Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятия и определения

  • Основные исторические даты периода

  • Исторические деятели периода

  • Основные положения проблемы

  • Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии медицинских вузов Курск 2006


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов факультета клинической психологии медицинских вузов Курск 2006
    Анкорkravtsova_Istoria.doc
    Дата18.07.2018
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkravtsova_Istoria.doc
    ТипУчебное пособие
    #21675
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Тема 2
    Формирование древнерусского государства и его распад.

    Русь между Востоком и Западом
    Цель:показать процесс формирования древнерусского государства; раскрыть генезис русской государственности на ранних этапах; рассмотреть события, связанные с феодальной раздробленностью на Руси и показать ее влияние на дальнейшее развитие государства; выяснить особенное геополитическое положение Руси между Востоком и Западом; рассмотреть последствия монголо-татарского нашествия на Русь; процесс формирования единого Русского государства с центром объединения - Москвой.
    План:

    1. Происхождение восточных славян. Сущность «норманнской» теории и ее критика. Возникновение Киевской Руси. Первые русские князья и их деятельность. Социально-экономическое развитие государства.

    2. Государственность Руси в период феодальной раздробленности.

    3. Монголо-татарское нашествие и его последствия на Руси.

    4. Возвышения Москвы. Образование централизованного Московского государства.

    Понятия и определения:

    «Норманнская теория», генезис, государство, христианство, православие, церковь, полюдье, смерд, холоп, закуп, рядович, раннефеодальное государство, этногенез.

    Основные исторические даты периода:

    860 г. – первое летописное упоминание о Руси

    882 г. - объединение новгородских и киевских земель в единое государство.

    907, 911 и 944 гг. – первые договоры Руси с Византией.

    945 г. – восстание в древлянских землях.

    964-972 гг. - княжеские походы Святослава.

    980-1015гг. – княжение Владимира Святославича.

    988 г. – принятие христианства на Руси.

    1019-1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого.

    1113-1125 гг. – княжение Владимира Мономаха. Дополнение «Русской правды» законами о закупах и «резах».

    XII в. – начало формирования раннефеодального монгольского государства.

    1204-1206 гг. – провозглашение Тэмучена Чингисханом.

    1223 г. – поражение русских дружин от монголов на р.Калке.

    1237 г. – вторжение войск хана Бату в пределы Руси.

    1240 г. – завоевание армиями Бату русских земель.

    1240 г. – разгром войсками Александра Ярославича шведских войск в устье Невы.

    1242 г. – Ледовое побоище. Разгром немецких войск.

    1325-1341 гг. – правление Ивана Калиты. Начало возвышения Москвы.

    1380 г. – Куликовская битва.

    1425-1462 гг. – правление Василия II. Феодальная война.

    1462-1505 гг. – правление Ивана III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

    1497 г. – принятие первого свода законов единого централизованного Русского государства – Судебника.
    Исторические деятели периода:

    Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Даниил Галицкий, Ярослав Всеволодович; Александр Невский; Иван Калита; Даниил Александрович; Сергий Радонежский; Дмитрий Донской; Василий II, Иван III, Чингисхан; Бату; Мамай; Ягайло; Тохтамыш; Ахмат.
    Основные положения проблемы:

    Происхождение восточных славян. Сущность «норманнской» теории и ее критика. Возникновение Киевской Руси. Первые русские князья и их деятельность. Социально-экономическое развитие государства.
    Восточноевропейская равнина стала заселяться еще в глубокой древности. Первые стоянки появляются здесь еще в период палеолита (древнего каменного века) около 1000 тыс. лет назад. Самые первые упоминания о славянах относятся к первым векам новой эры. Римский историк Тацит (ок.58 - ок. 117 гг.) сообщает в трактате «германия» о венедах, обитающих где-то между германцами и сарматами. Большинство современных ученых локализует прародину славян в лесной зоне Восточной Европы. В IV - V вв. предки славян вместе с большинством народов Европы вступили в процесс Великого переселения народов, началом которому послужило массовое продвижение на юг германских племен.

    Основу хозяйственной жизни славян составляло земледелие. В лесной зоне применялась подсечно-огневая система, при которой деревья корчевали, сушили и сжигали; землю вспахивали, перемешивая с золой, и засевали. По мере истощения земли пашню бросали и раскорчевывали новый участок. В лесостепной зоне применялся перелог: растительность выжигали, землю распахивали и засевали, после снижения урожаев забрасывали до тех пор, пока не будет восстановлено ее плодородие.

