббк 81 з 56 Серия дистанционное обучение. Гуманитарные науки
    АнкорВведение в языкознание. Учебное пособие для студентов дистанционного обучения - Зенков Г.С., Сапожникова И.А..doc
    Дата10.03.2017
    Размер429 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в языкознание. Учебное пособие для студентов дистанцион.doc
    ТипУчебное пособие
    #3623
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    ГЛАВА 11. ПИСЬМО



    Понятийно – терминологический аппарат

    Идеографическое, фонографическое письмо, идеограмма, логограмма, силлабическое (слоговое), алфавитное письмо, лигатура, пиктография, морфологический, фонетический, традиционные принципы орфографии, алфавит, графика, орфография, транслитерация
    § 64. Общие понятия о письме

    и предпосылки возникновения письма
    Язык существует в двух формах – в устной и письменной. Письменная форма языка возникает в связи с потребностью в передаче информации на расстояние и сохранении ее во времени. Знаки письма появляются в то время, когда нужно было посчитать и запомнить, сколько голов скота ходит по пастбищам, сколько людей живет здесь, когда нужно было распространить на огромные расстояния распоряжения, указы, законы правителя.

    Письмо можно определить как систему знаков, позволяющую передавать информацию на расстояние и сохранять ее во времени. Система письма имеет постоянный состав знаков. Знаки письма могут фиксировать разные единицы звуковой речи. Если знаки соотносятся со словом или с морфемой, то мы говорим об идеографическом типе письма. В том случае, когда знак обозначает звук (фонему), говорят о фонографической разновидности.

    Идеографические знаки соотносятся прежде всего с содержательной стороной слова и морфемы. Звуковой облик в этом случае не передается, за письменным знаком закрепляется только значение. Принцип, на котором построены эти типы письменных знаков, можно продемонстрировать на примере, заимствованном из математики. Знак 2 не передает звучание слова, поэтому на разных языках этот знак будет звучать по-разному: [два], [эки]. Однако говорящие на разных языках поймут этот знак одинаково.

    Идеографические знаки называют логограммами. Логограммы (идеограммы) соотносятся со словами. Но есть еще идеографические знаки, которые обозначают значащие части слов – морфемы. В языках, где морфема совпадает со слогом, этот тип идеограмм соотносится и со слогом.

    Фонографическое (или фонетическое) письмо основано на передаче звуковых единиц. Такими единицами могут быть как отдельные звуки, так и их сочетания – слоги. Фонетическое письмо имеет две разновидности – силлабическое (слоговое) и алфавитное письмо.

    Силлабическое письмо передает следующие типы сочетаний звуков: согласный+гласный, гласный+согласный, согласный+гласный+согласный и некоторые другие. Силлабическое письмо широко распространено в языках Юго-Восточной Азии.

    Для обозначения некоторых сочетаний часто используются составные буквы-лигатуры. Лигатура образуется путем соединения элементов разных знаков. Так, история русских букв я и щ – это превращение старых лигатур Ю и Ш в обычные буквы я и щ.

    В алфавитном письме один знак обычно соответсвует одному звуку, хотя в этой же системе письма один звук может обозначаться составным знаком-диграфом. Диграф – это сочетание нескольких букв для обозначения одной фонемы. Например, диграфами являются сочетания sh, th, ch в английском языке.
    § 65. Основные вехи в историческом развитии письма:

    пиктография, идеография, фонография
    Письму, как оно определено в предыдущем параграфе, предшествовали другие способы закрепления и передачи информации. Среди этих способов надо назвать пиктографию. Пиктография – это отражение содержания в виде рисунка. Отличие пиктографии от идеографического и фонетического письма состоит в том, что элементы этого письма не фиксируют каких-либо отдельных единиц языка. Сообщение может передаваться одним сложным пиктографическим знаком или последовательностью простых рисунков. Различные сочетания схематических рисунков использовались индейцами Америки, аборигенами Австралии вплоть до 20 века. Пиктография может применяться в системе дорожных знаков.

    На основе пиктографии возникает идеографическое письмо. Знаки идеографического письма – иероглифы – имели первоначально рисуночный характер. По мере развития внешний облик иероглифов изменялся, они становились все более условными. Идеографическое письмо в чистом виде существовало только в переходный период от пиктографии к идеографии. Поскольку возможности чистой идеографии в выражении значений были ограничены (система разрасталась до огромного количества знаков), со временем появляется словесно-слоговая разновидность идеографии. Эта разновидность имеет специальные знаки, уточняющие многозначные иероглифы, и знаки, выражающие какие-либо грамматические элементы. В некоторых случаях иероглифы могли передавать фонетический состав слова, поскольку иероглиф, соотносясь с морфемой-слогом, мог фонетизироваться. Фонописание использовалось в том случае, когда необходимо было передать сложное абстрактное понятие или имя собственное.

