шпаргалка. Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6
Скачать 2.53 Mb.
|
2.10. Восстание под предводительством Степана Разина К причинам этого крупнейшего во второй половине XVII в. народного восстания следует отнести, прежде всего, ужесточение крепостного права, а также стремление казачества сохранить за собой былые вольности. Его движущими силами стали крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы. Инициатором движения выступило донское казачество. На Дону не было феодального землевладения, помещиков, царских воевод. Казаки земледелием почти не занимались. Выполняя пограничные функции, они вели борьбу с калмыками, крымскими татарами, выполняли различные военные поручения правительства. За это они получали из Москвы денежное и хлебное жалованье, порох, свинец; имели право беспошлинной торговли в южных городах России. Кроме того, казаки пополняли свои ресурсы за счет разбойных «походов за зипунами». Они нападали на Крым, на территории южного побережья Черного моря. Донская вольница привлекала беглых из южных и центральных уездов России. Правительство, нуждаясь в услугах казаков, не желало конфликтов с ними, соглашалось с неписаным законом: «С Дона выдачи нет», то есть беглых крестьян не выдавали их владельцам. Во второй половине ХVII в. возможностей для походов за зипунами стало значительно меньше. Турки, овладевшие Азовом, практически лишили донское казачество выхода в Азовское и Черное моря. Казаки перенесли свои набеги на Волгу и Каспийское море. Здесь они грабили государственные и купеческие караваны, иранские владения. Правительство этими походами было недовольно, поскольку они наносили ущерб экономике Нижнего Поволжья и нарушали торговые и политические связи с Ираном. Предвестником крестьянской войны явился поход Василия Уса с Дона к Туле (май 1666 г.). Казачий отряд в ходе своего продвижения пополнялся крестьянами, громившими помещичьи усадьбы. Правительство направило против восставших дворянское ополчение, вынудив их вернуться на Дон. В последующем движении под руководством Степана Разина прослеживаются два этапа: первый (весна 1667 — сентябрь 1669) — персидский поход, приведший к конфликту с властью и росту атаманского авторитета Разина; второй (весна 1670—1671) — собственно народное восстание. Весной 1667 г. Разин (принадлежал к зажиточному казачеству) отправился на Волгу, где сначала нападал на караваны судов, а затем, в июне 1667 г., вышел в Каспийское море, поднялся по р. Яик в Яицкий городок (г. Гурьев) и овладел им. Перезимовав здесь, Разин спустился в Каспийское море. Его войско опустошило западное и южное побережье Каспия, разбило персидскую армию и флот. Вслед за этим разинцы выступили против правительственных войск, разгромили отряд астраханских стрельцов, разграбили караван судов, принадлежавших царю и патриарху. В сентябре 1669 г. Разин отправился на Дон, где был встречен с триумфом. Здесь он занялся подготовкой нового похода, который получил ярко выраженную политическую направленность. Поход Разина в 1670 г. вылился в масштабную войну с правительственными войсками, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Весной 1670 г. к Разину примкнул В. Ус. Основной целью похода был захват Москвы, основным маршрутом — Волга. В течение апреля—июля 1670 г. разинцы овладели Царицыным и Астраханью. В захваченных местах вводилось казацкое управление. Жителей распределяли по десяткам и сотням, высшим органом власти объявлялся «казачий круг». Сам С.Разин, фактически контролировавший освобожденные от бояр и дворян огромные территории, мыслил себя в своем роде главой «казацкой республики», исполнительная власть в которой принадлежала его атаманам. Оставив в Астрахани отряд Уса, разинцы поднялись по Волге, взяли Саратов, Самару, Саранск, Пензу. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и уничтожать бояр, дворян, воевод и приказных. Восстание ширилось, оно охватило огромную территорию. В Сибирском уезде действовали атаманы Разина М. Осипов и М. Харитонов. Население городов Поволжья примкнуло к восстанию. 