Главная страница
Навигация по странице:

  • Месопотамии, Египта, Индии

  • Цивилизация же рассматривается как техническая, интеллектуальная, нравственная и т. д. «оснащенность» культуры. В данном случае, как это было уже у Шпенглера, на первый план выступают

  • Китай; Индия; Эллада и Ближний Восток.

  • 2.2.2. Доосевые культуры Древнего Востока

  • Осирис

  • Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление бальзамирования).

  • Бог Благой (или Добрый) при жизни, Бог Великий

  • («Беседа разочарованного со своей душой»).

  • 2.2.5. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Индии Культура Индии

  • Создатели гимнов — pиши, священные поэты

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница18 из 71
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   71
    143
    Литература
    1. Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М-, 1972. С.
    28.
    2. Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1978.
    3. Брейль А. Запад - родина великого наскального искусства// Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.
    4. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966. С. 550.
    5. Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 186.
    6. Марр Н. Я. Язык и мышление. Избранные работы. М.—Л., 1934. Т. 3.
    7. Нестурх M Ф. Происхождение человека. М., 1970.
    8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.-Пг., 1924. С. 92, 77.
    9. Там же. С. 84.
    10. Там же. С. 85.
    11. Там же. С. 96.
    12. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихолргии), М., 1974.
    13. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963.
    14. Тейяр-де-Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.. 168.
    15. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 83—84.
    16. Там же. С. 96.
    17. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936. С. 54.
    18. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.
    19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
    20. Gebser I. Ursprung und Gegenwart. München, 1974. Bd. 1.
    21. Hauser A. The social history of Art. L., 1951, v. 1. P. 25.
    22. Jaynes L. The Origin of consciousness the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982.
    23. Ibid. P. 133.
    24. Levi-Strauss C. La pensée sauvage. P., 1962.
    69
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    70 25. Sartre J.-P. Espuisse d' une théorie des emotions. P., 1965.
    144
    2.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    Древний мир отдален от сегодняшних дней тысячелетиями, и все же нас привлекают и завораживают его искусство и архитектура, его литература, религия и философия Видимо, через тысячелетия в загадочном облике культур далекого прошлого мы угадываем самих себя, усматриваем последующее многообразие путей культурного развития и осознаем уникальность мировых культур современности. В настоящем разделе мы обратимся к четырем культурам древности: Месопотамии, Египта, Индии, Китая.
    2.2.1. Древний Восток в историк мировой культуры
    Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальнос-
    ти древних культур, отдаленных от нас в историческом времени и пространстве. Несомненно, древние культуры в совокупности своих достижений и их значимости для современного мира образуют некое цившшзационное единство, «представляются нам хотя и закономерным, но уникальным этапом всемирно- исторического развития»
    1
    . В данном контексте неповторимость древних цивилизаций видится в их един- стве, совокупности важнейших признаков, «которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших на смену»
    2
    С высот современного цивилизационного развития, в свете ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость прежде всего в своих достижениях, послуживших
    «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. Но есть и такие подходы, в которых культура и цивилизация разводятся по самой своей функции: культура оказывается способом
    существования
    145
    этноса, преодоления им исторического пространства, обычно на одной и той же географической площади.
    Цивилизация же рассматривается как техническая, интеллектуальная, нравственная и т. д.
    «оснащенность» культуры. В данном случае, как это было уже у Шпенглера, на первый план выступают
    своеобразие и уникальность различного типа культур, сохраняющих во времени свое историческое ядро и
    сосуществующих одна с другой, оставаясь непроницаемыми друг для друга.
    Историческая ретроспектива в этом случае оказывается разрушенной, а любое рассмотрение истории мировой культуры в плане эволюционного (с революционными скачками) механизма становится несостоятельным. Более того, обязательность современного состояния общества для всех типов культур ставится под вопрос, ответы на который отыскиваются в далеком прошлом, в инвариантах культурного развития. Похоже, эту инвариантность осознавали уже сами древние, в частности греки — первые европейцы, столкнувшиеся с Древним Востоком, с персами и расходившиеся с ними в оценке человека и человеческой свободы, путешествуя в Египет и изумляясь величественности и монументальности египетских пирамид и всей его культуры. Охарактеризовать различия культур Древнего Востока и Древнего
    Запада, не противопоставляя их друг другу, позволяет
    теория осевого времени,
    принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу, который считает, что «осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями»
    3
    . Ось мировой истории, полагает Ясперс, следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тем духовным событиям, которые происходили между 800 и 200 гг. до н. э. на всем протяжении от Запада до Востока. Именно тогда произошел основной исторический поворот — появился человек современного типа. Приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом, вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закладываются основы мировых религий.
    В Индии в это время возникли Упанишады, жил Будда
    ;
    в Китае
    получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали
    пророки, в Греции

    «это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида
    и Архимеда»
    4
    Суть произошедших почти одновременно в упомянутых культурах изменений состоит в неком духовном озарении (одухотворении): перед человеком открывается ужас мира и собственная
    146
    беспомощность, он ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые им на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Индивидуальное сознание основывается на рефлексии, сознание осознает сознание, новый, подлинный человек, выходя за пределы своего собственного существования, способен слу- шать и понимать то, о чем он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
    70
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    71
    Интенсивное духовное движение Ясперс обнаруживает в трех мирах: Китай; Индия; Эллада и Ближний
    Восток. Здесь традиции прошлого обновлялись и развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. В то же время осевое время ознаменовало исчезновение тех величественных древних культур, в которых человек не достиг подлинного самосознания, как это произошло с египетской и вавилонской.
    Обращение к концепции Ясперса позволяет выяснить, что различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера. Те особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востока —
    их
    устойчивость, неподвижность, традиционализм,
    — относятся к их доосевому периоду. И хотя традиции доосевого времени вошли в культуру послеосевого, эти культуры динамично развивались. Их ослабление и упадок отмечается с 1500 г., когда «Европа вступает на путь своего неведомого ранее продвижения вперед»
    5
    . При этом сами восточные культуры оказываются непохожими друг на друга в своем отношении к осевому времени, демонстрируя многообразие типов древних культур, поливариантность мирового культурного развития.
    Западный мир не столько отличается от Востока в своей полярности с ним, сколько несет ее в самом себе, своем самосознании. Радикальность, которую привнес в мир Запад в своем тысячелетнем развитии, понимается и конкретизируется, если поставить вопрос, почему наука и техника возникли лишь на Западе?
    «Обладал ли Запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху? Заложено ли было уже в осевое время то, что позднее явило себя в науке?»
    6
    2.2.2. Доосевые культуры Древнего Востока
    дна из древнейших мировых культур — культура Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Северной Месопотамии), которые покорили города Южной
    147
    О Месопотамии, но ассимилировали и сохранили культуру шумеров. Как писал С. Н. Крамер,
    «история
    начинается в Шумере».
    Именно там в конце IV тыс. до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии — земледельческие поселения, привязанные к водным артериям — рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.
    Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи.
    Правитель города-
    государства нередко носил титул

