Главная страница

Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


Скачать 6.31 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
Дата03.02.2017
Размер6.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
ТипУчебное пособие
#1968
КатегорияИскусство. Культура
страница14 из 71
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   71
культура как форма трансляции социального опыта; культура как способ социализации личности.
Естественно, что такой подход принимает во внимание результаты, достигнутые культурной антропологией
(ее современные течения охарактеризованы в 3-й главе), акцентирующей внимание на описании динамики развития культуры, на выявлении социальных механизмов трансляции знания и социализации личности. Но культурантропология, проводя сравнительный анализ этнокультур, сосредоточивается в большей степени на духовных потенциях общества, в то время как куль-
90
туролога не в меньшей степени интересует и мир культурно-предметной конкретики.
1.6.1. Культура как тип социальной памяти
В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.
В аналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее предметном содержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае она интерпретируется как
система «ценностей, норм и
институтов». Во втором

как процесс «развития сущностных сил человека, способностей, в ходе его
сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных
ценностей».
В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура — это «сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека». Это — «исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека».
Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры:
предметно-
ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, информационно-знаковая,
а также
концепция
культуры как подсистемы всего общества.
В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.
45
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
46
Деятельностная концепция принимает во внимание прежде всего «человеческий фактор» как духовную интенцию развития культуры, как способ жизнедеятельности.
Личностно-атрибутивная — представляет ее в качестве характеристики самого человека.
Информационно-знаковая — изучает как некую совокупность знаков и знаковых систем.
В рамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается в качестве такой его сферы, которая
91
выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество в этом случае представляется как социетальная система, изменения в одной из сфер которой приводят к соответствующим трансформациям в других подсистемах.
Культура рассматривается также как надындивидуальная реальность, усвояемая человеком в процессе его социализации или, наоборот, номиналистски, т.е. как реальность личностного характера.
В последнее время в культурологии наиболее активно конкурируют между собой две научно- исследовательские программы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к пониманию культуры как «технологии воспроизводства и производства человеческого общества», «духовного кода жизнедеятельности людей», «основы творческой индивидуальной активности», «адаптации и самодетерминации личности». Другая парадигма ориентирована на ценностный подход, рассматривающий культуру как «сложную иерархию идеалов и смыслов».
Несмотря на различные интерпретации, общим для деятельностного и ценностного подходов является то, что в их рамках культура или постигается через изучение области символического, или сводится к ней, поскольку символ является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое наиболее доступно для непосредственного изучения.
В связи с этим интерес представляют размышления о культуре и задачах ее изучения тех специалистов, которые работают на высоком профессиональном уровне не только в области философско-нормативистских, но и конкретно-исторических изысканий.
Так, Ю. М. Лотман, реализуя семиотический подход, подчеркивает, что
«культура, прежде всего,

понятие коллективное.
Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное.
Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются...
Всякая
структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык.
Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными
92
членам данного коллектива правилами. «Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла».
Таким образом, культура, как считает Ю. М. Лотман, имеет,
во-первых,
коммуникационную и,
во-вторых,
символическую природу. В связи с этим в ней он выделяет два среза — синхронный и диахронный, в соответствии с теми организационно-коммуникативными структурами, которые объединяют людей, живших в одно и в разное время. «Культура всегда, — пишет Ю. М. Лотман, — подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как
«негенетическую» память коллектива.
Культура есть память
. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества.
Поэтому же
культура всегда, с одной стороны,