4 сентября Разин подошел к Симбирску и почти месяц держал его в осаде. Правительство, напуганное размахом войны, объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. Защитники Симбирска во главе с князем И. Милославским выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под руководством Ю. Барятинского. Восставшие были разбиты. Сам Разин ушел на Дон, чтобы собрать новые силы. К весне 1671 г. крестьянское движение в Поволжье пошло на спад, хотя отдельные выступления продолжались до 1675 г. В апреле Разин потерпел поражение от богатых («домовитых») казаков, был схвачен и выдан правительству. Разина с братом Фролом привезли в Москву в кандалах на специальной повозке с виселицей. Обоих пытали, затем четвертовали. Правительство жестоко расправилось с участниками восстания. Только в одном Арзамасе в течение 3-х месяцев было казнено более 11 тысяч человек. Всего же репрессиям подверглись до 100 тысяч участников движения. Восстание под предводительством Степана Разина потребовало от правительства дальнейших действий по укрепления государственного строя в России. В конце XVII века власти вплотную подошли к необходимости масштабных реформ в социальной и политической системе страны, осуществление которых будет связано с царствованием Петра I. 2.11. Внешняя политика в ХVII в. После окончания Смутного времени русское правительство не предпринимало наступательных внешнеполитических акций. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, по которому к России вновь отошло побережье Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород. В 1618 г. заключается Деулинское перемирие, в соответствии с которым за Польшей оставались Смоленск и Черниговские земли. На протяжении ХVII в. сохранялась преемственность внешнеполитических задач: борьба с Польшей (до 80-х гг. — главное направление) и обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям. В 1632 г. предпринимается попытка возвратить Смоленск. Однако пассивные действия воеводы М. Шеина, набеги крымчаков на русские земли (1633), а также сохраняющаяся «вольница» в русском войске (мобилизованные холопы, крестьяне и посадские игнорировали приказы командиров, действовали по партизански, нападая и на вражеские отряды и на помещичьи усадьбы) обернулись отступлением от Смоленска. По Поляновскому миру 1634 г. Польша оставляла у себя все ранее приобретенные земли. Вместе с тем, Владислав IV отказывался от претензий на русский престол, на который в свое время был приглашен «семибоярщиной». В Москве воеводы М. Шеин и А. Измайлов были объявлены виновниками поражения и казнены. Еще одна неудача последовала на юге. Здесь казаки по собственной инициативе захватили в 1637 г. крепость Азов, но не получив поддержки русского правительства, не желавшего осложнений с Турцией, вынуждены были оставить ее в 1642 г. Более активно Россия решала свои внешнеполитические задачи во второй половине ХVII в. Наступательная политика в отношении украинских земель привела в 1654 г. к войне с Речью Посполитой. На первом ее этапе были взяты Смоленск, Витебск, Могилев, Полоцк и другие города. Летом русские войска дошли до Львова, заняли Гродно и Ковно, но в войну вмешалась Швеция, и боевые действия против Речи Посполитой были приостановлены. В октябре 1656 г. Россия заключила с ней перемирие и начала войну со Швецией. Последняя завершилась в 1661 г. Кардисским миром, по которому Балтийское побережье признавалось за шведами. Второй этап войны с Польшей (1658—1667) закончился Андрусовским перемирием на 13 с половиной лет. Россия возвращала себе Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а также Киев (на 2 года). В 1668 г. был заключен «Вечный мир», подтверждавший Андрусовское перемирие. Россия приняла обязательство в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступить против Крыма и Турции. В 1677—1681 гг. велась русско-турецкая война. Поводом стали притязания Турции на правобережную Украину. Основное событие в этой войне — осада турками крепости Чигирин в 1677 и 1678 гг. (возглавлял оборону окольничий И. Ржевский). Со второй попытки Чигирин был взят. По заключенному в Бахчисарае миру было устанавлено перемирие на 20 лет. Левобережная Украина с Киевом признавалась за Россией, земли между Бугом и Днепром оставались незаселенными (так называемая «изюмская черта» – около 400 верст). В 1687 и 1689 гг. под командованием фаворита Софьи В. Голицына были совершены два военных похода в Крым, не принесшие, однако, значительных результатов. 2.12. Присоединение Украины Большая часть Украины по Люблинской унии 1569 г. входила в состав Речи Посполитой (как и Белоруссия). Крестьяне и городское население подвергались здесь двойному гнету: как со стороны своих господ, так и со стороны польских шляхтичей. Набирала силу политика католизации населения. Центром борьбы против поляков становится Запорожская Сечь, расположенная за порогами Днепра на острове Хортица (казацкая республика с демократическими традициями Киевской Руси). Здесь сложился особый уклад жизни, без феодального землевладения и централизованного управления. Имелось самоуправление в лице выборного гетмана. Запорожские казаки, входившие в реестры (списки), получали от польского правительства вознаграждение за пограничную службу. В начале ХVII в. прокатилась волна казацких