Главная страница
Навигация по странице:

  • В первом блоке

  • Во втором блоке — такие страны, как Швеция или Япония

  • Характерная установка для коллективистских культур

  • «все вместе и все одинаково».

  • Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся как целое эволюционным образом.

  • «взаимодополнения». Так, «экологизация»

  • В китайской культуре с

  • Драч Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с


    Скачать 6.31 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов нД Феникс, 2002. 608 с
    АнкорДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    Дата03.02.2017
    Размер6.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДрач Г.В. - Культурология. - Р-на-Дону, 2002.pdf
    ТипУчебное пособие
    #1968
    КатегорияИскусство. Культура
    страница39 из 71
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   71
    308
    Появились огромные мегаполисы, как, например, на северо-востоке США (площадь 100 тыс. кв. км, население 45 млн, протяженность 800 км), Хоккайдо в Японии (70—55—700), рейнский (60—30—500).
    Изменился культурный мир человека, живущего в условиях городской культуры.
    Перед ним раскрылся мир, наполненный тысячами соблазнов и услуг. Индивид стал получать
    гигантское количество информации
    по системам телевизионной и компьютерной связи,
    наметились сотни и сотни социальных контактов,
    наблюдался
    частый поиск и смена работы,
    видов деятельности,
    изменился ритм жизни,
    стала нарастать
    стрессовая ситуация, по-другому происходило обновление содержания и формы образования.
    Таким образом, большинство населения современного мира переселилось из тихих деревень традиционных обществ в гигантские социокультурные системы, связывающие людей различных национальностей и культурных ориентации в единое целое.
    Во-вторых, в XX в. имели место фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры в результате коренного изменения отношений к семье, к первичному социальному коллективу, в котором живет и складывается человеческая личность. Традиционный институт брака изменился, и новая семья приобрела принципиально новое со- держание. Образ жизни семей свободного работника-горожанина в различных регионах земного шара в XX в. принял единые черты. Несмотря на различие в национальных характерах, формах отношений внутри семьи, начались фундаментальные изменения в странах, вступающих в постиндустриальный этап своего развития. Произошел сдвиг в первоочередности и содержании удовлетворения внутрисемейных потребностей — от зарабатывающих членов семьи, — к детям. В США в 1975 г. эта внутрисемейная смена потребностей исчислялась более 500 миллиардами долларов. Это около 1/3 валового национального продукта. Поскольку индивидуальное потребление составило в то время 60% валового национального продукта, то это означало, что изменились содержание и направленность общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность купить при помощи универсального средства платежа — денег — любые удовольствия и удовлетворить любые потребности, передавали эти средства семье как духовно-эмоциональной и культурной основе бытия своей личности.
    309
    В патриархальной семье дети сами рано начинали трудовую жизнь, рассматривались как добытчики средств, как способ обеспечения старости. В XX в. дети считаются величайшей ценностью семьи, очищаются от утилитарных целей продления рода или наследования могущества семьи, а приобретают действительно возвышающий человека характер. Для молодежи продление детства означает возможность приобщиться к вершинам мировой культуры, впитать принципиально новые нравственные, эмоциональные и интеллектуальные ценности. В этот период происходит слияние и приобщение личности молодого человека к мировой культуре. Смена культурных ориентации оказалась главной предпосылкой для развития нового качества человеческой личности, требования изменений ее жизни. В 50—60-е гг. в ряде развитых стран смена адреса внутрисемейных потребностей и ориентация на создание сложной развитой рабочей силы нового поколения (то, что обеспечивает высокие заработки в будущем) привели к освобождению из-под власти массового конвейерного производства. В результате изменения спроса, увеличения рамок выбора гибкость, мобильность изменения потребностей, непрерывное формирование все новых и новых потребностей, изменение ста-
    143
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    144
    рых способствовали выработке
    новых форм жизни, культурных стереотипов.
    Эта ситуация зафиксирована в концепции потребительского общества, где впервые в истории предложение товаров и услуг стало превышать спрос. На первых порах это вело к возникновению пассивного
    человека -
    потребителя
    , нов дальнейшем, в ходе изменения дифференциации потребительского спроса, уменьшения потребности в стандартизированной продукции в пользу товаров, изготовляемых малыми сериями, произошло и существенное изменение
    социально-экономического характера.
    Технологии массового производства и основанные на них системы управления крупных корпораций с их иерархической формой организации труда оказались малоэффективными. Появился рынок внедрения новых гибких технологий. На основе этой технологической революции возникла современная
    инновационная экономика, в которой условием выживания в рыночной борьбе оказалось непрерывное изменение, поиск, обновление экономических форм хозяйствования.
    Замкнутая статичная личность человека индустриального общества принципиально изменилась,
    стала динамичной.
    Социальный и культурный динамизм современной жизни нарушил как узконациональные, так и культурно ограниченные границы человеческого развития и они приобрели изменчивость,
    310
    текучесть, которая уподобляется древнегреческому божеству Протею, принимающему различные облики: дракона, воды, льва, огня. Протеевский стиль жизни современного человека — непрерывное
    стремление к новациям, поиску оригинальных нестандартных решений — не является патологичным и активно «внедряется» в различные типы национальных культур (Р. Лифтон).
    Развитие культуры как целостности — противоречивый процесс. Становление мировой культуры в XX в. сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Именно наше время показало ограниченность европоцентристского взгляда на культуру, когда техногенная европейская культура объявлялась главенствующей, базисной по отношению ко всем другим, региональным и национальным. Современный опыт показал: восточные страны вполне смогли адаптировать ценности западной культуры в своих системах производства и образования. Страны Тихоокеанского региона
    превратились в один из локомотивов научно-технического прогресса. При этом культурные основы их жизни оставались специфическими, особенными.
    Следует отметить, что устоявшееся в массовом сознании противопоставление Востока и Запада
    («Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись...») — неадекватно оценивает реальную ситуацию. Даже чисто географически понятие Востока не отражает существование огромных цивили- заций Южной Америки или Африки. Да и на самом Востоке японская и индийская культуры имеют свои принципы построения и свои специфические и уникальные достижения.
    В свое время Макс Вебер показал, как на основах протестантской культуры возникла в Западной
    Европе рыночная экономика. Современные исследования обнаруживают удивительную пластичность самобытных национальных культур в восприятии и адаптации рыночных механизмов.
    Подтверждением этому является ставшее уже классическим исследование Хофстеда о культурных различиях стран и действии рыночной экономики. Выводы основываются на опросе служащих транснациональных компаний в ста странах мира.
    В первом блоке развитых стран рассматриваются государства с сильной рыночной и предпринимательской экономикой. Здесь выделяются две подгруппы. Первая — Великобритания и
    Канада. В культуре этих обществ господствуют явно выраженный индивидуализм и так называемые мужские культурные ценности.
    Индивидуалистическая культурная традиция означает, что люди
    предпочитают действовать
    311
    прежде всего в одиночку, вне коллектива.
    Мужские культурные ценности — это ориентированность на успех, жесткую конкурентную борьбу, конечный результат.
    Во втором блоке — такие страны, как Швеция или Япония.
    Здесь господствуют более мягкие
    коллективистские ценности.
    Оказалось, что столь близкие по ментальным установкам действия субъектов хозяйствования США и, например, Швеции в значительной степени не совпадают. Американцы, к примеру, заявляют о том, что стиль действия шведских предпринимателей вызывает у них головную боль.
    Характерная установка для коллективистских культур

    в процессе принятия решения спрашивать,
    а не отдавать распоряжения
    — воспринимается американскими менеджерами как признак слабости, как действия, которые подрывают авторитет руководителя. В США генотипическим героем, культурным идеалом является прежде всего личность-одиночка, то ли восстанавливающая справедливость, то ли устанавливающая закон, то ли добивающаяся делового успеха. В Скандинавии предприниматели же предпочитают действовать коллективно, «стаей». Недаром шведский социализм с его социально ориен- тированной экономикой оказался столь долговечным.
    Интересно отметить, что такие образцовые в техногенном отношении страны, как Япония, основываются на национальных формах культурного развития. Техногенная цивилизация своеобразно прижилась в условиях особых культурных установок. Нетрадиционные взаимоотношения человека и природы, личности и
    144
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    145
    общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказали стимулирующее воздействие на развитие современной рыночной инновационной экономики.
    Поэтому в Японии возникли своеобразные
    организационные формы культуры.
    Национально-культурные черты японского характера проявляются в приверженности к коллективным формам организации труда. Так, руководитель, прежде чем принять решение, стремится увязать его, согласовать его на всех низовых уровнях (по методу «увязки корней»). Кол- лективистская культура японцев проявляется и в том, что они склонны к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности — «все вместе и все одинаково». Поэтому и уровень заработной платы директора и рядового специалиста отличается не так сильно друг от друга, как в странах с мужскими ценностями, например в США. Даже предприниматели в Японии не гнушаются включиться непосредственно в производственный процесс, становятся к станку, конвейеру или разбирают деловые бумаги.
    312
    Различные типы национальных культур — скандинавский (Швеция, Норвегия), романский (Бельгия,
    Франция), синтоистский (Япония), азиатский (Гонконг, Тайвань, Сингапур), англосаксонский (Канада,
    Австралия, Великобритания) служат основанием для возникновения и развития рыночной наукоемкой экономики, ориентированной на применение научного знания, производства.
    Сам ход развития мировой
    цивилизации показывает, что значимость национальных культур возрастает в современном мире,
    где каж- дая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.
    Следует особо подчеркнуть, что
    для современной эпохи характерна не замкнутость, не закрытость, а
    взаимодействие и взаимообогащение национальных культур
    . Так, характерная для Востока ценность коллективизма оказалась в определенной степени приемлемой и для США — страны высокоразвитой индивидуалистической культуры. Казалось, что преобладание ценностей, связанных с самостоятельностью, стремлением к принятию единоличных решений, высокими бойцовскими и конкурентными качествами, не дает возможности измениться стилю руководства. Однако авторитарный стиль руководства в современном производстве часто оказывается неэффективным.
    Так, в знаменитой фирме ИБМ происходят коренные изменения, связанные с системой управления. Их называют «высшей формой организованной анархии» (Д. Мерсер). Авторитарный, строго вертикальный, со строгой подчиненностью низов верхам стиль руководства оказывается мало пригодным для инновационной экономики и поэтому вытесняется более демократическими формами общения, где господствуют идеи координации, самостоятельности и коллективистской формы принятия решений.
    Следует особо подчеркнуть, что некритическое, механическое перенесение культурных форм общения и жизни невозможно. Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся как целое
    эволюционным образом. Трансплантация, механическая замена одного элемента другим не может дать положительных результатов. Интересен в этом плане пример с кружками качества, возникшими в Японии как средство привлечения рабочих к борьбе за качество продукции. Это движение основывалось на базовых культурно-психологических ценностях. Дело в том, что японец с детства воспитывается в рамках двух морально-ценностных канонов — долга благодарности и
    313
    долга верности. Сотрудник за счет своих сил, своего времени работает в кружке качества под воздействием этих национально-культурных стереотипов поведения.
    В семидесятые годы нашего столетия кружки качества стали появляться в США. Через несколько лет они были внедрены уже в 230 американских компаниях. Однако скоро выяснилось, что только 8 из них дали положительный эффект. Дело в том, что культурный этос американцев с их ярко выраженным индивидуализмом отвергал работу, основанную на иных культурных основаниях.