    В VIII в. происходят изменения в хозяйственном укладе и общинном строе восточных славян, которые послужили толчком для появления государственности. В IX в. у восточных славян начинают складываться племенные союзы, представлявшие собой зачаточные формы государственности.

    Далекие предки.

    Начало Древней Руси.


    Восточно-славянские племена




    словене




    кривичи




    вятичи




    поляне




    древляне





    15 племен


    хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, кузнечное дело.

    общая оборонительная линия «Змиевы валы»

    религия поклонение силам природы

    культ предков


    В становлении общественного строя играл значительную роль фактор освоения новых территорий. Очевидно, что в одиночку крестьянин не смог бы освоить значительный земельный участок и поэтому пользовался поддержкой коллектива — общины. Большинство населения составляли свободные общинники. Индивидуальное владение землей всегда уступало коллективному, традиции частной собственности отсутствовали. Уравнительные тенденции преобладали над индивидуалистскими. Крестьянская частная собственность на землю стала развиваться лишь со времени реформ П.А. Столыпина в начале XX века. В развитии славянской государственности большое значение имел фактор сильной государственной власти, которая могла бы, в частности, руководить освоением новых земель. Одной из основных концепций возникновения государства на Руси стала «норманнская теория», объясняющая появление государства «сверху» благодаря «захвату власти» норманнскими князем и дружинниками (Рюриком со своей семьей и верной дружиной). Но к этому времени уже существовали племенные союзы — полян, древлян, дреговичей, ильменских словен и др. Усиливалась роль племенного собрания (Вече), которое было особенно развито в племенных центрах (городах Киеве, Новгороде, Смоленске). Призвание Рюрика, согласно «Повести временных лет», произошло в 862 году.

    Олег (дружинник Рюрика и его преемник в Новгороде) в 882 году совершил поход из Новгорода в Киев. В последующие годы покорил древлян, северян и радимичей. Дата объединения двух крупнейших племенных центров Новгорода и Киева считается датой создания Древнерусского государства.


    Государственная власть подчиняла себе славянские племена, собирая дань — полюдье. Вначале размеры дани не регламентировались. Князь Игорь (912—945 гг.) был убит древлянами за чрезмерные поборы. Его жена княгиня Ольга провела первую в истории Древнерусского государства фискальную реформу — установила размер дани (уроки) и места ее сбора (погосты). Князья опирались на варяжскую дружину и ополчение из местного населения во главе с тысяцким. Князь совещался с дружинниками. Дружина делилась на старшую, в которую входили богатые и влиятельные бояре, имевшие свои земли, своих дружинников, и младшую, в которую входили дворяне.

    Позднее бояре-дружинники стали получать за службу землю, распоряжаясь ею безусловно (передавая по наследству без разрешения князя). Эта форма землевладения стала называться вотчиной. Дворяне-дружинники могли получать землю только за службу. Если их дети продолжали служить князю, то они получали право и на земельные владения. Эта форма землевладения была условной и стала называться поместьем.

    Различным был и социальный состав Древнерусского государства.

    Социальный состав
    смерды: закупы рядовичи холопы и др.

    натуральное хозяйство, дань князю
    В целом, можно выделить две основные причины возникновения государства у восточных славян: внешняя (необходимость централизованной защиты от кочевников) и внутренняя (заинтересованность знати в сборе дани, которая затем становилась главным товаром для экспорта).

    Наследование власти строилось по родовому, а не по семейному принципу. Престол получал старший брат. Это приводило к конфликтам между сыновьями князя и его братьями. Были конфликты и между братьями. После смерти Владимира I его сын Святополк Окаянный убил своих братьев Бориса и Глеба. За право княжить в Киеве шла напряженная борьба и вспыхивали постоянные междоусобицы. Со смерти киевского князя Ярослава Мудрого начинается длительный период феодальной раздробленности, которая была естественным процессом и характерна для всех раннефеодальных государств, в том числе и русского. Важный этап в этом процессе — съезд русских князей в Любече в 1097 г., на котором принцип родовой уступил место принципу семейному. Князья не должны были бороться за Киев, а оставаться в тех городах, в которых они находились на тот момент (конец XI века), и передавать свои владения своим сыновьям. Принцип «кождо да держит отчину свою».

    Язычество представляло мир в единстве человека и природы. Например, лес считался не только защитником и покровителем, но и источником опасности. Земледелие являлось источником жизни. В общественной организации заметное место занимали жрецы — волхвы, которые могли общаться с богами.