восстаний с требованием расширения их свобод и привилегий. В 1648 г. в Сечи заявляет о себе талантливый полководец Богдан Хмельницкий. Под его руководством разворачивается освободительная война (1648—1654). В союзе с крымским ханом Хмельницкому первоначально удалось разбить поляков у Желтых Вод, под Пилявцами (1648) и у Зборова (1649). После ухода крымских татар Хмельницкий вынужден был заключить в 1649 г. компромиссный Зборовский мир (число реестровых казаков было увеличено до 40 тысяч). Хмельницкий признавался гетманом и под его управление переходила левобережная Украина — Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. Киевский митрополит получил право заседать в Польском сейме. Однако изгнанные польские магнаты получили возможность вернуться в свои владения. В 1650 г. военные действия возобновились. Потеряв в очередной раз союзника в лице татарского хана, Хмельницкий в 1651 г. под Берестечком потерпел поражение. По условиям Белоцерковского мира число реестровых казаков сокращалось до 20 тысяч, под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство. Последовавшую позднее победу Хмельницкого под Батогом (1652) сменило вновь поражение у Жванца (1653). Неустойчивая ситуация на Украине побудила Россию активизировать свои действия на западных границах. Земский собор в октябре 1653 г. принял решение о вхождении левобережной Украины в состав Российского государства. В свою очередь, 8 января 1654 г. Рада в г. Переяславле подтвердила вхождение Украины в состав России. Россия сохраняла автономию Украины, выборность гетмана и все местные органы власти, сложившиеся после 1648 г., признавала право Украины устанавливать дипломатические отношения (за исключением Польши и Турции), иметь реестровых казаков в количестве до 60 тысяч. Следует отметить, что в условиях ХVII в., находясь в непосредственном соседстве с более сильными государствами (православной царской Россией, католической королевской Польшей и исламской султанской Турцией), Украина практически не имела шансов обрести и сохранить независимость. Принадлежность к восточнославянскому этносу, единая религия и исторические корни делали более предпочтительной ее ориентацию на Россию. Включение украинских земель в состав России позволило воссоздать историко-культурное и геополитическое пространство Древней Руси, укрепить и расширить связи с другими славянскими народами и государствами Европы, обеспечить формирование единой государственности и тесных хозяйственных связей в последующий период. 2.13. Культура в ХVII в. В этот период в русской культуре получают широкое распространение светские мотивы, преодолевается национальная замкнутость, прослеживается связь духовной жизни с событиями общественно-политического характера (смутное время, народные восстания, раскол, оформление системы крепостного права). Наука и просвещение. Развитие производства, рост городов, реорганизация военного дела вызвали потребность в изучении практических, прикладных наук, в совершенствовании системы образования. В XVII в. постепенно возрастает грамотность населения, особенно много умеющих читать и писать было среди купцов и дворян. Московский печатный двор массовым тиражом издавал книги и учебники по грамматике и арифметике, хотя преобладали книги рукописные. Светской литературы становится все больше. При церквах и монастырях появились первые школы. Получают развитие география, история, математика, биология, фармакология, химия. Результатом исследований стали многочисленные карты, чертежи Сибири (карта С. Ремезова) и городов. Большое значение имели экспедиции С. Дежнева (Дальний Восток), Е. Хабарова (Амурский край), В. Атласова (Камчатка). Первая русская газета «Куранты» (1621) была рукописной, содержала переводы иностранных известий и предназначалась для царя. В 1634 г. был выпущен первый печатный букварь — «Азбука» В. Бурцева, позже — иллюстрированный букварь К. Истомина, «Псалтыри», «Часословы», «Грамматика» М. Смотрицкого. Монахом И. Гизелем составлен «Синопсис» — своего рода учебник по истории России. В 70-х гг. в Москве открывается первая книжная лавка. Потребность в образованных людях обусловила создание школ. При этом использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии. Например, школы Ф. Ртищева в Андреевском монастыре(1649), Е. Славинецкого в Чудовом монастыре (1649), С. Полоцкого в Заиконоспасском монастыре (1665); типографская школа была открыта по инициативе патриарха (1681). В 1687 г. в Москве учреждается первое высшее учебное заведение — Славяно-Греко-Латинская Академия (возглавляли греки — братья Лихуды), где готовили священнослужителей и приказных людей. Светские элементы проявляются и в