Главная страница
Навигация по странице:

  • Московская Русь 2.1. Начало объединения русских земель

  • ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1276—1303

  • СЕМЕОН ГОРДЫЙ 1340—1353 ИВАН II КРАСНЫЙ 1353—1359

  • ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ 1359—1389

  • шпаргалка. Учебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6


    Скачать 2.53 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов неисторических специальностей Оглавление Глава Киевская Русь 6
    Анкоршпаргалка
    Дата20.10.2022
    Размер2.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOsmanov_A.I._Istoriya_Rossii.doc
    ТипУчебное пособие
    #743980
    страница5 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

    1.10. Культура русских земель XII—XIII вв.
    Политическая раздробленность привела к формированию не только новых политических, но и культурных центров Руси. Начинают составляться местные летописные своды, основой которых являлась «Повесть временных лет». Постепенно проявляются индивидуальные черты летописей отдельных центров, теперь речь идет о новгородском, владимиро-суздальском, галицко-волынском летописании и т. д.

    Например, новгородские летописи отличались скрупулезностью в изображении внутригородской жизни. В галицко-волынском своде большое внимание уделяется борьбе князей с боярской оппозицией, в нем преобладают светские сюжеты. Владимиро-суздальское летописание отражало интересы в первую очередь великокняжеской власти. Однако и в этих местных летописях интерес к общерусским событиям не исчезает.

    Идеей единения всех русских земель проникнуты и произведения литературы. Уникальным памятником ее является «Слово о полку Игореве»; в нем повествуется о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. Автор «Слова», используя и поэтическую метафору, и ритмическую прозу, размышляет о судьбах Руси, о непреходящем значении ее единства как условия успешного противостояния внешним врагам. «Слово» — произведение, лишенное христианских символов и церковной риторики. Наоборот, по средствам художественного воплощения, своему стилю оно связано неразрывно с устным народным творчеством. Лучшие страницы «Слова» относятся к классическим образцам отечественной литературы.

    Одним из интереснейших произведений XII—XIII вв. является «Моление Даниила Заточника». Его автор, дружинник, княжеский слуга, с горечью говорит о всесилии богатства, для обладания которым необходимо «богу солгати». Вместе с тем он остается сторонником сильной власти владимирского князя, могущего бороться с боярами.

    XII—XIII вв. — время путешествий, военных экспедиций, торговых связей. Русские люди посещали Европу, Византию, а паломники — Иерусалим.

    Существенные изменения происходили в живописи и архитектуре. Как и в летописании, здесь заметно складывание местных школ и традиций.

    Отличительными чертами новгородской архитектуры являлись строгость и простота форм: здесь сказывалось влияние посадских, демократических слоев. Однако эта особенность не лишала новгородские строения изящества: классическим образцом подобного типа считалась церковь Спаса на Нередице, уничтоженная в годы гитлеровской оккупации. Похожей была и церковь Петра и Павла на Синичьей горе.

    В каменном зодчестве владимиро-суздальской Руси превалировали четкость архитектурных форм в сочетании с декоративностью, пышной отделкой, что должно было еще более поднять престиж княжеской власти. Наибольшего расцвета владимиро-суздальская архитектура достигла при Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо. Во Владимире был построен Успенский собор (1158, 1185-1189), там же — поражавший своим великолепием и изяществом отделки Дмитриевский собор (1194). В загородной княжеской резиденции Боголюбове был выстроен целый комплекс зданий, который включал замок, собор, галереи (1158-1165). Одним из наиболее известных шедевров древнерусской архитектуры считается церковь Покрова на Нерли (1165), отличающаяся совершенством пропорций.

    Храм был сосредоточением русского искусства того времени. Иконы, фрески и мозаики, хоровое пение, торжественное богослужение – все это выступало целостно, в единстве. Иначе говоря, архитектура становилась организующим началом для многих видов и жанров искусства. При этом одним из первых по распространенности в богатой лесом Руси было искусство иконописи.

    Древнерусская живопись имела свои местные особенности. Она носила религиозный характер, хотя в иконописи находили место и светские мотивы. Так, в произведениях новгородской монументальной живописи наблюдается меньше строгости и аскетизма в изображении ликов святых. Это особенно заметно в росписях церквей Спас-Нередицы, церкви Георгия в Старой Ладоге. Более канонизированы новгородские иконы, среди которых выделяется «Ангел Златые власы».

    В живописи владимиро-суздальской Руси преобладали яркие, сочные краски, заметен некоторый отход от византийской манеры, в частности, меньше стало напряженности и излишней торжественности в изображениях портретов. Это характерно как для фресок, например, Димитриевского собора, так и для икон, среди которых выделяется «Дмитрий Солунский», в котором видят портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.

