Главная страница

Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


Скачать 6.31 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
Дата03.02.2017
Размер6.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
ТипУчебное пособие
#1968
КатегорияИскусство. Культура
страница42 из 71
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   71
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
160
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
161
3.1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РОССИИ
Мы уже рассмотрели основные направления и этапы развития мировой культурологической мысли. Куль- турология в России XIX—XX вв. — неотъемлемая часть этой целостности, хотя и обладающая определенным своеобразием, которое связано со спецификой социального, национального и цивилизационно-исторического самосознания России в данную историческую эпоху. С одной стороны, ей предстояло определиться среди народов и культур Запада и Востока. С другой, это необходимо было сделать в процессе быстро протекавшего и неумолимого обновления ее собственной культурной традиции.
Наконец, ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в новой русской культуре неудержимо нарастало и по той причине, что сам Запад (в сторону которого все более клонилось историческое движение России) явственно обнаруживал в это время постоянное обновление собственных ориентационных идеалов и целей (от католицизма — к протестантизму, гуманизму, просветительству, рационализму, утилитаризму, либерализму, демократизму, социализму).
Сказанное вполне объясняет возможность и даже необходимость дополнительного и в значительной мере самостоятельного рассмотрения основных культурологических теорий, сложившихся в XIX—XX вв. на русской почве. Такое рассмотрение оказывается вместе с тем целостным исторически-теоретическим введением в последующее специальное освещение вопросов оснований и социодинамики российской культуры.
3.1.1. Культурологические идеи западников и славянофилов
Т
ема культуры в русской мысли, пожалуй, впервые получает серьезное теоретическое осмысление начиная с «Философических писем» П. Я. Чаадаева и
347
спора вокруг них между славянофилами и западниками. «Общественно-культурные споры 40-х гг., — полагают В. К. Кантор и А. Л. Осповат, — были в известном смысле реакцией и ответом на вопрос-вызов
Чаадаева. В эти годы для многих русских мыслителей проблема национальной культуры становится их личной проблемой.
Они ставят себе задачу понять и осознать роль и место России, говоря словами
Чаадаева, «в общем порядке мира
». Или же, говоря словами В. С. Соловьева (в его парижской лекции 1888 г. «Русская идея»), — как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории».
Полагая, что народы — существа нравственные (как и отдельные личности), Чаадаев определял культуру, прежде всего, как духовное образование общественно-исторической жизни. Материальный характер цивилизации (как реально существующей культуры) являлся для него признаком либо еще не родившейся культуры (как в России), либо начавшей вырождаться (как в Северо-Американских Соединенных Штатах).
Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском.
Причем максимальное выражение этой духовности, по Чаадаеву, имело место пока лишь в католической
Западной Европе эпохи средневековья. Свою же современность он воспринимал в остро-проблемном плане.
С одной стороны, он был убежден, что
«в
мире христианском все должно непременно способствовать
установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле».
С другой, был вынужден констатировать, что реальное «социальное развитие», действительный ход исторической жизни народов
Западной Европы осуществлялись
«как в добре, так и во зле»,
что протестантизм и Реформация вернули мир в
«разобщенность язычества».
Где же выход? Где искать мост, соединивший бы отступающую под натиском «материальной цивилизации» нового времени христианско-католическую культуру средневековья с тем земным совершенным строем социальной жизни, идеал которого так четко сформулировала в начале
XIX в. западноевропейская мысль (Шеллинг, Ламеннэ, Сен-Симон)?
Поставив эту проблему, Чаадаев, каким бы странным это ни казалось в контексте критической части его
«Философических писем», обращается к России. К той самой России, которая не доросла еще до собственно духовной стадии в развитии ее цивилизации, не вышла из поры «юности» в «зрелый возраст», которая не только не стала мостом между Западом и Востоком (к чему была как бы предрасположена географически), но даже не развила «традиций ни того ни другого», а
348
обратилась за христианским учением «к растленной Византии», только что отпавшей от «вселенского братства», и на этом пути создала лишь гигантскую государственность, поработившую каждую человеческую личность («начиная с самых высот общества и кончая рабом, существующим лишь для утехи своего владельца»). Чем же был мотивирован такой неожиданный ход мысли Чаадаева? Двумя основными
161
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
162
соображениями.
Во-первых, надеждой на историческую молодость России, благодаря которой на этом «листе белой бумаги» можно записать, не повторяя ошибок Запада и Востока, древнего и нового мира, самые истинные письмена.
Во-вторых, уверенностью, что русский народ принадлежит к тем избранным народам, «которые нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, но которые таинственно определяет верховная логика
Провидения».
В итоге философско-историческая концепция культуры Чаадаева представляет ее развитие по двум основным руслам, потокам (Восток Запад) и на двух основных этапах (древний мир христианская
эпоха). Высшими точками развития культуры в христианскую эпоху при этом являются
католическое
средневековье Западной Европы и будущий совершенный социальный строй христианского мира,
связываемый, прежде всего, с вступлением на историческую сцену России.
