Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными формами работы с пожилыми людьми и инвалидами Церкви являются: 1. Оказание духовной помощи (

  • 2. Обеды в благотворительных трапезных ( организация бесплатных обедов для пожилых и инвалидов)

  • 13.3.Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим

  • Басов Н.Ф.СР с различными гр.населения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Социальная работа


    Скачать 2.67 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Социальная работа
    АнкорБасов Н.Ф.СР с различными гр.населения.doc
    Дата03.02.2017
    Размер2.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБасов Н.Ф.СР с различными гр.населения.doc
    ТипУчебное пособие
    #2015
    страница34 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

    Координацией социальной работы занимается Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Учитывая важность проводимой работы на заседании Священного Синода 31 мая 2010 года, было предложено председателя Отдела протоирея Аркадия Шатова возвести в сан епископа. Это говорит о том, что Церковь уделяет особое внимание благотворительной и социальной деятельности.

    Примером успешного взаимодействия Русской православной церкви и учреждений социального обслуживания для инвалидов является совместная деятельность Храма Живоначальной Троицы в Чертанове и Психоневрологического интерната № 30. В интернате действует приписной домовый храм во имя святого мученика Трифона. В нем каждую субботу совершается Богослужение и другие церковные обряды. Сюда приходят помолиться и причаститься Святых Христовых Таинств более 60-ти человек проживающих в интернате. Из прихожан храма Живоначальной Троицы создана группа добровольцев, помогающих в организации Богослужения в храме св. мч. Трифона и   в проведении Таинств: Крещения и Причастия непосредственно в палатах, организация прогулок. Силами служителей храма в интернате проводятся занятия по «Основам православной культуры» с группой инвалидов-колясочников с диагнозом умственной отсталости в развитии. Занятия проходят в социальной комнате интерната по специально разработанной программе, учитывающей особенности физического состояния и развития каждого инвалида.   В ходе уроков обучающиеся, познавая историю и традиции Православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде оригами, аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Они учатся взаимодействовать с окружающими и природой в соответствии с нормами христианской нравственности.

    В 2007 году в том же округе столицы, в рамках программы ортопедической помощи и комплексной реабилитации детей с двигательными нарушениями, Благотворительным обществом Космы и Дамиана по немецкой технологии были изготовлены ортезы для 95 детей, больных детским церебральным параличом. Для 247 человек были организованы бесплатные консультации специалистов: неврологов, ортопедов, рентгенологов, педиатров. С целью обеспечения матерей детей -инвалидов надомной работой Обществом была создана школа по обучению технике батика - росписи по ткани.

     Исторической формой оказания помощи инвалидам и престарелым в России всегда были приюты, богадельни, лечебницы. В наши дни при православных приходах и монастырях происходит возрождение этих русских церковных традиций. Целью их создания является медико-социальное обслуживание и духовно - пастырское окормление проживающих там престарелых граждан и инвалидов. Сотни престарелых и инвалидов получают помощь в приютах Вятской, Костромской, Московской, Белгородской, Кемеровской, Курганской, Омской, Самарской, Санкт-Петербургской, Симбирской и других епархий. При государственных домах для престарелых, больницах и интернатах открываются домовые храмы и часовни. В целом на канонической территории Московского Патриархата функционируют более 2000 церковных социальных учреждения, в том числе около 170 детский приютов, 190 богадельни, более 1500 благотворительных столовых.

    Социальная работа РПЦ с инвалидами осуществляется по ряду направлений: сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами, уход за больными, борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, взаимодействие в решении проблем биомедицинской этики, медико-просветительская (профилактическая) деятельность, взаимодействие в сфере помощи инвалидам, взаимодействие в сфере помощи терминальным больным, конференции и семинары как форма взаимодействия медицинской и православной общественности, медицинская помощь верующим, сотрудничество в сфере медицинского образования, объединение православной медицинской общественности, деятельность Церкви по реабилитации лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная, святоотеческая психотерапия), подготовка священнослужителей для больничных храмов, совместное издание материалов медицинской направленности, международные программы сотрудничества.