    О языческих верованиях славян рассказывает «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы» (XII век). Согласно этому источнику славянские верования делились на три периода: сначала обожествляли животных, затем приносили жертвы упырям (злым божествам) и берегиням (добрым), затем появились боги, отождествляемые с определенными стихиями природы, боги — покровители племен. Род и рожаницы — покровители земледелия. Перун — бог войны, покровитель дружины, Хоре и Даждьбог — божества Солнца, Белес — защитник домашнего скота, Стрибог — бог ветра, Семаргл — божество подземного мира, Макошь — женское божество. В 972 г. князь Владимир предпринял попытку ввести единобожие в язычестве. Перун (бог князя и дружины) был объявлен главным богом. Но славянские племена отказались признать эту реформу.

    Пережитки язычества длительное время сохранялись в русской культуре: Новый год отмечался 1 марта (начало весны, пробуждение жизни). На масленицу пекли блины (символы солнца, весны). Почитали домовых как покровителей дома. Языческие гадания (неделя перед Троицей) — девичьи венки пускали по реке (у кого уплывет дальше — той скоро замуж). На праздник Ивана Купалы (7 июля) считалось, что лекарственные и колдовские травы набирают силу. Водили хороводы, приносили жертвоприношения рекам и родникам (их божествам — русалкам). Были и кровавые обряды (человеческие жертвоприношения).

    Для власти вера становилась средством укрепления. Выбор веры означал выбор цивилизационного пути. Делая выбор между исламом, иудаизмом и христианством, киевский князь Владимир считал необходимым укрепить и внешнеполитическое положение Руси. С этой точки зрения союз с Западной Европой (где утвердился католицизм) или с Византией (православной империей) был выгоднее, чем со слабыми Волжской Болгарией (ислам) или Хазарским Каганатом (иудаизм). Но различия в понимании роли власти привели к принятию православия, а не католичества (католицизм исходил из признания верховенства Папы, а православие признавало и роль Императора — обожествление царской власти). Власть получила Божественное покровительство.

    Позднее утвердились и ценностные ориентиры православия. Католичество исходило из признания первенства человеческой сущности Христа, а православие — духовной Ипостаси, отсюда следовало утверждение ценности общественных дел в католицизме и признание ценности духовного подвига в православии. Покаяние — не искупление грехов добрыми делами (как в католицизме), а полное духовное перерождение. Утверждалось неприятие западной системы формального права. Практическое значение принятия православия на тот момент — близость с Византией, возможность сотрудничества с ней.
    Государственность Руси в период феодальной раздробленности
    Основная причина удельного периода — развитие экономики Киевской Руси, при котором выросло экономическое значение отдельных княжеств-государств, каждое из которых начинало претендовать и на политическую независимость. Заметно развивалось ремесло. К XII веку на Руси было около 300 городов. Происходила специализация производства и разделение труда. Развивались городские, местные рынки, росла внутренняя торговля. В это же время путь «из варяг в греки» пришел в упадок, и Киев стал терять торговое значение. Состоявшийся в 1097 г. Любечский съезд князей фактически узаконил разделение единого государства.

    В 1113—1125 гг. Владимиру Мономаху удалось на время объединить Киевскую землю. Он разбил половцев, но это был последний период успеха единой Киевской Руси. Местные князья были не заинтересованы в поддержке центральной власти, не давали свои войска, рассчитывали собственными силами защищать свои земли. Из южных княжеств жители стали уходить на север. На Киев часто нападали соседние князья, половцы. Все эти факторы привели к распаду единого Древнерусского государства.

    На территории Владимиро-Суздальской земли жили коренные славянские племена — кривичи и вятичи, а также финно-угорские племена (меря и мурома). Города Владимиро-Суздальского княжества возникли позднее городов юга. В 1108 г. был основан Владимир, в 1147 г. Дмитров, в 1221 г.— Нижний Новгород. Первыми владимирскими князьями считаются Юрий Долгорукий [1125—1157] и его сын Андрей Боголюбский [1157—1174]. При Андрее Боголюбском происходит окончательное отделение Владимиро-Суздальского княжества от Киева. Андрей Боголюбский сосредоточил всю власть в своих руках, перенес столицу из Ростова во Владимир, построил Успенский собор, населил город купцами и ремесленниками. Он опирался на «младшую дружину», дворянство. Таким образом, уже складывалась единоличная власть. Но Андрей был убит в результате заговора. При его брате Всеволоде Большое Гнездо [1176—1212] Владимирская Русь достигает своего наивысшего расцвета. Внутри великого княжества стали образовываться вотчины других князей — тверского, нижегородского, ярославского. При правлении последнего владимирского князя домонгольского времени — Юрии Всеволодовиче [1220—1238] Владимир стал претендовать на роль нового центра, вокруг которого могли бы объединиться другие русские земли.