В рамках философско-исторической интерпретации проблемы культуры, ее исторического развития и места
России во всемирной истории развивались идеи первых критиков чаадаевской концепции в русской мысли
славянофилов. Причем на первых порах их интересовала преимущественно тема «Россия — Запад». В работе «О старом и новом» А. С. Хомяков, подобно Чаадаеву, не отрицал многих негативных черт в русской культуре, как в новой, так и в древней. Его также глубоко печалила далекая от проникнутости идеалами христианства реальность культурно-исторической жизни — и в Западной Европе, и в России.
Вместе с тем Хомяков был поклонником православия и поэтому христианская, но западнически ориентированная культурологическая концепция Чаадаева его не удовлетворяла. По этой же причине в совершенно ином контексте оказывается у него и представление-надежда о будущем великом предназначении России.
Специфика культуры в Западной Европе определялась тем, что христианская церковь была здесь предельно- деятельной и
349
сухо-практической. Обратившись к рационализму,
она «создала мир прекрасный, соблазнительный, но
обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства».
Восточная церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным «гордостью философии эллинской», и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись «в правоте веры». (Эта интуиция Хомякова получила детальную проработку в богословских трудах крупнейшего русского философа XX в. В. Н. Лосского.) Однако эллинские истоки византийской культуры, созданные предшествующей историей законодательство, искусство, формы социальной жизни вступили в противоречие «с простотой духа христианского, с истинами его любви», что и привело византийское общество и государство к гибели. Но восточное христианство успело к этому времени перейти на север, к русским славянам. Их культура уже в исходном, отправном пункте выгодно отличалась от западноевропейской, ибо на русской истории не лежало «пятно завоеваний» , «кровь и вражда», а с другой стороны — их общественное устройство и общественный быт (до татарского нашествия) отличались патриархальностью и простотой. Эта социально-историческая почва, по Хомякову, и была наиболее
благоприятна для утверждения истинного христианства.
В сходном ключе движется и аргументация в пользу тезиса о приоритете России в развитии истинно христианской культуры у И. В. Киреевского. В Западной Европе и церковь, и общество оказались под двойным влиянием культурного наследия древнего мира —
христианским и языческим.
Это последнее выразилось, во-первых, в опоре на античный рационализм (что привело в церковной жизни к изменению догмата о Троице, к превращению папы в главу церкви вместо Иисуса Христа, к практике логических доказательств бытия Божьего, к инквизиции, иезуитизму и, наконец, к протестантизму — полному торжеству «формального разума над верою и преданием»), а во-вторых (в социальной жизни), — к полной
индивидуализации личности, к частной собственности и договору, к чисто правовой основе
государственности. Напротив, Россия, находившаяся вне влияния «классического древнего мира»,
оказалась под прямым воздействием христианства, принятого от Византии, а с другой стороны, отправ-
ной точкой общественного развития русских славян стала их община и связанная с ней конкретная
человеческая личность. Это создало почву для преобладающего значения не юридических, а нравственных отношений. Княжеская же власть касалась не столько сферы внутреннего управления, сколько сферы внешнеполитической и военной.
350
И все же во взглядах основателей славянофильского учения на русскую культуру и ее место в истории имелись существенные расхождения. Для Киреевского — считает В. И. Керимов — «древняя Россия была обществом вполне и всецело христианским», тогда как Хомякову «переустройство общества на христианских началах любви» представлялось лишь той «сверхзадачей», которая еще только стоит перед
Россией. Соответственно этому данные теории оцениваются как ретроспективная и перспективная утопии.
Вместе с тем критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии (в сравнении с ней) русской истории и культуры, общая православно-христианская культу- рологическая ориентация объединяли обоих мыслителей и придавали цельность славянофильскому учению.
В конце 30-х — середине 50-х гг. XIX в. оно стало антитезой не только западнической культурологической теории Чаадаева, но и западническим концепциям иного,
либерального и социалистически-революционного
толка.
162
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
163
Основателями западничества, придавшими ему социалистическую и революционно-демократическую окраску, явились А. И. Герцен и В. Г. Белинский. К числу представителей умеренного, либерального направления принадлежали Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, К. Д. Савелин, Б. Н. Чичерин. В чисто теоретическом плане культурологические идеи большинства идеологов западничества в указанный исторический период не представляют особого интереса. Обратимся в этой связи лишь к двум наиболее значительным работам из их лагеря — к кавелинскому «Взгляду на юридический быт древней России»
(справедливо названному манифестом западничества 40-х гг.) и к брошюре Герцена «О развитии революционных идей в России».
В своей работе Кавелин решительно выступил как против Чаадаева и славянофилов (с их философско- историческим подходом в исследованиях культуры), так и против сторонников традиционной историографии (M. H. Погодин). Практически одновременно с К.Марксом и Ф. Энгельсом (в «Немецкой идеологии»)
он
поставил задачу превращения истории в науку

на пути преодоления как спекулятивных
методов философствования об истории, так и методологии эмпиризма.
