Главная страница
Навигация по странице:

  • «Отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка

  • 1.2.2. Понимание культуры в эпоху средневековья Средневековая культура — культура христианская

  • На смену космологизму приходит трансцендентизм и персонализм

  • Высшим Разум и Высшая Справедливость

  • Человек

  • Счастье не в познании себя, а в познании Бога.

  • 1.2.3. Осмысление культуры в Новое время

  • Высшее

  • «Идеи ,к философии истории человечества»

  • Все действительное — разумно, все разумное — действительно

  • Общественное, социальное

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница5 из 71
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71
    24
    греческой «пайдейи». Прервалась связь времен, общество перестало нуждаться в гражданах: город входил в необъятную империю, и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродетели умеренности и справедливости, а способность «прожить незаметно», сохранить себя, добиться
    «атараксии» (невозмутимости духа) в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых по- литических событий.
    Сомнение во всех ценностях, крайний скепсис, цинизм, с одной стороны, и
    догматическая вера в судьбу и предопределение, с другой, характеризуют растерянность античного
    человека перед лицом социальных катаклизмов, авторитарной власти и мелкого самоуправства.
    Как всегда, в таких условиях страдала культура. Падал престиж образованности и познания, нарастающий интерес был обращен к эзотерическому знанию. Ядро греческой образованности — система рационального знания и формирования человека по гражданскому образцу оказывалась невостребованной. Вера в иррациональное, к чему грек привык относиться свысока, с насмешкой, стали овладевать душами людей.
    В этой ситуации социальной и политической нестабильности плохими помощниками оказались отечественные боги. Греки привыкли к тому, что боги переменчивы в своих настроениях и завистливы к человеку, и потому привыкли надеяться на свои силы и разум. С этим же было связано циклическое переживание времени, неприязнь к непостижимому (тайне) и осуждение человеческой слабости. Вследствие прогрессирующей дисгармонии между человеком и социумом, разрушения полиса прежние ценности гражданской добродетели оказались несовместимыми с новыми космически-имперскими ориентациями.
    «Отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка,
    включающей в себя необходимость также и всех человеческих действий»
    6
    Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте как средстве выражения осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых и неподвластных ему социальных процессов.
    1.2.2. Понимание культуры в эпоху средневековья
    Средневековая культура — культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры.
    «Политеизму она противопоставляет монотеизм; на-
    турализму, интересу к предметному миру

    духовность,
    25
    культивирование интроспекции; гедонизму (культу удовольствий)

    аскетический идеал; познанию через
    наблюдение и логику

    книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви»
    7
    Пристально вглядываясь в глубины собственной души, средневековый человек обнаружил неповторимость,
    15
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    16
    уникальность и неисчерпаемость личности . Это вело к признанию субстанциональности божественной личности, делало возможным переход от политеизма к монотеизму. . Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал «божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности.
    «Чувство неуверенности

