Главная страница
Навигация по странице:

  • 388 ...............................................................................................................................................180

  • РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................230

  • РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И КУЛЬТУРЫ 1.1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница2 из 71
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
    РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ .......................160
    3.1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Б РОССИИ....................................................................................161 3.1.1. Культурологические идеи западников и славянофилов .........................................................................................161 3.1.2. Культурология в эпоху расцвета русской философской и общественной мысли ................................................164 3.1.3. Русская культурологическая мысль в XX в. ............................................................................................................169
    Литература ...............................................................................................................................................171 3.2. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ........................................................................................171
    Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа: ................................ 172
    388 ...............................................................................................................................................180
    Литература ...............................................................................................................................................180 3.3. РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП......................................................................................................181 5.3.1. Концепция культурных архетипов ...........................................................................................................................181
    Символ и знак ......................................................................................................................................182 3.3.2. Православие и культурный архетип .........................................................................................................................183 3.3.3. Географическая среда и культурный архетип .........................................................................................................185 3.3.4. Социальные связи и культурный архетип................................................................................................................186 3.3.5. Российская государственность и русский культурный архетип ............................................................................189 3.3.6. Ключевые ценности в русском культурном архетипе ............................................................................................191
    Литература ...............................................................................................................................................195 3.4. СОЦИОДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ................................................................................195 3.4.1. Культура периода Древней Руси...............................................................................................................................196 3.4.2. Культура периода золотоордынского ига ................................................................................................................197 3.4.3. Культура периода Московского царства..................................................................................................................198 3.4.4. Культура периода Петербургской империи.............................................................................................................200 3.4.5. Культура советского периода....................................................................................................................................203 3.4.6. Проблемы современной российской культуры .......................................................................................................204
    Литература ...............................................................................................................................................207 3.5. ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.............................................................................................208 3.5.1. Скандинавское «присутствие» в древнерусской культуре .....................................................................................208 3.5.2. Русь верхневолжская: природные условия, община и их роль в формировании соборных архетипов культуры
    ...............................................................................................................................................................................................210
    Литература ...............................................................................................................................................214 3.5.5. Западные влияния в судьбе русской культуры........................................................................................................214
    Литература ...............................................................................................................................................217 3.5.4. Характер восточных влияний на русскую культуру ...............................................................................................217
    Литература ...............................................................................................................................................222 5.5.5. Своеобразие российской культуры советской эпохи..............................................................................................222
    Шестидесятые, ........................................................................................................................................................................................... 226
    В восьмидесятые,....................................................................................................................................................................................... 228
    Литература ...............................................................................................................................................229
    РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................230
    4.1. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР. Закат Европы. Т. 1. М., 1993 (пер, К. А. Свасьяна)........................................231
    Из раздела «Введение» I ........................................................................................................................................................................... 231 2. Средство для познания мертвых форм — математический закон. Средство для понимания живых форм — аналогия. Таким образом различаются полярность и периодичность мира. ................................................................................................................... 231 3. .................................................................................................................................................................................................................. 232 4. .................................................................................................................................................................................................................. 233 4.2. ЙОХАН ХЕЙЗИНГА. Homo ludens ............................................................................................................235
    Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992 Из раздела «Игра и состязание как функция формирования культуры» (пер. Б. Б. Ошиса)..............................................................................................................................................235 4.3. КАРП-ГУСТАВ ЮНГ. Психология бессознательного. М., 1994 Из раздела «Архетипы коллективного бессознательного» (пер. А. Б. Кричевского).....................................................................................................238 4.4. МИШЕЛЬ ФУКО. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы* (пер. и реферирование Б. А.
    Шкуратова) ..........................................................................................................................................................241 5
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    6 4.5. РОБЕРТ БЁРТОН Анатомия меланхолии* (пер. и реферирование В. А. Шкуратова) ..........................250