Причем в движении по этому пути он мог опереться (в качестве образца-примера) на результаты методологических изысканий и критики в адрес спекулятивной философии и эмпиризма в работе Герцена «Письма об изучении природы» . Пре- одолеть эти крайности в области исторического исследования
351
сухо-практической. Обратившись к рационализму,
она «создала мир прекрасный, соблазнительный, но
обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства».
Восточная церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным «гордостью философии эллинской», и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись «в правоте веры». (Эта интуиция Хомякова получила детальную проработку в богословских трудах крупнейшего русского философа XX в. В. Н. Лосского.) Однако эллинские истоки византийской культуры, созданные предшествующей историей законодательство, искусство, формы социальной жизни вступили в противоречие «с простотой духа христианского, с истинами его любви», что и привело византийское общество и государство к гибели. Но восточное христианство успело к этому времени перейти на север, к русским славянам. Их культура уже в исходном, отправном пункте выгодно отличалась от западноевропейской, ибо на русской истории не лежало «пятно завоеваний» , «кровь и вражда», а с другой стороны — их общественное устройство и общественный быт (до татарского нашествия) отличались патриархальностью и простотой. Эта социально-историческая почва, по Хомякову, и была наиболее
благоприятна для утверждения истинного христианства.
В сходном ключе движется и аргументация в пользу тезиса о приоритете России в развитии истинно христианской культуры у И. В. Киреевского. В Западной Европе и церковь, и общество оказались под двойным влиянием культурного наследия древнего мира —
христианским и языческим.
Это последнее выразилось, во-первых, в опоре на античный рационализм (что привело в церковной жизни к изменению догмата о Троице, к превращению папы в главу церкви вместо Иисуса Христа, к практике логических доказательств бытия Божьего, к инквизиции, иезуитизму и, наконец, к протестантизму — полному торжеству «формального разума над верою и преданием»), а во-вторых (в социальной жизни), — к полной
индивидуализации личности, к частной собственности и договору, к чисто правовой основе
государственности. Напротив, Россия, находившаяся вне влияния «классического древнего мира»,
оказалась под прямым воздействием христианства, принятого от Византии, а с другой стороны, отправ-
ной точкой общественного развития русских славян стала их община и связанная с ней конкретная
человеческая личность. Это создало почву для преобладающего значения не юридических, а нравственных отношений. Княжеская же власть касалась не столько сферы внутреннего управления, сколько сферы внешнеполитической и военной.
350
И все же во взглядах основателей славянофильского учения на русскую культуру и ее место в истории имелись существенные расхождения. Для Киреевского — считает В. И. Керимов — «древняя Россия была обществом вполне и всецело христианским», тогда как Хомякову «переустройство общества на христианских началах любви» представлялось лишь той «сверхзадачей», которая еще только стоит перед
Россией. Соответственно этому данные теории оцениваются как ретроспективная и перспективная утопии.
Вместе с тем критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии (в сравнении с ней) русской истории и культуры, общая православно-христианская культу- рологическая ориентация объединяли обоих мыслителей и придавали цельность славянофильскому учению.
В конце 30-х — середине 50-х гг. XIX в. оно стало антитезой не только западнической культурологической теории Чаадаева, но и западническим концепциям иного,
либерального и социалистически-революционного
толка.
Основателями западничества, придавшими ему социалистическую и революционно-демократическую окраску, явились А. И. Герцен и В. Г. Белинский. К числу представителей умеренного, либерального направления принадлежали Д. Л. Крюков, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, К. Д. Савелин, Б. Н. Чичерин. В чисто теоретическом плане культурологические идеи большинства идеологов западничества в указанный исторический период не представляют особого интереса. Обратимся в этой связи лишь к двум наиболее значительным работам из их лагеря — к кавелинскому «Взгляду на юридический быт древней России»
(справедливо названному манифестом западничества 40-х гг.) и к брошюре Герцена «О развитии
163
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
164
революционных идей в России».
В своей работе Кавелин решительно выступил как против Чаадаева и славянофилов (с их философско- историческим подходом в исследованиях культуры), так и против сторонников традиционной историографии (М. Н. Погодин). Практически одновременно с К.Марксом и Ф. Энгельсом (в «Немецкой идеологии»)
он
поставил задачу превращения истории в науку — на пути преодоления как спекулятивных
методов философствования об истории, так и методологии эмпиризма.
Причем в движении по этому пути он мог опереться (в качестве образца-примера) на результаты методологических изысканий и критики в адрес спекулятивной философии и эмпиризма в работе Герцена «Письма об изучении природы» . Пре- одолеть эти крайности в области исторического исследования
351
общества и культуры значило для Кавелина стать на точку зрения развития и, в частности, «представить русскую историю как развивающийся организм, живое целое, проникнутое одним духом, одними началами». В соответствии с этим заданием он строит теорию русской истории, хотя и использующую традиционные для философии истории оппозиции, полученные спекулятивно-логическим путем (Восток—
Запад, древний мир — христианская цивилизация, Россия — Западная Европа), но вместе с тем отчетливо приобретающую чисто научный характер.