    «лугалъ»
    («большой человек»), так обычно называли царя. «Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества»
    7
    В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней под- готовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы — писцов.
    «Грамотность в
    Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства.
    Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопо- ставленных лиц»
    8
    Письменность, соответственно, служила целям государственного и культового характера,
    государственные документы (на которые опирался многочисленный штат писцов и чиновников) самым детальным образом регламентировали хозяйственную жизнь (арендные отношения, например), осуществляли правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Такой же всеобъемлющей властью обладали и боги. Бог Мардук возглавил борьбу молодого поколения богов со старым, при условии, «что в награду он получит право определять судьбы всего сущего на небесах и на земле»
    9
    Есть основания полагать, что в таком обществе преобладало магическое сознание.
    Магия как способ воздействия на природу оставалась в арсенале земледельческого населения. «Магическая деятельность — попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим,
    «божественным» Словом, жертвоприношениями,
    148
    обрядовыми телодвижениями — казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд»
    10
    Однако трудно согласиться, что городская письменная культура, по крайней мере в лице своих носителей —
    «шумерского чиновника —бюрократа и ученого писца», преодолевает до-рефлексивный уровень развития личности
    11
    . Эти «администраторы» и «ученые», действительно, осваивали новые виды деятельности, но не как свой личный, а как профессиональный и одновременно социальный навык, где нет места личному вы- бору и рефлексирующему осознанию собственного предназначения и собственного выбора.
    В этом смысле наиболее полной личностью, чья воля запечатлевалась в законе, должна быть личность царя, и примечательно, что размышления царя Гильгамеша (о котором академик Б. А. Тураев пишет: «Итак, герой эпоса уже во второй половине III тысячелетия считался древнейшим царем Эреха, близким богам,
    71
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    72
    полумифическим»)
    12
    , хотя и преломляют характерные для шумерийской литературы вопросы об устройстве человеческой жизни и порядка на земле через призму личного счастья и смысла жизни, не дают ответа на главный вопрос:
    что же остается человеку в этой жизни, если в ней уже все предопределено богами?
    Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. «Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии
    (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности
    полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, и др.).
    Культурное наследие
    Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского»
    13
    . Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. Но с той же степенью постоянства, с какой эта культура приводила при ознакомлении с ней в изумление своей глубиной и основательностью, она внушала священный трепет одним и вызывала непонимание, отторжение у других. Уже в греко-римскую эпоху египетская культура, столкнувшаяся с христианской, в своем стремлении сохраниться и выжить стала воспроизводить ее наиболее архаичные и глубокие пласты.
    149
    «Магические тексты, заговоры против болезней и т.п. пережили язычество и остались в наследство коптскому христианскому Египту; еще в VIII в. н.э. были в ходу тексты, в которых наряду с именем Иисуса
    Христа встречаются Исида и Нефтида и языческие мифологические намеки»
    14
    Итак, египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис — первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина. Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, солнце (Ра) в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела
    (отсюда появление бальзамирования). В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед
    Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра — фараону. Уже в период Древнего царства, когда Египет был крупным централизованным государством, власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия.
    Особую роль при этом начала играть письменность,
    без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство.
    И все же особое значение персона фараона имела для всего универсума, включая природу и загробный мир.
    Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной.
    «Сооружение этих гигантских усыпальниц — яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или
    Добрый)
    при жизни,
    Бог Великий
    посмертно,
    царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны»
    15
    В системе загробных представлений все заметней становился этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентации: идеалом оста-
    150
    валось не будущее, высшей ценностью — не настоящее, а прошлое, когда сами боги правили людьми, это было и идеалом и высшей ценностью. В данной системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире
    («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире (лишь в неудавшихся реформах Эхнатона основная миротворческая роль отводилась Солнцу — Атону), а принадлежали потусто- ронним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.
    2.2.5. Послеосевые культуры
    Древнего Востока
    Культура Индии
    Культура Индии проникнута глубокими значениями и смыслами, которые свободно распознает индиец в загадочном облике своих богов и причудливой архитектуре древних храмов. Особую роль в реконструкции культуры Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты — «Веды»
    (ведение, знание).
    Среди них по своему значению выделяется «Ригведа»

    совокупность религиозных
    гимнов.
    «Человек и Бог, отношения между ними — вот что лежит в основе ранневедийской модели мира.
    Создатели гимнов — pиши, священные поэты, — как бы осуществляли эту связь. Именно им открывалась тайна божественного, именно они, обладал особым вдохновением мудрости и интуиции,
    72
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    73
    сумели разглядеть мир богов, скрытый от простых индийцев. Отсюда гимны — это и священный рассказ о небесной обители, о могуществе небожителей, и просительная молитва, сочиненная и произнесенная так, чтобы помочь жаждущему»
    16
    Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни:
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   71


    написать администратору сайта