Главная страница
Навигация по странице:

  • Наука и техника

  • М. Фарадеем (1791—1868)

  • . Беккерель, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри, 271 изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В начале XX в, М. Планк

  • А. Эйнштейн приступил к разработке теории относительности. Физическая наука проделала путь от атомной теории материи Дж. Дальтона

  • Дж. Томпсоном в 1897 году первой элементарной частицы электрона последовали планетарные теории строения атома Э. Резерфорда и Я. Бора.

  • Политическая культура

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница34 из 71
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   71
    268
    «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран.
    В пересмотре этой точки зрения роль Войны за независимость североамериканских колоний трудно переоценить. Прежде всего, принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости, опередив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма, послужив тем самым образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе с ней — для конституций практически всех европейских государств.
    Во-вторых, поражение в войне первой промышленной державы Европы и отпадение важнейшего звена от могущественной британской колониальной империи способствовало развитию национального самосознания других народов. Так, войны за независимость (1810—1826), прокатившиеся под влиянием американской революции по всей Латинской Америке разрушили одну из старейших колониальных империй. И хотя на протяжении всего XIX в. шел раздел мира, складывались новые колониальные империи (к 1900 г. площадь колониальных владений составляла 54,9% всех территорий, там проживало 35% населения Земли) и итоги национально-освободительной борьбы были зачастую неутешительны, судьба колониализма была предрешена.
    США продемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития по пути капитализма, минуя феодализм ранее зависимых народов. Капитализм вышел за пределы Европы. Процесс складывания мировой системы капиталистического хозяйства, мирового рынка охватил оба полушария, стал всеохватывающим и более однородным. Шел процесс превращения истории во всемирную историю, формирования мировой культуры как целого, как единства многообразия — национальных культур, художественных школ, и т. д. В этот процесс постепенно включаются и традиционные общества, придавая особый колорит проблеме диалога культур.
    Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами английского и французского
    Просвещения, классическим политическим переворотом буржуазного типа была Французская буржуазная революция 1789—1793 гг. Именно она, воплотив в жизнь чаяния просветителей, обозначила кризис культуры Просвещения, как не способной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.
    Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются
    269
    свободными и равными в правах», среди которых в качестве важнейших и неотъемлемых фигурируют
    «собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
    Однако обещанное просветителями «царство Разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной — капиталистической — эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по
    125
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    126
    разные стороны баррикад.
    Ход революционных событий, казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то как возможно столь разительное несоответствие результатов — целям? Отныне проблема соотношения идеала и действительности волнует общественное сознание не меньше, чем поиск исторической необходимости в происходящем. В логическом аспекте именно это противоречие — идеала и действительности — становится движущим мотивом социокультурного развития в XIX в.
    Франция явилась своеобразным политическим полигоном Европы. В годы революции за короткий исторический период прошли апробацию самые разнообразные формы политического устройства — от классической буржуазной республики до революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии.
    Особо важную роль Французская революция сыграла в формировании политического климата и духовной атмосферы в Европе. Начатый ею цикл буржуазных революций завершился лишь в 70-е гг. XIX столетия.
    Все политические партии и движения, независимо от ориентации, испытали влияние ее идей. Произошла коренная трансформация общественного сознания. .
    Следует отметить, что хотя формирование индустриального общества и правового государства по нарастающей шло в мировом масштабе, Европа XIX столетия была еще крайне неоднородной в социально- экономическом и политическом отношениях. Наряду с Англией, этой «мастерской мира», извлекающей выгоды из своего положения первопроходца по индустриальным рельсам, существуют еще Франция и
    Германия, обремененные избыточным крестьянским населением и малоэффективным сельским хозяйством.
    На столетие-полтора позже, чем в Англии, здесь совершаются и политический, и промышленный перевороты. Наряду с передовыми буржуазными
    270
    республиками с четко определенными национально-государственными границами, на политической карте
    Европы — «лоскутная» империя Австро-Венгрия, феодально-раздробленные Германия и Италия (1859—
    1870 — объединение Италии, 1861—1865 — объединение Германии). Ни промышленный, ни демократический перевороты не коснулись феодальной Испании, превратившейся в одну из отсталых стран
    Европы. И, напротив, благодаря экономическим и политическим преобразованиям к концу века вырываются вперед Германия и США. От общества свободной конкуренции Европа эволюционирует к
    «организованному капитализму» трестов и монополий. Начинается борьба за передел уже поделенного мира. Термин «империализм», первоначально использовавшийся для характеристики колониальной политики, в конце XIX в. начинает применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма — монополистического.
    Рассмотрим теперь, как главные тенденции социокультурного развития преломляются в различных областях.
    Наука и техника
    Как уже отмечалось, в индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно. Как показали подсчеты П.
    Сорокина, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно — 8527.
    В XIX столетии наука вступила в свой «золотой век». «Кульминационный взлет» (П. Сорокин) естественных наук, начавшийся с XVIII в. на излете XIX столетия завершается «революцией в естествознании». Под натиском ошеломляющих физических открытий зашаталась и рухнула вся ньютоновская космология с ее твердыми атомами — кирпичиками материи, независимыми атрибутами временем и пространством, меха- нической причинностью. Бурный научный и технический прогресс XIX столетия основывался на двух духовных посылках западноевропейской культуры — вере в человека-преобразователя (Возрождение) и вере в активную роль его разума (Просвещение).
    Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. Вслед за открытием М. Фарадеем (1791—1868) явления электромагнитной дуги, Д. Максвелл
    (1831—1879) предпринимает исследование электромагнитных полей, разрабатывает электромагнитную теорию света. А. Беккерель, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри,
    271
    изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В начале XX в, М. Планк установил, что энергия выделяется отдельными пучками-квантами, а А. Эйнштейн
    приступил к разработке теории относительности. Физическая наука проделала путь от атомной теории материи Дж. Дальтона — к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж. Томпсоном в
    1897 году первой элементарной частицы электрона последовали планетарные теории строения атома Э.
    Резерфорда и Я. Бора.
    Развиваются междисциплинарные исследования — физическая химия, биохимия, химическая фармакология. Если сформулированный в 1869 г. Д. И. Менделеевым периодический закон химических элементов установил зависимость между их атомными весами, то открытие внутреннего строения атома выявило связь между порядковым номером элемента в периодической системе и числом электронов в слоях оболочки атома.
    126
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    127
    В биологии появляются теории клеточного строения всех организмов Т. Швана, генетической наследственности Г. Менделя, опираясь на которые А. Вейсман и Т. Морган создали основы генетики.
    Основываясь на исследованиях в области физиологии высшей нервной деятельности, И. П. Павлов раз- работал теорию условных рефлексов. Подлинную революцию в науке произвели книги великого ученого- натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), которые опровергали христианское учение о божественном творении мира и человека.
    Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французский бактериолог Л. Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства и других заразных болезней, механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов, заложил основы учения об иммунитете. Немецкий микробиолог Р. Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и др. болезней, создали против них лекарства. В арсенале врачей появились новые лекарственные препараты и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи.
    Естественнонаучный прогресс повлиял и на гуманитарные науки, многие из которых переходят на позиции биологического редукционизма. Это коснулось отдельных направлений этнологии, психологии и в особенности — возникшей в конце века социологии. В философской полемике сталкивались
    272
    различные школы, течения и теории — неокантианство, прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др. Широко распространялись мистика, оккультизм, восточные религии.
    Отмечая в целом небывалый количественный рост научных открытий как одну из определяющих характеристик XIX столетия, нельзя не указать и на происходящие в науке качественные изменения. Прежде всего речь должна идти об изменении в соотношении функций науки — воспитательной, познавательной и прикладной. Если раньше роль первой функции была весьма значительна, то в XIX в. соотношение меняется в сторону двух последних. Объем знаний и их техническое применение бесконечно возрастают, а воспитательная ценность науки падает. Принцип пользы трансформирует понятие истины — «истина суть то, что удобно и полезно». Девизом науки становится «Savoir pour prévoir, prévoir pour pouvoir» (знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать). Связь научного и технического прогресса становится нераздельной.
    Как только ни называли современники XIX век! «Машинный век», — и это совершенно правильно, ведь именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни»
    (1765) человечество шагнуло к первому современному станку из металла (1800, Моделей), а от него — к автоматическому ткацкому станку Жаккара. XIX в. называют «эпохой стали», — именно тогда уровень производства стал становиться показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево.
    Если XVII—XVIII в. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается «эпоха пара». В 1784 г.
    Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем
    Эванс, США, Тревитик, Англия). 17 августа 1807 г. совершилась пробная поездка парохода Фультона «Кле- морн», а в 1814 г. появился на свет паровоз Дж. Стеффенсона. Паровой двигатель нашел применение в сельскохозяйственной технике (паровой плуг, локомобили), строительстве (паровой каток, подъемные механизмы), и т. д.
    XIX век называют также веком железных дорог. От 50 километров железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы протянулись на 1 080 000 км в 1912 г.
    Революцию в средствах транспорта дополнило развитие морских сообщений. Благодаря пару плавание перестало зависеть от силы ветра и преодоление океанического пространства совершалось во все более и более короткие сроки. В конце XIX в.
    273
    появляется автомобиль Г. Даймлера и К. Бенца (1886, Германия), имеющий высокоэкономичный двигатель, работающий на жидком топливе (H. OTTO,
    Р. Дизель), а в 1903 г. — первый самолет братьев У. и О. Райт
    (США). Параллельно шло строительство и совершенствование дорог, мостов, тоннелей, каналов (Суэцкий канал, 1859—1869).
    XIX век — это век электричества. После открытия Петровым явления электрической дуги, С. Морзе изобрел электрический телеграф (1832), а А. Бэлл — телефон (1876), а Т. Эдисон — фонограф (1877). Последний сделал за свою жизнь заявки на патент 1093 изобретений и к 1882 г. стал «королем электричества».
    Появляются радиоприемники А. Попова и Г. Маркони, кинематограф братьев Люмьер (1895). Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне,