Русская культура в его социологически-исторической схеме предстает на трех основных этапах
органического развития:
родовой строй — вотчинный строй (семья) — гражданское общество свободных и суверенных личностей (государство). Третья стадия, выражая собою всестороннее развитие личностного начала в общественной жизни и культуре, начинается лишь в эпоху Петра I. Ее завершение возможно лишь после отмены крепостного права в отношении крестьян. Кавелин считал, что русский народ — народ европейский и что основы его общественного и культурного развития заданы общим для «новых» народов христианским идеалом безусловного нравственного достоинства и свободы человеческой личности.
Различие между Западной Европой и Россией заключается
,
однако
,
в том
,
что к реализации этого идеала
они идут разными историческими путями:
германским племенам предстояло развить исходное (для их истории) личностное начало в общечеловеческий нравственный принцип; русскому народу, начавшему свою историю родовым бытом (и в обществе, и в культуре), — именно личностное начало.
Христианско-либеральная (по мировоззренческой ориентации) культурологическая концепция Кавелина была решительно радикализирована Герценом. В начале 50-х гг. он отказывается от
абстрактной,
«всемирно-исторической»
по своему смыслу, западнической утопии социализма в пользу более конкретной и реалистической (национальной, русской) утопии «крестьянского» или «общинного» социализма. Для » этих целей он обращается непосредственно к русской истории, стремясь найти в ней доказательство тезиса об объективной социально-исторической обусловленности (и, следовательно, возможности) крестьянской социалистической революции в России. При этом, подобно Кавелину (и не без влияния его идей), он ищет в русской истории не абсолютные логические законы развития, а конкретно-историческую закономерность.
352
Русская культура в этой исторической концепции Герцена оценивается, во-первых, в плане ее существенного отличия от западноевропейской культуры (здесь много общего с его теоретическими предшественниками), а во-вторых, с точки зрения ее развития. Культура русского народа — это исторически молодая культура, ибо «до сих пор» (т.е. до середины XIX в.) «Россия только устраивалась», представляя лишь своеобразное эмбриональное развитие славянского государства. В отправной точке становления этого государства не было «того различия, которое наблюдается повсюду между племенами завоевателей и покоренными племенами». Следовательно, и русская духовная жизнь, русская культура у ее истоков не была пронизана антагонизмом. В этом пункте культурологическая концепция Герцена совпадает и со славянофильской, и с либерально-западнической и вроде бы ведет к тотальной антитезе «Россия — Запад».
Однако, будучи диалектиком и пытаясь обнаружить борьбу противоположностей как источник развития в самой русской истории, Герцен обращает пристальное внимание на самую «разрывную» эпоху в русской культуре — петровскую эпоху (ставшую камнем преткновения для либералов-западников и объектом резкого критического неприятия для славянофилов). Именно здесь — по Герцену — состоялось своего рода
«внутреннее завоевание» России, а именно:
крепостническое порабощение крестьян-общинников фео-
дальным дворянством.
«Никакая история — ни древняя, ни новая — не содержит ничего подобного», — утверждал он. Это завоевание поселило в народе «глубокий антагонизм», который нашел свое внешнее выражение в расколе русской культуры. Ее возрождение Герцен связывал с социалистическим переустройством русского общества в результате народной (крестьянской) революции.
Путь русской культурологии от Чаадаева к Герцену — начальный этап ее становления, теснейшим образом связанного с вызреванием реформаторского и радикалистского сознания в российском обществе накануне отмены крепостного права, с формированием интеллигентской идейной программы в русской духовной культуре, секуляристской (во всех своих течениях) по отношению к древнему (христианско-православному) мировоззрению русского народа. Связь с наукой и философией первой половины XIX в. в Западной Европе предопределила в дальнейшем ее расцвет и глубокое автономное развитие между 1861 и 1917 гг.
353
3.1.2. Культурология в эпоху расцвета русской философской и общественной
164
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
165
мысли
Богатство русской мысли второй половины XIX— начала XX вв. поражает воображение и вполне
допускает сопоставление этого духовно-творческого образования с античной и немецкой классикой.
Русская культурологическая мысль этой эпохи — с точки зрения способов мышления о культуре и методологии ее исследования — выступает в трех основных формах: философско-исторической, научной
и собственно культурологической (в узком значении этого термина). Мы рассмотрим в этом разделе культурологические теории В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, Г. В. Плеханова и Н. Я.
Данилевского. Два первых мыслителя представляют философско-историческое направление в культуроло- гии, два вторых — научно-историческое, последний продолжает начатую Хомяковым собственно
культурологическую традицию в исследованиях культуры. В идеологическом плане Данилевский выступил как теоретик «почвеннического» направления,Чи-черин и С. Соловьев — как умеренные
(консервативные) либералы-западники, Плеханов — как идеолог социал-демократического движения и как теоретик марксизма, Вл. Соловьев колебался между славянофильством и западничеством, стремясь к достижению универсального мировоззренческого синтеза.
В 1871 г. вышла знаменитая работа Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая теория считается родоначальницей теорий «замкнутых культур» и «локальных цивилизаций», ставших наиболее заметным явлением в интеллектуальной жизни Западной Европы в XX в.