определенное количество текстов, а с другой

унаследованных символов.
Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры... Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего»
1
1.6.2. Культура как форма трансляции социального опыта
Итак, культура доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унаследованное, освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и фор-
46
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
47
93
мирует будущее. Далее следует ввести понятие «социальная система», поскольку речь у нас пойдет о действиях множества лиц, отношения которых к ситуации, включая и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и традиций, которые связывают про- шлое с настоящим и выступают элементами культуры.
«Понимаемая таким образом социальная система
является всего лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия.
Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную
систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы»
2
Социологическая позиция, представленная в приведенном отрывке Т. Парсонсом, сосредоточивает внимание на основных компонентах «действия вообще» и в этом смысле на «потребностях-установках индивидуального действующего лица». Но хотя вырисовывающиеся при этом системы (социальная система; культура; личность) не могут быть сведены друг к другу, они связаны воедино общей системой координат действия. И проблема в конечном счете сводится к следующему: «каким образом вполне устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобы обеспечивалось полное «соответствие» между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы?»
3
. Важно следующее, содержащееся в данной позиции, теоретическое обстоятельство: культура, с одной стороны, является продуктом, с другой, — детерминантой систем человеческого социального взаимодействия. Если принять его во внимание, то тогда может возникнуть вопрос, направляющий нас в русло темы, вынесенной в заголовок данного подраздела: как культура обеспечивает сохранение социальной системы (вопрос о механизмах ее разрушения мы пока не рассматриваем).
В социальном измерении культура

это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на
себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей
взаимодействия человека с природной средой и т. д.
В этом смысле
«культура»
— это обработанная, очеловеченная, «окультивированная» природа.
94
Окружающие нас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческие усилия, мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения. И само их создание соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и идеалам, т. е. определенной культурной традиции.
Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом (своеобразие, самобытность общества, наличие определенных социальных слоев, групп, институтов — жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленные цеха и гильдии в средневековых городах Европы), так и о входящих в систему социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах, которые обозначаются как «заученное поведение», «комплекс
образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь», и т.д. Именно ими и определяется институализация индивидуального поведения (в одном случае — жреческая каста как основа социальной организации, в другом — рационально организованная система бюрократического управления и т.д.).
Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе-этносе), на социологические измерения общества. Однако в отличие от его социально-философского рассмотрения культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выявляя национальный характер народа, менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи. По сути, речь идет о выявлении институциональных связей, институтов, которые переводят субъективную деятельность индивидов в объективный план. Здесь можно говорить не только о том, «что» производят, и не только о том,
«кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное — о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.
Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а поскольку человек — это социальное существо, и его жизнь невозможна вне общества, то
культура есть
95
самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида.
Весь мир человеческой культуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без всякой зависимости извне), основания которой — алгоритм, способы, характеристики трудовой, художественной и интеллектуальной деятельности человека.
Весь вопрос — чем задается этот алгоритм, способ, характерные особенности (культурные особенности) жизнедеятельности народа.
47
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
48
Видимо,
культура в этом плане

это уровень отношений, сложившихся в коллективе, те нормы и
образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и
различных его социальных слоев.
Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного (в первую очередь, предметы производства) мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и колорите.
Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не сводимую к социальной
(общественной). Социальная организация (технологический и экономический уровень развития) может быть одинаковой у различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи, традиции.
Национальный мир — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности. Природа — это, таким образом, не только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при-родах, от рода.
Культура
связывает (а не только разъединяет) человека с природой, объединяет в единый космос природный
ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.
Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Этот культурный фундамент, в котором вызревают архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики),
98
первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат. Это исходное состояние коллективной (и соответственно индивидуальной) психики реализуется и преобразуется в способы освоения действи- тельности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом, национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Другое дело, что такое освоение происходит в процессе деятельного
(а не пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в семье, в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять национальный колорит или же приобретать массовидный характер, поэтому мы и предложили различать сферу субъекта культуры и деятельностную сферу, через которую происходит перенесение родовой культуры на индивидуальные результаты материального и духовного труда.
Естественно, что и в сохранении, и в трансляции присущих культуре образцов поведения, ценностей, регулирующих прежде всего отношения между людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры, которая являет- ся одним из механизмов иератизации (освящения) культурных ценностей.
Традиция как способ сохранения
культуры показывает, что культура

это не только и не столько результат человеческой
деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой жизни в целом.
В этом смысле можно говорить об «
окультуренности
» человека в исторических формах его существования благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных традиций: в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве, поэтическом народном творчестве и т. д.
Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знания от единого и достоверного источника, которым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и индиец Прадхан описывают традиционную культуру Непала, где в отличие от европейской
97
системы образования и наряду с ней непальские школьники, называя в качестве исходного источника знания мудрых старых людей, далее полагают, что те, в свою очередь, получили их от богов. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий (знаковый) способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение.
Разного типа культуры