    Идеографическое письмо,его словесно-слоговой тип, сохраняется в китайском языке. Диалекты китайского языка отличаются друг от друга фонетически, а поскольку иероглифы соотносятся с содержательной стороной языковых знаков, а не с фонетической, то возможно применение одних и тех же иероглифов во всех диалектах. В этом случае иероглифическое письмо выполняет интегрирующую (объединительную) функцию, в китайском языке. Недостатком идеографической системы является ее громоздкость, трудность при освоении чтения. Дальнейшее развитие письма определялось процессами фонетизации. Так, уже у древних египтян, наряду с обычным употреблением иероглифов, вырабатываются знаки для согласных фонем.

    Первой фонетической системой, известной нам, являлось финикийское письмо. В этом письме буквы не выполняют идеографических функций, за исключением тех случаев, когда они обозначают число. Финикийское письмо было консонантным, поскольку в этой системе отражались только согласные. Это было связано с характером языка, в котором корень слова обычно состоял только из согласных звуков, гласные выполняли функцию грамматического элемента, поэтому для обозначения слова достаточно было обозначить корень через знаки согласных.

    Финикийский алфавит был воспринят древними греками и дал начало всем западным алфавитам. Греческое письмо возникло примерно в 8 в. до н.э. Поскольку греческий текст без обозначения гласных был непонятен, то в греческом письме некоторые старые буквы финикийского письма начинают употребляться для обозначения гласных. Такими буквами были, например а,ε, i, которые обозначали финикийские согласные, отсутствовавшие в греческом языке. Обозначение на письме не только согласных, но и гласных явилось важным достижением, позволившим отражать последовательность фонем.

    Греческое письмо существовало в нескольких вариантах. Главные из них – это восточно-греческий и западно-греческий варианты. Они отличались формой и употреблением отдельных букв. Из восточно-греческого письма развивается классическое, затем византийское, на основе которого создается славянская система письма. На базе западно-греческого письма возникает латиница, которая обслуживает многие языки Европы и Азии. Греческое письмо оказало влияние на создателей армянского и грузинского алфавитов.
    § 66. Алфавит, графика и орфография
    Алфавит, графика и орфография – это понятия, связанные с фонетическим типом письма.

    Алфавит – совокупность букв (графем), содержащая основные знаки письма. Знаки письма в алфавите расположены в определенном, алфавитном, порядке. Принцип алфавитного расположения используется в словарях, справочных изданиях.

    Графика и орфография представляют собой правила использования графем. Графика в отличие от орфографии – это правила соответствия букв фонемам. Соотношения между буквой и фонемой могут быть разными. Один тип соотношения наблюдается в тех случаях, когда одна буква передает одну фонему. Такой тип считается идеальным, но он не встречается в чистом виде ни в одной графической системе. Зачастую графические системы отдельных языков имеют гораздо меньше букв, чем фонем. В этом случае фонема соотносится с комбинациями графем (диграфами). Однако не всегда равное количество графем и фонем является идеальным качеством. Иногда меньшее число графем по сравнению с фонемами свидетельствует о рациональности графической системы. Например, можно усмотреть это качество в русской графике, в которой рациональность проявляется в слоговом принципе обозначения мягкости согласных (подробнее об этом в курсе современного русского языка).

    Другой тип правил составляют правила орфографии. Это правила правописания слов и морфем. Существует несколько принципов, на основе которых строятся орфографические правила. Наиболее важными принципами являются фонетический и морфологический. По фонетическому принципу слова и их части пишутся в соответсвии с их произношением. Например, приставка з пишется в двух вариантах: разбить и раскрыть. В качестве ведущего он используется в белорусской орфографии.

    Благодаря морфологическому принципу сохраняется одинаковое написание одной и той же морфемы. На письме не отражаются позиционные изменения фонем. Так, в корневой морфеме гриб / грибы представлено чередование согласных п//б, которое на письме не отражено. Из нескольких возможных вариантов выбирается один, который соответствует фонеме в сильной позиции.

    Помимо указанных принципов, существует традиционное написание слов. При традиционном написании выбор букв основывается на традиции и этимологии. Типичным примером такого написания является правописание жи, ши в русском языке.

    Разные типы написания сочетаются в орфографии одного и того же языка. Однако обычно один из принципов является ведущим. Например, для русского языка характерным является морфологическое написание, а для английского – традиционное.
    § 67. Транскрипция и транслитерация
    Понятие о транскрипции и о системе транскрипционных знаков вы получили в главе 4. Помимо условной записи звучащей речи посредством транскрипционных знаков, используется другой тип записи, который передает буквенный состав слов, взятых из других языков. Такой тип передачи называют транслитерацией. Необходимость в транслитерации возникает при передаче иноязычных имен, географических названий. Транслитерация может базироваться на разных алфавитах. Например, иноязычные имена в русском тексте передаются русскими буквами: Paris –Париж, Hugo – Гюго. Часто возникает необходимость в передаче русских имен, фамилий, географических названий посредством латинских букв. Разработано значительное количество систем транслитерации на основе латиницы. В 1951-1956 годах были разработаны правила международной транслитерации русских собственных имен.
    Выводы
    В развитии письма выделяются три этапа. На первом этапе рисунок-схема еще не соотносился с отдельными языковыми единицами. На основе рисунков-схем формируется идеографическое письмо, в котором отдельному знаку соответствует слово или морфема. Внутри идеографического письма формируется новый способ передачи устной речи – иероглифы фонетизируются, становясь знаками фонем. Недостатком идеографической системы является ее громоздкость.

    Первым фонетическим письмом было финикийское, на основе которого развивалось греческое, византийское, латинское и все последующие системы письма.

    С фонетическим типом письма связаны понятия алфавита, графики, орфографии. Существует несколько принципов написания слов: фонетический, морфологический, традиционный.

    Транслитерация в отличие от транскрипции передает буквенный состав иноязычных имен собственных.
    Основная литература


    1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1983.– С. 169-182.

    2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987.– С. 238-262.

    3. Кодухов В.И. Введение в языкознание (любое издание, раздел «Письмо»).


    Контрольные вопросы и задания


    1. В чем состоит недостаточность звукоподражательной и междометной гипотез происхождения языка?

    2. Как вы думаете, в чем объяснительная сила социальной теории происхождения языка?

    3. Какие причины приводят к диалектному дроблению языка? Какие типы диалектного членения вы знаете?

    4. Можно ли считать, что все современные языки появились в результате дивергенции? Ответ обоснуйте.

    5. Как связаны между собой национальное развитие общества и литературные языки?

    6. Каковы причины появления профессиональных языков и социальных жаргонов?

    7. Чем объясняется наддиалектный характер литературного языка?

    8. Что означает нормированный характер литературного языка?

    9. В чем заключается структурное сходство языков?

    10. В чем состоит различие между флективными и агглютинативными языками?

    11. Почему языки корневого типа так названы? Почему возможны другие названия?

    12. В чем заключается специфика полисинтетических языков?

    13. Чем определяется родство языков?

    14. Почему при применении сравнительно-исторического метода анализируются только родственные языки? В чем заключается суть сравнительно-исторического метода?

    15. Что понимается под звуковыми соответствиями? Какое значение имело открытие звуковых соответсвий для изучения языков в исторической перспективе?

    16. Какие факты кладутся в основу установления родства? Почему отдельные фонетические совпадения слов разных языков не могут быть надежным свидетельством родства языков?

    17. Что понимается под терминами праязыка, праформы? Как эти понятия связаны с генеалогической классификацией языков?

    18. Расскажите о вкладе в развитие сравнительно-исторического языкознания отечественных и зарубежных лингвистов.

    19. Как распределяются языки мира при генеалогической классификации?

    20. Какие языки относятся к индоевропейской и тюркской семьям языков?

    21. На какие подгруппы делятся славянские языки?

    22. Какие группы выделяются в тюркской семье языков? К каким тюркским языкам ближе всего киргизский язык?

    23. В чем преимущество идеографического письма и в чем его недостатки?

    24. В чем преимущество фонетического письма?

    25. В чем отличие пиктографии от идеографии?

    26. Как формировалось фонетическое письмо?

    27. Какие принципы орфографии могут быть положены в основу правил написания слов и морфем?

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    Учение – особый вид деятельности, направленный на освоение знаний и обобщенных результатов умственного труда многих поколений. Главная задача учения – освоить определенную систему знаний и приобрести комплекс нужных навыков. Сознательное усвоение и переработка приобретаемых знаний являются непременным условием формирования собственных взглядов и убеждений учащихся.

    Обучение в высшем учебном заведении – длительный и трудный процесс. Поступив на первый курс, студенты, не привыкшие к систематическому, правильно организованному умственному труду, часто переносят под разными предлогами время начала ежедневных самостоятельных занятий с одного дня на другой, с недели на неделю и, упуская время, в итоге приходят плохо подготовленными к сдаче сессионных зачетов и экзаменов.

    Свои учебные занятия нужно организовывать самому. Важно стараться приучить себя относиться к занятиям как к интересному, любимому делу. С первых дней занятий в вузе нужно выработать четкий режим и в жизни, и в работе. Заниматься необходимо ежедневно не менее 3-х часов с твердым намерением понять, усвоить и запомнить. С чего начать и как вести эту работу?