    «Индивидуализм и предпринимательский дух американцев коренятся в истории этой страны, ее сложной
    этнической и географической структуре.
    Трудовой этос Германии и ее экономические успехи невозможно понять, не зная истории немецкого государства, не учитывая характерного для немцев чувства долга и идентификации с государством, других качеств этой нации мыслителей и поэтов, сосредоточения ее на сравнительно небольшом пространстве Германской Федерации»
    7
    Таким образом, возникает проблема высшего синтеза национальных культур в единой общечеловеческой — не по принципу исключения, а по принципу «взаимодополнения». Так, «экологизация» современной модели техногенной цивилизации, основанной на идее господства человека над природой, ведет к активному поиску «точек соприкосновения» с национальными культурами в различных регионах нашей планеты.
    Так,
    для китайской культуры характерно оптимистическое мировоззрение, спокойное отношение к жизни
    и смерти .
    Человек живет в единой Вселенной, где живые и мертвые находятся в тесной связи. Это единый мир, где небытие и бытие взаимно переходят и взаимообусловливают друг друга. На уровне обыденного сознания эта философская мудрость выражается в формах различного рода обрядов, культа предков, веры в существование умерших среди живых. Отсюда и странные с точки зрения европейца обычаи, например дарение гроба опасно больному человеку. Это знак внимания и доброго расположения. На смерть нужно смотреть без боязни и страха, с удовлетворением. Умирающий подобен человеку, отправляющемуся в далекое путешествие.
    145
    Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 608 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || slavaaa@yandex.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    146
    Отсюда и характерное для китайской культуры представление об изначальном единстве мира. В отличие от европейской культуры, раздвоенной на мир явлений и сущности, природных феноменов и абсолюта, в китайской цивилизации нет
    314
    переживания, ощущения существования запредельного, трансцендентного, выражаясь языком Канта. По мнению Вебера, именно разведенность между посюсторонним и потусторонним послужила началом, причиной активности европейца и его отношения к миру. Стремление к познанию абсолюта, сущности явилось одной из причин возникновения европейской науки. Стремление стереть разрыв между реальным и идеальным стало фундаментом характерного для европейской культуры активизма, желания преобразовать мир.
    В китайской культуре с ее опорой на конфуцианский принцип толкования мира как «лучшего из возможных» господствует идея приспособления к существующей изначально природной и социальной
    среде.
    Европейская культура с ее пафосом активного преобразования действительности привела к глобальным тупикам прогресса. Возникла идея синтеза культур, национальных культур на более высокой основе, где европейский активизм сочетался бы с характерным для восточной, и в частности для китайской цивилизации, принципом приспособления и сохранения. Выдающийся мыслитель XX в. А. Швейцер
    пришел к мысли о необходимости отказа от «технократической культуры и переходу к более высоким формам развития. Обостренно переживая мировые катастрофы XX в., войны, он пришел к выводу, что технократизм и технократическая наука привели к засилью духовно и эмоционально обедненной мысли, к гибели идеалов культуры. Мыслитель выдвинул принцип благоговения перед жизнью как основополагающий для новой общечеловеческой, общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранения и взаимоуважения в сфере культуры означал переход от технократической модели ее развития к новой, ориентированной действительно на общечеловеческие ценности.
    «...Человек, ставший мыслящим существом, чувствует, что он должен ко всякой воле к жизни относиться с тем же благоговением, что и к своей. Он узнает эту другую жизнь на опыте собственной жизни.
    Сохранять жизнь, способствовать жизни, выдвигать жизнь, которая способна развиваться,
    до ее наивысшей ценности — это он воспринимает как добро; разрушать жизнь, вредить жизни,
    подавлять жизнь, которая могла бы развиваться,

    как зло...
    Этика благоговения перед жизнью включает в себя все, что можно охарактеризовать как любовь, самоотверженность, сострадание, разделение радости и стремлений другого существа»
    8
    315
    2.6.3. От культуры индустриального общества — к постиндустриальной
    культуре
    Мы являемся свидетелями больших изменений — в экономике, политике, искусстве, морали. С одной стороны, это кардинальные перемены в социально-экономической сфере, получившие название перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Фундаментальные работы, написанные
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   71


    написать администратору сайта