Главная страница
Навигация по странице:

  • Во-первых

  • Культура начинается там

  • 2.1.2. Классификация и краткая характеристика культур верхнего палеолита П

  • Археологическая культура обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся 130 на определенной территории.

  • I. Перигорд (35—20 тыс. лет).

  • II. Ориньяк (30—19 тыс. лет).

  • III. Солютре (18—15 тыс. лет).

  • IV. Мадлен (15—10 тыс. лет).

  • Богатый символизм: круг

  • «Физиоплаетическая» живопись

  • 2.1.3. Тип цивилизации и первоэлементы культуры

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница16 из 71
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   71
    РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    2.1. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
    2.1.1. Историческое значение и культурный смысл позднего палеолита
    Поздним палеолитом называется заключительный этап древнего каменного века. В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества — каменный век — включает
    палеолит
    (от греческого palaios — древний и litos — камень),
    мезолит
    (средний каменный век) и
    неолит
    (новый каменный век).
    Палеолит разделяется на ранний
    (нижний)
    и поздний
    (верхний).
    Иногда последний период раннего палеолита — мустьерскую культуру — выделяют в средний палеолит.
    Указанное разделение в археологии появилось в XIX в. и отражало отчасти идею о роли технологии в развитии человека, отчасти специфику археологического материала дописьменной эпохи. Неуничтожимый, изобильный камень (в ряде случаев — единственное, что можно было извлечь из древнейших местона- хождений) служил источником датировок, классификаций, гипотез о древнейшем прошлом. Лишенное индивидуальных свидетельств, биографий, образов, безмолвное прошлое представляется идеальным примером бессобытийной, «долгой» (Ф. Бродель), «спящей» (Э. Леруа-Ладюри) истории, предназначенной для отработки естественнонаучной логики, количественных методов или, с добавлением социально- экономических понятий, доктрин первичной («первобытнообщинной») общественной формации.
    В ракурсе подобных объяснений поздний палеолит занимает ключевое положение в каменном веке.
    Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек — Homo sapiens.
    127
    Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные:
    вкладыши, наконечники, сшитая одежда.
    Наконец, главной социальной инновацией нижнего палеолита была экзогамия
    исключение из брачных
    отношений ближайших родственников.
    Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брака, появились род и семья.
    Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в довольно сжатые по сравнению с темпами антропогенеза сроки, что может быть определена как палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало фундаментальное антропологическое, психофизиологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих сообществ.
    Из сказанного ясно, что
    верхний палеолит

    та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-
    видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется
    культурой.
    Культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения.
    Специфика палеолитической культурологии состоит в том, что ее типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего ка- менного века, относятся к самым глубоким, аморфным, темным константам культурного бытия.
    Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное, сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи».
    Потребности гуманитарного изучения доистории требуют дополнения естественнонаучной логики понимающей интерпретацией. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно в итоге мощного переворота, закончившего трехмиллионнолетнюю эволюцию гоминид. Эпохи человека разумного живут последствиями этого события. Поэтому все люди познаваемы друг для друга, а все человеческие сообщества в пределах 30-40 тысяч лет — современники. Гуманитарный поиск направлен на установление родства цивилизаций, имеющего нижний предел в палеолитической революции. Вопрос, откуда начинать культуру, от австралопитеков или кроманьонцев, три миллиона или тридцать тысяч лет тому 128
    назад, решается сам собой, когда от умозрений переходят к интерпретации.
    Культура начинается там,
    куда простирается символическая традиция, где есть уже материал для человеческого понимания
    Не побоимся тавтологии: культура там, где есть свидетельства культуры. Но что же отнести к ним и как быть с доказательством иного рода: костными останками, геологическими отложениями, галечными расколами?
    Естественнонаучный подход не ищет человеческого лика в прошлом, он изучает антропогенную информацию. Объемы черепа и каменные сколы не могут еще сказать, есть ли человек. Очередная антропологическая или археологическая сенсация служит лишь преддверием к дискуссии, которая пре- вращается в испытание кандидата на вхожесть в человеческое общежитие. Гуманитарная интерпретация проводит общечеловеческую экспертизу экспонатов доисторического музея, намечая новые границы коллективного «мы».
    Узнавание находки свидетельствует о сходстве психических конституций интерпретатора и его визави.
    Прошлое меняет нас, но и мы меняем его. Круг контактов, в периметре которого налаживаются средства
    62
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    63
    общения, называется культурой в гуманитарном значении слова. На периферии он размыт и кое-где намечен пунктиром. Здесь происходит самое интересное: расширение человечества, просвечивание психологической архаики.
    Любивший сравнивать психоанализ с археологией З.Фрейд находил на каждом слое «раскопа» свой язык.
    Главным достижением «переводческой деятельности» психоаналитика он считал открытие «языка
    желания», собранного из сновидений, обмолвок, описок, галлюцинаторных ассоциаций и прочих
    лингвистических отбросов.
    Здесь, на пределе читабельности, совершается первое опосредование пока смутной реальности смутным языком. Подспудные связи психики с коллективным бессознательным включены в работу языка по структурированию размытой зоны между
    речью
    и
    доречъю, индивидуальным
    и
    коллективным, современным
    и
    мифическим.
    Мысль исследователя, отталкиваясь от плоскости читабельного в сферы неосвещенного, неизбежно находит эквиваленты своим полуоформленным состояниям где-то на краю истории. Гуманитарию удается включить в коммуникацию с доисторией пласты своего, едва прощупанного подсознания. Эманация гуманитарного разума на низлежащую темноту имеет характер смыслового очеловечивания физических и физиологических фактов, поставляемых естествознанием. Вычитывание «человеческого, слишком человеческого» в грудах материала, казалось
    129
    бы лишенного признака одушевления, означает расширение человеческого в человеке и гуманитарного в науке.
    Итак, палеолит. Вначале — расколотые гальки и грубые отщепы, кости, питекантропы и синантропы.
    Абсолютная тьма. Царство физической антропологии, кое-как опирающейся на трудовую теорию и аналогии с приматами. Интерпретировать нечего, образ не складывается, общаться не с кем. Значит, культуры нет. Естественнонаучное объяснение может заводить человека вглубь сколь угодно глубоко, так как не нуждается в образе. Оно воссоздает предметно-логический костяк всякого объекта, в том числе человеческого. Гуманитарию этого мало, ему нужен образ, иначе интерпретация будет негуманитарной.
    Средний палеолит. Несколько углублений в камне, кусочки охры, медвежьи черепа на каменном пьедестале, странные могильники. От среднего палеолита идет пещерная тератология, тень низколобого существа, которое обезглавливало медведей и что-то делало со своими покойниками десятки тысяч лет тому назад. Эпоха бессловесная, предкультурная. Неандертальский миф позволяет понять многое в искусстве нового времени, в символизме, декадансе, которые параллельно, а временами и совместно с психоанализом, этнологией, археологией разрабатывали культурные смыслы доисторической пещеры. Их влечение к смерти усиливалось «теориями дегенерации» и находками древних «вырожденцев».
    Сродство с верхним палеолитом иное. Хотя, разумеется, нелегко установить «пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода»
    1
    . Надо полагать, что это сродство человека с человеком, творчества с творчеством и жизни с жизнью. Более того, — единственного в своем роде творческого акта и единого впечатления. Но, прежде чем делать выводы, нужно рассмотреть эмпирические свидетельства археологии.
    2.1.2. Классификация и краткая характеристика культур верхнего палеолита
    Приступая к изложению конкретного материала, следует сделать два замечания. Во-первых, археологи- ческая культура — основная единица описания каменного века — не совпадает с культурой в философском, социологическом, этнографическом понимании. Археологическая культура обозначает общность
    материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся
    130
    на определенной территории. Название культуре, как правило, дает наиболее известное или первое открытие — местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре —
    эмпирические,
    по характерному признаку (или признакам).
    Этнический, социальный, психологический
    облик носителей материальной культуры может быть реконструирован по аналогии, с привлечением неархеологических данных. Во-вторых, археологическая классификация верхнего палеолита создана на материале местонахождений, расположенных на юге Франции и отчасти на севере Испании. Это объясняется при- оритетом французской археологии в исследовании верхнего палеолита, а также тем, что именно здесь, в приледниковой зоне Европы, возник очаг самобытной доисторической цивилизации с громадными культурными достижениями (самый популярный пример — пещерная живопись). Таким образом, в понимании верхнего палеолита мы ориентированы на локальное, хотя и яркое явление.
    Верхний палеолит по франко-кантабрийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч лет тому назад.
    Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале XX в. А. Брейлем (на основе схемы Г. де
    Мортилье), до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний), солютре (и протосолютре), мадлен (слои I, II, Ш, IV, V, VI; наименования периодов- культур даны по названиям мест открытий). В результате изменений, вносимых с 1940-х гг., схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Оказалось, что ориньяк разделяется на 2 самостоятельные линии: собственно ориньяк и более древнюю культуру, получившую название перигордской.
    Довольно сжато и схематично сейчас представлена последовательность позднепалеолитических культур, а
    63
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    64
    также характер находок.
    I. Перигорд (35—20 тыс. лет).
    Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде — отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем — барельефы, изображения животных и человека.
    II. Ориньяк (30—19 тыс. лет).
    Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы- светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с
    131
    перигордской и объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; т.н. меандра — борозды, проведенные пальцами на влажной пещерной глине. Из меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола.
    Это