    Париже, Нью-Йорке, Будапеште, Париже и др. городах. Благодаря этим и другим замечательным изобретениям жизнь человека радикально изменилась.
    Вследствие произведенных открытий и сделанных изобретений техническое господство над пространством, временем и материей выросло безраздельно. Начался небывалый пространственно-временной рост цивилизации; в духовный мир человека входили новые территории и новые пласты прошлого. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Одновременно возникли и новые способы преодоления времени и пространства — новая техника с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместить больший отрезок космического времени в меньший отрезок времени житейского, приблизить к
    127
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    128
    себе любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в со- прикосновение со всеми. Мир качественно преобразился.
    Политическая культура
    Со времен американской Войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав личности считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, который осуществляет ее через своих представителей, образовала остов модели политической системы, утвердившейся в большей части развитых стран Европы и Америки.
    Высшим представительным учреждением, выражающим
    274
    интересы народа и осуществляющим его волю, стали избираемые населением парламенты (Конгресс в
    США, Рейхстаг в Германии, Парламент в Англии, Дума в России, и т. д.), которые чаще всего состояли из двух палат. Парламентский режим действовал в различных политических системах — как в республиках
    (Франция и др.), так и в конституционных монархиях (Англия и др.) Парламентам принадлежала зако- нодательная власть, а исполнительную осуществляли правительства, возглавляемые президентом, премьер- министром, канцлером и т. д. Кроме того, действовала независимая судебная власть.
    Важной составляющей политической жизни Европы стали идейно-политические движения и политические партии — либерализм, консерватизм, социализм. Принципы либеральной доктрины, сформулированные еще Локком и развитые французскими просветителями, находят широкое применение. В экономике — это защита частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, в сочетании с проведением идеи невмешательства государства в экономику. В социальной сфере — принцип равенства возможностей, отказ от грубоуравнительной трактовки равенства, отстаивание самоценности индивида и его личной ответственности за принятие решений. В политике уже знакомый нам принцип разделения властей, при- знание равенства в правах и свободах, свободных выборов всех институтов власти, в идеологии — свободный обмен мнениями, право на борьбу идей.
    Консерваторы (лат. — сохраняю) стремились к сохранению старых, добуржуазных порядков и учреждений, укреплению общественных устоев — семьи, социальной иерархии, монархии и т. д. Либеральной идее «все люди рождаются свободными и равными в правах» они противопоставили другой принцип — «все люди имеют равные права, но не одни и те же блага». Наиболее известные представители этого направления — автор данной формулы Ж. Де Местр, К. Меттерних, Б. Дизраэли и др.
    Развивается и социалистическое движение (лат. — общественный), представители которого стремились заменить буржуазное общество — обществом, основанным на общественной собственности и справедливом распределении. Диапазон социалистического движения необычайно широк — от различных вариантов утопического социализма, анархизма до марксизма. Идея революции, благополучно забытая либералами, была подхвачена ими и трансформирована радикальным образом в контексте социалистических доктрин.
    Марксизм, в частности,
    275
    видел всемирно-историческую миссию пролетариата в насильственном революционном низвержении буржуазного строя и построении бесклассового коммунистического общества. Другие, более мирные, течения социализма придерживались эволюционного пути развития посредством реформ.
    Каждое из этих течений было организационно оформлено в политические партии. В Великобритании соперничают консерваторы и либералы, во Франции — монархисты и республиканцы, в Германии — консервативная, национально-либеральная и католическая партии, в США — республиканская и де- мократическая партии. Повсеместно возникают социал-демократические партии, профсоюзы. В результате соперничества партий, парламентской и внепарламентской борьбы идет совершенствование социального законодательства и парламентской системы — были проведены реформы избирательной системы, признана законной деятельность профсоюзов, отменены ограничения на проведение стачек, приняты законы об огра- ничении рабочего дня и охране детского труда и т. п.
    Таким образом, политическая культура в XIX в. достигает своих зрелых форм. Хотя ведущие позиции сохраняла за собой либеральная доктрина, в целом был накоплен богатый опыт политической борьбы, сформулированы и апробированы важнейшие нормы и принципы правового государства.
    Мораль и религия
    Величайшим моральным авторитетом в начале XIX в. остается И. Бентам. К его мнению прислушиваются коронованные особы. Так, русский император Александр I предписывал созданной им комиссии по законодательству во всех спорных случаях советоваться с англичанином. А мадам де Сталь была просто уверена в том, что время, в которое ей довелось жить, потомки назовут не веком Бонапарта, а веком
    Бентама.
    Известно, что в новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике был противопоставлен идеал человека, который всем обязан самому себе, своему труду, личным заслугам, человека, который стремится к земному благополучию, а не занятию лучшего места в мире ином, измеряет добродетель не самоотречением, а пользой. В XIX в. данные ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной
    128
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    129
    среде. Но в связи с тем, что буржуазная активность теперь обретает новые формы, появляется и новый буржуа. В отличие от старого, бережливого, ограничивающего свои потребности, не благоволившего к техническим новшествам, заботившегося о качестве товара, осуждавшего заманивание клиента рекламой
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   71


    написать администратору сайта