    А. Происхождение, природа, определение меланхолии ....................................................................................................................... 250
    Б. Медицинская демонология Р. Бёртона ............................................................................................................................................... 252
    Б. Царство тела и души: картина человека на пороге нового времени............................................................................................... 253
    В. Царство тела и души: картина человека на пороге нового времени............................................................................................... 254
    Г. Характерология в «Анатомии меланхолии» ...................................................................................................................................... 255
    Д. Меланхолия и вера ............................................................................................................................................................................... 256 4.6. УМБЕРТО ЭКО. От интернета к Гутгенбергу * (пер. и реферировование М. С. Атчиковой)..............257 4.7. ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР. Постсовременное состояние* (пер. и реферирование H. H. Ефремова).260 4.8. РОМАНО ГВАРДИНИ. Конец нового времени Из раздела «Возникновение картины мира нового времени» (пер. Т. Ю. Бородай, под ред. Ю. Н. Попова) ..................................................................................265
    II................................................................................................................................................................................................................... 266
    III ................................................................................................................................................................................................................. 268 4.9. ЭНРИКО БЕРТИ. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова* (пер. Ф. X.
    Кессиди) ...............................................................................................................................................................272 1. Свобода слова и философия в (условиях) афинской демократии ................................................................................................... 272 2. Рождение диалектики: Зенон Элейскнй, Протагор и Сократ........................................................................................................... 274 4.10. ФЕОХАРИЙ КЕССИДИ К проблеме «греческого чуда» .......................................................................277
    СОДЕРЖАНИЕ .......................................................................................................................................282
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Первое издание данного учебного пособия, рекомендованного студентам высших учебных заве- дений, вышло в 1995 году. Тогда это было одним из первых опытов создания полновесного учебника по культурологии, включающего в себя теорию и историю культуры и адресованного студентам как социально-гуманитарных, так и естественнонаучных специальностей. Его особенностью было также включение в него обширного приложения, содержащего хрестоматию
    — тексты из наиболее значительных произведений мировой культурологической мысли. Как показали последовавшие читательские отзывы, рецензии в специальных журналах и ссылки в специальной литературе, опыт оказался удачным.
    Настоящее, второе, издание представляет собой результат значительной доработки целого ряда глав и параграфов, а порой и существенной их переработки. Это касается как теоретического содержания пособия, так и хрестоматии. Здесь авторы пособия ориентировались на новейшую литературу по теме, которая была заново переведена и отреферирована.
    Коллектив авторов почти не изменился, работа подготовлена коллективом ростовских авторов под научной редакцией проф. Г. В. Драча и представляет собой последовательное изложение учебного курса по культурологии для студентов высших учебных заведений, соответствующее требованиям
    Государственного образовательного стандарта РФ.
    Особенностью данного издания является широкий охват освещаемых вопросов, их теоретическое обоснование и последовательность проводимой во всех разделах пособия авторской позиции. Уже в Разделе 1, посвященном проблемам теории культуры, культурологических школ и концепций, разворачивается широкая панорама культурологических подходов и методов, высвечивается целая плеяда культурологических имен. В данном учебном пособии читатель получит возможность ознакомиться с самыми различными направлениями теоретического осмысления культуры, включающего и историю культуры. Европейские культурологические концепции, освещаемые в пособии, выступают, по мнению авторов, не только ядром культурологии как научной дисциплины, но и формой самосознания европейской культуры. Такая позиция позволяет авторам построить также широкую панораму мирового культурно-исторического процесса, включая историю отечественной культуры (Разделы 2 и 3). В каждом случае рассмотрение теории культуры, западной или же российской, предшествует обращению к истории культуры, здание которой выстраивается авторами на фундаменте ее теоретического самосознания (анализируемых культурологических концепций). Раздел 4 содержит уже ставшие классикой тексты Освальда
    Шпенглера и Йохана Хейзинги или же менее известные — Роберта Бёртона и Энрико Берти, по сравнению с предыдущим изданием читатель увидит и новые реферированные переводы.
    В учебном пособии учтены современные теоретические подходы к осмыслению культуры, авторы в большей степени склоняются к рассмотрению культуры как формы трансляции социального опыта и углубляют это понимание при рассмотрении исторических типов культу- ры, доходящего до поиска их культурных архетипов.
    Необходимо также отметить, что оправдали себя и сохранились прежние ориентации пособия
    6
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    7
    на удовлетворение образовательных потребностей личности и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодого человека, овладения им достижениями мировой и отечественной культуры, выбора духовных ценностей и развития собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире.
    В этом контексте совершенно не утратили значения наши прежние представления о цели и задачах культурологического образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого сооб- щества, оно должно способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В итоге изучения курса культурологии студенты должны получить представления о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способными участвовать в диалоге культур.
    В целом, изучение культурологических дисциплин призвано показать культурно- исторические предпосылки современной цивилизации, помочь целенаправленному самостоятельному формированию гуманистических культурных ориентаций, способностей личности, успешной адаптации молодого человека в сложной социальной среде.
    Доктор философских наук, профессор Г. В. Драч
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
    Драч Г. В. (Предисловие, 1.1, 1.2, 1.6, 2.2),
    Борцов Ю. С. (2.6.2),
    Давидович В. Е. (1.5),
    Ерыгин А. Н. (1.7, 3.1),
    Ефремов Н. H. (1.4),
    Кондрашов В. А. (2.4.3),
    Королев В. К. (1.1, 2.3),
    Корсикова Л. И. (2.4.2),
    Лубский А. В, (1.6, 3.2, 3.3),
    Матяш Т. П. (2.7),
    Менджерицкий Г. А. (1.3),
    Новиков А. Ю. (1.4),
    Павкин Л. М. (3.4),
    Паниотова Т. С. (2.5),
    Стопченко Н. И. (3.5.1, 3.5.5),
    Хмелевская Г. Б. (3.5.2, 3.5.3, 3.5.4),
    Чекалов Д. А. (2.6.3),
    Чичина Ё. А. (2.4.1),
    Шкуратов В. А. (2.1),
    Штомпель О. М. (2.6.1),
    Яковлев В. П. (1.2.3).
    7
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    8
    РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И КУЛЬТУРЫ
    1.1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ
    Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия куль- туры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего —
    археологии, этнографии,
    психологии, истории, социологии.
    Однако только в XX веке появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой — культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за этим номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами — одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология представляет собой вид знания, уже переросшего «родительскую» опеку фило- софии, хотя и взаимосвязанного с ней.
    Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью,
    «газообразностью» понятия культуры как «онтологического» феномена.
    В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


    написать администратору сайта