Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Скачать 382.31 Kb.
|
Методика организации уроков-бесед по ИЗОПрограммами по изобразительному искусству предусмотрено ознакомление учащихся с историей изобразительного искусства, его видами жанрами. Школьники знакомятся с историей искусства во время уроков-бесед, посвященных отдельным периодам, эпохам, видам, жанрам изобразительного искусства, художникам, а так же в процессе практических занятий. И в том, и в другом случае их основная цель – научить детей понимать основу языка изобразительного искусства, видеть произведение в единстве его содержания и формы, самостоятельно анализировать произведения различных видов и жанров. В результате обучения в 1–7 классах школьники должны знать наиболее значимые картины, скульптуры, архитектурные сооружения, созданные в нашей стране и за рубежом. Одна из важнейших задач бесед – дать детям знание языка изобразительного искусства. Усвоив его, они сумеют достаточно верно, творчески оценить художественное произведение, его содержание, форму, образное богатство, своеобразие. Во время бесед аналитический разбор произведений не должен мешать их эмоциональному восприятию. школьников следует постоянно подводить к пониманию специфики искусства как одного из видов общественного создания, одной из форм общественного сознания, одной из форм отражения действительности. В конце курса обучения Изобразительному искусству школьники должны получить знания, необходимые для самостоятельной оценки произведений искусства – их содержания, изобразительно-выразительных средств, образности, самобытности т.д. Однако цель будет по-настоящему достигнута лишь в том случае, если у детей появится стремление к постоянному общению с изобразительным искусством, к дальнейшему его изучению. Решение такой задачи возможно лишь при условиях последовательного осуществления всего курса намеченной нами в общих чертах программы и постоянного привлечения учащихся к активному заинтересованному участию, в учебном процессе, к самостоятельному анализу произведений изобразительного искусства. Эффективность художественного воспитания средствами изобразительного искусства должна значительно повыситься при концентрически-последовательном принципе подачи учебного материала. Основу его составляет круг важнейших понятий, относящихся прежде всего к изобразительно-выразительным средствам. Понятия, входящие в этот круг, последовательно, из класса в класс, углубляются и расширяются. Ведь ребенок с ранних лет дома, на улице, по ТВ, Интернете, в общении со взрослыми получает и осознает в силу своих способностей самую различную информацию, ощущает всю необъятность окружающего мира. Поэтому воспитывать и обучать его «фрагментами» далеко оторванных друг от друга понятий, на самом деле крепко взаимосвязанных, органически слитых, нецелесообразно. С учетом возрастным особенностей детей уроки беседы следует строить следующим образом: Так уже в 1 классе детям необходимо рассказать о том, что такое изобразительное искусство, когда оно возникло, какие произведения относятся к изобразительному искусству; кто такой художник, какие бывают виды рисования ( с натуры, по памяти, по представлению, наброски); каких людей, какие предметы, события может изображать художник ( первоначальные сведения о жанрах); какие бывают произведения изобразительного искусства (картина, гравюра, рисунок, книжная иллюстрация, скульптура, произведение ДПИ); что такое архитектура; о пейзаже; как художник украшает книгу. В 1 классе проводится сравнение двух произведений на одну и ту же тему. Педагог проводит беседу по репродукциям. Он показывает репродукции картин, задает ученикам вопросы. Вопросы к каждой из этих картин составляются с таким расчетом, чтобы в ответах детей прозвучало эмоциональное отношение к произведению. Задаются вопросы по цветовому решению, композиционному строю, состоянию погоды, передаче пространства в картине. Далее учитель, учитывая качество ответов учащихся, продолжает рассказ о картинах, делая акцент на том, как художники стремились показать зиму, создать образ этого времени года. И каждый художник подметил в жизни разные моменты и скомпоновал (построил, расположил) их по-своему. После анализа картин учитель дает краткие сведения о творчестве художников. Во 2 классе дети знакомятся со следующими вопросами: общественное значение искусства. Виды изобразительного искусства. Что может художник изобразить жанры изобразительного искусства: анималистический, пейзаж, бытовой, портрет, натюрморт, сказочно-мифологический (сказочно-былинный). Как художник работает