Основной недостаток господствовавших исторических теорий Данилевский усматривал в общепринятом разделении всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, в неправильном понимании отношения национального к общечеловеческому, в «предрассудочном понятии о характере того, что называется
Западом и Востоком». Основную мысль собственной культурологической теории он выразил следующим образом:
«Формы исторической жизни человечества... не только изменяются и совершенствуются
повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам».
Каждый такой тип представляет собою, прежде всего, некоторый специфический для данного народа или группы родственных народов, самостоятельный и независимый от других «план» религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного исторического развития.
354
Базирующаяся на этой идее «естественная система истории» различает врамках «круга ее явлений» троякого рода исторические образования (подобные космической материи, кометам и планетам):
племена, составляющие «этнографический материал» для собственно исторических
организмов;
народы, совершающие лишь «разрушительный подвиг» в истории (типа гуннов, монголов,
турок);
народы, достигшие «исторической индивидуальности» и являющиеся «положительными
деятелями в истории человечества». Народы этой группы составляют десять основных
культурно-исторических типов (у Шпенглера их число сокращено до восьми, у Тойнби
увеличено до двадцати одного).
Каждый из них развивал самостоятельным путем то начало, которое было заложено в особенностях его духовной природы, а также коренилось в особенных внешних условиях его жизни. Некоторые из них существовали как «совершенно уединенные цивилизации» (Китай, Индия), другие — как «цивилизации
преемственные» (египетский, древнесемитический, греческий, римский, западноевропейский культурно- исторические типы). Выделяя три периода в исторической жизни народов (культур), а именно:
этнографический, политический (государственный) и цивилизационный, — Данилевский отмечал, что некоторые из них не достигли третьей, цивилизационной, стадии: например Иран — вследствие разрушительных воздействий со стороны македонян, арабов и монголов или же славянский (российский в своей основе) тип — в силу исторической молодости.
Подвергая критике утвердившуюся в философии истории антитезу «Восток — Запад», Данилевский — в полемике с С. М. Соловьевым — утверждал: если Европа (западно-христианская цивилизация)
«действительно составляет самостоятельное, культурно-историческое целое», то Азия (Восток) «ничему подобному не соответствует, никакого единства в этом смысле не имеет». Критика европоцентризма
(продолженная впоследствии Шпенглером и Тойнби) была вызвана у Данилевского не только стремлением к научной истине (в отношении интерпретации исторических судеб так называемых народов Востока и античных народов), но и желанием выработать осознанное и вопределенной мере критическое отношение
России к Европе. В этом контексте должна восприниматься его схема (имеющая и серьезное научное значение) «одноосновных», «двухосновных»
355
и «многоосновных» цивилизаций. Если первичные культуры (Египет, Китай, Вавилон, Индия, Иран) не выявили в резкой форме ни одной из четырех основных сторон культурной жизни, то «одноосновные» цивилизации проявили себя либо в религиозной сфере (еврейский народ), либо в собственно культурной
(искусство, наука и т. д.) сфере (греки); либо в политической сфере (римляне). Европейцы создали
«двуосновную» цивилизацию, охватив в своей исторической жизни и культурную, и политическую сферы.
Но до сих пор осталась неосвоенной сфера экономическая, а также никому пока не удавалось связать
165
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
166
воедино все четыре сферы социокультурной жизни. Эту роль, по Данилевскому, сможет выполнить славянский культурно-исторический тип.
В критике предшествующей и современной ему западной исторической мысли Данилевский особо выделял
философско-историческую концепцию Гегеля. Другим серьезным критиком этой концепции в 70-е гг.
XIX в. был ученый-историк, автор знаменитой «Истории России с древнейших времен» (ее двадцать девять томов были опубликованы с 1851 по 1879 г.) С. М. Соловьев. Начинал он свой творческий путь под влиянием Гегеля и его русских учеников — Д. Л. Крюкова и Т. Н. Грановского. Но уже в трактате
«Феософический взгляд на историю России» он исходил из идеализации русской культуры, основа которой (христианство) сохранится, по его мнению, «вечно»: не только в период «юности», когда все народы живут активной религиозной жизнью (хотя и бессознательно, чувственно), но и в «зрелом» возрасте, предполагающем сознательную и разумную жизнь культуры, но без «спасительного влияния религии».
Русский народ рассматривается, таким образом, как единственное исключение из общего правила.
Россия,
ее культура и ее история поставлены Соловьевым в центр мирового развития

в качестве «европейской
страны», представляющей «образец христианского государства».
Своеобразным отзвуком этой идеализации является противопоставление (в «Истории России») реформ Петра I и революции 1789 г. во
Франции. Правда, на этом этапе Соловьев уже не абсолютизирует культурно-историческую жизнь древней
России, запоздавшей с переходом во второй возраст органического развития на целых два столетия (в сравнении с Западной Европой). В 70-е гг. эта тенденция выступает еще более резко. С 1868 по 1876 г.
Соловьев публикует (в «Вестнике Европы») свое основное культурологическое сочинение «Наблюдения
над исторической жизнью народов», представляющее собой прямую антитезу гегелевской «Философии истории».