    Основными формами работы с пожилыми людьми и инвалидами Церкви являются:

    1. Оказание духовной помощи (благотворительные крещения, совершение Таинств на дому, малообеспеченные прихожане могут заказать по телефону обедни, молебны, панихиды и др.)

    2. Обеды в благотворительных трапезных (организация бесплатных обедов для пожилых и инвалидов)

    3. Предоставление материальной помощи (во многих Епархиях России оказывается материальная помощь малообеспеченным на погребение; инвалидам и пенсионерам на лекарство и лечение; инвалидам, освободившимся из мест лишения свободы, безработным на проезд; малообеспеченным на оформление документов; инвалидам экстренная помощь на проживание; инвалидам, одиноким пенсионерам, малообеспеченным выдаются наборы продуктов питания, разовое трудоустройство, гуманитарную помощь особо нуждающимся гражданам, приобретая продукты питания, одежду, праздничные подарки, постельное белье).

    Для реализации Соглашений о сотрудничестве при Министерстве здравоохранения социального развития образованы координационные группы, в которых Русская Православная Церковь представлена синодальными учреждениями, преподавателями Московской Духовной Академии, клириками г. Москвы.

    В целях усиления организационно-методической помощи со стороны органов социальной защиты социальным службам, которыми располагают приходы, во все епархии, находящиеся на территории Российской Федерации, был направлен примерный договор между территориальным органом социальной защиты и Епархиальным управлением.

    Основными формами сотрудничества, например, Министерства социальной защиты населения Московской области и Московской епархии являются:

    1. Реализация совместных проектов и программ по развитию форм социального обслуживания и социальной поддержки населения.

    2. Совместное проведение «Декад милосердия» и благотворительных акций в Московской области (именно здесь впервые в России стали проводить акцию «Согреем детские сердца» в День народного единства и согласия).

    3. Совместная работа в вопросах методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы социального обслуживания и социальной поддержки пожилых граждан, детей, инвалидов.

    4. Устройство молитвенных помещений при социальных учреждениях, приютов при церквах и храмах.

    5. Мероприятия по возрождению духовности и нравственности.

    Важно отметить, что церковная благотворительность, в отличие от государственной системы социального обеспечения, имеет ряд специфических особенностей:

    • это, прежде всего, многофункциональность (оказание не только материальной помощи, но и пастырское попечение о престарелых, инвалидах, сиротах и других категориях граждан);

    • во-вторых, в деятельности церковных структур не наблюдается того распыления материальных средств, которое имеет место в государственной системе социального обеспечения;

    • в-третьих, в церковной благотворительности достигается персональный, целевой, или адресный, характер поддержки, обеспечивается использование средств по прямому назначению, что далеко не всегда удается при государственных формах социальной помощи.

    Таким образом, накоплен немалый опыт работы епархий Русской Православной Церкви по социальной поддержке инвалидов и пожилых людей. Важно отметить также многообразие форм и методов этой деятельности. Социальное служение Церкви остается по-прежнему важнейшим направлением её деятельности в наши дни.
    13.3.Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим

    Веками христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. В настоящее время происходит возрождение социального служения Русской Православной Церкви по отношению к населению.

    Социальная помощь понимается как забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

    На протяжении веков Россия имела традицию духовного попечения о военнослужащих. C крещением Руси в 988 году князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и Православной Церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах.  Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Так, в 1380 году князь Димитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву у святого Игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Позднее утвердился русский воинский призыв: “За веру, Царя и Отечество”.

    До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-покровительница.

