Главная страница
Навигация по странице:

  • «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) . Сравните«Декларация прав человека и гражданина» «Всеобщая декларация прав человека»

  • . И. Вернадского — «Научная мысль как планетное явление»

  • Первое.

  • Все природные

  • Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой. С

  • Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития.

  • Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания

  • Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше.

  • «глобальный»

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница37 из 71
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   71
    гуманизмдостаточно многообразное понятие. Ренессансный
    292
    гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.
    Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а
    демократический гуманизм.
    Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества
    — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.).
    Сравните
    «Декларация прав
    человека и гражданина»
    «Всеобщая декларация
    прав человека»
    Статья 1. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
    Статья 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
    Статья 2. «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.
    Права эти суть: свобода и безопасность, сопротивление угнетению».
    Эти положения содержатся в статьях 3, 4,
    5, 8, 9, 14.
    Статьи 7, 8, 11 провозглашают свободу личности, свободу совести, слова и печати.
    Эти положения содержатся в статьях 12,
    18, 19.
    Статья 3. «Источник всей верховной власти всегда находится в нации». В дополнении 1793 г. провозглашается обязанности общества искать работу для неимущих, обеспечивать средствами существования нетрудоспособных, заботиться о просвещении всех граждан.
    Статья 21. «Воля народа должна быть основой власти правительства».
    Остальные положения содержатся в статьях 22,
    23, 24, 25, 26.
    293
    два документа XVIII и XX вв. и вы увидите, как идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами — членами Организации
    Объединенных Наций.
    Конечно, идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство.
    Христос учил: перед Богом все равны,
    ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой.
    Однако христианская идея равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в реальной жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно Христу, так как существующие
    136
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    137
    неравенства социальной, классовой жизни, имущественные различия предопределены Богом.
    Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система — наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что
    наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.
    Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX — начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.
    Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
    Техногенное отношение к природе — как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
    Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и
    294
    технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека
    XX в. ощущения космичности своего бытия.
    Космизм — уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И.
    Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.
    Каковы основные идеи новой космической культуры?
    Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.
    Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.
    С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков, современной геохимии и биогеохимии, — В. И. Вернадским.
    Основной труд В. И. Вернадского — «Научная мысль как планетное явление» — отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому, биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность
    295
    человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — ноосферу (от слова «ноос» — разум).
    Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения,
    создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в
    будущем.
    В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
    Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в
    эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился.
    Все природные
    стихии: вода, земля, воздух

    захвачены человеком.
    Важнейшее основание для возникновения ноосферы — объединение человечества. Для В. И.
    Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно- культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межна-
    137
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    138
    циональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.
    Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и
    космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей.
    Эволюция живого вещества, его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные. «Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим»
    1
    Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация.
    Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ организации социальной жизни, который Д. Мэмфорд отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная 296
    модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств
    2
    . Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно вос- принимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.
    «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы.
    «Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом — человек, — теперь становится средством» .
    Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я», культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с его стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном познании.
    В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы,
    человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний.
    Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными
    целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.
    Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили о процессе деградации культуры.
    «Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий.
    Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества
    297
    начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.
    Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления»
    4
    В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок:
    сциентистской и антисциентистской.
    В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, — экономические, политические, моральные и т.д.
    Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «seientia» — знание, наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире — наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него
    характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы:
    экономический, экологический, национальный.
    Он утверждает:
    «Наука

    чума XX
    века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу: «...На одном полюсе

    художественная
    интеллигенция, на другом

    ученые, и как наиболее яркие представители этой группы

    физики.
    Их
    138
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    139
    разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по- разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»
    5
    298
    Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно- технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом:
    больше.
    Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе
    решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие.
    Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации че- ловеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми. Известный философ
    Ю. Бохеньский, рассматривая современную духовную ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса, стоящих перед человечеством:

    Какое место занимает человек в Космосе?

    Существует ли прогресс?

    В чем ценность науки?

    Как велики силы или бессилие человека?
    Современные ответы на эти вопросы выглядят весьма пессимистическими. К примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной системы, что она лишь незначительный фрагмент Космоса в целом, ибо за пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик, расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков (один парсек превышает 30 800 миллиардов километров). Для антропоцентризма прошлых веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, эта точка зрения катастрофична. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествах человека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует, что человека нельзя рассматривать как средоточие вселенских сил. Мы, человечество, лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация, считает Ю.Бохеньский,
    299
    запрещает нам мыслить антропоцентрически. Современная культура строится уже на иных основаниях.
    С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно- технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда и посетившее человечество
    чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического
    прогресса,
    которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.
    В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар».
    К первоочередным из них относятся:

    преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями
    человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   71


    написать администратору сайта