Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Методика организации уроков объемно-пластических искусствЛепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему мир. Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся. Задачи: развивать: умение передавать пропорции предмета, гармонию объемов, навыки художественных решений скульптурных композиций. знать основные приемы лепки: из целого куска, путем вдавливания и вытягивания формы из куска, а также приёмы декоративной лепки из пластин и «колбасок»; понимать зависимость пластического решения формы скульптурного изображения от характера изображаемого персонажа; знать отличие станковой скульптуры от декоративной; лепить способом вытягивания деталей из целого куска пластилина, а также способом вдавливания и удаления лишнего; передавать и лепке характерные особенности пропорций и формы предмета; передавать характерный облик животных; перевоплощать реальные формы растительного и животного мира в декоративные; выполнять несложный рельеф — последовательность лепки предметов с натуры; последовательность и особенности лепки круглой скульптуры. Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми. Первичные приемы лепки: скатывание, раскатывание, вытягивание, сжатие, формовка прикладыванием к плоскости мягких пластичных материалов: глины, пластилина и других им подобных. В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином. Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Особенности работы с пластилином: мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала); работа идёт сразу в цвете; позволяет создавать дополнительные цвета; материал практически не требует дополнительной подготовки; позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник; при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен. По содержанию лепка бывает: предметная, сюжетная, декоративная, комплексная. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик). В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»). В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка. По видам скульптуры можно выделить: лепка круглыхформ (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф). По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), снатуры. Поспособуорганизациидетейихарактеруихдеятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми. Основными способами лепки являются – конструктивный, скульптурный,комбинированный. Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2–3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе. Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание. Приёмами соединения деталей являются – прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание. Приёмами отделки формы можно назвать – заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования. Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образов – шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки. Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание. Всю практическую работу как с натуры, так и по представлению дети осуществляют самостоятельно, не под диктовку. Условно весь этот период можно разделить на несколько этапов: 1) закрепление глины на подставке; 2) передача общего строения предмета; 3) уточнение общего строения; 4) проработка основных деталей, 5) проработка второстепенных деталей (по необходимости), обработка поверхности изделия. Такая последовательность в лепке является общей для всех занятий. Учащиеся должны усвоить ее как правило и всегда пользоваться им. Для лучшего запоминания рекомендуется перед началом практической работы повторить последовательность этапов, что будет для детей своеобразной памяткой. В процессе практической работы выполнение изделия на первых трех этапах учитель проверяет фронтально у всего класса. Лепка с натуры. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучите модель, выделив в ней основные элементы. К ним относятся: Направленность общего объема в пространстве. Весовое соотношение частей объема. Конструктивное построение объема. Пластическое выражение объема. Направленность общего объема предмета в пространстве зависит от степени наклона и кривизны его оси, которая имеет видимые (или воображаемые) выходы в верхней и нижней частях массы Весовое соотношение частей объема. Речь идет о весе, ощущаемом нашим глазом, или, иначе говоря, «видимом весе». В той части объема, где масса увеличивается, вес больше, а где масса предмета уменьшается, там соответственно меньше. Конструктивное построение объема заключается в выявлении отдельных его элементов, которые можно условно ограничить ребрами и гранями. Это опора скульптурной формы, ее костяк Пластическое выражение объема – последний этап создания скульптуры. Сущность этой стадии работы состоит в объединении как больших, так и малых планов объема. Именно в пластике заключается своеобразный секрет искусства создания скульптурной формы. Лепка по памяти. Лепке по памяти принадлежит важное место в воспитании образного видения и пространственного мышления. Она самым активным образом развивает зрительную память, которую можно назвать творческой кладовой. Лепка по памяти помогает отсеивать случайные или несущественные детали, целенаправленно и осмысленно отбирать самое главное, важное. В сущности, это первые ростки серьезной композиционной работы. Процесс работы состоит из трех основных этапов: Первый этап – так называемая прокладка глины, то есть определение направленности массы объема в пространстве и выявление весовых соотношений его частей, а также наметка конструктивных элементов формы. Второй этап – окончательное определение направленности объема в пространстве, полное выявление весовых соотношений его частей, продолжение работы над конструкцией формы и закладка в этюде основополагающих элементов пластического выражения. Третий этап (завершающий) – воплощение конструктивно- пластического объема модели. В конце первого класса учащиеся должны знать и уметь: передавать характерные особенности предметов округлой и простой формы; выявлять главное, отбрасывая второстепенное, обобщать форму; преобразовывать природные формы в декоративные; передавать, характерные особенности фигуры человека; передавать характерные особенности и животных и их характерные движения; подчинять пластическое решение скульптурного изображения образной передаче смысла. |