    В 1716 г. впервые в уставах русской армии появились отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности, обязанности, но не указывали, кем последние должны быть определены. В апреле 1717 года последовал указ Петра I: «В российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». С 1721 г. эта обязанность возлагалась на Святейший Правительствующий Синод, центральный орган управления церковными делами и имениями. При этом Св. Синод предписывал епархиальным архиереям назначать в полки священников «искусных» и известных им по своему благонравному поведению, которые должны служить примером для солдат и офицеров. Полковой священник своим служением старался облегчить привыкание к армейской службе рекрутов оторванных от семей, от крестьянского труда, призванных служить на 25 лет.   В армии Петра I Православие стало системой нравственного воспитания солдат.

    Представители других конфессий в воинских подразделениях появились лишь в XIX веке, когда император Павел I вывел институт военных священников из-под гражданского подчинения. На службе в Царской армии состояли муллы, ксендзы, раввины и пасторы. Окончательно религиозная структура в армии сложилась в 1890 году, когда было утверждено "Положение об управлении Церквами и духовенством военного и морского ведомств". В Морском уставе 1914 года. В частности Статья 920 гласила: «По воскресным и праздничным дням на тех кораблях, где имеется священник, совершается Божественная Литургия, а на прочих кораблях служится обедница. Сверх того, в торжественные дни по утвержденному расписанию бывает молебствие. На всех кораблях служат накануне этих дней с вечера всенощную. Во время постов совершается установленная служба по мере возможности. Все эти службы справляются по церковному уставу». В соответствии со статьей 385 «О говении» Устава внутренней службы «говеющие освобождаются от очередных нарядов, за исключением нарядов на внутреннюю службу». Но в эти дни иногда церковная службы отменялись, если была сильная качка, велись авральные работы или были какие-либо непредвиденные обстоятельства, когда корабль был на ходу.

       Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Духовная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой священников с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.

    Перед началом Великой Отечественной войны большинство священников, епископов были расстреляны, многие погибли в лагерях, храмы в стране были закрыты, 2/3 священнослужителей, которые оставались в живых, находились в тюрьмах и ссылке.

    К 1939 году в России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. Правда, после возвращения отторгнутых от России в гражданскую войну территорий - Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Эстонии, Латвии и Литвы, - число приходов многократно увеличилось, но Россия все равно оказалась духовно опустошенной.

    В годы Великой Отечественной Войны произошло оживление деятельности Русской Православной Церкви в отношении военнослужащих и членов их семей.

    За последнее десятилетие совместными трудами духовенства и военачальников практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих и членов их семей.

    Общее число священников в вооруженных силах составляет 2 тысячи человек, 900 из них несут пастырскую службу в армии и на флоте на постоянной основе. Сейчас в российских военных городках открыто 420 церквей.

    Основные цели, направления и формы сотрудничества армии и церкви изложены в договорах между военно-силовыми ведомствами и Русской Православной Церковью. В соответствии с этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием Русской православной церкви предложено оказывать содействие командованию воинских частей и церковным епархиям и приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.

    Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями, с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

    Аналогичные соглашения с церковью заключили другие силовые ведомства: Федеральная Пограничная служба (ФПС), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.

    21 апреля 1994 года Синод Русской Православной Церкви постановил считать сотрудничество с армией одним из важнейших направлений служения церкви. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 ноября - 2 декабря 1994 года было принято решение о создании специального синодального учреждения, занятого взаимодействием Церкви с Вооружёнными Силами и правоохранительными структурами. Постановлением Синода Русской Православной Церкви 18 июля 1995 года был образован Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.

    Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью. Рабочие заседания проводятся раз Координационного совета в полугодие.

    В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:

    — координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;

    — оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;

    — забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;

    — участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;

    — представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;

    — информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.

    В рамках взаимодействия с Вооруженными силами Отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где имеются православные храмы. Командиры многих войсковых частей ежегодно обращаются в Отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в указанные войсковые части через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с таким контингентом командование не имеет дисциплинарных проблем. Ежегодно через Главное Организационно-Мобилизационное Управление Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ призывается около 300 призывников, которые впоследствии достойно исполняют свой воинский долг.

