Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Изобразительные средства педагогического рисунка Материалы, применяемые в педагогическом рисованииВ учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки. Цвет линолеума должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек классной комнаты. Пока в школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов. Более удачное использование светло-серого цвета и темных мелков, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге. Для рисования на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным. Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Его можно изготовить из различных материалов: на подрамник натянуть белый холст или укрепить фанеру, плотный картон, древесностружечную плиту. Необходимо иметь приспособления, с помощью которых можно прикреплять планшет к стене или доске и быстро его снимать. Размер планшеты должен быть таким, чтобы на нем можно было выполнять рисунки крупного формата. Для рисования на планшете употребляют древесный уголь. Он хорошо ложится на поверхность бумаги, картона или холста и легко снимается с него. Пастель во многом имеет сходство с цветными мелками. Это в основном, спрессованные в виде палочек порошки пигментов. Особенности технических приемов рисования на доскеТехнические приемы рисования мелом определяются в основном учебными задачами и назначением данного вида изображений на доске, а также возможностями материалов, имеющих у учителя. Основная задача педагога – наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд требований. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует. Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника. Он дает контур разной толщины, легко стирается. Удобными и интересными для художника – педагога материалами рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. Следует добавить, что педагогическое рисование выполняется быстро и является одним из методов активизации деятельности как преподавателя, так и обучающихся. Оно способствует реализации эмоционального и интеллектуального потенциала всех участников учебного процесса. Педагогическое рисование используется в обучении как средство усиления мотивации деятельности и повышения интереса к ней у обучающихся, снятия их стереотипных представлений о способах деятельности, расширения диапазона зрительного восприятия и приобретения ими новых представлений о возможностях изображения. Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Педагогический рисунок, как вид наглядного обучения, является одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, в том числе технических, вызывают больший интерес детей к искусству. Таким образом, задача эстетического воспитания требует от учителя постоянных творческих поисков при работе на классной доске, на планшете или при помощи документ-камеры. Рисунок учителя способствует воспитанию самостоятельности, активности учащихся, целеустремленности при выполнении изображения. Рисунок педагога на доске, устные объяснения, сопровождающие ход работы, вопросы к школьникам и их ответы помогают установить тесный контакт учителя с учениками, что ведет к более полному и углубленному усвоению знаний и умений. Педагог при этом имеет возможность выявить степень активности учащихся и привлечь к выполнению задания учеников, относящихся равнодушно к занятиям. Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство – это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным. Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке. |