Главная страница
Навигация по странице:

  • На Руси наступил период, возможно

  • Если на Западе «воздух города

  • Уклад жизни Московского царства

  • Нила Сорского

  • «молись и работай». Главное достоинство христианства

  • «чинность» и «урядство»

  • Поэтому создавались не реальные образы, а идеализированные и во многом трафаретные.

  • Главная задача мышления в этом случае — не спорить, а находить способы примирения с существующим положением вещей.

  • В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Это заблуждение, так как есть, действительно, юродство природное

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница44 из 71
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   71
    371
    иную поселенческую структуру:
    население концентрировалось на небольших территориях, что давало
    возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.
    В таких условиях монгольское нашествие оказало отрицательное влияние прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации.
    Княжеская власть на первых порах сильно ослабла и физически (после кровопролитных сражений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов.
    На Руси наступил период, возможно,
    максимальной независимости личности от власти.
    Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства, однако теперь она была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие, являвшееся не просто определенной технологией, но и особым образом жизни, формирующим специфический национальный характер и культуру. Лесное земледелие требовало глубокого знания жизни леса, его гидрологии, микроклимата, особенностей почв, использования законов этой жизни в повседневной практике. Крестьяне в лесу жили фактически до-государственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилось как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес. После того как подсеку через три- четыре года забрасывали, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя на новое место.
    Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах. Подавляющее его большинство в XIII—XIV вв. жило вдали от княжеского гнета, кровавых княжеских междоусобиц, от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух
    города Делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека
    «дух крестьянского мира».
    Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации северо-восточных земель там сложилось как бы две Руси:
    Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и
    Русь земледельческая, крестьянская, православно-языческая
    372
    Наследником, но не преемником Северо-Восточной Руси стало Московское царство, с еще более выраженными чертами «азиатчины» и византийски утонченного деспотизма в культуре.
    Византийское влияние через культуру в большей степени обнаружилось именно в Московский период русской истории, когда сама Византия уже пала под ударами турок. В самой России в это время начала зарождаться новая, «евразийская», цивилизация, доминантной формой интеграции которой становилась государственность, формирующая на православно-византийской основе особый нормативно-ценностный порядок.
    Изменяется также социальный генотип России: страна переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет.
    По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XV в., спровоцированный демографическим ростом, неблагоприятными климатическими условиями, чрезмерной антропогенизацией ландшафта, которая привела к кризису технологических основ подсечно-огневого земледелия.
    В условиях социально-экономического кризиса сработало универсальное правило:
    если люди сами не
    могут остановить падение уровня и качества жизни, то общество делегирует государству право на
    проведение радикальных реформ.
    При этом предполагался и пересмотр если не всей системы культурных ценностей, то по крайней мере некоторых фундаментальных ее элементов.
    В конце XV в. в России утверждается технология экстенсивного пашенного Земледелия. Следствием выбора между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу последних стало превращение кратковременного для Западной Европы явления — колонизации и распашки земель — в длительный для истории России процесс.
    Выйдя из леса, русские люди стали сельскими, деревенскими, вовлеченными хозяйственно и ментально в состав соседской общины, а через церковь и государство — в жизнь всего этноса. С этим был связан переход от разорванности общества и культуры на две части —
    крестьян-полуязычников, жителей лесов,
    хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-
    православного мира: князей, церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой,
    в единое российское общество.
    373
    В связи с этим крестьянин оказался перед выбором, но не между свободой и зависимостью, как это было в
    173
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    174
    предшествующую эпоху, а между теми, кому он должен был подчиниться — государству, монастырю или вотчиннику. Как полагают некоторые исследователи, русские крестьяне предпочитали нести повинности в пользу государства, отстаивая свою относительную свободу, и поэтому стремились жить на черных землях.
    Вместе с тем в условиях социально-экологического кризиса государство присвоило неограниченные права по отношению к обществу. Это в значительной степени и предопределило выбор пути социального развития, связанного с переходом общества в мобилизационное состояние, основу которого составляли внеэкономические факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и колонизация, ставшие, по выражению В. О. Ключевского, стержнем всей российской истории.
    Экспансия Московского государства привела к ликвидации последнего очага древнерусской цивилизации — новгородской субкультуры, конвергентной и внутренне открытой для диалога с Западом.
    Культура Московского царства внешне, казалось, была открытой и для Востока, и для Запада, но на практике являлась дивергентной, ориентированной на самоизоляцию.
    Москва и Новгород в то время в России — это
    культурные альтернативы.
    Первая обеспечивала, с одной стороны, геополитическую возможность маргинализации России исторической реальностью, а с другой
    «обрекала» страну на мессианскую культурную исключительность. Вторая альтернатива показывала путь вхождения России в общий мир христианской цивилизации, приобщения к «универсальным» европейским культурным ценностям. Однако она реализована не была.
    В конце XV в. Новгород был насильно присоединен к Москве, а в XVI в., уже при Иване Грозном, окончательно ликвидированы остатки самобытной новгородской субкультуры.
    В результате в России
    утвердился особый тип маргинальной культуры, с одной стороны, утративший связь с западноев-
    ропейской христианской цивилизацией, но и не ставший, с другой стороны, частью цивилизации
    восточной.
    Уклад жизни Московского царства: восточно-бюрократический централизм, насилие как основной способ функционирования общественных структур, презрительное отношение ко всякой производительной деятельности, неприятие этической легитимизации торговли и купечества — создали тот особый
    374
    тип русской культуры, который долгое время доминировал и сохранялся в России,
    Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной ментальности идеал повиновения и покаяния, вытеснив положительный идеал созидания Нила Сорского, рассматривавшего физический труд
    в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом — «молись и работай».
    Главное достоинство христианства

