Главная страница

Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


Скачать 382.31 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Дата07.02.2020
Размер382.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8.docx
ТипУчебное пособие
#107488
страница52 из 80
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   80

Знакомство с перспективой


Перед непосредственным рисованием с натуры необходимо уделить внимание изучению перспективы, которая лежит в основе передачи пространства. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная перспектива делится на угловую и фронтальную. Компонентами линейной перспективы являются уровень зрения (линия горизонта), точки схода и сходящиеся лучи. Деление линейной перспективы на угловую и фронтальную зависит от способа построения. При построении фронтальной перспективы используется одна точка схода; при построении угловой - две точки схода. Воздушная перспектива передается посредством светотеневых градаций – собственные и падающие тени, свет, рефлексы, блики, полутени. Если работа выполняется цветом, то все компоненты воздушной перспективы выполняются последним.

Как уже отмечалось ранее, у детей возникают трудности при восприятии пространства. Поэтому задачей учителя является помочь ребенку понять и отображать законы перспективы, используя специальные наглядные пособия. Они могут быть предназначены для непосредственного показа видоизменения

предмета в перспективе, так и для восприятия и изучения законов перспективы по репродукциям произведений изобразительного искусства.

Репродукция может включать в себя несколько этапов обучения: выделение линии горизонта, точки схода, сходящихся лучей. Такой прием обучения будет более эффективным, если все построение будет проходить на глазах детей.

Необходимо обратить внимание детей на то, что предметы могут располагаться выше, ниже линии горизонта, а также располагаться на линии горизонта или находиться одновременно выше и ниже этой линии. Эти нюансы имеют важное значение, т.к. изображение меняется в зависимости от расположения предмета в пространстве.

При восприятии и изучении репродукций обратить внимание детей на плановость расположения предметов, а так же передачу перспективы цветом (каждый план имеет свой цвет: например, в многоплановом пейзаже легко различается, что он холоднее по цвету на горизонте, чем на первом плане. Присмотревшись к далям, можно убедиться, что они подернуты голубой прозрачной дымкой. Первый же план имеет иной характер. Он отличается множеством цветовых и светлотных контрастов, насыщенностью и четкостью проработки формы предметов.

Необходимо иметь пособия, раскрывающие закономерности перспективных изменений квадрата, прямоугольника, круга. Полезным для детей будет непосредственный показ возможностей нанесения и лепки объема предмета посредством штриховки.

Необходимо также иметь пособие, показывающее разницу математического изображения предмета и его же в изобразительном искусстве.

Организация восприятия натуры. Т.к. восприятие натуры связано с изучением предмета, то необходимо уделить особое внимание организации его демонстрации.

В основу восприятия натуры могут быть положены следующие требования:

    • Натура располагается максимально обозреваемой с различных точек зрения.

    • Максимально приблизить натуру к ребенку.

    • Организовать (даже при небольшой наполняемости класса) не менее двух натюрмортов или натурных постановок.

    • Небольшие модели должны подготавливаться заблаговременно и раздаваться каждому ребенку.

    • Плоские, имеющие небольшой объем предметы, наклеить на картон. Они могут быть трех видов: с нанесением всех вспомогательных линий; с нанесением основных вспомогательных линий; без вспомогательных линий.

    • Желательно освещать натуру дополнительными источниками освещения (софит), что дает возможность более рельефно выделить объем, усилить тени, выделить объект их фона.

    • При рисовании с натуры крупных предметов детям бывает трудно их обобщить. Поэтому возможна прорисовка геометрических тел, составляющих данный объект; по натуре шнуром проводить линии перехода одной формы в другую; рисование небольших по объему предметов.

    • Изучаемый предмет должен располагаться на каком-либо фоне, что позволяет более четко воспринимать контур натуры и выделять предмет в пространстве.

Анализ (изучение) натуры


Необходимым условием при изучении натуры является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (временные рамки при обследовании предмета, уровень сформированности представлений, степень владения навыками обследования, уровень способностей к анализу, особенности восприятия при различных формах глазной патологии, особенности восприятия цвета и т.д.). Изучение натуры проходит при обязательном описании обследуемого предмета по схеме: анализ – синтез – анализ. Так, в качестве примера можно привести анализ чучела птицы.