    Можно сказать, что к началу XIII века владимирские, новгородские и псковские мастера сумели выразить на языке живописи то особенное русское начало, которое лежало вне сферы византийского мировоззрения. Развитие культурной жизни тех или иных территорий, взаимосвязь разных архитектурных и живописных школ создавали основу для формирования единой культуры, которая вбирала все богатство и культурное наследие русских земель.
    Московская Русь


    2.1. Начало объединения русских земель
    К концу XIII в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей Руси становится Владимир. Фактически произошло обособление северо-восточной Руси. В сфере влияния владимирского великого князя находились Рязанская земля и Великий Новгород.

    Галицко-Волынская земля не зависела от Владимира, но подчинялась Орде. Образуется Великое княжество Литовское, под влияние которого попадают западные и юго-западные земли Руси.

    Политическое дробление Руси достигло своего апогея. Так, Владимиро-Суздальское княжество разделилось на 14 княжеств. Власть великого князя владимирского на Руси во многом была номинальной, и в то же время он имел некоторые преимущества перед другими князьями. Великокняжеский престол повышал престиж, давал возможность расширить и укрепить границы своего княжества. Поэтому князья вели борьбу за выдававшийся в Орде ярлык на владимирский стол. Основными претендентами в ХIV в. на великокняжеский престол были тверские, московские и суздальско-нижегородские князья.

    В ХIV в. намечаются тенденции к политическому объединению земель. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монгольского нашествия задержали экономическое развитие Руси, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость. К причинам этого процесса следует отнести: 1) внешний фактор — необходимость объединения усилий для свержения ордынского ига; 2) подъем экономики (развитие крупного землевладения, освоение новых земель, рост городов, ремесла, торговли); 3) заинтересованность феодалов в усилении власти в связи с социальной борьбой крестьян и горожан; 4) заинтересованность горожан и крестьян в стабильной власти, ограничивающей местный произвол; 5) заинтересованность церкви.

    Предпосылками объединения были: а) примерная синхронность в развитии русских княжеств; б) сохранение между землями экономических связей и дальнейшее их развитие; в) близость правовых норм, восходящих еще к «Русской правде»; г) сохранение общерусского национального самосознания.

    Главной особенностью образования российского централизованного государства, отличавшей этот процесс от Западной Европы, было преобладание политических причин над экономическими.

    Наибольшие шансы возглавить объединительный процесс имели Московское и Тверское княжества, возникшие в XIII в. (Тверское — в 1247 г., Московское — в 1276 г.). Борьба между ними определяет политическую историю Руси в ХIV в. Родоначальниками тверской и московской княжеской династий стали соответственно младший брат Ярослав и младший сын Даниил Александра Невского.

    Формирование Московского централизованного государства можно условно разделить на 3 этапа: 1) 1301—1389 гг.— от первого территориального приобретения Москвы до передачи Дмитрием Донским ярлыка по наследству; 2) 1389—1462 гг. — до начала правления Ивана III; 3) 1462—1521 гг.— до присоединения к Москве последнего удельного княжества — Рязанского.

    Причинами возвышения Москвы, по мнению В. Ключевского, были следующие:

    1. Срединное географическое положение и перекресток дорог, что позволяло ей богатеть на транзитной торговле, а также способствовало притоку сюда населения из других районов и мест, охваченных бедствием.

    2. Генеалогическое положение московского князя, который как младший в роду не мог питать надежды дожить до старшинства и занять старший владимирский великокняжеский стол. В результате была выработана своеобразная политика, состоявшая в умении пользоваться условиями конкретной ситуации.

    3. Первые московские князья (в отличие от тверских) считали, что на Орду гораздо выгоднее воздействовать деньгами, чем оружием, и сделали ее орудием своей политики.

    4. Представителей московского княжеского рода отличало от соседей и то, что они почти не знали внутрисемейных распрей и усобиц. Неоспариваемый переход великокняжеской власти от отца к сыну, повторявшийся в продолжение нескольких поколений, стал обычаем, на который общество начало смотреть как на правильный порядок, забывая о прежнем порядке преемства по старшинству.

    5. Успехи московских князей обусловили сочувствие и поддержку Москве со стороны духовенства, боярства и народной массы.

    В 1301 г. Даниил присоединил Коломну, затем Переяславское княжество.

    Сын Даниила Юрий (1303—1325) отвоевал у Смоленского княжества Можайск и вступил в борьбу за великое княжение. Он женился на сестре хана Узбека — Кончаке (Агафье), обещал ему больше дани и в результате получил ярлык на великое княжение в 1318 г. Однако тверской князь Михаил, занимавший тогда великокняжеский престол, не подчинился приказу хана и начал войну с Юрием. Юрий потерпел поражение, а его жена попала в плен к Михаилу и скоро умерла в Твери. В ее смерти обвинили Михаила, которого, вызвав в Орду, казнили.