356
Принципиально отказываясь от спекулятивных построений в обобщающей характеристике исторических форм культуры, он — путем их сравнительного изучения — стремится к детерминистическому объяснению своеобразия культурно-исторических индивидуальностей. В этом осмыслении тринадцати выделенных им в результате анализа обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия,
Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) Соловьев использует четыре основных критерия- различителя:
географический («природа страны»);
в этнографический («характер племени»);
культурологически-исторический (характер «народного воспитания» и «исторические
обстоятельства его внутренней и внешней жизни»);
религиозный (антитеза «язычество — христианство»).
Итоговая картина культурно-исторической жизни народов у Соловьева является гораздо более богатой и понятной, чем у Гегеля. В ней обнаружилось не простое противостояние Запада и Востока (с их синтезом в христианско-германском мире), но, во-первых, различие трех изначальных типов общества и культуры

«трудового»
(Китай и Египет, Индия),
«военного»
(Вавилония и Ассирия, Мидия и Персия) и
«предпри-
нимательского»
(Финикия, Греция), во-вторых, различие в культурах неарийских (относительно устойчивых и пассивных) и арийских (более подвижных и активных) народов, в-третьих, различие между
восточными и западными обществами-цивилизациями (в том числе — среди арийских народов), представляющими соответственно господство родового или личностного принципов в социальной организации и духовной культуре. Наконец, Греция и Рим, Западная Европа и Россия осмыслены в качестве параллельных вариантов развития культуры в древней (языческой) и новой (христианской) истории Запада.
С другой стороны, эта картина цивилизаций-индивидуальностей получена, в отличие от Данилевского, не в результате простой констатации достигнутого в исторических исследованиях мировой культуры, но самостоятельным исследовательским анализом. Путь Данилевского вел, в конечном счете, к иррационалистическим и романтическим построениям Шпенглера. Соловьев дал в XX в. величайший об- разец последовательного сциентистского историзма в теории локальных цивилизаций Тойнби.
357
Третий вариант цивилизационно-исторической теории был создан в 70-е гг. на классической, философско- исторической основе, хотя и с попыткой соединения с ней методологии научно-исторического исследования культуры. Имеется в виду теория Б.Н.Чичерина, сознательно развившего и культивировавшего диалектику гегелевского образца.
Его диалектическая культурно-историческая концепция усиливает (в сравнении с
Гегелем) момент линейности в понимании процесса развития культуры и одновременно

политико-
центристское осмысление его содержания.
В его диалектически-триадическом расчленении всемирной истории культуры впервые приобретает логический статус ставшая к этому времени штампом в запад- ноевропейской историографии известная схема: «древний мир
— средние века — новое время» (только что подвергнутая критическому пересмотру у Данилевского и
Соловьева). Логический смысл этой формулы — в указании на движение общества и культуры от первоначального единства через раздвоение на противоположности к итоговому единству.
В историко-юридических сочинениях Чичерина 50—60-х гг. этой формуле дается социологическая трактовка: «родовой быт
166
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
167
— гражданское общество и союз церковный — государство». В главном его культурологическом произведении «Наука и религия» (1879 г.) каждой из этих ступеней соответствуют синтетические мировоззренческие формы: натуралистические религии древности, христианство и будущая
универсальная религия духа. Формой перехода от первой ступени культуры ко второй выступает философское мировоззрение греков (первая аналитическая форма), от второй к третьей — философия нового времени (вторая аналитическая форма в культуре). В рамках первой ступени у Чичерина совмещены две качественно разнородные социальные формы: общества с родовым бытом и государства (общества- цивилизации). Этому соответствует в его схеме развития духовной культуры наличие двух основных форм натуралистического религиозного сознания и мировоззрения: первобытных
(фетишизм, натурализм,
анимизм, сабеизм)
и философских
(поклонение небу, богу силы, богу-духу и индивидуальным божествам).
Итак, Восток и его цивилизации оказались вытесненными на периферию мировой истории и культуры.
Больше того, Чичериным не была осознана (представленная и у Гегеля, и у Данилевского, и у Соловьева) та принципиальная грань, которая разделяет их с собственно первобытными обществами и культурами.
Это одновременно усилило (уже наметившееся у Гегеля) представление о единстве и преемственности культурно-исторической
358
традиции Запада. Исходным творческим вступлением в эту традицию у Чичерина оказывается теперь уже непосредственно греко-римский (античный) мир — с его философией и свободной, самодеятельной личностью, связанной правовыми отношениями. По существу, он характеризуется как своеобразное отклонение от нормы, как выпадение в результате мировоззренческой революции (имевшей уникальный характер) из рамок цивилизационной традиции (представленной культурами Востока).
Античность, вместе
с тем, подготовила вступление культуры в эпоху раздвоения, представленную христианским
мировоззрением.
