Главная страница

Учебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


Скачать 382.31 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 54. 02. 06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Дата07.02.2020
Размер382.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8.docx
ТипУчебное пособие
#107488
страница51 из 80
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   80

Рисование с натуры, по представлению, воображению. Методика организации уроков


Рисование с натуры – один из основных видов работы учащихся на уроках изобразительной деятельности. На него отводится наибольшее количество часов. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры относится к методу наглядного обучения, приучает мыслить, целенаправленно вести наблюдения, анализировать предмет.

Процесс познания окружающего мира во многом зависит от развития зрительного анализатора, от способности человека анализировать и синтезировать полученные зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных, неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Следовательно, можно говорить, что рисование с натуры способствует развитию умственных способностей.

Большое значение рисование с натуры (особенно изучение перспективы) имеет для развития пространственного мышления и воображения, чему способствует передача трехмерности объемного предмета на плоскости двухмерного листа бумаги.

Рисование с натуры влияет на развитие памяти. Различают следующие виды памяти: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно- слуховой, зрительно-двигательный, и т.д.). Главенствующую роль при рисовании с натуры занимают зрительный и двигательный виды памяти. При зрительном и тактильном обследовании предмета получаемая информация передается в мозг, формируя представления. На основе четких представлений формируется образ предмета, и, как следствие, развивается образная память. Рисование с натуры оказывает положительное влияние и на другие виды памяти: двигательный, эмоциональный, словесно-логический.

На основе ясных представлений и образной памяти у ребенка развивается способность воображения, что, в свою очередь связано с развитием творческих способностей и проявлением творческой активности.

Учебные и творческие задачи при работе с натуры:

      • Научить анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.

      • Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.

      • Научить различать цвета

      • Обучить приемам работы с разными материалами (графическими,

живописными, пластическими).

      • Освоить технику и последовательность выполнения каждой работы.

      • Освоить композиционные правила (расположение в листе, вертикальный и горизонт формат).

      • Развить навыки работы по памяти и по представлению

(наблюдение, знание).

      • Развить навыки работы в монохроме.

      • Вызвать желание рисовать увиденное, и видеть красоту окружающих предметов

      • Научить организовывать свое рабочее место.

      • Освоить с помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках техники (штриха, мазка, лессировки) и материалы.

      • Развить всесторонне ребенка.

      • Развить эстетически художественный вкус. Познать мир.

      • Научить пользоваться рисунком.

      • Дать основу рисунка. (Технические приемы, привить умения, навыки, аккуратность, настойчивость).

      • Развить творческие способности учащихся.

      • Ознакомить с русским и мировым изобразительным искусством.

      • Рассказать о натюрморте как виде искусства.

      • Научить видеть формы, пропорции, размеры в ширину и высоту.

      • Научить выполнять работы от общего к частному (к деталям).

      • Научить анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

      • научить работать в разных техниках (коллаж, карандаш, графика, живопись, скульптура); цветовых гаммах (холодная, теплая), на сближенных цветах, на контрасте.

      • Развить глазомер.

      • Научить рисованию по памяти.

Рисование с натуры в школе имеет специфические особенности и представляет трудности для детей.

Прежде всего трудностью является зрительное обследование предмета. Ребенку сложно вымерить размеры и пропорции предмета (измерительные инструменты в процессе изобразительной деятельности, как правило, не используются).

Трудностью является соотнесение размеров реального обследуемого предмета и его размеров на листе бумаги (масштаб).

Наибольшие трудности вызывает у детей передача объема.

Объем передается при помощи законов перспективы, светотеневых градаций: большой свет большая тень (собственная), полутени, блики, рефлексы, падающие тени. Особые трудности у детей вызывает передача полутеней, бликов, рефлексов.

Рисование с натуры предполагает вести работу на расстоянии, что вызывает определенные сложности у детей.

Методика обучения рисованию с натуры в школе. Особенность рисования с натуры как вида изобразительной деятельности - изображение конкретного предмета, передача характерных его особенностей с фиксированной точки зрения.

Задачи учителя:

      • Организация первичного восприятия, первичного воссоздания в сознании художественных образов.

      • Анализ формы предмета после того, как дети внимательно рассмотрят предмет. Объяснение учителем конструктивной особенности строения формы предмета, закономерности распределения света на поверхности этой формы, закономерности перспективных изменений.

      • Иллюстрирование объяснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Обучение изображению натуры способом построения дает детям уверенность в работе, благодаря тому, что при этой методике они скорее достигают хороших результатов.

Основные методы урока рисования с натуры.

  1. группа методов: методы практического обучения:

    • раскрытие принципов построения изображения с анализом натуры, предмета, выявлением характерных особенностей изображаемой натуры;

    • педагогический рисунок учителя, от схематического к более детальному изображению, с проведением вертикальных, горизонтальных и осевых линий;

    • графические и живописные упражнения.

  2. группа методов: организация восприятия и анализа - демонстрация, анализ, повторное восприятие.

  3. группа методов: методы организации самостоятельной художественно- творческой работы – обоснование замысла, выполнение творческих заданий, критический разбор работ.
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   80


написать администратору сайта