    Предоставление, в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе в мирное время» от 28 марта 1998 г. N 53, отсрочек от призыва гражданам Российской Федерации, посвященным в священный сан, принявшим монашеский постриг и несущим послушание в Русской Православной Церкви, также проходит при участии Отдела по ходатайствам епархиальных архиереев.   

    Наиболее эффективно организована работа духовенства в Московской, Екатеринбургской, Тверской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Калужской, Тульской, Архангельской, Мурманской, Екатеринбургской, Ростовской, Екатеринодарской, Ставропольской, Астраханской, Самарской, Оренбургской, Омской, Иркутской, Тобольской, Хабаровской, Владивостокской и Петропавловской епархиях. Здесь регулярно проводятся личные встречи Преосвященных архиереев с военачальниками; проходят конференции и семинары с участием епархиального духовенства, начальников военно-учебных заведений, командиров соединений и воинских частей. Такие семинары на высоком методическом уровне состоялись: в Твери — Высокопреосвященнейший Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, и во Владимире — Высокопреосвященнейший Евлогий,

    В 2003 г. успешно завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил. По ходатайству командования построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими. В настоящее время продолжается строительство новых гарнизонных храмов.

    Дальнейшим шагом в развитии сотрудничества было подписание в 1996 году Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны РФ в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Министра обороны РФ.

    Оно содержит договоренности в области:

    - социальной защиты воинов и их семей: всемерно оказывать социальную, моральную и духовную поддержку военнослужащим, членам их семей, ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил, использовать помощь православного духовенства в психологической реабилитации воинов, получивших ранения и травмы, оказывать содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих, находящихся на излечении в госпиталях и лазаретах, проводить совместные благотворительные акции и ритуальные мероприятия с целью оказания помощи семьям погибших воинов, оказывать попечение оставшимся без родителей несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга;

    - патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих, христианского просвещения: развивать взаимодействие в деле возрождения православных традиций Российской армии и флота, содействовать воспитанию у воинов нравственной мотивации военной службы, способности к самоотдаче, к подвигу на благо России, оказывать помощь командованию воинских частей (кораблей) в формировании морально-психологической устойчивости военнослужащих в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях, содействовать обеспечению верующих военнослужащих духовной литературой, церковными периодическими изданиями, кинофильмами, аудио- и видеоматериалами, использовать возможности средств массовой информации на поднятие общественного престижа военной службы;

    - восстановление культовых сооружений: силами воинов армии и флота, добровольно выразившими желание, в свободное от службы время, оказывать содействие Русской православной церкви в проведении реставрации, ремонта и восстановления храмов и других культовых сооружений, одержать в достойном состоянии захоронения погибших воинов.

    Представители церкви участвуют в мероприятиях, связанных с пропагандой воинской службы, в проведении Дней призывника и др. Церковь вносит религиозный элемент в воинский ритуал принятия присяги и поминовения погибших воинов. К примеру, совершаются панихиды по воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, по морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», возрождена панихида по русским гренадёрам, павшим в русско-турецкой войне (XIX в.) под болгарским городом Плевной и т.д. Например, интересные концертные программы для частей Морской пехоты в Дагестане и Чечне организовал Союз христиан-военнослужащих. Военно-Морской Флот, в свою очередь, помог в организации гастролей, доставке самодеятельных артистов в расположение войск (сил). Кроме того, в Северо-Кавказском военном округе монахини работают сёстрами милосердия в госпиталях, где ухаживают за ранеными и больными.

    Имеется также опыт военно-религиозного сотрудничества в социальной сфере на международном уровне. Например, христианские семьи моряков-подводников Великобритании пригласили к себе на отдых детей российских подводников, погибших на атомной подводной лодке «Курск». Организацию поездки взяло на себя Управление воспитательной работы ВМФ и Союз христиан-военнослужащих.

    В целом, обобщая опыт Русской Православной Церкви по социальной помощи военнослужащих, можно отметить многообразие форм и методов такой деятельности.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта