Главная страница
Навигация по странице:

  • Требования

  • Знать

  • Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы

  • Этнополитические конфликты в Великобритании Отделение Шотландии.

  • Национальная проблема в Испании

  • Противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии

  • Национальный вопрос во Франции

  • Борьба Квебека за независимость

  • Вопросы для самопроверки

  • УМК-История. Учебное пособие Для студентов дневного и заочного


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Для студентов дневного и заочного
    АнкорУМК-История.doc
    Дата28.02.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУМК-История.doc
    ТипУчебное пособие
    #3214
    страница10 из 19
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

    Тема 2.4. Межнациональные и конфессиональные конфликты
    в странах Запада


    Краткое содержание: Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы. Противоречиям между валлонами и фламандцами в Бельгии, валлонами и корсиканцами во Франции. Образование Ирландской республиканской армии в Северной Ирландии, террористической организации ЭТА в Испании. Требования отделения от Великобритании со стороны Шотландии. Попытка Квебека, провинции Канады, создать самостоятельное государство. Расовые конфликты в США, меры устранения, последствия.

    Требования к знаниям и умениям:

    Иметь представление:об истории и современном состоянии развития межнациональных и религиозных конфликтов в западных государствах

    Знать:причины межнациональных конфликтов в Испании, Франции, Бельгии, Великобритании, США и Канаде, а также меры, предпринимаемые для их разрешения.

    Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в странах Запада и степень приемлемости этого опыта для современной России. 

    Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы

    В современном мире существует более 180-ти государств и лишь не более 20-ти из них этнически однородны - то есть, в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. Более чем в 40% государств мира проживает пять и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов - больших и малых - и, теоретически, каждый из них может претендовать на независимость. Таким образом, подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов. На протяжении второй половины 20 века в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия.

    Казалось бы, несмотря на уже почти 50-летний процесс экономической, а с 1990-х годов и политической интеграции, национальный вопрос в Западной Европе до сих пор остается актуальным, хотя и не таким острым, как в других частях мира, и отчасти он спровоцирован как раз объединением европейских государств.

    Самая опасная тактика действия сепаратистов - террор. Сегодня в Западной Европе сохраняются как минимум три очага сепаратизма в террористической форме: баскский в Испании, ольстерский и шотландский в Великобритании, корсиканский во Франции.

    Этнополитические конфликты в Великобритании

    Отделение Шотландии. Спор между Англией и Шотландией продолжается уже не одно столетие. В начале XVIII в. под военным и экономическим нажимом Англии шотландский парламент был упразднен, сохранились лишь небольшие элементы автономности. С тех пор в Шотландии существует движение за независимость, которому только в самое последнее время удалось добиться ощутимых успехов. В 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, на котором 3/4 населения высказались за восстановление парламента. Таким образом, через 300 лет он был возрожден. Правда, делами экономики, внешней политики, обороны, социального обеспечения всей Великобритании по-прежнему ведает парламент в Лондоне. Наиболее радикальные шотландские националисты выступают за создание независимого государства. 5 мая 2011 г. в Шотландии на выборах в парламент Шотландская национальная партия получила 69 из 129 мест. По заявлениям ее лидера Алекса Сальмонда планируется объявить референдум об отделении Шотландии от Великобритании.

    Северная Ирландия. Ситуация в Северной Ирландии отличается еще большей остротой и конфликтностью. Истоки североирландского конфликта лежат в XII в., когда самостоятельное ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов. В XVI в. территория современной Северной Ирландии вошла в состав провинции Ольстер. Коренное население Ольстера (Северной Ирландии) - ирландцы. Но в XVII-XVIII вв., в период колонизации этой области английским правительством, сюда были переселены выходцы из Англии и Шотландии, которые заняли не только лучшие земли, но и ключевые позиции в экономической и политической жизни. Коренное же население попало в положение арендаторов и батраков, лишилось большинства политических прав. Такое национальное и социальное расслоение усугубляется религиозными различиями. Коренное ирландское население исповедует католицизм, тогда как выходцы из Англии и Шотландии являются протестантами. Все это превращает Ольстер в сложный узел социально-экономических, национальных и религиозных противоречий.

    В 1949 г. Ирландия стала независимым государством, и теперь главные усилия ирландских католиков направлены на присоединение к ней Ольстера. При этом борьба ведется не только политическими методами, но и в форме вооруженного сопротивления англичанам, которое осуществляет военизированная группировка - Ирландская республиканская армия (ИРА), созданная еще в 1919 году. В результате ее террористических акций погибли тысячи людей, а английское правительство вынуждено держать на территории Ольстера свои войска. Только в 1998 г. правительству удалось достичь соглашения с ольстерскими националистами. В Северной Ирландии была восстановлена автономия. Но разоружение всех боевиков ИРА еще не закончено, поэтому угроза нового обострения межнациональных противоречий не снята.

    Национальная проблема в Испании

    Наличие в стране национальных меньшинств (почти 6 млн. каталонцев, около 2 млн. басков), сложное историческое развитие и географические условия предопределили стремление некоторых областей, в особенности населенных басками и каталонцами, к самостоятельности. Независимость Страны Басков была впервые узаконена в 1425 г., хотя впоследствии баски лишились этого права. В период Второй Республики (1931-1939) автономия Страны Басков была восстановлена - у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. диктатором Франсиско Франко вновь была ликвидирована автономия этой области. На протяжении 40 лет его правления не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. После окончания франкистского режима Испания в 1978 г. приняла новую конституцию, согласно которой в стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Но в Стране Басков, занимающей площадь 17,5 тыс. км2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность, она до сих пор остается. Здесь подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии (наибольшей поддержкой пользуется Баскская националистическая партия).

    А крайние националисты и сепаратисты настаивают на образовании собственного государства под названием Эускади (эускал - самоназвание басков), причем в составе не только северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции. В качестве главной вооруженной силы крайних баскских сепаратистов выступает организация под названием ЭТА (Эускади та аската-суна, что означает «Эускади и свобода»), возникшая еще во времена правления Франко. Несмотря на временное политическое затишье в Стране Басков, она по-прежнему остается одной из главных «горячих точек» Западной Европы.

    Противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии

    Здесь межнациональные отношения стали сложной проблемой едва ли не с момента образования этого независимого государства в 1830 г. Бельгия – двунациональная и двуязычная страна, населенная в основном фламандцами и валлонами. Кроме того, небольшая часть населения на востоке страны говорит по-немецки. Фламандцы живут на севере страны, во Фландрии. Их язык очень близок тому, на котором говорят в соседних Нидерландах. Валлоны живут в южной половине страны, в Валлонии, их родным языком является французский.

    В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Но после Второй мировой войны обе части страны как бы поменялись ролями. В Валлонии, где были представлены в основном угольная, металлургическая и прочие старые отрасли промышленности, начался экономический упадок. В то же время потенциал Фландрии значительно вырос, причем преимущественно путем развития новых и новейших отраслей индустрии. Благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Теперь в ней живет 58 % всех жителей, тогда как в Валлонии – 33 %; остальное приходится в основном на столичный округ Брюссель, входящий в провинцию Брабант. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.

    Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии – французский.

    Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении. Этот конфликт в 2008 г. так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части. Сейчас в стране продолжается политический кризис.

    Национальный вопрос во Франции

    Французы составляют 86 % населения страны, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы (1,3 млн.) на северо-востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы (1 млн.) на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы (300 тыс.) на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы (100 тыс.) на крайнем севере страны, баски (130 тыс.) и каталонцы (200 тыс.), живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение.

    Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которая в 1768 г. была передана Генуей Франции за долги.

    В 1976 г. был создан Фронт национального освобождения Корсики, начавший террористическими методами борьбу за независимость острова. В 2001 г. французский парламент предоставил Корсике ограниченную автономию. Но окончательно вопрос до сих пор не решен.

    Борьба Квебека за независимость

    Население Канады поделено на две многочисленные группы: англо-канадцы и франко-канадцы. Противостояние англичан и французских жителей провинции началось еще в середине XVIII века, когда после окончания Семилетней войны Франция лишилась колонии в Канаде. Победившие англичане загнали франко-канадцев в Нижнюю Канаду, переименовав ее в Квебек.

    К завоеванному населению захватчики относились как к людям второго сорта: запрещали пользоваться французским языком, соблюдать национальные обычаи. Со временем положение франко-канадцев улучшилось, французский язык даже стал вторым государственным. Но конфликты бытового характера продолжаются. Формально главой Канады до сих пор остаётся английская королева, что раздражает часть франко-канадцев.

    Массовое и организованное сепаратистское движение в провинции началось в 1960 году. Тогда, пришедшее к власти в Квебеке правительство Жана Лесажа, пообещало «сделать франко-канадцев хозяевами на своей земле».

    В те же годы в Квебеке действовали и радикальные движения, ставившие своей целью полное отделение Квебека от Канады и строительство самостоятельного государства. На такой позиции стояла и стоит сегодня Квебекская партия («Парти Квебекуа», ПК) и «Фронт Освобождения Квебека» (французская аббревиатура - ФЛК), который в начале 70-х годов попытался перейти к тактике террора. Однако большинство франко-канадцев его осудило. ФЛК полностью потерял народную поддержку, и большинство сепаратистов сплотились вокруг ПК. После ее победы на выборах в Квебеке в 1980 году состоялся референдум о независимости провинции. Тогда, идею выхода из состава Канады поддержали лишь 40% голосовавших. Второй и на сегодняшний день последний референдум прошел в 1995 году. Тогда, лишь доли процента решили исход народного голосования: 49,4% голосов были отданы за независимость Квебека. 50,6% квебекцев проголосовали против выхода из состава Канады. Таким образом, референдумы не привели к отделению Квебека, но позволили добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.Состоявшиеся в 2007 г. очередные парламентские выборы в Квебеке показали, что сепаратисты по их итогам заняли лишь третье место.

    Расовые конфликты в США

    В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.

    В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причине их «неискоренимого расизма», они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

    Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев - чиканос. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

    Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.

    Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Какие факторы определяют североирландский конфликт?

    2. На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

    3. Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

    4. Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19


    написать администратору сайта