Синонимом этой раздвоенности на данной ступени служит ее самостоятельное существование в светской и религиозной формах, а также распад средневекового христианского мира на церковь восточную и церковь западную. Характерно, однако, что в социологической трактовке этой эпохи
Чичерин не находил принципиальных различий между западноевропейским феодализмом и специфической формой гражданского общества в России. В новое время, в переходный период от культуры раздвоения к универсальной культуре примиренных противоположностей, и в Западной Европе, и в России возникает централизованное (абсолютистское) государство. Его назначение — свести воедино основные начала
существования общества и культуры, достичь их гармонии, что возможно лишь в правовом
(либеральном) обществе и государстве.
Культурологическая теория В. С. Соловьева также создавалась в русле философско-исторической традиции и также под известным влиянием Гегеля. Правда, в «Философских началах цельного знания» (созданных и опубликованных в конце 70-х гг.) Соловьев заявлял, что он не нашел у Гегеля последовательного и полного применения к истории человечества открытого им общего диалектического закона развития. Но все-таки его собственные «три силы», три сферы и три степени общественно-культурного организма человечества, три фазиса мирового и три стадии западного развития — явная дань гегелевской триаде. Рассмотрим, однако, содержательный аспект соловьевской культурно-исторической концепции 70-х гг.
Смысл человеческой истории — считал мыслитель — заключается в выходе эмпирического
человечества (греховного по своей природе) к Богу. Искушения плоти, духа и власти препятствуют этому. Но Бог своим откровением помогает состояться грядущему богочеловечеству. Эта метафизическая основа концепции Соловьева раскрывается далее в двух основных измерениях — историческом и
типологическом. Исторический
359
аспект представлен через осмысление процесса развития общества и культуры. Общий закон развития предполагает при этом определенные изменения органического существа, ведущие от начала через ряд промежуточных состояний к цели. Первый этап с необходимостью выражает принципиальную слитность всех сфер
(творчество

знание

практика)
и степеней
(материальная

формальная

абсолютная)
общечеловеческой жизни. Уже в древности эта слитность не сохранилась в своей первоначальной чистоте, но в корне своем она была решительно «потрясена только с появлением христианства». С этого времени начинается второй этап исторического развития культуры, представленный западной цивилизацией.
Средние века, начатое Возрождением новое время и XIX столетие

три стадии ее собственного
развития, последним словом которого является социализм.
На подходе — третий, заключительный момент мирового культурно-исторического развития.
Типологический (собственно культурологический) аспект теории Соловьева выражен в его осмыслении схемы «Восток — Запад — Россия». С этими культурно-историческими образованиями и ассоциируются
«три силы». Каждая из них представлена им не только в качестве доминирующей в одном из трех обозначенных периодов мирового развития, но и во взаимном типологическом соотношении — в качестве некоторых постоянных моментов культуры.
Символ культуры Востока, по Соловьеву, — «бесчеловечный
Бог», Запада

«безбожный человек».
Любопытно, что римско-византийское общество он считает сохранившим традиционный языческий характер и после принятия христианства и этим объясняет его падение (вместе с восточной церковью) перед мусульманством — последним крупным проявлением
167
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
168
исторической жизни на Востоке. С другой стороны, и германские варвары — считает он — приняли католичество совершенно внешним образом, развив «сознание безусловной свободы, верховное значение лица». В результате и западная цивилизация не стала общечеловеческой и поэтому оказывается бессильной против целой культуры — мусульманского Востока.
«Третья сила» (Россия) должна дать человеческой
культуре и историческому развитию «безусловное содержание», т.е. может быть лишь «откровением
высшего божественного
жиро». Почему Россия? Объяснение таково: от народа — носителя божественной потенции — требуется только свобода от всякой исключительности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами. Но именно эти свойства «принадлежат племенному
360
характеру славянства, и в особенности национальному характеру русского народа».
Позднее Соловьев отказался от этой абсолютизации России и от ряда пунктов своей культурно- исторической схемы. Особенно интересны новации на этот счет в его «Оправдании добра» (1894—1896).
Три главные формации культурно-исторического процесса теперь обозначены следующим образом: родовая
(в ее осмыслении он опирается на работу Л. Моргана), национально-государственная и универсальная.
Эпоха цивилизации начинается военно-теократическими деспотиями Древнего Востока. Другим вариантом национально-государственного существования и соответствующей культуры стали греческие и римские полисы. Но уже в древнем мире закладываются основания третьей культурной эпохи — эпохи универ- сализма, представленной сначала буддизмом, затем греческой философией и, наконец, христианством. В этом варианте культурологической концепции Соловьев, как видно, оказался предшественником К. Ясперса
(с его концепцией «осевого времени»). Нельзя не отметить особо и мистически-символическую окраску
соловьевских представлений об истории и культуре, чем они существенно отличаются от способа мышления в традиционных рационалистических философиях истории.
С конца XIX и в начале XX в. в русской мысли было широко представлено и марксистское направление — новейший аналог западноевропейских теорий. С точки зрения культурологии определенное значение принадлежит в этих рамках наследию Г. В. Плеханова. Наиболее значительным произведением в интересующем нас отношении является его «История русской общественной мысли».