    Ярлык на великое княжение получил сын Михаила — Дмитрий Грозные Очи. Вскоре, встретив в Орде Юрия, которого он считал виновником гибели своего отца, Дмитрий убил его. За это хан казнил Дмитрия, а ярлык перешел к его брату — Александру Михайловичу.

    Московским князем после смерти Юрия стал его брат Иван Калита (1325—1340). В его деятельности ярко проявилось стремление укрепить внутреннюю и внешнюю безопасность как внутри княжества, так и на соседних территориях, используя для этого различные правовые и военные средства. С.М.Соловьев писал по этому поводу: «как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать ее. Таково было непосредственное следствие усиление одного княжества, Московского, на счет всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил русскую землю от воров (татей) – видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счет других, что вело к единовластию».

    Той же точки зрения придерживается Н.И.Костомаров. Он полагал, что «Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров; и тем самым он дал возможность ездить торговым людям по дорогам. Москва тогда уже наполнялась торговцами с разных сторон. На устье Мологи возникла славная в те времена моложская ярмарка, куда съезжались купцы с востока и запада. Оживляя народное благосостояние, эта ярмарка доставляла доходы великому князю.»

    Вместе с тем, Иван Калита использовал для укрепления своего княжества и помощь Орды. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Московский князь вместе с ордынским войском подавил восстание. В награду за это он получил ярлык на великое княжение и стал главным сборщиком дани.

    В годы княжения Ивана Калиты Московское княжество становится одним из сильнейших на Руси. Ивана поддерживала и церковь; митрополит Петр в 1326 г. переезжает из Владимира в Москву. Иван Калита установил власть над Угличем, Галичем и Белоозером, усилил свое влияние на Новгород. Укрепилось при Калите и московское боярство. Оно богатело, приобретая вотчины на присоединенных территориях.

    Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья — Симеон Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359). Главным в их политике было единство действий великого и удельных князей. Они присоединяют Дмитровские, Костромские, Стародубские и часть Калужских земель.

    После смерти Ивана Красного наследником стал 9‑летний Дмитрий (1359—1389).

    Воспользовавшись малолетством московского князя, Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович сумел получить ярлык на великое княжение. Но московские бояре не хотели из великокняжеских превращаться в обычных. Их поддержал митрополит Алексей. При их активном участии Дмитрию в 1362 г. возврвщают ярлык на великое княжение.

    Со своей стороны Дмитрий Константинович, видя возрастающую силу Москвы, отказался от борьбы за великокняжеский престол и даже выдал в жены за Дмитрия свою дочь. Это был важный успех Москвы.

    Д.И.Иловайский отмечал, что все княжение Дмитрия «наполнено непрерывным рядом войн: он удачно воспользовался теми силами, которые тихо и постепенно были приготовлены его предшественниками. Внук Калиты не был так же расчетлив и осторожен, как первые Московские князья, и, отличаясь более отважным, более открытым характером, смело вступил в борьбу с Тверью, Рязанью, Литвой и Ордой».

    В 1367 г. закончилось строительство каменных стен Московского Кремля, что заметно укрепило военную мощь княжества. Впрочем, политическая роль Дмитрия все еще оставалась неясной.

    В 1371 г. тверской князь Михаил получил ярлык на великое княжение. Дмитрий решил не подчиняться выбору Орды, а жители Владимира, уже привыкшие к власти московских князей, не впустили Михаила во Владимир. Хан вынужден был признать сложившееся положение и отдал ярлык Дмитрию.

    В 1375 г. тверской князь вновь получает ярлык, что послужило причиной московско-тверской войны. Многие князья (ярославский, суздальский, ростовский, новгородский и др.) поддержали Дмитрия Ивановича, выставив свои полки. Михаил Александрович вынужден был капитулировать. После этого в договоре, подписанном Москвой и Тверью, Владимирский стол был признан «вотчиной», т. е. наследственным владением московских князей. А статус князя тверского приравнивался к статусу удельного по отношению к Москве.

    В 1374 г. в Переяславле-Залесском состоялся съезд князей и бояр, где принято решение начать борьбу с Ордой.

    В Орде в это время шла междоусобная борьба за власть. За 20 лет там сменилось около 20 ханов. Это вело к ослаблению ханской власти.

    ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    1276—1303



    ЮРИЙ

    1303—1325

    ИВАН I КАЛИТА

    1325—1340







    СЕМЕОН ГОРДЫЙ

    1340—1353

    ИВАН II КРАСНЫЙ

    1353—1359









    ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

    1359—1389
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта