Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.5.4. Искусство XVIII века

  • Ж. Ватто (1684—1721), Ф. Буше (1703—1770

  • У. Хогарта (1699—1779), Ж. Греза (1725—1805)

  • Фальконе, Гудона

  • В. А. Моцарта.

  • Д. Дефо

  • Бомарше

  • И. В. Гёте

  • 2.5.5. Европейская культура XIX века

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница33 из 71
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   71
    260
    опыт показал, что такая обработка земли требует больших хлопот и расходов, а урожай дает маленький или никакой. Однако никто не сомневается, что это изобретение поддается большому усовершенствованию
    (Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1980. С. 61).
    XVIII в. характеризуется созреванием не только политического, но и морального сознания буржуазного общества. Обычно XVIII в. историки и культурологи называют «галантным» веком. Действительно, эпоха кризиса абсолютизма, которая отмечена распадом моральных устоев, характеризуется вырождением морали в сложнейший этикет, верховным блюстителем которого был сам король. Галантное светское общество превыше всего ценило изящную салонную непринужденность, легкость общения, умение прикрыть вычурными фразами любую вольность или непристойность, едкий сарказм, игривый намек, изысканность
    121
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    122
    манер... И на этом фоне шло формирование иной системы моральных ценностей. Новые моральные принципы резко отличались как от дворянско-аристократической этики, так и от христианской морали.
    Еще Гельвеции (1715—1771) сформулировал принципиально важное положение о том, что добродетель следует измерять полезностью, а не самоотречением, смысл которого — служение Богу. Тому, кто все время борется с самим собой, грозит поражение. Следует быть добродетельным, чтобы быть счастливым.
    Родоначальник утилитаризма И. Бентам (1748—1832) выдвинул принцип пользы в качестве основополагающего. Добродетель, считал он, основывается на индивидуальной пользе, поэтому, действуя в интересах другого, не забывай о собственной выгоде. Даже в общество людей объединяет личная выгода.
    Что выгодно индивиду, должно быть выгодно обществу, и наоборот. Главные богатства — материальные, поэтому кто богаче, тот и счастливее.
    Американскому просветителю Б. Франклину (1706—1790) принадлежит заслуга классической формулировки основополагающих принципов буржуазной морали, в которых отражено изменение духа времени.
    Герой нового времени — человек, который всем обязан самому себе, а не преимуществам принадлежности к знатному роду. Он рассчитывает только на себя («на бога надейся, а сам не плошай»), на свои силы. Ему присуща трезвость ума и нацеленность на реальную, посюстороннюю жизнь. В ней он является противником праздного образа жизни, роскоши, бездумной траты денег, так характерных для дворянства.
    Главные добродетели, культивируемые этим героем, — трудолюбие,
    261
    бережливость и точное соблюдение денежных обязательств. Последнее требование противостоит дворянской этике, считавшей необходимым удовлетворение лишь долга чести, т. е. долга равному себе, дворянину. Что же касается представителей других сословий, то им и долги не возвращать не возбраняется.
    Франклин же поучает: «Тот, кто вовремя отдает долги, является хозяином чужих кошельков»,
    «Бережливость и труд к богатству ведут», «Время—деньги», «Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое», и, наконец, «Пустому мешку нелегко стоять прямо», — а нуждающемуся человеку — поступать всегда честно. Ведь добродетель прямо зависит от обогащения, потому что только богатство дает независимость.
    Таким образом, противоречивый, переходный XVIII в. показывает нам сложное взаимодействие феодально- абсолютистской и буржуазной культур в политике, морали, теориях общественного развития. Рассмотрим теперь, как эти тенденции преломились в искусстве.
    2.5.4. Искусство XVIII века
    В XVIII в. центром духовной жизни Европы становится Франция. Наиболее значительная часть искусства здесь была создана между смертью «Короля-Солнца» и первыми раскатами революционного грома. Первые десятилетия XVIII в. — это стиль «регентства», или раннее
    рококо
    (от фр. «рокайль» — раковина). Затем следует «стиль Людовика XV», зрелое рококо. С 40-х годов набирает силу идейное движение Просвещение, нравственные, этические и эстетические принципы которого направляют искусство в новое русло. В конце века соединение идеалов Просвещения с оживленными традициями классицизма порождает революци- онный классицизм, который в годы наполеоновской империи вырождается в ампир.
    Рококо часто характеризуют как вырождающееся барокко, — стиль изысканный и весьма легковесный.
    Действительно, в нем причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура. Рококо — выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям,
    262
    игривым «галантным сценам»; пышности и величию, патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом формы искусства: экстерьеру — интерьер, где кроме красоты важным становится и удобство; классицистской симметрии — сложная асимметричность. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре (знаменитый сервский и мейзенский фарфор — продукт этой эпохи). Ощущение праздника в интерьере создают многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, удобная, хотя и вычурная мебель, статуэтки, панно и живопись — преимущественно любовного содержания.
    Наиболее выдающиеся представители последней Ж. Ватто (1684—1721), Ф. Буше (1703—1770), «первый художник короля» и любимец мадам Помпадур, и Ж. Фрагонар (1732— 1806), Изысканные туалеты дам в фижмах и кринолинах, башнеобразные прически, плавные движения менуэта, хитросплетения комедий
    Бомарше, романы в письмах, «пастушеские сцены» — все это эпоха рококо.
    В Италии в это время строится театр «Ла Скала», творят свои неподражаемые комедии Гоцци и Гольдони, пишут картины Пьяцетто и Тьеполдо. Основной вклад в итальянское искусство XVIII в. внесла Венеция.
    Праздничный, маскарадный венецианский стиль сродни французскому рококо.
    Параллельно рококо, в атмосфере его отрицания и критики формируется искусство, опирающееся на идеи
    Просвещения и претендующее на выражение запросов третьего сословия. «Салоны» Дидро — первая форма
    122
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    123
    критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей развивается искусство У. Хогарта
    (1699—1779), Ж. Греза (1725—1805). Без излишнего морализирования Шарден отражал в своих полотнах уют буржуазного быта, прославляя добропорядочность и трудолюбие выходцев из третьего сословия. С идеями Ж-Ж. Руссо связано сентиментально-дидактичное творчество Греза. А Ж.-Л. Давид (1748—1825), ведущий мастер французской живописи предреволюционной и революционной эпохи, был первым, кто соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль —
    революционный классицизм
    Нужно отметить, что в возрождении классицизма сыграли роль раскопки античных городов (Помпея), публикация «Истории искусства древних» Виккельмана. Но образцом для подражания становится не Рим, а
    Греция. Идеалом становятся классическая простота, минимум деталей, близость к дикой природе
    (английский парк). В моде утверждается изысканная
    263
    простота кроя — платья, перехваченные лентой под грудью; в области декора линии выпрямляются, утверждаются симметричные формы; на античный манер оформляется интерьер. Думается, что решающую роль в возврате к классицизму сыграл тот нравственный и гражданский пафос, та бескомпромиссность, которую он в себе нес, и которая была созвучна революционным идеалам третьего сословия. Классицизм в скульптуре связан с именами Фальконе, Гудона (1741—1823).
    Первая половина века в музыкальной культуре Европы ознаменована грандиозным, насыщенным философской мыслью творчеством великого И. С. Баха (1685—1750) — титана барокко. «Страсти по
    Матфею» превращают библейскую легенду в подлинную народную драму, где герой жертвует собой ради спасения людей.
    Вторая половина века — это расцвет венской классики. В музыкальной Европе тон начинает задавать католическая Австрия В. А. Моцарта. Ему приписывается более 700 музыкальных произведений. В. А.
    Моцарт, вместе с И. Гайдном (1732— 1809) и Л. ван Бетховеном стал одним из законодателей классической венской музыки. Венская классика, давшая миру несравненные образцы оперной, симфонической, камерной музыки — это не узко национальное явление. Она синтезировала в себе все ценное, что было в музыкальной культуре Европы.
    Помимо классицизма в конце XVIII в. в европейской художественной культуре сложился
    сентиментализм.
    Сентиментализм, также как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, но в отличие от рококо не был аристократическим стилем. Он противостоял и холодной аристократической галантности и бездушному утилитаризму буржуа, идеализируя естественно-патриархальную жизнь
    «маленького человека», проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям. Сентиментально- дидактическое творчество французского художника Ж. Греза было близко сентиментализму в литературе
    Ж-Ж. Руссо. Выдающийся английский художник Т. Гейнсборо был близок по своему мировосприятию к сентиментализму Стерна в литературе, хотя в лучших своих произведениях он преодолевает рамки этого стиля, создавая сложные и глубокие реалистические произведения.
    Два замечательных произведения английской литературы начала века — «Жизнь и удивительные приключения Робинзоно Крузо» (1719) Д. Дефо и «Путешествие Гулливера» (1726) Дж. Свифта рисуют образы людей эпохи Просвещения, позволяют воссоздать тип английского буржуа XVIII в.
    264
    Оказавшись один на необитаемом острове наедине с природой, Робинзон «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Сразу же вслед за желанием выжить появляется желание нажить богатство, и в достижении этой цели Робинзон проявляет качества колонизатора, плантатора-рабовладельца, дельца-коммерсанта, оставаясь при этом истинным пуританином. Он чувствует себя не только хозяином ос- трова, но и подлинным хозяином жизни.
    Роман Свифта выражает разочарование в идеалах века Просвещения. Ни страна лилипутов — карикатура на английскую конституционную монархию, ни страна великанов — воплощение идеалов философов XVIII столетия — не приносят успокоения Гулливеру.
    Во Франции образ «самого смышленого человека нации» создал Бомарше в своей трилогии «Женитьба
    Фигаро», «Севильский цирюльник», «Преступная мать».
    В Германии в то же время увидели свет пьесы Т. Шиллера. И венчает век Просвещения философская драма
    И. В. Гёте «Фауст», утверждающая величие борьбы человека за свои идеалы.
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день идет за них на бой!
    Подведем итоги. Искусству XVIII в. свойственна в сравнении с другими эпохами большая стилистическая цельность: в различных национальных школах и художественных стилях можно обнаружить объединяющие черты. Это искусство совершает переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного — к непосредственно данному, человеческому. Культ ощущения и наслаждения, ориентация на «приятное и раз- влекательное» превращаются в своеобразное этическое кредо, выраженное Вольтером в его знаменитой формуле: «Все жанры литературы хороши, кроме скучного». Героические сентенции революционного классицизма логически принадлежат другой исторической эпохе — культуре XIX в. В XVIII в. искусство становится преимущественно светским: исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над церковным. «Обмирщение» идет в
    123
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    124
    живописи и скульптуре, где жанровое направление завоевывает одно из главных мест. Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения», усиливаются романтические тенденции.
    Театр и музыка становятся ведущими видами искусства.
    265
    Главным результатом искусства XVIII в. и было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.
    Итак, культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм, и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.
    Природа по-прежнему рассматривается как совокупность вещей, энергий, сущностей и закономерностей, существующих до вмешательства человека. Но в культуре Просвещения над декартовским миром количеств и протяженности берут верх качественные характеристики. Понимание природы первопричины и первотворца все чаще наделяется высшим ценностным смыслом. «Естественный человек», «естественный разум», «естественное состояние», «естественные законы», «естественное право» — выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. Одновременно «естественное» становится святым и благочестивым: Природа-мать воздвигнута на пьедестал, на котором вполне могло бы быть начертано:
    «Свята и непорочна». От лица Природы совершается критика изживших себя общественных отношений и нравов; природа выступает оружием борьбы за торжество истины, за переход к естественному порядку.
    В целом можно говорить об изменении образа мира: в общественном сознании образ мира-механизма вытесняется образом мира-организма.
    Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди скроены из одного природного материала. Человек, объявленный частью природы, «продуктом природы, подобно прочим существам» (Гольбах), все более погружаясь в материальный мир, освобождался от души, привязывающей его к Богу, а тем самым — от старых идеологических пут. Человек осознает себя господином своей судьбы, присваивает себе функции творца, убеждается в ненужности «гипотезы Бога» (Лаплас).
    Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания, промышленности, науке, искусству. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В
    266
    понимании конечной цели общественного прогресса, в который неколебимо верит культура Просвещения,
    — представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.
    2.5.5. Европейская культура XIX века
    В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духов- ной жизни общества, в художественной культуре.
    В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.
    Происходит величайший культурный поворот, сопоставимый по значимости и масштабности с переходом человечества от древности — к средневековью и от последнего — к Новому времени. Видный философ и культуролог XX в. Хосе Ортега-и-Гассет в этой связи писал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком... Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. XIX век провел их в жизнь».
    Обозначенная ситуация — следствие трех эпохальных событий, значение которых для судеб европейской культуры трудно переоценить. Речь идет о промышленном перевороте в Англии, Войне за независимость североамериканских колоний и Великой французской буржуазной революции. Именно эти события, порождающие основные социокультурные процессы XIX столетия, образуют его нижнюю границу, смещен- ную, таким образом, в XIX в. Не совпадает с хронологическими рамками и верхняя граница — август 1914
    — вот конечный пункт прибытия культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.
    267
    Начавшийся в последней трети XIX столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран.
    124
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    125
    Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга). На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. Певец индустриализма А. де Сен-
    Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые.
    Индустриальная цивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития следующими чертами:
    — Фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Ускоренное внедрение в производство технических и технологических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий и переходом их к выпуску массовой стандартизированной про- дукции. Массовое производство приводит к урбанизации, росту городов — промышленных и культурных центров.
    — Уровень благосостояния и качества жизни в городах существенно повысился. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства — паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро позволяют быстрее преодолевать расстояния. В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т. д.
    — Формируется средний класс (служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия) по признаку устойчивого материального положения, хотя и различного у отдельных слоев. Именно «средний класс» в конечном счете придает устойчивость обществу, которое постепенно становится «массовым».
    — Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой смог обеспечить человечеству то, что называется благосостоянием. Польза, достаток, комфорт — эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, которое начинает неправомерно отождествлять прогресс культуры с экономическим прогрессом.
    Восприятие технического прогресса как определяющей цивилизационной черты неминуемо вело к противопоставлению
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   71


    написать администратору сайта