    вот что влияло на умы и души людей средневековья и
    определяло их поведение. Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная... Эта
    лежавшая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни,
    блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой»
    9
    . Античный человек черпал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса и, прежде всего, природы:
    Это небо и звезды, горы и реки. Боги же составляют часть природы. Это опять
    те же небо и звезды, горы и реки.
    Из благоговейного созерцания вырастала уверенность в том, что «из
    ничего ничего не происходит». С потерей уверенности в прочности социоприродного порядка отбра- сывается зта основная посылка античного самосознания и утверждается принцип сотворенности мира «из ничего», «по божественной воле». Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит
    трансцендентизм и персонализм
    10
    Единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: Бог действует на основе собственной воли, и люди не могут понять природы его действий и осознать их результатов. «Полная и непосредственная зависимость природы и человека от Бога как сверхприродной личности приводила при таких предпосылках к положениям крайнего фатализма»
    11
    Христианский Бог,
    26
    структурируя природу и социальность, сообщал миру его смысловую значимость. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных природных классов — деревья в лесу, минералы, растения, животные — всё символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них давала преимущество перед другими»
    12
    Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры, отличающие одну эпоху от другой.
    Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели
    (совершенству в какой-либо области, в том числе и этической), оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа лишились своей суверенности, когда ее чувственно-антропоморфные характеристики потеряли свою значимость, как только человек увидел, что кроме вещественно-телесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку, хотя его тело и принадлежит земном миру, душа его бессмертна и является собственностью мира небесного. С удивлением человек обнаружил, что тот социальный беспорядок, который греки устраняли с помощью рациональной правовой идеи, не поддается рациональному объяснению. Собственно говоря, за легко обозримые пределы античного полиса античные социальные проекты и не распространялись.
    Оказавшийся перед лицом необозримого мира человек увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, но тем с большей радостью и надеждой он осознал, что в нем есть
    Высшим Разум и Высшая Справедливость.
    Отмечая универсальность средневекового символизма, исследователи обычно подчеркивают особую роль
    книги, и в частности Библии.
    «...Книга была, безусловно, величайшей из драгоценностей. Не она ли заключала в себе не только слово, изреченное самыми великими писателями Древнего Рима, но и, самое главное, слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим?»
    13
    . Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер; появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Вместе с тем человек, вчитываясь в Слово Божье, прислушиваясь к тому, как оно отзывается в глубинах его «Я» и структурирует его действия, наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.
    27
    Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы неиспорченного и дополненного верой. Перед человеком открылся ранее невидимый мир:
    Бог единосущий заботится о нем и любит его.
    Для
    спасения
    человека он послал на муки своего сына единосущного
    (А. Мень). Перед человеком открылась область иного видения мира — через любовь, любовь к ближнему. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, открылись такие его измерения, как вера, надежда, любовь. Человек открывает свою слабость.
    Человек
    — это
    слабое, беспомощное, достойное жалости и участия существо. Но в своей слабости он
    обнаруживает огромную силу.
    Уповая на Веру, он может сказать «да» хаотическому и страшному миру. «И тогда через хаос, через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, глянет око Божье.
    Бога, который имеет личность, и личность, отображенную в каждой человеческой личности»
    14
    Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его
    16
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    17
    бессмертную душу. Счастье не в познании себя, а в познании Бога. Познать себя невозможно, открываются глубины человеческой души, уникальности человека (нет того универсально-всеобщего, что заполняет все содержание античного человека).
    Счастье и свобода человека не в его «автономизации»
    (независимости), а в осознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним.
    Тогда человек научится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.
    1.2.3. Осмысление культуры в Новое время
    Вопрос об истоках и исторических корнях того или иного явления всегда требует от исследователя некоего самоограничения, предостерегающего от бесконечности таких поисков. Это становится просто необходи- мым, если речь заходит о столь полисемантичных понятиях, как «культура» или «философия культуры».
    Мы примем точку зрения, которая возводит истоки современной философии культуры к немецкой классической философии, рассматриваемой в качестве наиболее важного философского явления эпохи
    28
    Просвещения. Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые культурные образцы
    (человек, общество, государство, религия, наука, философия и др.), Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. При этом в поле зрения ученых попадает новый и обширный материал.
    Помимо исторической, философской, научной и художественной
    литературы древности, изучавшейся со времен Высокого средневековья и Возрождения, предметом
    интереса в XVIII столетии становятся археологические памятники, произведения народной культуры,
    обстоятельные описания путешественниками культур отдаленных неевропейских стран, данные о
    различных языках, и т. д.
    Имея в виду все это множество фактов, Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил (не исключая божественный Разум) в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу (наиболее ярко — в работах Ж.-Ж. Руссо; немецкая классическая философия предприняла попытку устранить это противоречие, рассматривая культуру как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «природы» и «культуры» является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. Таким образом, тема истории оказывается в центре внимания. Историзм предполагает исследование причин возникновения, становления и гибели явлений, их взаимосвязи, преемственности и отличий между ними в ходе истории.
    С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философии Г. Ф. Гегеля, но на философию культуры серьезное влияние оказали также Иммануил Кант (1724—1804) и Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803).
    Кант развел, качественно различил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть подлинно человеческий мир, т. е. мир культуры. Как естественное существо человек не свободен — он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Здесь, в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник изначально злого.
    Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорическим императивом). Человек как моральное
    (культурное) существо — уже не феномен, а ноумен — умо-
    29
    постигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни, ее высший смысл и конечную цель.
    Возможно, мир природы
    (жестокости и зла)
    и мир свободы
    (культуры, морали)
    так бы и разошлись, не встретив друг друга, если бы их не соединила, не связала великая сила Красоты
    (сила искусства). Высшее
    проявление культуры, есть ее эстетическое проявление
    — этот вывод Канта с восторгом был принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII — начала XIX в., художниками и теоретиками «Бури и Натиска». Гердер в работе
    «О происхождении языка» (1772 г.) пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных законов, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; однако в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность — «смышленость». Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышленость, вместе с общественными связями между людьми, также отличающими их от мира природы, находит свое выражение в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре.
    Историческое становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. В самом известном своем труде — «Идеи ,к философии
    истории человечества» (1784—1791) — Гердер представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой «органические силы» природы, которые в виде внешних условий также воздействуют на культуру. Однако ее развитие в основном зависит от
    17
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    18
    проявления внутренних закономерностей, например от усвоения опыта более ранних исторических форм культуры. Нужно сказать, что культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов и является источником культурного развития. Очень важно то, что Гердер подчеркивал индивидуальный характер как отдельных феноменов культуры, так и ее различных форм, последовательно появляющихся во времени и сосуществующих в пространстве. Таким образом, он был одним из предшественников полицентрических концепций мировой культуры.
    Идеи Гердера оказали сильное влияние на немецкую и вообще европейскую философию и науку. Они стимулировали
    30
    изучение исторических и этнических форм культуры в ее различных ипостасях:
    сравнительное
    языкознание, исследование мифологии и фольклора.
    Кроме того, философия истории культуры Гердера стала важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета и особой проблемы фи- лософской рефлексии. Но постановка в рамках немецкой классики вопросов философии культуры оказалась лишь первым этапом в ее развитии.
    В философской системе Гегеля (1770—1831) культура не названа по имени. Но она «узнается» по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа — творчеству.
    Творчество —
    создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит
    о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку.
    В оптимистической, рационалистической философии гегельянства мировой прогресс есть прогресс в ста- новлении свободы. Он совершается как утверждение, самораскрытие Разума. Все действительное —
    разумно, все разумное — действительно. Разум, по Гегелю, не только силен, но и «хитер»: он добивается своих целей не всегда прямым действием, но и действием «хитрым», т. е. опосредованием. Это значит, что разумный ход истории (культура) может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смысла своих собственных действий. Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней.
    Вот почему, пишет Гегель,
    «плуг почетней колоса»:
    хлеб будет съеден, но орудие труда, с помощью которого человек добыл себе хлеб насущный, не исчезнет. Это орудие есть орудие культуры.
    Производительные, сущностные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальный остов социально-культурного процесса.
    Какова же роль в этом процессе индивида? Индивидуальное, конечное подчинено общему. Даже страны и народы — лишь разменные фигуры на «шахматной доске» Истории. Для индивида же есть только один способ приобщения к мировой культуре (о национальной культуре философ ничего не говорит): проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который Духовно уже пройден человечеством. Общественное,
    социальное должно быть распредмечено и воспроизведено, как бы заново открыто для себя субъективным духом (индивидуальным сознанием); логическое — совпасть с историческим.
    Именно
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


    написать администратору сайта