разные системы трансляции знания.
1.6.3. Культура как способ социализации личности
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура — это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем
48
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
49
самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Но если культура — это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом:
содержанием культурного процесса
выступает
,
по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Рассматривая эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество — это система
отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всего необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспи- тания и т. д. Но тогда можно и сказать, что культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации. Все это так. Но, акцентируя внимание на интегративной по отношению к человеку и обществу роли куль, туры, в то же время необходимо увидеть, что акцент в сторону человека приводит к развитию антропологии (культурологии),
98
т.е. к изучению конкретных культурных норм и образцов, представляемых в характерной для данного общества символике, а акцент в сторону общества — к социологии (социальной теории).
Другое дело, что культурная антропология сужает понятие культуры, и задача состоит не в том, чтобы отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит, по нашему мне- нию, в том, что социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей — слава, почести, богатство и т.д.
Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида.
И личные свойства человека , и достигнутое им материальное положение

это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т. е.
его культуру.
Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения, построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Примером такого динамического типа может служить культура Древней Греции. Ее своеобразие можно связать с этническими особенностями, национальным характером греков (Ф. X. Кессиди). Интерес представляет концепция М. К. Петрова, объясняющего разрушение традиционной парадигмы социокультурной си- туацией, возникшей в условиях Эгейского моря и островной цивилизации.
М. К. Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии и личностную систему вхождения индивида в социальное целое: «Основываясь на ключевых структурах распределения деятельности по индивидам и интеграции различений в целостность, можно различить три типа:
99
• лично-именной (охотничье, «первобытное» общество);
• профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, «развивающееся» общество);
• универсально-понятийный (общество европейской культурной традиции)»
4
.
Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции, вступление в имя (т.е. получение вместе с именем всего комплекса социальных нагрузок) перестает быть (как впоследствии и обретение наследуемого профессионального знания) единственной формой социализации личности. Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор.
Культура в этом случае позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. Ведь никакие социальные требования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь человек — это не робот!) регулировать поведение человека. Поступки, выбор человека и говорят о
его внутренней, да и внешней культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и
действиях. Мотивируя собственные поступки или же опираясь на избранную им культурную традицию осознанно или нет, человек ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). При- родные (биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение (еда, питье, жилище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные потребности формируются у человека, поскольку он с детства вращается в человеческом обществе, находящемся на определенной стадии своего развития и формирующем у него определенные потребности в общении, досуге и т.д. Надо заметить, что
различные способы удовлетворения природных потребностей человека характеризуют тип
культуры.
Без труда мы установим культурный уровень развития общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу приготовления и употребления пищи. Еще в большей степени о
49
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
50
культуре народа (а в индивидуальном случае и отдельного человека) говорит жилье. Юрта скотовода и чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища, но это и разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней степи в одном случае, заснеженной тундры — в другом и могучих русских лесов — в третьем.
100
Важно отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это происходит в обществе, ведет к появлению культуры, поскольку человек делает это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь социальными табу (запретами) и социальным контролем, воспроизводя нормы, образцы поведения, как и способы их передачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.
Конечно, нетрадиционного типа культуры отличает высокий уровень технического развития, что обычно и связывают с понятием «цивилизация».
Этот термин часто употребляется для обозначения ступени,
уровня развития культуры.
Таково, собственно говоря, его исходное значение: римляне термином
«цивилизация» («цивилис») осознавали гражданский (от него и происходит данное понятие) городской уровень жизни, подчеркивающий их превосходство в бытовом и политическом отношении и отличающий их от примитивных, по их мнению, окружающих племен (варваров). Впрочем, понятие «цивилизация» требует специального внимания.
1.6.4. О понятии «цивилизация»
Когда мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет чрезвычайно боль- шую семантическую и этимологическую нагрузку. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Слово «цивилизация» появилось во французском языке в середине XVIII в.;
лавры его создания отдают
Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители называли цивилизацией общество, основанное на разуме и справедливости.
В начале XIX в. начался переход от монистической интерпретации истории человечества к
плюралистической. Это было обусловлено двумя факторами.
Во-первых, последствиями Великой французской революции, установившей новый порядок на развалинах старого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских воззрений на прогресс общества.
101
Во-вторых, тем обширным этноисторическим материалом, полученным в «эпоху путешествий», который обнаружил огромное разнообразие нравов и человеческих установлений вне Европы и то, что цивилизации, оказывается, могут умирать.
В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизации, основу которой составляло представление отом, что у каждого народа — своя цивилизация (Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы и крови, экзальтацией народного духа понятию цивилизации был придан локально исторический смысл.
В начале XIX в. Ф .Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы
«этно-исторической концепции цивилизации»,
предполагавшей, что,
с одной стороны, сущест-
вуют локальные цивилизации, а с другой,

есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в
целом.
В марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиеся во второй половине XVIII — начале XIX в. три подхода к пониманию слова «цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:

унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества, представля-
ющего собой единое целое);

стадиальный подход (цивилизации, являющиеся этапом прогрессивного развития человечества как
единого целого);

локально-исторический подход (цивилизации как качественно различные уникальные этнические
или исторические общественные образования).
Цивилизация, считал Гизо, состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку и всеобщего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его личную природу. Взаимное воздействие этих двух явлений, социальных и интеллектуальных, является основой развития цивилизации.
А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляют
102
религия и четко выраженные параметры технологического развития.
М. Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника у него определяет остальные
50
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
51
компоненты.
Ф. Конечны была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивилизации, поскольку теория есть единое учение о цивилизации вообще. Историй же столько, сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.
Главная проблема науки о цивилизации — происхождение и природа ее многообразия. Содержание всеобщей истории — изучение борьбы цивилизаций, их развития, а также история возникновения культур.
Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация,
во-первых, — это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактеризовано с разных сторон: «особая форма организации коллективности людей», «метод устройства коллективной жизни», т. е. цивилизация — это социальная целостность;
во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями — блага
(морали) и истины; а внешняя, или телесная, — категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять категорий, или факторов, устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограниченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное количество цивилизаций.
В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации.
Так, представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л. И. Мечников).
Л. Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.
103
Однако в целом у нас преобладает культурологический подход к определению понятия «цивилизация». В большинстве словарей это слово интерпретируется как синоним понятия -«культура». В широком смысле под ним подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком — только материальную культуру.
Поэтому большинство ученых склонны определять цивилизацию
«как социокультурную общность,
обладающую качественной спецификой», как «целостное конкретно-историческое образование,
отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями само-
бытной культуры».
Культурологический путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным характеристикам. Тем самым цивилизационный подход отождествляется с культурологическим. В связи с этим надо отметить, что еще в
XIX — начале XX в., особенно в странах германского языка, культуру противопоставляли понятию
«цивилизация».
Так, уже у Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры. Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элементов, противопоставляет ее культуре, как царству органически-жизненного. Поэтому он утверждает, что
цивилизация

это заключительный этап
развития какой-либо культуры, или какого-либо периода общественного развития, для которых
характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.
Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).
Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.
Таким образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы представляют собой различные способы научной интерпретации истории. Цивилизационный
104
подход
ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной
интеграции.
Культурологический
на изучение культуры как доминанты социальной жизни.
В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.
Кроме того, цивилизации различаются также алгоритмами развития (социальными генотипами) и культурными архетипами.
Литература
1. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 4—9.
2. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М., 1994. С. 450.
3. Там же. С. 459.
4. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. С. 27.
51
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
52
1.7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Согласно Библии, человек сотворен Богом по его образу и подобию, но впал в грех. В этом состоянии он пережил всемирный потоп, снова размножился на Земле, пытался построить вавилонскую башню
(следствием чего стало многоязычие, т.е. появление различных народов). Вместе с Авраамом появился в человеческой среде «избранный народ», который Моисей привел к «земле обетованной». Судьбы этого народа тесно сплелись с судьбами четырех всемирных монархий. «Избранный народ» дождался, наконец, прихода Мессии (Христа-Спасителя) и остался в ожидании его Второго пришествия. Библейская схема многократно использовалась в литературе. В 18-й книге работы «О государстве Божьем» Августин приводит три периодизации:

по монархиям (он выделяет Ассиро-Вавилонскую и Римскую);

разделение истории на два периода — до и после Рождества Христова;

по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость, пожилой возраст, старость и,
наконец, обновление и блаженство избранных в «государстве Божьем»).