над картиной. Как художник иллюстрирует книгу. Элементы книги. Понятие о композиции. Как и какими средствами в художественном произведении выделяется главное (композиционный центр). Изобразительно-выразительные средства (язык изобразительного искусства. Единство изобразительно-выразительных средств и содержание в художественном произведении. Во 2 классе беседы об искусстве и уроки рисования проводятся примерно в таком же сочетании и таком же плане, как и в первом. Следует отметить, что второклассники по сравнению с учениками первых классов более логично и свободно могут вести рассказ о рассматриваемой или уже изученной картине. Это является результатом запаса знаний, умений и навыков, полученных на уроках русского языка, математики и особенно чтения. 3–4 класс. Общественное назначение искусства. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, ДПИ, архитектура). Станковое и монументальное искусство. Разновидности жанров. Как создается художественное произведение. Композиция в графике и живописи. Основные закономерности композиции. Роль уровня горизонта, перспективы, точка зрения, точка схода, светотени, цвета т.д. Средства выделения главного в композиции. Книга как произведение изобразительного искусства. В 3 классе также проводятся занятия на уроках изобразительного искусства в таком же плане, как и в первых двух. Разница в планировании уроков с первыми двумя классами заключается в том, что беседы об искусстве уже выделяются в самостоятельные уроки и количество рассматриваемых на них произведений несколько увеличивается (до пяти-шести). Так же как и в 1–2 классах, в 3 классе уроки-беседы об искусстве проводятся обязательно перед выполнением рисунков на темы. Темы бесед не всегда соответствуют темам рисунков, но анализ картин поможет более грамотно и выразительно выполнить сюжетные рисунки. Беседы на другие темы, указанные в программе для 3 класса, проводятся также перед уроками тематического рисования, что, безусловно, способствует лучшему пониманию школьниками сущности картины, ее построения и более качественному выполнению сюжетных композиций. В процессе каждой беседы ученики и учитель не только раскрывают идейно-сюжетное содержание произведений, но и выясняют художественные средства, с помощью которых авторы картин добиваются большой выразительности в создании художественных образов людей, природы, событий и явлений жизни прошлого и настоящего. При анализе произведений выясняется значение грамотного рисунка, интересной композиции в деле создания художественных образов. Большое внимание при этом уделяется изучению композиционного строя произведений, связи композиции с содержанием картины, с идейным замыслом художника. Готовясь к проведению бесед, учитель использует специальную литературу, посвященную жизни и творчеству художников. Ученики должны понять, что произведения искусства в оригиналах и воспроизведенные в цветных репродукциях - это не одно и то же по глубине выразительности и образности. Разъяснение детям сущности картин, качества материалов, в которых они выполнены, художественных средств, применяемых художниками для их создания, позволяет добиться того, что ученики начинают по-иному смотреть на репродукции картин. В процессе бесед учитель стремится вызвать у детей чувство понимания единства идеи и формы произведения. Это проявляется в характере рисунка, живописи и композиции картины, в решении психологических характеристик образов (людей, явлений природы). В 4 классе учитель проводит глубокий и всесторонний анализ произведений искусства. Учитель не только делает анализ идейно-сюжетного содержания, сравнивает содержание картин между собой, но и раскрывает средства художественной выразительности, применяемые художниками. В процессе беседы ученики узнают о цвете, рисунке и о композиции произведений. Учитель, учитывая недостаточность, неполноту ответов учеников на заданные вопросы, дополняет их знания о картинах беседами, в которых продолжает анализ сюжетного содержания в тесной связи с художественными достоинствами произведений. Вопросы, которые задает учитель ученикам, вытекают из объективного анализа картины, но вопросно-ответная форма дает возможность учителю услышать разбор произведения самими учащимися и в то же время во многом гарантирует качество этого разбора детьми. Темы уроков-бесед учитель определяет в соответствии с учебной программой. В каждой беседе ставится задача раскрытия темы на примере анализа ряда произведений и сопоставления их между собой. Наряду с этой задачей есть и другая: преподнести произведения искусства в более