Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников Понятие о мировоззрении

  • Мировоззренческие убеждения и действительность.

  • Возрастные возможности овладения мировоззрением

  • Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

  • Воспитание и религия

  • § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности Цель и содержание гражданского воспитания школьников

  • Г.Кершенштейнер

  • Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио­нального общения

  • Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде

  • Детские общественные организации в системе воспитания

  • учебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др). Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с


    Скачать 2.48 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3е изд. М. ШколаПресс, 2000 512с
    Анкоручебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    Дата04.12.2017
    Размер2.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаучебник ПЕДАГОГИКА (В.А.Сластенин и др).doc
    ТипУчебное пособие
    #10662
    страница17 из 34
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   34

    Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе


    • Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Граждан­ское воспитание в системе формирования базовой культуры лич­ности • Формирование основ нравственной культуры личности • Тру­довое воспитание и профессиональная ориентация школьников • Фор­мирование эстетической культуры учащихся • Воспитание физической культуры учащихся

    § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

    Понятие о мировоззрении

    Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достиже­ния мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает чело­века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

    Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные сто­роны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

    В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

    У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

    Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают ("присваивают") знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

    Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, дей­ственными, другие же остаются только словесным знанием.

    Убеждения — это не нечто "знаемое " и "понимаемое ", это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

    Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными тре­бованиями общественного прогресса, с познанной человеком не­обходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объективную необходимость, она может воспринимать веление должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стрем­лениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятель­ности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутрен­нюю потребность, не ставшей его собственной волей, он дейст­вует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

    Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

    Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического ап­парата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности.

    Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая об­щие и наиболее существенные стороны множества явлений, обоб­щения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной цело­стности.

    Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

    Возрастные возможности овладения мировоззрением

    Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принци­пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. По­ниманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми­ровоззренческий характер. К ним относятся начальные представле­ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един­стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи­ях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки со­вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей­ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно­сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя­тельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

    Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

    В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

    С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя орга­низацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвое­ние личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

    Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

    Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережи­вания, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив­ной практической деятельности.

    Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст­вительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к ис­ходному, а к конкретному — на более высокой ступени разви­тия, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При вос­хождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубле­ние в сущность явлений материального мира во всех их причин­ных связях и опосредованиях.

    В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ деятель­ности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

    Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру совре­менного научного знания, организуется вокруг и на основе ме­тодологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащими­ся системы знаний находятся в постоянном движении, соотно­сятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

    Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра­щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю­щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите­ратуры и искусства — ко всему тому, что создает и поддержива­ет благоприятный социально-психологический фон школы.

    Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основ­ной функцией которой является регуляция поведения и деятель­ности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

    Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

    Сфера практических действий учащихся может быть достаточ­но широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность во­влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во­оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози­дания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятель­ность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетво­ряла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главным чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятель­ности в "реально действующий мотив" (А.Н.Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности.

    Целостный процесс формирования у учащихся научного ми­ровоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обуче­нии, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред­ставление о нем. Особенно большое значение в мировоззренче­ском плане имеют такие межпредметные взаимодействия, кото­рые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свой­ства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников формируются такие методоло­гические идеи, как единство живой и неживой природы, общ­ность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антро­погенеза и социогенеза и др.

    Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. "Это идеальное юношеское веро­вание, — отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает действия учите­ля и делает его пример благотворным... Но горе учителю, кото­рый неосторожным своим поведением, проявлением своих стра­стей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеря­но или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу".*

    * Добролюбов Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Чер­нышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. — М., 1995. — С. 145.
    Только учитель, который всем своим существом принял воз­вышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформи­рован как творческая личность, может быть духовным наставни­ком молодежи.

    Воспитание и религия

    Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуали­зирует необходимость и ответственность педагогов за формиро­вание у учащихся научного мировоззрения, в то же время уваже­ния к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. За­дача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

    § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

    Цель и содержание гражданского воспитания школьников

    Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качест­ва личности определяется как субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу­дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

    Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское соз­нание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов об­щества.

    Г.Кершенштейнер (1854 — 1932) — немецкий педагог. Автор теории гражданского воспитания. Способ­ствовал введению активных мето­дов обучения с широким исполь­зованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

    Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Если первые связы­вали проблемы гражданско­го воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспи­тания в свободном развитии личности, в создании усло­вий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость це­ленаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс.

    В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина.

    Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспи­тания в аспекте общественной направленности личности, приоб­ретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А. Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обоб­щен и систематизирован теоретический и практический опыт де­ятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Осо­бое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

    Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав­ляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотиче­скому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и не­насилия. В гражданском становлении личности важное место за­нимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

    Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио­нального общения

    В толковом словаре В.И.Даля слово "патриот" означает "лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".* Патриотизм как качество личности прояв­ляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности слу­жить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры меж­национального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечествен­никам; в интернационализме — уважение и солидарность с дру­гими народами и странами.

    * Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. — М., 1955. - С. 24.
    С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидатель­ный труд на благо своей Родины; формирования бережного от­ношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой роди­не, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению брат­ских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

    Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государст­венных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе при­дается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфически­ми особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического про­шлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и разви­вает чувство любви к Родине.

    Формированию культуры межнационального общения способ­ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

    Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитатель­ной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

    Необходимой составной частью формирования патриотическо­го и интернационального сознания является изучение фактиче­ского материала о защите нашего отечества, о воинской добле­сти и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффек­тивна на уроках литературы, истории, родного и русского язы­ков, во внеклассной воспитательной деятельности.

    Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде

    Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них лично­стный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

    Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. "Дефективность сознания, — отмечал А.С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества".*

    * Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. — С. 567.
    Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для форми­рования личности ребенка является семья не только с явной де­градацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается ат­мосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи лю­бые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отно­шении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "по­требительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

    Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверст­ников, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий не­формальных групп, придавать им общественно ценную направ­ленность.

    Детские общественные организации в системе воспитания

    Социально-экономические и общественно-политические про­цессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изме­нили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скау­ты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объ­единения на основе общности интересов.

    Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданско­го становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это призна­ется специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединен­ных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусмат­ривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получе­ние информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

    Сложившееся положение в детском движении изменяет пози­цию органов управления образованием, руководителей образова­тельных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и разви­тии детского движения. Такое отношение подкрепляется реаль­ным участием органов управления образованием в создании ус­ловий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогиче­ских кадров детских организаций, участие в формировании ма­териально-технической базы детских организаций.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   34


    написать администратору сайта