    спасение души после смерти,
    с одной стороны, и
    труд как
    ценность
    — с другой, оказались в российской цивилизации отделенными и противопоставленными друг другу.
    Христианскому мировоззрению вообще свойствен традиционализм мышления, но в православии он оказался особенно сильным. Поэтому русское общество, перейдя на мобилизационный путь развития, не перестало быть в целом традиционным. Об этом свидетельствует длительное сохранение в России крестьянской общины, артельных форм организации производства в городах. Исходным в таком обществе является социальное целое, а не составляющие его люди, и, соответственно, вырабатывается особый тип самосознания и стиль мышления.
    Важным элементом в миросозерцании русского человека был традиционализм, причем в его сознании синтезировался религиозный традиционализм и общинный.
    Религиозный
    преследовал всякие нововведения,
    любое проявление независимости мысли, в особенности скептицизм. Традиционализм общинный
    выражался в растворении личности в обществе.
    В традиционном обществе существует такой тип социальных связей и мышления, при которых человек осознает себя не личностью, а частицей целого, и поэтому люди не могут попросту жить вне этого общества.
    Внутри традиционного общества для каждого человека есть только одна ниша, ячейка — та самая, которую он занимает, и человек интуитивно ощущает, что вне этой социальной ниши ему нет места в этом мире.
    Функции, которые исполняет человек в традиционном обществе, определяют его права и обязанности, его неизменный социальный статус. Общество определяет социальную роль каждого человека, который превращается в функцию общества. Поэтому для людей традиционного общества чужды идеи изначального равенства и неотъемлемых прав человека, или эти идеи принимают извращенный вид, типа равенства всех перед Богом или государством. Человек в традиционном обществе
    375
    оценивается не как личность, а по тому, какое положение в этом обществе он занимает.
    Сила традиционного общества — и это осознается его членами — не в личности, а в толпе. Его единство заключается в том, что у людей нет иного выбора, кроме как принадлежать этому обществу и выполнять предписанные им роли.
    Традиционный человек идентифицирует себя с обществом.
    При этом подразумевается, что у него нет никаких желаний, кроме стремления принадлежать этому обществу, поскольку свои интересы он не отделяет от его интересов, а интересы общества делает своими. Поэтому единство такого общества — это не принцип, провозглашенный, например, властями, а социокультурная установка его членов. Нравственные императивы, нормы социального поведения человека в традиционном
    174
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    175
    обществе определяются в соответствии с этими не общечеловеческими, а корпоративно-общинными ценностями.
    Одним из таких императивов стали «чинность» и «урядство», составлявшие одну из характерных особенностей личной жизни русского человека эпохи средневековья, строго регламентированной
    «порядком», правилами, ритуалом, которые соблюдались с момента появления человека на свет и до самой смерти. Согласно этим правилам, каждый человек, как и любая вещь, должен был занимать свое отведенное ему место в общем «ряду», т.е. порядке общества. Нарушение порядка, «чина» — безобразно, соблюдение
    — составляет основу «красоты и удивления».
    Наличие традиционных корпоративных ценностей, неукоснительное следование заведенным правилам было жизненной установкой не только рядового человека на уровне безмолвствующего большинства, но и на уровне элиты общества. Так, феодальная знать в России щепетильно относилась к различного рода ритуалам и символам, в которые отливались их деятельность и поведение в обществе.
    Освещать жизнь так, как это требовалось, а не передавать действительные события, было основным требованием писательского ремесла в период средневековья. Поэтому создавались не реальные образы, а
    идеализированные и во многом трафаретные. Так, например, князь, с точки зрения летописца, не мог принадлежать самому себе и являлся прежде всего историческим деятелем; если его деяния были направлены на благо общества, государства, то летописец всячески прославлял его, наделяя качествами наперед заданного идеала. Если же деятельность князя шла вразрез с интересами общества, то летописец не жалел черной краски и приписывал отрицательному
    376
    персонажу все смертные грехи, причем набор их также был известен заранее —
    гордость, зависть,
    честолюбие, корыстолюбие, «тяжкоумие», сластолюбие, «бяше бо нравы убийца», «пианица» и т.д.
    Поэтому в русских летописях и других литературных произведениях «свой» князь —
    «храбр яко барс»,
    «неповторяем языком и выше меры дароподатлив ко всем».
    «Свой» монах — это всегда «книжник»,
    «непоколебим умом», «долготерпелив на согрешающа безмерно» и «сужаще навсегда праведно».
    Таким
    образом, «сказать по ряду» означало изобразить человека или воплощением порока, или образцом
    добродетели.
    Русскому человеку присущ был также и традиционный стиль мышления. Основным его догматом являлось представление о том, что все таково, каким оно есть и было всегда и, следовательно,
    по-другому
    быть не может.
    Главная задача мышления в этом случае — не спорить, а находить способы
    примирения с существующим положением вещей. Вот почему даже в самые мрачные века русского средневековья, В годы правления Ивана Грозного, «безмолвствующее» большинство оставалось
    «безмолвствующим», а всякое «обличение» воспринималось как юродство, хотя на самом деле
    «обличительство» было следствием подвига юродивого.
    Юродство — это феномен эпохи Московского царства — эпохи торжества деспотизма и господства православно-христианской нетерпимости. В Киевской Руси его практически не было. В источниках упоминается только один юродивый XI в. — Исаакий Печерский. Расцвет юродства в России приходится на XV — первую половину XVII в., а к эпохе расцвета оно становится русским национальным явлением. В это время ни православный Восток, ни римско-католический мир не знали этого феномена культуры, и поэтому иностранные путешественники XVI—XVII вв. — Гербенштейн, Горсей, Флетчер и др. — с не- малым удивлением писали о многочисленных русских юродивых. О том, что в России юродство приобретает массовый характер, свидетельствует тот факт, что несколько десятков юродивых было канонизировано православной церковью.
    Юродство, по существу, становится стилем жизни на всех ступенях социальной иерархии, приобретая,
    правда, упрощенные и не столь многозначительные формы, как у истинных юродивых, а больше похожие
    на лицедейство.
    Интересно, что лицедейство, притворное самоунижение, связанное иногда с переодеванием, было в значительной степени характерным, например, для Ивана Грозного. Когда в 1571 г. крымские гонцы, прибывшие к царю после разгрома русских войск
    377
    под Москвой, потребовали у него дань, Иван IV «нарядился в сермягу, бусырь да шубу баранью, и бояря. И послам сказал: «Видишь же меня в чем я? Так де меня царь (крымский хан. — Ред.) сделал! Все де мое царство выпленил и казну поджег, дати мне нечево царю!». В другой раз, издеваясь над литовскими послами, он надел литовскую шапку на своего шута и велел по-литовски преклонить колено. Когда шут не сумел этого сделать, Иван IV сам преклонил колено и воскликнул: «Гойда, гойда!».
    Лицедействовал Грозный в политике и по большому счету. В конце опричнины, как описывается в летописях, «производил Иван Васильевич и посадил царем в Москве Симеона Бекбулатовича, касимовского хана, потомка ханов Золотой Орды, и царским венцом его венчал. Сам Грозный назвался Иваном
    Московским и вышел из Кремля, поселился на Петровке, ездил «просто, как боярин, в оглоблях, а как приедет к «царю» Симеону, садится от царева места далеко, вместе с боярами. Лицедействуя, Грозный писал Симеону Бекбулатовичу уничижительные челобитные с просьбой разрешить ему, Ивану Мос- ковскому, «перебрать людишек».
    В переодеваниях Грозного была своя символика. Голландский купец Исаак Масса писал об Иване IV:
    «Когда он одевал красное

    он проливал кровь, черное

    тогда бедствие и горе преследовали всех:
    175
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    176
    бросали в воду, душили и грабили людей, а когда он был в белом

    повсюду веселились, но не так, как
    подобает честным христианам».
    В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством.
    Это заблуждение, так как есть, действительно, юродство
    природное,
    а есть добровольное, «Христа ради», и тогда юродство — это пребывание
    «в
    подвиге».
    В условиях холопско-подданнического типа социальных связей оно являлось специфической формой социально-нравственной компенсации тотальной несвободы.
    Юродство имеет две стороны — пассивную и активную. Первая сторона, обращенная на самого юродивого, предполагала аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти. Активная сторона юродства требовала «ругаться миру», т.е. жить среди людей и обличать пороки и грехи сильных и слабых, не обращая внимания на общественные нормы приличия.
    Юродивый балансировал на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант
    «смехового мира», обнаруживающего бессмысленность и нелепость существующих в обществе отношений.
    Смех как бы возвращал миру
    378
    его «изначальную» хаотичность, «обнажал» неравенство социальных отношений, «вскрывал» их несправедливый и случайный характер. Но, разрушая, смех и созидал, правда, только в воображении, мир разрушенных иллюзий, мир, свободный от условностей, мир желаний.
    Одной из характерных особенностей
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   71


    написать администратору сайта