Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
Скачать 6.31 Mb.
|
229 беспощадной форме, напоминавшей проповеди Савонаролы, однако они исправляли нравы и обличали еретиков исходя из абсолютной верности и преданности папе. Члены общества стали носить черную одежду с головы до пят: черные кожаные башмаки, длинный черный узкий кафтан до пят и широкополая черная шляпа, что придавало им таинственность и привлекало внимание. В дальнейшем в связи с тайным 107 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru || 108 характером деятельности членов ордена эта униформа была для них необязательна. Лойола сумел получить аудиенцию у папы и убедить его в чрезвычайной необходимости и полезности для церкви новой организации. Особенно понравился папе четвертый обет в уставе ордена, который обязывал его членов посвятить всю свою жизнь постоянному служению Христу и папе, немедленно исполняя все приказания и распоряжения последнего в деле спасения души и распространения веры не только мирными, но и военными средствами. В соответствии с уставом ордена он был построен на основе строгой централизации, суровой дисциплины и слепого, беспрекословного подчинения старшему начальнику вплоть до избираемого пожизненно и подчиненного только папе генерала ордена. Иезуит должен был постоянно путем духовных упражнений культивировать в себе «львиную храбрость и высокомерное презрение к смерти», не бояться никаких трудностей и быть готовым в любое время идти туда, куда пошлют, и делать то, что прикажут во славу Господа! Важнейшим достоинством здесь признается принцип послушания. Иезуит не имеет никаких прав на самостоятельность, он должен полностью слушаться своего начальства и не иметь собственных чувств и мыслей. «Пусть другие религиозные братства, — писал Лойола, ставший первым генералом ордена, — превосходят нас постом и молитвой, строгостью одежды и пищи; наши братья должны блистать истинным безусловным послушанием, отречением от всякой воли и собственного суждения». Послушание стимулировалось возведенным в систему доносительством. Каждый член общества был обязан докладывать обо всем увиденном и услышанном старшему начальнику, а все местные власти ордена обязаны возможно чаще давать отчеты в центр и извещать его обо всем более-менее значительном. Таким образом центральные власти всегда были в курсе всего происходящего в том или ином округе. Однако доносительство рас- пространялось и на самих членов товарищества. Любой иезуит был обязан доносить наверх обо всем, что он заметит относительно своих собратьев, так что вся жизнь каждого из них была 230 полностью известна его начальству, осуществлявшему строгий контроль за каждым. В отличие от других монашеских орденов для иезуитов было необязательно ношение монашеского, одеяния, посещение церковных служб и совершение таинств. Чтобы успешнее выполнять задания ордена, иезуит зачастую скрывал свою принадлежность к ордену, выступая своеобразным тайным агентом церкви. Поэтому внешняя и внутренняя жизнь членов ордена была весьма различной — на людях иезуит, принадлежность которого известна окружающим, должен вести себя скромно и благочестиво, вид его должен быть приветлив и кроток, никогда не выражать недовольства и больше смотреть вниз, чтобы не выдавать глазами своих мыслей. При этом по отношению к посторонним иезуит должен хранить тайну, скрывая все относящееся к внутренней жизни ордена. Но эта кротость и благочестивость не должна была помешать иезуиту использовать все средства для достижения главной цели — выполнения приказов и распоряжений начальства. Он мог прибегать к клевете, к интриге, заговору, использовать яд, кинжал, предаваться светским развлечениям, вести разгульный образ жизни, если это казалось необходимым для победы над врагами католической церкви. Такое поведение было теоретически обосновано идеологами ордена в концепции так называемой иезуитской морали, главным принципом которой стало положение «цель оправдывает средства». Провозглашая своей целью укрепление славы Божьей, иезуиты считали, что нет таких средств, которые не были бы оправданы этой целью, и последовательно применяя эти положения к жизненной практике, они пришли к оправданию деяний безнравственных и просто преступных. Ложь, клятвопреступление, предательство, тончайшая интрига и игра на человеческих слабостях, страстях и пороках, — были обычными средствами укрепления иезуитами своих позиций. Неудивительно, что вскоре этот орден стал играть руководящую роль не только в религиозной жизни, но оказывать громадное влияние на политику. Папы быстро поняли возможности, которые открывали им такие готовые на все помощники, и наделили орден многочисленными привилегиями. Поэтому несмотря на тяготы послушания, суровой дисциплины, вытекающие из устава ордена, численность иезуитов постоянно росла, а сила крепла. В основном иезуиты вербовали своих членов из привилегированных сословий, и даже трудно сказать однозначно, что больше двигало этими людьми — действительное стремление к бескорыстному служению силе 231 и величию католической церкви или желание почувствовать себя избранником, принадлежащим к мощной и всесильной организации, приближенной к главе церкви. Иезуиты приняли активное участие в подготовке и созыве Тридентского вселенского собора (1545—1563), принявшего ряд решений, ознаменовавших формальное начало Контрреформации. Прежде всего собор подтвердил догмат о непогрешимости пап в делах веры и приоритете папской власти перед авторитетом вселенских соборов. Было принято решение об издании инквизицией индекса запрещенных