Главная страница

Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


Скачать 382.31 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Дата07.02.2020
Размер382.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8.docx
ТипУчебное пособие
#107488
страница55 из 80
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   80

Особенности педагогического рисунка учителя на уроках декоративного рисования


В формировании изобразительных и композиционных навыков учащихся, необходимых для декоративной работы, большое значение имеет педагогический рисунок учителя, как один их эффективных приемов наглядного обучения.

Исходя из вида учебно-творческих заданий в декоративной работе, учителю следует показать детям:

    • приемы изображения отдельных элементов в технике свободной кистевой росписи;

    • технические возможности и особенности различных художественных материалов;

    • одну из стадий выполнения декоративной композиции;

    • принципы композиционного решения декоративных орнаментов;

    • методическую последовательность работы над композицией.

    • Следующим этапом урока является художественная практика учащихся на основе эстетического познания и освоения народного искусство и действительности. В ходе самостоятельной работы

школьники выполняют различные виды художественно- практических заданий:

    • упражнения в свободной кистевой росписи отдельных элементов по образцу;

    • творческие декоративные композиции по мотивам народного искусства;

    • эскизы оформления и украшение изделий, изготовленных по эскизам.

Организация творческой работы требует от учителя подготовки к уроку соответствующих наглядных пособий. К ним относятся таблицы с поэтапным выполнением отдельных элементов, орнаментальных композиций, пособия- аппликации для совершенствования композиционных вариантов на магнитной доске, динамические таблицы. Все они должны быть яркими, красочными, привлекательными для детей.

В декоративной композиции углубляются представления учащихся о ритме и равновесии главных элементов и деталей в полосе, круге, квадрате. Размер декоративного украшения, характер мотива должен согласовываться с формой и назначением различных полезных вещей, которые дети могут выполнить по своим эскизам. Задачи на композиционное решение орнамента решаются детьми в поисковой работе с помощью учителя.

Самостоятельная работа учащихся должна проходить под контролем учителя за качеством работы. Используя приемы фронтальной и индивидуальной работы, учитель отмечает особенно характерные и выразительные решения заданий. Во время фронтальной работы с детьми, следует периодически демонстрировать в классе наиболее выразительные рисунки детей на любом из этапов самостоятельной работы. Это своеобразный прием руководства детским изобразительным творчеством, дающий учителю возможность следить за тем, как поняты те или иные изобразительные задачи.

Формы и методы систематизации знаний, умений и навыков школьников в области декоративной работы


Большое значение в повышении выразительности и качества декоративных работ имеет подведение итогов урока, оценка работ учащихся. На классной доске выставляются все декоративные композиции для коллективного просмотра работ. Дети определяют, в каких работах наиболее выразительно переданы характерные приемы народного декоративного творчества, как выражено настроение и образное решение композиции. Учитель обобщает высказывания детей и отмечает выразительность и разнообразие декоративных работ. Выполненные детьми узоры используются затем на уроках труда для изготовления изделий, подарков родным.

Формы и методы обобщения и систематизации знаний могут быть разнообразны. В младших классах это краткая вопросно-ответная беседа об изученном материале. В беседе, систематизирующей и обобщающей знания детей о народных промыслах, должна преобладать проблемная ситуация. Беседа, проведенная в форме викторины или путешествия по местам народных

художественных промыслов, помогает выяснить уровень эстетических знаний учащихся, использовать всю силу воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства на школьников. Главная цель такой беседы

  • выявить, насколько ярче и острее стало у детей восприятие красоты окружающей действительности под влиянием народного искусства, как охотно они применяют навыки художественного труда в общественно-полезной работе и дома, как закрепился у них интерес к познанию искусства своего народа.
    1. Методика организации уроков тематического рисования


Рисование на темы и по представлению – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Общие задачи:

      • Совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра.

      • Выработка умения выразительно выполнять рисунок.

      • Развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами

      • свое отношение к нему.

      • Развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

Основные учебно-воспитательные задачи и содержание уроков тематического рисования: развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представить задуманную композицию. Их содержание – изображение явлений окружающей жизни, прошлого и будущего нашей Родины, иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения и творческого потенциала учащихся и мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании школьников. Рисовать на темы, значит, сочинять на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение. Однако, как писал Л.С. Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии». Задачи учителя: развитие у детей творческого отношения к процессу рисования, поощрение самостоятельности в

выборе сюжетов, эмоциональности в их раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения.

Виды рисования на темы:

  1. Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

  2. Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

  3. Иллюстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

  4. Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?», «Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.д.

  5. Рисование по заданной линии.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей, художественно- творческих способностей учащихся в процессе обучения рисованию на темы. В тематических рисунках детей чаще всего изображаются дома, предметы окружающей обстановки, человек, который является труднейшим объектом для изображения, однако он является доминирующим мотивом детского рисования, т.к. больше всего интересует детей. Причем, человек и дом изображаются обычно фронтально, а машина – в профильном изображении. В тематических работах младшие школьники все предметы рисуют на одной горизонтальной линии. Дорога рисуется параллельными линиями из одного края листа в другой, столбы и деревья рисуются наклонными и в профиль, а озеро, речка, мост – сверху.

В подростковом возрасте наблюдается новое отношение детей к рисованию. «Воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия» (Л.С. Выготский). Теперь уже труднее работать без натуры, хочется работать графическими средствами, т.к. пострадал цвет, появился интерес к разнообразным видам и техническим способам работы (гравюре, мозаике, конструированию). Нет былого чувства ритма и красочной нарядности, т.к. пропала интуиция в выборе выразительных средств и композиции.

В младших классах ставиться задача доступными средствами правильно разместить изображение на листе, передать смысловую связь между предметами, их пропорции, основную цветовую окраску. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии происходит в процессе эмоционально-эстетического отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей.

В 5 классе совершенствуется умение учащихся отражать в тематических рисунках события школьной жизни, впечатления от экскурсий, подвигов воинов-защитников Родины и т.д. Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и т.д. Кроме этого, продолжаем развивать

воображение, творческую фантазию детей, образное представление задуманной композиции.

В 6–7 классах уроки тематического рисования, как правило, связаны с событиями отечественной истории, иллюстрированием литературных произведений. Здесь продолжается развитие умения работать с различными изобразительными материалами и техниками, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции. Особое внимание здесь уделяется умению вести композиционный поиск сюжета. Совершенствуется умение использовать основы художественного изображения пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении передача воздушной и линейной перспективы).

В 8-9 классах происходит дальнейшее развитие творческой активности учащихся в процессе самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы над созданием художественного образа. Особое внимание уделяется развитию умения изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому.
Структура уроков тематического рисования. Методика ведения композиционного поиска. Основные приемы развития художественно- образного мышления школьников в процессе рисования на темы
Работа над тематическим заданием ведётся, как правило, в течение 2–3–4 уроков (в зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок карандашом, на втором – композиция завершается в цвете. Первым условием грамотного урока тематического рисования является вводная беседа на первом уроке, где раскрывается содержание задания, и выбираются сюжеты. Большое значение на этом этапе работы с детьми имеет так называемое «устное рисование», т.е. подробное описание учениками предполагаемого рисунка, ответы на вопросы учителя по сюжету.

Сначала педагог подробно объясняет тему урока (двух уроков), раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета, композиции, построения линейного рисунка и цветового решения. Если сюжетный рисунок выполняется в течение двух-трех уроков, то после первого учитель разбирает наблюдаемые учениками в жизни сюжеты, предлагает им выполнить зарисовки с натуры и по памяти. Второй, длительный этап урока – самостоятельная работа учащихся. Педагог ведет фронтальную и индивидуальную работу с учащимися, используя различные методические приемы.

Заключительный этап работы над композицией – просмотр и анализ выполненных рисунков.

Работа над тематическим заданием ведется в таком случае по следующему плану:

  1. Разбор темы, выбор сюжета.

  2. Поиск композиционного решения, которое находит свое выражение в рисунке карандашом.

  3. Беседа по картинам, имеющая направленную подготовку учащихся к работе над темой.

  4. Выполнение окончательного варианта в цвете с использованием натурного материала в композиции.

  5. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   80


написать администратору сайта