В «Рассуждении о всемирной истории» Боссюэ также представлены три периодизации:

по эпохам (Адам — Ной — Авраам — Моисей — взятие Трои — Соломон — Ромул — освобожде-
ние евреев из вавилонского плена — разрушение Карфагена — рождение Иисуса Христа — эпоха
Константина — эпоха Карла Великого);

деление истории на древнюю (до Карла Великого) и новую;
106

по возрастам (Адам — Ной — Авраам — Моисей — Соломон — возвращение из вавилонского
плена — Иисус Христос — последующие века).
Современная наука датирует начало процесса антропогенеза (а с ним вместе — социогенеза и зарождения человеческой культуры) временем в 2,5—1,7 млн лет назад, а его завершение — отрезком времени между 50 и 30 тыс. лет назад (чаще всего приводится дата — 40 тыс. лет назад). Правда, ясного понимания причин этого события (или процесса) она не имеет до сих пор. Эпоха сформировавшегося человека (человека разумного или, можно сказать, человека — носителя культуры) явственно включает в себя два основных периода: архаический (первобытный) и цивилизационный. Между ними — переходный этап так называемой
«неолитической» или «аграрной» революции, знаменующей смену присваивающей экономики охотников и собирателей производящей сельскохозяйственной экономикой, смену родовых, общинных и племенных структур социальными с семьей, частной собственностью и государством.
Время цивилизационно-исторического существования охватывает относительно небольшой временной отрезок (примерно 5-6 тысячелетий) и расчленяется по-разному. Важнейшие (из принятых сегодня в науке подходов) таковы:

бронзовый век — железный век (по археологической периодизации);

период великих цивилизаций древности — период «осевых» цивилизаций (по критерию К. Яс-
перса);

языческий — христианский периоды (по периодизациям, тяготеющим к библейской точке зре-
ния, например, у Гегеля или С. М. Соловьева);

традиционное общество — современное общество (в различных социологических теориях «модер-
низации»);

докапиталистические общества — капитализм (в формационной теории К. Маркса);

• рабовладельческий строй — феодализм — капитализм (в истмате);

Восток — Запад (по типологическому критерию целого ряда философско-исторических и
сциентистских теорий; в рамках некоторых из них эта оппозиция принимает форму триады;
например, у Гегеля: Восток — античный мир — христианско-
107

германский мир; у Чаадаева, Вл. Соловьева, Н. Бердяева: Восток — ЗападРоссия);

Ближний Восток — Китай — Индия — Западная Европа (по типологическому критерию
ряда современных концепций, восходящих к М. Веберу);

нормальные цивилизации — цивилизация-отклонение (Р. Генон, М. К. Петров).
Мы рассмотрим проблему исторической типологии культуры (учитывая сказанное) в философском аспекте
— с точки зрения критерия, предполагающего уяснение, в первую очередь, вопроса о месте и роли в культуре самой философии, что открывает некоторые новые перспективы, существенно связанные с происходящими в нашем обществе процессами его ре-формирования.
1.7.1. Философия и проблема типологии культуры
Появление философии датируется серединой I тыс. до н.э., т.е. хронологически совпадает с эпохой «же- лезной революции» археологов, «осевой» революции К. Ясперса и появлением европейской (западной)
52
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
53
культурно-исторической традиции в типологических схемах. «Пространственные» параметры генезиса философии более сложны. Если исключить из рассмотрения различные формы так называемой
«предфилософии», то остаются два вопроса:

о возникновении философии в трех культурных регионах (из пяти «осевых» цивилизаций
Ясперса), а именно: в Китае, Индии, Греции;

о возникновении философии лишь в западном (греческом) культурном бассейне.
Последнюю точку зрения обычно оценивают как «евроцентристскую». Особняком стоит взгляд о религиозных корнях и религиозном происхождении философии (который — в данном отношении — смыкается с идеей «вечности» философских исканий и философского мировоззрения). Не отвергая этого подхода (даже в такой его крайней форме, как у Генона), присмотримся внимательнее к двум обозначенным выше проблемам, наиболее рельефно представленным в концепциях Гегеля, Б. Н. Чичерина, Р. Дж.
Коллингвуда, К. Ясперса и М. К. Петрова.
108
Что объединяет обе позиции? Представление об автономии философии в качестве культурного феномена, о возможности — при определенных условиях — ее самостоятельного и относительно независимого существования, существования за пределами необходимости. При этом, оказывается, такое самодостаточное существование как раз и обнаруживает уникальность философии (и философствования) в мире культуры.
Спросим:
может ли обходиться человек или человеческое общество без философии?
Ответ лежит на поверхности, разумеется, может. Больше того, именно таким образом (без особой нужды в философствованиях и философии) они чаще всего и существуют. Такова обычная, нормальная жизнь большинства людей и большинства человеческих обществ. Все первобытные культуры, а также «доосевые» общества-цивилизации древности вполне обходились без философии (а это охватывает хронологически почти весь 40-тысячелетний отрезок существования «человека разумного», исключая лишь последние 2,5
тысячелетия). Но, спросим себя, сильно ли изменилась ситуация в данном отношении теперь, на последнем отрезке исторической дистанции, даже здесь, в обществах и культурах, где родилась и в той или иной мере привилась тяга к философствованию? Не является ли она даже в этих «теперь» и «здесь» не столько правилом (необходимостью), сколько исключением из него (т. е. какой-то странной, свободной от необходимости)?
Думается, что и на эти вопросы — без особого риска ошибиться — можно ответить просто: нет, ситуация
почти не изменилась; да, философия — это странность, это исключение из правила, что-то выходящее
за пределы нормы.
Для обоснования этих простых ответов на обыденном уровне достаточно сказать, что даже в обществах, системы образования в которых культивируют изучение «философии» (как учебной дисциплины), она вводится в общекультурный обиход весьма дозированно и чисто внешне, да и рассчитана лишь на узкий слой выпускников высшей школы. Психологически же ни сами эти дипломированные специалисты, ни тем более остальная часть общества саму эту затею (обучить людей философии в школе и при этом — в качестве факультатива — добавки к основным предметам) всерьез не принимают. И если в средневековых университетах философская подготовка еще могла как-то мотивироваться в качестве необходимой (в силу убеждения: «философия есть служанка богословия»), то, начиная с нового времени, с века науки и научно- технического прогресса, ее в лучшем случае можно было только терпеть как неизбежную дань традиции, а всерьез (вслед за Галилеем) считать: «Физика, бойся метафизики!».
109
На теоретическом уровне — уровне постижения сущности и основных закономерностей существования человеческих обществ — нарисованная картинка становится понятной и еще более убедительной. Согласно
материалистической концепции Маркса, человек, чтобы жить, должен есть, пить и делать все остальное, что для этого необходимо. Применительно к обществу это выглядит следующим образом:
«способ
производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы
жизни вообще».
Он, как экономическая сфера общественной жизни, мыслится в этой схеме как базис, фундамент, а социальная, политическая и духовная сферы — как необходимые, но вторичные, производные структуры социального целого. Причем в рамках последней без особого разбора поставлены в ряд
«юридические, политические, религиозные, художественные или философские», короче --
«идеологические» формы общественного сознания. Понятно, что в этой материалистической схеме вопрос об уникальности и самодостаточности философии как культурного образования не только не стоит, но даже и не может быть поставлен.
Не случайно, что марксистским историкам философии не удалось решить
проблему генезиса и специфики философии.
Больше того, связав себя формационным инструментарием и указав на переход от родового строя к рабовладельческому как на причину появления философии в Древней
Греции, они оказались в тупике: с одной стороны, во всех других случаях (в древних цивилизациях Востока) данный переход не сопровождался возникновением философии, а с другой стороны, потребовало объяснения существование философии в феодальных и капиталистических обществах Западной Европы,
Согласно идеалистической концепции Гегеля, сущность человека и человеческого общества — в их
«духовности», лежащей (как свобода) за пределами природной необходимости. Сам «дух» выступает при этом в троякой форме: субъективной (личность), объективной (общество и государство) и абсолютной
53
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
54
(культура).
Философия занимает в последней сфере высшее место