В этой работе он исходил из основного положения исторического материализма об определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания и из объективных условий развития общественной жизни выводил ход развития русской общественной мысли. В данном контексте был отвер- гнут представленный П. Н. Милюковым взгляд на полную историческую самобытность России: «Изучая культуру любого западноевропейского государства, мы должны были бы от экономического строя перейти сперва к социальной структуре, а затем уже к государственной организации; относительно России удобнее будет принять обратный порядок». С другой стороны, он подвергал критике и противоположное представле- ние о принципиальном сходстве русского и западноевропейского исторического развития (особенно в эпоху феодального средневековья), выраженное Н. П. Павловым-Сильванским. Его
361
собственный тезис по данному вопросу формулируется следующим образом:
«В нем
(русском историческом процессе. — А.Е.)
есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического
процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных
деспотий».
При этом — считал Плеханов — сами эти особенности то увеличиваются, то уменьшаются, так что Россия «как бы колеблется между Западом и Востоком».
Для объяснения этого главного факта русской истории Плеханов обращается к рассмотрению географических условий и исторической обстановки русского социально-экономического, политического и духовного развития. Анализ географических условий русской истории привел его к заключению, что под их воздействием рост производительных сил в жизни общества происходил очень медленно (в сравнении с его развитием в Западной Европе). Анализ исторической обстановки показал, что она долго усиливала эти обусловленные географической средой особенности, так что на первых порах Россия все более и более удалялась от Запада и сближалась с Востоком. А это наложило глубокий отпечаток на то, что называется «русским народным духом».
Петровская эпоха оказалась
временем, когда обозначился предел в этом историческом движении: с одной стороны, она довела до
крайности черты московски-деспотической Руси; с другой, с нее начался процесс европеизации
общественно-политических отношений и русской духовной культуры, не завершившийся и ко времени
революции 1917 г.
Плеханов оказался прав в этой оценке. События, последовавшие за двумя революциями 1917 г., привели русское общество и русскую культуру в совершенно новые условия исторического существования, парадоксально сочетавшие черты и Запада, и Востока, но в каких-то странных формах их выражения (лучше сказать, искажения и вырождения). Следы отечественной культурно- исторической традиции, задолго до революционной эпохи подвергшейся секуляризации, сохранились лишь в закрытых для публики тайниках русской души и великих опальных умов да еще в творчестве оставшихся от прежней эпохи мыслителей русского зарубежья.
168
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || slavaaa@yandex.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
169
3.1.3. Русская культурологическая мысль в XX в.
П
ервая мировая война и революция в России сразу же нашли глубокое отражение в культурологической мысли. Наиболее ярким и вместе с тем опти-
362
мистическим осмыслением наступившей новой эпохи исторического развития культуры стали идеи так называемых «евразийцев». Крупнейшими фигурами среди них были: философ и богослов Г. В.
Флоровский, историк Г. В. Вернадский, лингвист и культуролог Н. С. Трубецкой, географ и политолог П. Н. Савицкий, публицист П. П. Сувчинский, в середине 20-х гг. - юрист и философ Л.
П. Карсавин. «Революция всех застала врасплох, и тех, кто ее ждал а готовил и тех кто ее
боялся», — утверждал Флоровский. Но евразийцы имели смелость сказать — справедливо отмечает В.
Кожинов — «изгнанным из России соотечественникам, что
революция — не абсурд, не конец русской
истории, но ее полная трагедийности новая страница
».
Нетрудно понять, что ответом на такие слова были обвинения в пособничестве большевикам и даже в сотрудничестве с ОГПУ.
Однако мы имеем дело с идейным движением, находившимся в связи со славянофильством, почвенничеством и особенно с пушкинской традицией в русской общественной мысли представленной именами
Гоголя, Тютчева, Достоевского, Толстого, Леонтьева, Розанова, с идейным движением,
готовившим новый, обновленный взгляд
на Россию, ее историю и культуру. Переосмысливалась, прежде всего, выработанная в философии истории формула «Восток — Запад — Россия». Исходя из того, что Евразия представляет собою ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу - наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар, камских болгар и монголов
Г. В. Вернадский заключил: «История распространения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию — Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа».
П. Н. Савицкий вкладывал в понятия «Европа», «Азия» и «Евразия» культурноисторическое содержание. И хотя он фиксировал культурное влияние на Россию Юга (Византия), Востока (культуры степных кочевников Азии) и Запада (западноевропейская культура), основная его идея заключалась в отрицании существования универсального «прогресса» культуры, в утверждении мысли о том, что русская культура не лучше и не хуже не выше и не ниже других культур, что она (как и они) просто другая, обладающая собственным своеобразием.
Отошедший от евразийского движения Г. В. Флоровский утверждал: «Судьба евразийства - история духовной неудачи...
363
Вместо пути проложен тупик. Он никуда не ведет. Нужно вернуться к исходной точке». Воля и вкус к совершившейся революции, любовь и вера в стихию, в органические законы естественного роста, представление об истории как мощном силовом процессе закрывают перед евразийцами тот факт, что история есть творчество и подвиг, и принимать случившееся и свершившееся нужно лишь «как знамение и суд Божий», как «грозный призыв к человеческой свободе».
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   71


написать администратору сайта