    «Господин Великий Новгород» был самым большим и одним из самых богатых государств в Европе. Через владения Новгорода Русь имела выход к Балтийскому морю. Близость с Европой способствовала развитию торговли. Но Новгороду также приходилось много воевать (на протяжении 1142—1446 гг. Новгород 26 раз воевал со Швецией, 11 раз с Ливонским орденом, 14 раз с Литвой и 5 раз с Норвегией). Плодородных земель было мало, и поэтому главными занятиями становились ремесло и торговля. В Новгороде господствовали традиции демократии. Новгородская земля представляла собой особый вариант развития русских земель, тесно связанный с европейской политической традицией. Выборное начало преобладало здесь над назначением. Выборы проходили на вече (городском собрании), в котором участвовали все свободные горожане. Приглашаемые князья играли роль военачальников, они не управляли государством и клялись не нарушать вольностей новгородцев. Республиканский строй провозглашал верность традициям городской общины. Однако негативную роль играла боярская олигархия, из среды которой избирали посадников (глав республики). Тем не менее можно утверждать, что Великий Новгород представлял собой модель гражданского общества, европейского варианта развития на русской земле.
    Монголо-татарское нашествие и его последствия на Руси

    В 1206 г. на съезде монгольской знати (курултае) произошло избрание «великим ханом» (Чингисханом) Темучина. Монгольское государство было построено на принципах военной иерархии — сильной, деспотичной, централизованной власти. С 1212 г. начались военные походы, в ходе которых были завоеваны все земли от Китая до Кавказа. В 1223 г. произошла битва на Калке — первое столкновение монголов с русскими войсками, закончившееся поражением русских дружин. В 1227 г. Чингисхан умер, его сын Джучи умер еще при жизни Чингисхана, и его внуку Батыю были завещаны земли на запад от Урала. В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Булгарию, а зимой 1237 г. — начал нашествие на Северо-Восточную Русь. В 1239–1240 гг. были завоеваны юго-западные земли. После окончания завоевания сложилась система монголо-татарского ига (зависимость русских княжеств от завоевателей). В 1243 г. Батый вызвал к себе владимирского князя Ярослава Всеволодовича (брата последнего владимирского князя Юрия Всеволодовича) и к 1244 г. все русские князья получили ярлыки на великое княжение. Князья на Руси, сохранив свою территорию, стали зависимыми от Золотой Орды. В отношении с Церковью монголы первоначально соблюдали принцип веротерпимости. Существовала даже епископская кафедра в Сарай-Бату — столице Золотой Орды. Однако после принятия ислама в начале XIV века православные священники подвергались гонениям.

    Прямым следствием монголо-татарского завоевания стала экономическая отсталость. Большой ущерб понесли города, которые в это же время в Европе быстро развивались. В русских городах почти на сто лет прекратилось каменное строительство, исчез ряд ремесленных специальностей. Был уничтожен оплот демократии — городские вече, нарушены торговые связи с Западной Европой. Застой в земледелии, тогда как в Европе все большую роль стала играть частная собственность на землю, охраняемая государством. На Руси наоборот — государственная власть ограничивала сферу развития частной собственности. С этого времени государство становится верховным собственником всего богатства страны. Простое население и знать получают его части во владение лишь по праву «пожалования». Изменились и культурные традиции. Произошел кризис традиционных ценностей культуры. Укрепились формы политической зависимости — абсолютной, деспотической власти. Появилась смертная казнь как наказание за нарушение закона, в частности, за государственные преступления (до этого ее не существовало). Появились пытки. Исчез баланс прав и обязанностей. Ценность власти и обязанностей по отношению к ней ставилась выше, чем ценности права и личной свободы. Ограничение прав женщин — традиции восточного патриархального общества. Появилось стремление подражать обычаям ханского двора.

    В 1257—1259 гг. монголы произвели перепись всего населения и обложили его данью в пользу хана. Сбор налога поручался баскакам. Размер дани был очень велик. Кроме обычной дани и налога с каждой сохи (хараджа), собирались торговые и гостевые пошлины, сборы, «налог кровью» — угоняли ремесленников, молодых мужчин и женщин. В ответ на это в 1257 году в Новгороде произошли волнения против татар, в 1262 году — народные восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире. Для князей сложилась такая ситуация, при которой им надо было решать: возглавлять сопротивление или подавлять восстания. Александр Невский [1252—1263] решил подавлять, причем с азиатской жестокостью. Были ликвидированы народные вече. Но баскаки перестали приходить на Русь, вместо них появились купцы — откупщики. Таким образом, власть князей еще более окрепла. Все чаще она приобретала формы деспотичного правления — по восточному образцу. Вместе с тем укрепилось осознание исключительности своего положения, самоценности православия. Государственное единство понималось на основании единой веры, богоизбранности народа.