    Перед вами учебное пособие по введению в языкознание – самому трудному для первокурсника – филолога предмету лингвистического цикла. Об этом, как и об исключительной важности курса «Введение в языкознание» в деле становления филолога, говорится в Предисловии к пособию.

    С него и нужно начинать. Внимательно ознакомьтесь с Предисловием, затем прочтите всю первую главу, чтобы составить представление о проблематике курса в целом. Не удивляйтесь, что в параграфах об основных проблемах общего языкознания и его связях с другими науками содержание вопросов только названо, обозначено, но не раскрыто сколько-нибудь подробно.

    Первая глава – это своего рода программа предстоящей работы над проблематикой курса в течение всего учебного года. Глава снабжена подробной таблицей, знакомящей первокурсника с членением языкознания как науки на три основных раздела – предлингвистику, микролингвистику и экстралингвистику с обозначением внутренней их расчлененности на составляющие подразделы, аспекты, дисциплины. Внимательно ознакомьтесь с таблицей и соответствующими терминами, раскрывающими шаг за шагом содержание предмета лингвистической науки в многообразии ее аспектов.

    Каждая глава учебного пособия открывается компактно представленным перечнем основных понятий и соответствующих им терминов, необходимых для усвоения содержания соответствующего раздела изучаемой дисциплины.

    Предварительное знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом должно осуществляться в ходе ознакомительного чтения всего учебного материала каждой главы.

    Нужно взять за правило: ознакомившись по оглавлению со структурой главы, подлежащей проработке, бегло прочесть ее про себя целиком без специальной установки на последующее воспроизведение полученной информации.

    За этим предварительным этапом работы следует основной: глубокое осмысление содержащегося в главе материала в рамках изучающего чтения, т.е. вида чтения про себя, при котором осуществляется полное понимание текста с последующим воспроизыедением его содержания в той или иной форме (интерпретация, пересказ самому себе вслух или тезисное воспроизведение в письменной форме и т.п.). Главное – чтобы текст был понят и по-настоящему осмыслен. А это невозможно без основательной проработки соответствующего понятийно-терминологического аппарата.

    Как его осваивать? Какой форме работы отдать предпочтение, чтобы ее можно было вести на протяжении всего обучения в вузе над терминологией соответствующего профиля, в нашем случае – над терминологией дисциплин всего лингвистического цикла?

    Наша рекомендация на этот счет – организация продолжающейся в течение всего периода пребывания в вузе работы каждого студента над ведением своего индивидуального Словаря лингвистических терминов.

    Вести его нужно не в тетради, а на отдельных листах бумаги формата А-4 скрепленных скоросшивателем, что обеспечит при необходимости возможность увеличения листажа, перемещения листов внутри Словаря, включения дополнительных статей без нарушения алфавитного порядка словника.

    Чтобы не превращать Словарь в шпаргалку, каждому включенному в него термину нужно отвести отдельную страницу, а то и несколько страниц по мере увеличения объема информации по данному конкретному вопросу.

    Информация, извлеченная из тех или иных источников (учебники, учебные пособия, словари, статьи, монографии и т.д.), должна быть выписана либо в цитатной форме, либо в форме свободного пересказа с обязательным указанием названия источника и необходимых данных о нем.

    Например ( на отдельном листе):

    Фонема

    1. «Фонема – это минимальная единица, которая служит для различия и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)». (Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Высш. школа, 1979. – С.94).

    2. Ср.: «…фонема – это минимальная звуковая единица языка, линейно нечленимая, служащая для образования звуковых оболочек значащих единиц и потенциально связанных со значением». (Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. – С.8).
      NB! Первое определение глубже, т.к. учитывает обе функции фонемы: различительную и отождествляющую. Второе определение не учитывает отождествлящей функции.

    3. «Фонема – кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем». (Резенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – С.372).


    Определение, принципиально не отличающееся от второго.

    См.: аллофон, вариант фонемы, вариация фонемы.

    В статье «вариация фонемы» ( на отдельном листе) после дефиниции этого понятия должна следовать отсылка к статье «фонема».

    В таком духе шаг за шагом, по мере изучения лингвистических дисциплин от курса к курсу, должна вестись регулярная работа над обогащением Словаря новой информацией. Такой Словарь может быть хорошим подспорьем на практических и семинарских занятиях. Им можно пользоваться на зачетах и экзаменах.

    При разумной организации работы студент будет хорошо ориентироваться в проблематике изучаемых дисциплин, формировать свое научное мировозрение, вырабатывать критическое отношение к источникам информации, что так необходимо для становления высококвалифицированного специалиста, отвечающего запросам времени.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта