Главная страница

Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


Скачать 382.31 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Дата07.02.2020
Размер382.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8.docx
ТипУчебное пособие
#107488
страница54 из 80
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   80

Изобразительные виды декора


К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент Сюжетное изображение – это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции, например чувство радости.

Символическое изображение – это условный образ, обозначающий какое- либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пятиконечной звезды, или в виде монограммы – сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория – иносказание.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы

  • листочки, цветы, насекомых, птиц – с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По своему содержанию орнаменты бывают:

    • растительный;

    • геометрический;

    • смешанный (растительный с элементами геометрического).

Все эти орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Подготовка, структура и организация уроков декоративного рисования


Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей школьников.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи,

нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и

родной природе.

Методика организации эстетического восприятия и познания учащимися художественных особенностей произведений народного искусства


Для того чтобы восприятие искусства народных мастеров было эмоциональным, первое прикосновение к нему должно быть самым впечатляющим. Этого можно достигнуть, если на уроке в эмоциональной обстановке будут показаны изделия НДПИ или их цветные изображения.

На уроках декоративного рисования дети должны наблюдать художественные образцы. Желательно обращать внимание детей на различные приемы оформления бытовых вещей, показывать сами предметы, репродукции, фотографии и т.д.

Следует организовать внеклассное наблюдение предметов ДПИ в музее, выставочном зале. Обязательно показать детям подлинные предметы народного промысла, а так же рисунки, фотографии, плакаты, слайды, диафильмы, фильмы.

Чтобы предметы декоративно-прикладного творчества не воспринимались отвлеченно, абстрактно, нужно раскрыть их бытовое назначение. Учитель должен помочь детям понять художественный замысел произведения, уяснить основные принципы декоративно-прикладного искусства, выражающиеся во взаимосвязи формы предмета с его функциональным назначением, в соотношении формы и материала, формы и декора. Причем органичная связь украшения с формой остается обязательным условием для создания подлинно художественной вещи.

Руководствуясь основными принципами в выявлении художественных особенностей изделий декоративно-прикладного искусства, учителю уже в начале урока следует обратить внимание на изобразительно-выразительные средства декоративного творчества: силуэт, ритм, цвет, линию, выделение главного в узоре.

Последовательность знакомства с предметами народных художественных промыслов на уроках ДПИ:

  1. Дать правильное название промысла. Это чаще всего его географическое местоположение.

  2. Назвать материал из которого выполняют изделие.

  3. Сюжеты (игрушек, росписи, вышивки и т. д.)

  4. Ознакомить с последовательностью изготовления предметов с учетом возрастных особенностей детей.

  5. Разобрать особенности украшения и их элементы.

  6. Цветовая гамма промысла и какими красками работали раньше и сейчас.

  7. Ознакомить и научить основным приемам росписи характерных элементов, изучаемого промысла. Выполнение упражнений.

  8. Выполнение эскиза изделия по мотивам изучаемого народного промысла.

В познании детьми специфики изобразительных средств большое значение имеет педагогическое руководство учителя. Одним из традиционных приемов на этом этапе декоративной работы является вопросно-ответная беседа или диалог о произведениях народного искусства. Существует несколько вариантов бесед в декоративной работе:

  1. Первоначальное ознакомление учащихся с видом народного творчества.

  2. Беседа в процессе повторного восприятия вида народного искусства.

  3. Беседа, требующая сравнения разных видов народного творчества.

  4. Беседа об искусстве родного края.

Методические приемы, используемые учителем в ходе беседы: вопросно- ответная форма, устное рисование, объяснительно-иллюстративный, использование литературных и музыкальных произведений. В беседе доступным, понятным детям языком рассказывается об истории возникновения демонстрируемого вида народного творчества, технологии обработки материала, о секретах мастерства, объясняется культурно-исторический смысл и ценность произведений НДПИ.

Важное значение здесь имеет связь изобразительного фольклора с легендами, сказаниями, сопутствующими появлению различных видов народного творчества.
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   80


написать администратору сайта