    В 1240 году шведы напали на новгородскую землю, что стало началом наступления Священной Римской империи на русские земли. После Невской битвы в 1240 г. и битвы на Чудском озере (1242 г.) новгородские войска под командованием князя Александра Невского отразили начавшуюся агрессию с Запада. В сравнении с монгольским игом Запад считался более опасным, поскольку он выражал принципы католической церкви и грозил насильственным обращением в католическую веру православных земель. Союз с католическим Римом мог гарантировать военную помощь в борьбе с монголами, но означал бы потерю веры. Галицкий князь Даниил Романович с помощью европейских рыцарей дважды отбивал (в 1252 и 1254 годах) нашествие Батыя. На Северо-Востоке Руси, напротив, стали сотрудничать с монголо-татарами в борьбе против Запада (монгольское войско в 1269 г. было вызвано новгородцами и воевало против ливонских рыцарей).
    Возвышение Москвы. Образование централизованного

    Московского государства.

    Идея централизованного государства стала возрождаться в начале XIV века. Одним из факторов государственного единства являлось единство Веры. Еще в 1299 г., после очередного разграбления монголо-татарами Киева, митрополит Максим перенес митрополию во Владимир, благодаря чему Северо-Восточная Русь стала духовным центром будущего централизованного государства. В начале XIV в. Московское княжество было одним из небольших на Руси. Им правили князья младшей линии наследников Александра Невского, которые не имели прав на великое княжение. Первым московским князем стал Даниил Александрович, сын Александра Невского [1261 —1303]. Москва в начале XIV века ведет борьбу с Тверским княжеством за право владеть ярлыком на великое княжение. При Иване I Калите [1325—1340], внуке Александра Невского, Москва становится столицей (князь получает ярлык). Иван Калита открыто встал на сторону хана, взяв на себя не только сбор дани, но и подавление восстаний (в Твери в 1327 г.). Иван привлек на свою сторону митрополита Петра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно перенес центр в Москву. Привлечение церкви на сторону московских князей сыграло значительную роль в укреплении духовного авторитета Москвы. Наследник Ивана Калиты Симеон Гордый [1341 —1353] не допустил раскола Московского княжества. При нем Московское княжество начало освоение северных, заволжских земель, происходило основание новых монастырей. Большую роль в укреплении союза княжеской власти и Церкви сыграл св. Сергий Радонежский — основатель Троице-Сергиева монастыря. Активное сопротивление Руси монголо-татарскому игу началось в период правления Дмитрия Донского [1359—1389], внука Ивана Калиты. Власть в Золотой Орде захватил темник Мамай, который планировал совершить поход на русские земли и заставить русских по-прежнему платить дань и подчиняться хану. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле состоялось решающее сражение (войско московского князя было объединено общим культурным и политическим идеалом — защитой православной веры и единого русского государства). Победа в Куликовской битве означала победу идеи единого национального государства. При Дмитрии Донском правилом становится служба московскому князю «без ослушания». В отличие от Европы централизация на Руси сопровождалась не развитием, а потерей остатков самоуправления. Централизация стала актом укрепления верховной власти князя — носителя идеи национального возрождения Руси и противостояния монголо-татарскому игу. Испытанием прочности власти московского князя стала феодальная война (продолжавшаяся около 30 лет), вызванная конфликтом между Василием II — сыном Дмитрия Донского и Юрием Дмитриевичем — братом Дмитрия Донского, Галицким князем. Галицким дружинам удалось захватить Москву и провозгласить князем сына Юрия — Дмитрия Шемяку. Только в 1446 году Василию II удалось одержать победу, а Шемяка бежал в Новгород. Параллельно с этим шел процесс укрепления московской митрополии. После подписания Флорентийской унии (1439 г.) московские церковные иерархи выступали против католической Литвы и Константинополя. В Москве митрополитом стал один из русских епископов — Иона. После падения Константинополя (1453 г.) Московское государство осталось единственным православным государством в мире. Таким образом, усиление государственной и духовной власти шли параллельно и привели к формированию совершенно нового типа отношений власти и общества — сильной, единодержавной власти, объективно необходимой и закономерной для Руси — России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



    написать администратору сайта