книг, ставшего мощным орудием церковной реакции против свободомыслия и науки. В то же время было признано, что для успешного противостояния наступлению протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, а необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность католического духовенства за счет расширения и укрепления системы религиозного 108 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru || 109 образования. В свою очередь для малограмотной паствы было принято решение издавать катехизис веры, т. е. краткое и понятное изложение основ католического вероисповедания в форме вопросов и ответов. В результате этих решений в Риме был создан целый ряд учебных заведений — коллегий для специальной подготовки католического духовенства, усилена церковная цензура, активизирована миссионерская деятельность церкви. Борьба, начатая папством, не ограничилась областью чисто церковных мер, и вскоре по всей Европе запылали огни религиозных войн. Религиозные войны раскалывали только начавшие складываться нации и препятствовали формированию буржуазных государств. В то же время они демонстрировали всю бес- плодность и бессмысленность религиозной нетерпимости и постепенно приучали европейские народы к необходимости вынесения религиозных разногласий за рамки государства и гражданского общества. Важнейшими вехами на этом пути стали Аугсбургский мир (1555 г.) в Германии, в результате которого восторжествовал принцип «чья власть, того и вера», и изданный Генрихом IV, натерпевшимся от религиозных битв и неоднократно переходившим из одного вероисповедания в другое, Нантский эдикт о веротерпимости (1598 г.), позволивший католикам и протестантам уживаться в одном государстве. Еще одним печальным проявлением Контрреформации стало возрождение и широкое распространение в XVI—XVII вв. практики «охоты на ведьм». Тысячи женщин, обвиненных в ведовстве и сожительстве с дьяволом, были подвергнуты жесточайшим 232 казням. Правда, в этом отношении протестантские церковники не намного отставали от своих коллег из католической инквизиции. Все эти меры, предпринятые католической церковью, позволили ей предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма, победившего в основном в Скандинавии, Северной Германии, в Швейцарии и Нидерландах, а также на британских островах. Оплотом католицизма оставались Италия, Испания, Франция, Австрия и юго-восточные страны Европы. Подводя итоги рассмотрению культурного развития западноевропейских стран эпохи Реформации и Контрреформации, необходимо еще раз отметить ту исключительно важную роль, которую сыграла Реформация в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого определенного социально- политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию — религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить. Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — независимого автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. Именно в носителях протестантских идей выразился с наибольшей полнотой новый, буржуаз- ный, тип личности с новой культурой и отношением к миру. Было пересмотрено отношение к труду, приобретшему религиозно-этическую ценность, тогда как неумение и некомпетентность в своем деле стали рассматриваться таким же тяжких грехом, как и праздность. Складывающийся в Западной Европе капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили в протестантизме свое духовное обоснование. В свою очередь протестантизм послужил раскрытию возможностей нового строя, продвижения общества на пути прогресса. Реформация вызвала необходимость преобразования и традиционного католического вероисповедания, приспособления его к условиям нового, буржуазного, общества, что позволило католической церкви остаться важнейшим институтом буржуазного общества и не превратиться в факт истории религии и культуры. 233 Литература 1. Бродель Ф. Время мира. Т. 3. М., 1992. С. 102 2. Там же. С. 103. 3. Там же. С. 106. 4. Там же. 5. Кареев Н. История Западной Европы в Новое время. Т.1. СПб., С. 330. 6. Там же. С. 243. 7. См. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 79— 109. 8. Там же. С. 87. 9. Там же. С. 90—95. 10. Бердяев H.A. Смысл творчества. В кн.: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 445. 11. См. Зарубежная литература средних веков. М.1975. С. 177—178. 12. Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII, 52— 54. М., 1940. 13. Там же. Ад, IX, 61—63. 14. Алпатов. М. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.—Л., 1939. С. 52—53. 15. Данте А. Божественная комедия. Ад. 1, 43—46. 109 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru || 110 16. Там же. XIV, 46—49. 17. Там же. V, 112—115. 18. См. Баткин И.М. Данте и его время. М., 1965. 19. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып.1. М., 1987. С. 233. 20. Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 391. 21. Бердяев H.A. Указ соч. С. 444—445. 22. Бодлер Ш. Прекрасный корабль / Пер. Эллиса. В кн.: Бодлер Ш. Цветы зла. Ростов н/Д., 1991. С. 100. 23. Кареев Н. Указ соч. С. 331. 24. Данте и всемирная литература. М., 1967. С. 193. 25. Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981, 26. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. М., 1984. 27. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М., Республика, 1995. 234 2.5. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XIX вв. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир — развитие личности, общие черты: гуманизм и антропо- центризм, европоцентризм, сциентизм и телеологизм в понимании прогресса, рационализм. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику. XVII в. — это век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики схоластики во Франции и других странах. XVIII в. — это век Просвещения и проверки его идеалов практикой Великой французской и Американской революций. XIX в. — «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем — начала ее кризиса через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении — техницизме. Каждое время решает свои вопросы. Но есть коренные мировоззренческие вопросы, решением которых человечество озабочено всегда. Ответы на них составляют суть, ядро любой культуры. • ■ Как существует мир, в котором мы живем? • ■ Каково место человека в этом мире? • ■ Как велики сила и бессилие человека? • ■ В чем ценность науки? • ■ Возможен ли прогресс? (Ю. Бохеньский) Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным: «На первом месте здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы» (А. Ф. Лосев). Процесс переориентации воли человека на исполнение роли творца мира культуры идет параллельно ломке системно-иерархической средневековой модели мира, начиная с Возрождения 235 и Реформации. И подобно тому, как в средневековой культуре утверждалось величие Бога и его отличие от сотворенного им мира, теперь провозглашается величие человека и его отличие от всей остальной природы. В культуре Нового времени человек — познающий субъект — противопоставлен природе как объекту. Предназначением человека стало повелевать природой, извлекать из нее пользу. Польза — идол Нового времени, наука и техника — его жрецы. ., 2.5.1. Культура ХVII века XVII век — начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоре- чивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды 1566— 1609, Англия 1640—1688) — и расцвета абсолютистских монархий (Франция — «век Людовика XIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного 110 Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru || 111 барокко и сухого, рассудочного классицизма... Своеобразный знак притиворечивости времени — отважный путешественник, серьезный ученый — и пышный парик, костюм, перегруженный бантами, кружевами, лентами... В промышленном отношении Европа XVII в. — это Европа мануфактуры и водяного колеса — двигателя мануфактурного производства. Это были более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия, поскольку они основывались на разделении и кооперации труда. Новые формы хозяйства, использовавшие ручной труд наемных рабочих, преобладали в производстве стекла, сахара, бумаги, сукна, шелка в Нидерландах и Англии, развивались во Франции. Основными источниками энергии по-прежнему оставались вода и ветер, но с начала века постепенно осуществляется переход на использование в производстве каменного угля. Совершенствуются технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивается горнорудное производство, военная техника. Возрастает роль механизмов, хотя главным пока еще оставался часовой механизм. Его также коснулись усовершенствования — появились пружинные и маятниковые часы. Наряду с мануфактурой фактами европейской жизни стали фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В 236 рыночные отношения, хотя и медленно, втягивается деревня — факт немаловажный, поскольку 9/10 европейского населения было занято в сельском хозяйстве. Земля становится объектом купли-продажи. Богатства колониальных стран вовлекаются в европейский торговый оборот. Причем система ко- лониального грабежа приобретает такие масштабы, что становится предметом соперничества государств и приводит к торговым войнам XVII—XVIII вв. Изменяется социальная структура европейского общества. Потерявшие землю крестьяне, если удалось избежать пути бродяжничества, превращаются в арендаторов; вчерашние ремесленники — в работников мануфактур. Часть дворянства обуржуазивается. Так, в Англии, например, в результате проведения огораживания появляются новые дворяне и фермеры — представители капиталистического уклада. Класс буржуазии численно растет и упрочивает свои позиции в экономике и политике. Таким образом, новый капиталистический уклад жизни проявляет себя в складывании внутреннего рынка и развитии мировой торговли, институтах предпринимательства и наемного труда, вытеснений мануфактурой цехового строя, формировании новой буржуазной группировки классов, и т. д. Сложна и неоднородна политическая жизнь Европы XVII столетия. Тон политическим процессам задают маленькие, но очень богатые Нидерланды, где происходит первая буржуазная революция и в семи северных провинциях возникает буржуазная республика — Голландия. Как и все ранние буржуазные революции — эта была ограничена в целях, формах и результатах: протекала под религиозными знаменами, освободила от феодальной реакции лишь часть страны, имела форму национально-освободительной войны против испанс- кой короны и др. Но главное было сделано: к власти впервые пришел новый класс — буржуазия. К тому же это событие существенно изменило европейскую жизнь в области международной торговли и колониальной политики: могущество и международный престиж Испании — королевы XVI столетия — были подорваны. Испания, развращенная дешевым колониальным золотом, обессиленная борьбой за «чистоту веры», вступает в полосу экономического кризиса и превращается во второстепенное европейское государство. В Германии трагический исход Крестьянской войны на триста лет продлил существование феодальных порядков, сохранив личную зависимость крестьян, политическую раздробленность страны, положив конец возрождению искусств. |