Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
классОбъёмные изображения в скульптуре Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся Портрет в скульптуре Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. классЛепка фигуры человека Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. Монументальная скульптура и образ истории народа Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою. Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Методика организации уроков творчества по программам«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.» под руководством Б.М. Неменского, под редакцией Т.Я. Шпикаловой Цели урока: Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; Становление организационных навыков художественного творчества; Воспитание зрительской культуры. Условия организации данной формы урока Характеристика возрастных особенностей учащихсяУчет возрастных особенностей учащихся в творческом развитии: изобразительная деятельность младших школьников определяется «схематической стадией», когда ребенок подает свой замысел подражательно, не имея в распоряжении достаточно художественных, предметных и логических средств, т.е формируется описательная функция, поэтому должного внимания ребенок не уделяет анализу подробностей. Эмоциональное выражение младших школьников требует ярких красок, больших поверхностей для рисования; при переходе в среднее звено спонтанность в художественной деятельности сменяется осмысленным, рассудочным отношением к самому продукту и обогащается аналитической и критической оценкой «продукта». Подростки предпочитают графические инструменты с минимальным использованием цвета сообразно своему «черно-белому» мировосприятию. Перечислим основные возрастные особенности школьников, влияющие на его художественный интерес и активность в творческой деятельности: высокая эмоциональность; целостность восприятие; развитое воображение; конкретно-образное мышление; высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе; увлеченность процессом деятельности; легкое переключение с одного вида деятельности на другой. Виды уроков различают по ведущему методу обучения, используемому на нем и выполняющему системообразующую функцию ко всему уроку. При проведении урока-творчества это могут быть: арт-урок, урок-игра, урок- самостоятельная работа, интегративный урок, именуемый еще уроком «погружения», урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка. Характеристика методов, приемов урока, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихсяУроки творчества в зависимости от того по какой программе работает учитель в отборе методов приемов и средств обучения отвечает различным принципам: эстетико-воспитательный, эмоционально-ценностный, культурологический. Эстетико-воспитательный принцип представлен программой общеразвивающего направления «Изобразительное искусство» (1–9 классы) В. С. Кузина, отражающей требования обязательного минимума содержания предмета. Задачи данной программы: овладение учащимися основными навыками рисования наряду с воспитанием эстетического восприятия, художественного вкуса и становлением творческого воображения, пространственного мышления. Основные методы в программе – рисование с натуры, тематическое рисование и иллюстрирование, декоративная работа, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве. В программе заложена возможность вариативного отбора основного материала в зависимости от уровня подготовки класса и учителя. Эмоционально-ценностный принцип в общеразвивающем направлении может быть проиллюстрирован программой «Изобразительное искусство и художественный труд» (1–9 классы) Б. М. Неменского. Задачи этой программы приобщение учащихся к искусству как духовной культуре, развитие художественно-образного мастерства, формирование внутреннего мира. В программе большое внимание придается личности учителя, а также его мастерству в драматическом построение урока. Освоение языка каждого вида искусств происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов (т.е. учебная задача не существует в отрыве от творческой). Используются в программе аналитический метод, метод стимулирования образного мышления, метод развития художественного восприятия, игровые приемы, метод медленного чтения, метод поэтапных открытий. Культурологический принцип представлен в программе общеразвивающего направления «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (1–9 классы), разработанной под руководством Т.Я. Шпикаловой. Становление нравственно-эстетического миропонимания у учащихся происходит в процессе системного, комплексного освоения народного искусства. Основными задачами программы являются формирование представлений о жанрах и видах искусства, о художественных и образных средствах и приемах; применение полученных навыков в свете понимания традиций национального искусства. Среди применяемых методов – дидактические игры, метод вариации, метод импровизаций, театр на уроке. Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы собираются в единое целое. Комплексная форма предполагает выполнение единой коллективной работы (на плоскости, в объеме, создание книги) когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Коллективная форма, при которой деятельность учащихся строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Анализируя опыт учителей необходимо заметить, что многие из форм: «эстафета», «конвейер», «коллективно-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности. Комплексная и коллективная формы урока делятся на несколько видов совместной деятельности: работа в паре, групповые работы (в небольших группах по 3–5 человек) и коллективные (большие работы, выполненные половиной класса, всем классом, каждым рядом по посадке в кабинете). |