Анализ: на данном этапе проводится общий анализ изучаемой натуры: обследуется общая форма, определяется симметричность (несимметричность) предмета, анализируются общие направления осевых линий, выделяются габаритные размеры (высота, ширина, длина), Затем необходимо проанализировать, из каких простых геометрических тел состоит данный предмет, как они взаимосвязаны. Так, в данной натуре голова напоминает по форме шар, шея – форму цилиндра и т.д. Затем определяются пропорциональные отношения посредством использования метода визирования. Если ребенок не может по субъективным причинам определить пропорции на расстоянии, допускается их определение при непосредственном измерении предмета карандашом. Важно дать понять ребенку, что изображение выполняется в масштабе по отношению к натуре.

Для измерения пропорции предмета выбирается эталон (эталоном может быть любая деталь или часть предмета), которым затем вымеряются все размеры.

Синтез: соединение в единое целое проанализированных ранее форм с учетом их соразмерности, пропорциональности, перспективных сокращений (с учетом возрастных и изобразительных особенностей ребенка).

Анализ: данный этап связан, прежде всего, с уточнением и конкретизацией ранее намеченных форм, окончательной прорисовкой отдельных элементов и деталей рисунка, характерных особенностей предмета, передачей объема при помощи светотеневых градаций.

Самостоятельная работа детей начинается уже на первом этапе с проведения осевых линий. Характерной особенностью работы с детьми является поэтапное выполнение работы под контролем учителя. Поэтому самостоятельная работа тесно переплетается с анализом натуры.

Рисование с натуры подразумевает завершение работы в цвете. Обычно, если работа не рассчитана лишь на графическое решение, то на такую работу отводится два урока. Поэтому информацию необходимо передавать дозировано: на первом уроке дети получают сведения по линейному построению рисунка и подготовке его к дальнейшей работе цветом, на втором уроке – информацию, связанную с работой цветом. Необходимо показать приемы работы красками и кистью, приемы работы (а-ля прима, по-сырому). Обратить внимание, что первоначально покрываются большие плоскости, а затем прорабатываются детали. Характерная особенность и ошибка детских работ состоит в том, что они сначала выполняют в цвете мелкие детали, а затем пытаются проработать цветом большие плоскости.

Для работы необходимо иметь две кисти: широкую для покрытия больших плоскостей, и тонкую для проработки деталей.

При рисовании с натуры у детей возникает ряд трудностей:

    • в удаленной на расстоянии натуре не видят конструктивных и цветовых особенностей предмета, а также мелких деталей;

    • с трудом различают блики;

    • не воспринимают рефлексы.

Отсюда возникают ошибки при рисовании.

Кроме создания оптимальных условий восприятия предметов, необходимо давать детям кратковременные упражнения. Главной целью таких упражнений является тренировка внимания, памяти, развитие наблюдательности, сравнения, формирование и закрепление представлений о предметах окружающего мира. Разработка системы упражнений принадлежит В.А. Бельмеру.

Все упражнения делятся на развивающие и контролирующие, с точки зрения методики их можно разделить на три вида: рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по аналогии.

В.А. Бельмер указывает, что приемы работы по карточкам могут быть различны. Карточка представляет собой лист бумаги 1015 см, на которых выполнены пары предметов. Изображаемые предметы должны иметь четкую форму, быть легко узнаваемы, не перегружены деталями, доступны для чтения детьми. Работа по таким карточкам может проводиться на разных этапах урока в зависимости от преследуемых целей.

Пути воспитания внимательности:

    • обеспечение активности и самостоятельности при восприятии задания;

    • формирование умения преодолевать трудности;

    • воспитание чувства ответственности, умения довести начатое дело до конца;

    • развитие наблюдательности (и через неё – внимательности);

    • развитие интереса к учебной работе.

    • Наиболее эффективные пути для воспитания внимательности:

    • Формирование умения видеть и слышать, замечать явления и факты, подмечать существенные признаки объектов действительности.

    • Развитие умения постоянно сравнивать объект с изображением.

    • Максимальное применение в процессе обучения наглядности: при разъяснении законов композиции, светотени, перспективы, цветоведения, в показе приёмов и методов работы карандашом и кистью.

    • Высокое качество объяснения учебного материала: яркий, эмоциональный рассказ, богатый по содержанию.

    • Развитие интереса к изобразительной деятельности.

    • Организация изобразительной деятельности: рабочего места, планирование порядка работы, активная работа над заданием.

    • Учёт индивидуальных особенностей личности школьника.
    1. 1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   80


написать администратору сайта