разностороннем анализе, в котором выявились бы не только их идейное содержание, сюжет, но и художественные достоинства. Спустя две-три недели после каждой беседы учитель проводит небольшие устные опросы, связанные с содержанием и художественными достоинствами изученных картин. Эти опросы позволяют выяснить качество усвоения и степень запоминания (сознательного запоминания) сведений учащимися по изученному материалу. В результате этих опросов выясняется, что учащиеся в какой-то мере овладели новой терминологией, их знания по искусству стали шире и глубже. Это выражается в том, что дети во время ответов раскрывают не только содержание картины или скульптуры, но и отличают художественные достоинства работ. Правда, нередко ученики говорят о содержании и художественных достоинствах произведения, не связывая их между собой. Например, сначала ученик рассказывает об идейно-сюжетном содержании, потом о композиции, затем о цвете, рисунке и т. д. Некоторые же ученики способны вести анализ (через две-три недели после проведения беседы) в таком плане, когда идейное содержание увязывается с композиционным построением произведения, его цветовым, тоновым, перспективным решением. класс. Общественное назначение искусства, язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно-выразительных средств различных видов живописи и жанров. Единство формы и содержания художественного произведения. Станковое и монументальное искусство. Разновидности живописи (станковая, монументальная, монументально-декоративная, театрально-декорационная), графики (станковая, книжная, и журнально- газетная, плакатная, художественно-произведенная, или прикладная, гравюра, и т.д.), скульптуры (барельеф, круглая, горельеф, декоративная, монументальная, станковая, мелкая пластика и т.д.). Объединения различных видов изобразительного искусства в едином ансамбле. Процесс создания произведения изобразительного искусства. Композиция в живописи и графике. Основные законы композиции. Средства выделения главного в художественном произведении. Композиция и цвет, композиция и характер передаваемого освещения (освещение концентрическое и рассеянное). ДПИ и его виды. Композиция в ДПИ. Архитектура. Композиция в архитектуре. В 5 классе беседы об искусстве следует проводить с более глубоким анализом произведений, где идейно-сюжетное содержание теснее увязывается с художественно-изобразительными средствами. В начале беседы учитель задает вопрос ученикам: «Что первым вы увидели в картине, на что сначала обратили внимание?» Затем следующий вопрос: «А что вы увидели после этого?» Эти вопросы позволяют учителю вместе с учениками выяснить порядок рассмотрения зрителем этой картины и сравнить его с композиционным строем произведения, с его замыслом и понять, почему художник взял именно такой вариант компоновки. Анализ композиции каждой картины следует тщательно продумать, подобрать вопросы, которые будут заданы ученикам. Эти вопросы могут быть примерно следующими: какое событие изображено на картине? Где происходит действие – на улице или в помещении? Какие действующие лица изображены? Кто главный герой (образ)? На что в картине вы, прежде всего, обратили внимание? Как передана смысловая связь и каково идейное содержание произведения? Какова композиция картины? Каковы особенности композиции? Какие закономерности композиции вы здесь наблюдаете? Какие приемы и средства композиции использованы художником? Ответы учеников дополняет учитель, давая наиболее полное представление о композиции произведения. класс. Искусство и общество. Искусство как один из видов общественного сознания, одна из форм отражения действительности. Сущность образной формы в искусстве и взаимозаключение содержания и формы в произведения изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно-выразительных видов и жанров. Композиция в живописи и графике. Композиционный и смысловой центры, средства их выделения, средства достижения композиционного единства (перспективой, цветом, освещением, движением, ритмом и т.д.). Композиция и колорит. Композиция и свойства зрения. Контрасты, роль направленного движения, жеста. Композиция и технические средства (техника рисунка и живописи, выбор худ материалов). Композиция в скульптуре и архитектуре. Процесс создания худ произведения. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. В 6 классе отличием бесед об искусстве, проводимых в 1–5 классах, является стремление учителя к более глубокому и разностороннему анализу произведений. В 6 классе дети более уверенно переходят к аналитико- синтетической деятельности. Для них характерно рассмотрение видимого предмета по частям, деталям, а затем анализ связей между ними, синтез, обобщение. Ученикам предоставляется возможность рассмотреть репродукцию картины. Последовательность рассмотрения картины следующая. В первую очередь выделяется в произведении сюжетно-композиционный центр. Далее ученики рассматривают уже менее значительные предметы, аксессуары в композиции. Затем взгляд снова проходит в обратном направлении, и начинается второй этап просмотра, более тщательного анализа, изучения. Глаз обычно делает перемещения, фиксируя последовательно наиболее важные узлы композиции. Перемещения глаза могут быть плавными или в виде движений – «скачков». Затем происходит фиксация. При этом в точке фиксации ученик видит все достаточно ясно, а окружающее это место пространство несколько хуже (поле периферического зрения), откуда тоже все время поступает менее подробная информация. После детального изучения частей картины ученики начинают искать связи между ними, синтезируя все изображенные элементы в целое. Анализируя взаимосвязь между частями композиции, учащиеся начинают понимать, почему у картины такая, а не иная композиция, именно такой колорит и как они вместе влияют на силу художественных образов. После такого рассматривания картины учитель задает школьникам вопросы о сюжете, идее картины, ее композиции, цветовом и тоновом решении. Нет ничего порочного в том, если сначала учащиеся говорят о содержании, а потом о художественных средствах. Все это взаимосвязано, потому что, говоря о композиции, дети всегда имеют в виду и сюжетное содержание, а рассказывая о главном образе или группе образов произведения, всегда мысленно представляют центр картины. класс. Творческий метод. Реализм как единственно прогрессивный метод. Модернизм в изобразительном искусстве. Индивидуальность художника. Язык изобразительного искусства. Особенности изобразительно- выразительных средств живописи, графики, скульптуры, ДПИ, архитектуры. Монументальное и станковое в изобразительном искусстве, «натуральность» и обобщение. Язык изобразительного искусства и географическая среда. Безграничность композиционных средств. Выразительность, контрасты, ритм. Виды контрастов. Взаимосвязь в изобразительном искусстве с другими видами искусства и наукой. В 7–8 классах задачи проведения бесед по искусству значительно усложняются, т.к. учащиеся уже в некоторой мере подготовлены к восприятию произведений искусства на уроках изобразительного искусства, истории и литературы и способны к восприятию большого объема материала. Цель бесед по искусству в 5–8 классах: познакомить школьников с основными выдающимися произведениями изобразительного искусства, а главное, научить их разбираться в художественных качествах, научить «читать» произведение искусства с точки зрения его идейного содержания и художественных средств выражения, сформировать компетентность зрителей. Анализ картин должен строиться на принципах, определяемых спецификой данного вида и жанра. Здесь необходим обзор художественных средств, которые помогут понять неповторимые особенности каждого произведения, художественные приемы, посредством которых художник показывает жизнь и свое отношение к ней. Научить понимать язык художественных средств – это и означает научить оценивать произведения, а, следовательно, развивать художественный вкус. Надо учить «читать» произведение искусства, показывать, как выражается идея художника и как, добиваясь полной гармонии содержания и формы, он создает произведение неповторимое и совершенное, которое может служить образцом прекрасного. Очень важно в беседах научить понимать специфику различных видов изобразительного искусства. В школе изобразительный ряд произведений искусства представляют репродукции, диапозитивы, видеофильмы, качество восприятии которых различно и зависит от расстояния до зрителя. Репродукции картин должны быть хорошо оформлены, эстетически грамотно поданы, правильно размещены. Однако ни одна репродукция не сравниться с впечатлением от подлинника. И здесь учителю лучше всего передать детям свое впечатление от подлинника, от оригинала, как частицу своего живого восприятия, сделав зрителя соучастником своих многократных встреч с картиной. Очень полезно показывать детям увеличенные фрагменты картины. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: эвристическая; сообщающие; вводная или вступительная; закрепляющие или итоговые; индивидуальная или фронтальная беседа. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет». В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас знаний. |