Главная страница

Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


Скачать 382.31 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Дата07.02.2020
Размер382.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8.docx
ТипУчебное пособие
#107488
страница65 из 80
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   80

Технология подготовки и проведения интегрированного урока


Последовательность действий на подготовительном этапе. Подготовительный этап включает в себя следующие элементы:

определение мотивов проведения интегрированного урока и его цели, организация творческой группы, планирование, конструирование содержания урока.

Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен моим детям и мне как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Это может быть несоответствие узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; несоответствие дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию. Все это и есть типичные недостатки учебно- воспитательного процесса на предметном уроке.

Организация творческой группы. Это один из ответственейших моментов работы над уроком, т.к. от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Первым шагом в работе творческой группы является планирование.

Планирование урока. Во время календарно-тематического планирования необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это позволит четко определить их роль и место в системе уроков. Планирование интегрированных уроков начинается с анализа учебных программ с целью выявления близких тем. Однако нет необходимости реализовывать все возможные темы. Отбор тем осуществляется исходя из дидактических целей. Для этого необходимо ответить на вопросы: для чего проводится интегрированный урок? Какие образовательные задачи он поможет решить? Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы). Если поставлена цель сформировать целостные пропедевтические знания (вводно-обзорные) в начале изучения темы или раздела программы, то интегрированный урок проводится как вводный к теме или разделу. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Данный подход соответствует методу познания от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у обучающихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.

Конструирование содержания урока. Прежде всего необходимо сформулировать цель и задачи урока. Цель урока лучше описывать в терминах, обозначающих результаты деятельности учеников. Пример: учащиеся должны прийти к пониманию роли и значения языческих и христианских религий в становлении европейской средневековой культуры. Понимание сущности изучаемых явлений – это результат деятельности ученика. Этот способ формулировки цели имеет направленность на личность ученика, что соответствует современным подходам в педагогике.

Далее определяются задачи урока. Для этого нужно ответить на вопрос: что необходимо последовательно сделать для достижения цели урока? Задачи принято формулировать с позиций деятельности учителя.

Следующая процедура связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? Это позволит выделить структурообразующий компонент содержания урока (интегратор).

Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы для их интеграции. В процессе анализа программного материала выявляются компоненты, определяющие состав интегрируемых на уроке знаний. Основой формирования структуры содержания урока будут ключевые знания доминирующего предмета (интегратора). Логика их изучения определит способы и характер связей интегрируемых компонентов.

На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения.

Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. Производит отбор самого необходимого из всего массива информации. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Определяются формы и методы работы учителей и учащихся в ходе урока, средства обучения, необходимые на каждом этапе урока. Отрабатывается общая схема урока.

Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий.

На этом этапе определяются роли учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи. Необходимо продумать мизансцены: кто где стоит, что делает. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачивали партнеров.

Так, например, можно придерживаться последней фразы монолога, чтобы партнер мог сориентироваться, когда ему начинать. Такой прием позволяет

учителям свободно импровизировать. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимается, чем заученный. Однако мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.

Отсутствие слаженности в работе творческой группы может привести к снижению качества урока.

Необходимо избегать излишней суеты, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.

Практика показывает, что во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки.

Чтобы урок получился «живым», к репетициям нежелательно привлекать учеников.

Если в композиции урока предусмотрены сценки с участием учащихся, то они должны быть отработаны отдельно.
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   80


написать администратору сайта