вслед за искусством и религией.
Но реальная историческая характеристика обществ-цивилизаций показала, что духовным фундаментом на
Востоке является, по Гегелю, именно религия, а не философия (она обнаруживает свое верховенство лишь в античной и христианско-германской Европе, а следовательно, — можно утверждать — теряет свою универсальность).
С другой стороны, философия, по Гегелю, приходит в мир слишком поздно, когда он совсем «постарел», подошел к своему
110
завершению («сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек»). Маркс иронизировал по этому поводу:
«Философ

сам абстрактный образ отчужденного человека

делает себя масштабом
отчужденного мира».
Вместе с тем именно гегелевская постановка вопроса о специфике и назначении философии впервые приоткрывает перед теоретическим мышлением возможность его решения. И это потому, что Гегель, во- первых, возвращает мысль к наивной в своей простоте истине Аристотеля: «когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение» (т.е. философию), а во-вторых, сама мысль о философствовании как свободе от необходимости поставлена у него в цивилизационно-исторический контекст, наглядно свидетельствующий об уникальности философствования в духовной культуре. В критицизме Ницше по отношению к философии эта сторона дела уже явственно воспринимается как свидетельство «искусственности» (отклонения от нормы), перерастая (особенно в XX в.) в критицизм по отношению к европейскому способу мышления и европейской культурно-исторической традиции вообще. И если у Гуссерля данное мироощущение выразилось в традиционных академических формах (хотя одновременно привело к построению
«неклассического» фундамента феноменологии, ставшей самым мощным идейно-философским движением
XX в.), то в цивилизационно-исторических концепциях Генона, Ясперса и Петрова оно уже прямо стало осознанной фиксацией парадокса:
философия, являясь универсальным способом мышления (и жизни), не
обладает универсальностью в самих мышлении и жизни реальных людей и реальных обществ и культур.
По Генону, истины метафизики скрыты и недоступны для большинства (удовлетворяющегося лишь суррогатом массовых мировоззренческих форм). С другой стороны, европейская философия (попытка внедрения метафизики в массовое сознание) — это лишь отпадение, отклонение от истинного познания.
В противоположность этому Петров считает именно европейскую философию (впервые возникшую у греков) единственной формой универсалистского мировоззрения в общечеловеческой культуре.
Концепция Ясперса строится на предпосылке: наука (уникальное европейское изобретение) возможна лишь в культуре, обладающей философией (таковы лишь китайская, индийская и древнегреческая культуры), но и второе звено имеет свое более глубокое основание, представленное спектром пяти «осевых»
111
культур (китайской, индийской, древнегреческой, персидской и иудейской). Истинным универсализмом при этом обладают лишь они, в мировоззренческих формах которых впервые произошло «открытие человека».
Так или иначе, но очевидно, что уникальность философии и философствования как культурных феноменов
(по их представленности в обычных режимах существования людей и обществ), универсализм и гуманистичность их содержания, самостоятельность и самодостаточность (со стороны их статуса среди всего существующего в мире) — это такие черты, которые не могут не быть соотнесенными с определенными реалиями индивидуальной и общественной жизни. Нас, правда, будет интересовать в этой связи лишь цивилизационно-исторический контекст рождения и существования философии и ее обратное воздействие на исторические миры культуры.
И здесь мы уже прямо переходим к предварительной, базирующейся на осмыслении статуса философии в культуре характеристике ее основных исторических типов. Поскольку схема
«Архаика - Цивилизация»
не вызывает сомнений, остановимся на другой философско-исторической и культурологической формуле;
«Восток — Запад — Россия». В ней скрываются две самостоятельные темы:
традиционная для европейского (и русского) теоретического самосознания XIX—XX вв. социокультурная
парадигма «Восток — Запад»;
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   71


написать администратору сайта