литературе. Создаются бытовые произведения, где на первом месте присутствует занимательность сюжета. К числу известных повестей относились: «О Горе-злосчастии», «О Савве Грудцыне», «О Карпе Сутулове». Появляются сатирические повести: «О Ерше Ершовиче», «О Шемякином суде». Автором панегирических од самодержавию и царю Алексею Михайловичу являлся Симеон Полоцкий. Он же стал основателем новых жанров: драматургии и поэзии. Сочинения хорвата Ю. Крижанича также посвящены обоснованию справедливости «самовладства», с которым он связывал возможность обеспечить в стране мир и порядок. Он выступал за объединение всех славянских народов. Особое место в общественно-политической жизни России второй половины ХVII в. занимает труд подьячего Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Это один из самых подробных источников по истории того времени. Народно-обличительный жанр демонстрирует «Житие» Аввакума, в котором автор резко высказывается против новизны, шедшей из Европы. Язык этого первого автобиографического произведения — яркий, динамичный — значительно обогатил литературный стиль элементами простой речи. О событиях Смутного времени повествуют «Сказание о Гришке Отрепьеве», «Новый летописец» (последняя русская летопись). В устном творчестве популярны темы казацкой вольности, имя Степана Разина. Архитектура. В ХVII в. дальнейшее распространение получает деревянное зодчество. Строятся монументальные здания не только военного и культового, но и гражданского характера. К наиболее известным памятникам деревянного зодчества первой половины ХVII в. относится царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. В деревянном церковном строительстве преобладали шатровые и ярусные здания (Успенская церковь в Угличе). При отделке церквей все чаще используются кирпич и изразцы, что нашло отражение в декоре Воскресенского монастыря, при строительстве московских церквей Троицы и Николы. В это же время завершается сооружение соборов Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского монастырей. Для стиля ХVII в. характерна многоцветность, асимметричность ансамбля, обилие декора, полихромность, отказ от вертикализма, шатрового зодчества (сохраняется только в колокольнях). В числе таких сооружений: церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках, Воскресенский собор Ново-иерусалимского монастыря. Появляется посадское храмовое строительство, осуществляемое на средства купцов и посадских (храм Ильи пророка, построенный купцом Скрипиным и др.) . В конце ХVII в. начинает складываться новый стиль — «нарышкинский» (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные его черты: центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Все эти черты уже были ранее известны, но в этом стиле они складываются в определенную систему, вполне самобытную. С учетом применения определенных характерных деталей, близких европейскому барокко, стиль также получил название «московское барокко». Для него характерно использование лепных украшений. Ярким примером изменения архитектурных стилей могут служить церкви в Филях, дворцы в Нижнем Новгороде, Звенигороде. В области торгово-промышленного зодчества приобретают известность гостиные дворы в Москве и Архангельске; гражданского – палаты Голицына, дом Троекурова; общественного – Печатный и Монетный дворы, здания Приказов. Перестраивается и достраивается Московский Кремль. Живопись. Церковные реформы нашли отражение в творчестве Симона Ушакова (переход от канонического традиционного письма к более свободному и реалистичному). Новые подходы проявились в написании икон «Спас Нерукотворный», «Насаждение дерева Государства Российского», «Троица». Работой живописцев руководила Оружейная палата. Появляются жанровые живописные произведения (ярославские фрески), портреты-парсуны (Ивана IV, Федора Ивановича) и пейзажи. Признаков преодоления канонов иконописи не много, но все же они проявляются и в этих жанрах. Мельчают изображения, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом, характерная черта – декоративизм, праздничность, интерес к человеку в его повседневной жизни (художники – Г. Никитин, С. Савин, Д. Григорьев). Театр. Представления скоморохов, пользовавшиеся популярностью в народе, царским указом 1648 г. запрещаются. В 1672 г. возникает первый придворный театр. Актеры, только из числа мужчин, приглашались из Немецкой слободы. После смерти царя Алексея театр был распущен. В целом, новшества в деле просвещения, образования, литературы и искусства затронули главным образом Москву и лишь отчасти – другие города. Культурные ценности, как и материальный достаток, оставались по-прежнему привилегией светской и духовной знати. |