    один из первых в истории символов.
    Конец ориньяка характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер.
    III. Солютре (18—15 тыс. лет).
    Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей.
    Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки кремня.
    Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также — ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не найдена.
    IV. Мадлен (15—10 тыс. лет).
    Чрезвычайно суровый климат в условиях нового наступления ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии-изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т.н. микролиты.
    Богатый символизм: круг,
    спираль, меандр, свастика.
    Однако вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего пер- вобытного) искусства становится пещерная живопись.
    Мадленским периодом датируются наиболее
    известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан.
    Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании, учтенных А. Леруа-Гураном, на 986 — изображения животных. Изображений человека — 512, причем около 100 — человекообразных существ
    [там же]. В целом, пещерная живопись реалистична, точнее натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений
    132
    животного. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, и твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве) или с пиктографией
    (как у детей). По мнению А. Хаузера, «палеолитический художник еще рисует то, что он действительно видит во вполне определенный момент и при вполне определенном взгляде на объект, он еще ничего не знает об оптической неоднородности различных элементов картины и рациональных методах композиции...
    Палеолитическое искусство без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия,
    достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы»
    21
    «Физиоплаетическая» живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей.
    Поразительное различие между мощным искусством приледниковой Европы и робкими художественными опытами позднепалеолитических обитателей Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, — пишет открыватель пещерной живописи аббат А. Брейль, — в том, что «у последних, собирателей съедобных улиток и ракушек, не было тех динамических впечатлений, которые необходимы для возникновения изобразительного искусства. Они предпочли жизнь банальную и легкую»
    3 64
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    65
    К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи:
    орнаменту.
    2.1.3. Тип цивилизации и первоэлементы культуры
    Нехватка археолого-антропологических данных способствовала появлению большого количества лите- ратуры, сконцентрированной на мировоззренческих вопросах начала культуры и общества. Описанию верхнепалеолитического человечества отводится второстепенная роль, а между тем историко-культурная реконструкция эпохи могла бы повлиять на ход дискуссий. Изучение доисторической ойкумены свидетельствует не только о распределении древнейших сообществ в пространстве и времени, но также, косвенно, о характере и силе связующих их нитей. Можем ли мы говорить о нижнепалеолитическом культурном типе как фунда-
    133
    менте духовно-психического единства будущего человечества, или перед нами группы бродячих охотников, избегающих чужаков? Куда уходят корни основных мировых цивилизаций и на какой глубине залегает пласт их сродства? Ответы не могут быть умозрительными, так или иначе они зависят от понимания дифференцированности и единства культурно-социального пространства палеолита.
    Сложилось представление о локальности раннего исторического процесса, который был связан с двумя первичными очагами антропогенеза и расообразования, восходящими к нижнему палеолиту. Гипотеза
    децентризма
    2
    , сменившая гипотезу широкого моноцентризма
    13
    , помещает человечество в двух локусах:
    афроевропейском и азиатском.
    Между двумя первичными очагами поддерживаются контакты, а внутри фор- мируются культурно-территориальные провинции со своим расовым, технологическим, хозяйственным типом.
    В
    позднем палеолите у обитателей приледниковой Европы (т.н. кроманьонский человек) выражены
    черты
    европеоидной расы,
    в Южном Средиземноморье
    негроидной,
    на Востоке ойкумены,

    монголоидной. Следует сказать и о едином хозяйственно-культурном типе с устойчивыми локальными особенностями. Последние перейдут в своеобразие исторических цивилизаций. Преемственность иногда столь велика, что можно говорить, например, о неолитическом налете традиционной китайской цивилизации
    *
    Но если
    «неолитический комплекс» исторических цивилизаций
    достаточно нагляден и его можно вычленить из неолитической революции (земледелие, животноводство, большие постоянные поселения, союзы племен и народностей, смыкающие ойкумену в сплошной антропосоциальный покров Земли), то
    *
    «Странную картину представляет собой эта огромная страна, еще вчера представлявшая собой лишь едва изменившийся живой осколок мира, таким, каким он мог быть десять тысяч лет тому назад... Население не только состоит из земледельцев, но в основном организовано согласно иерархии территориальных владений, а император фактически является не кем иным, как самым крупным землевладельцем. Народ, специализирующийся на выделке кирпичей, фарфора и бронзы и превративший в суеверие изучение пиктограмм и созвездий, конечно, невероятно рафинированная цивилизация, но не меняющая методов с начала своего существования. В конце
    XIX века — еще неолит, не обновленный, как в других местах, а просто бесконечно усложненный, не только по тем же линиям, но в том же плане, как будто он не мог оторваться от той Земли, где сформировался»
    14
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   71


    написать администратору сайта