Главная страница
Навигация по странице:

  • В.М. Чижиков, В.В. Чижиков Введение в социокультурный менеджмент Учебное пособие

  • Рецензенты: Карпухин О.И

  • ISBN

  • Глава II. Социально-культурная деятельность и управление ..................................................... 46

  • Раздел II. Модели менеджмента в социокультурной сфере. . . 95

  • Глава II. Менеджмент в социокультурных учреждениях................................................... 160

  • Раздел

  • Глава II. Финансирование и маркетинг социокультурных учреждений........................... 289

  • Заключение.................................................................... 372 Литература............................................................................ 376

  • Раздел I . Научные основы социокультурного менеджмента .Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента

  • § 1. Научные идеи и теории деятельности

  • Действие и деятельность

  • Саморегуляция и социальная направленность деятельности

  • Коллективная деятельность людей

  • Правила социальной организации

  • Вопросы для самопроверки

  • Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В.. Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 8.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В..doc
    Дата30.01.2017
    Размер8.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В.doc
    ТипУчебное пособие
    #1322
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Министерство образования Российской Федерации

    Министерство культуры Российской Федерации Московский государственный университет культуры и искусств
    В.М. Чижиков, В.В. Чижиков

    Введение в

    социокультурный

    менеджмент
    Учебное пособие



    Допущено Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебного пособия

    для студентов высших учебных заведении

    по специальности «Социально-культурная деятельность»

    Москва 2003

    ББК 77. 04 459

    Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств
    Рецензенты:

    Карпухин О.И, доктор социологических наук, профессор, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ

    Кротова Н.В. доктор экономических наук, профессор,

    Жаркова Л.С., доктор педагогических наук, профессор
    Чижиков В.М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие.- М.: МГУКИ. 2003. - 38с.

    В учебном пособии рассматриваются теоретические и прак­тические проблемы социокультурного менеджмента, раскрыва­ются основные научные идеи и теории деятельности, условия формирования социокультурного менеджмента, показаны меха­низмы и модели управления, виды социокультурного менеджмента и функции менеджера. В учебном пособии раскрыта система под­готовки и переподготовки менеджеров, технология управления персоналом в социокультурном учреждении, излагаются механиз­мы финансирования, маркетинга социокультурных учреждений и другие проблемы.

    Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспи­рантов, соискателей и студентов вузов, изучающих дисциплины управления в социально-культурной сфере.
    Московский государственный университет культуры и искусств, 2003 Чижиков В.М. Чижиков В.В.

    ISBN 5-94778-029-1
    Оглавление
    Предисловие
    Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента 7
    Глава I. Деятельность как социальная основа

    менеджмента ................................................. 7

    § 1. Научные идеи и теории деятельности ..................... 9

    §2. Генезис субъекта действия .................................. 20

    §3. Хозяйствующие структуры и деятельность .............. 28

    § 4. Закономерности развития социокультурной

    системы .......................................................... 34
    Глава II. Социально-культурная деятельность и

    управление ..................................................... 46

    § 1. Условия формирования социокультурного

    менеджмента ........ . ...........................................48

    § 2. Природа социокультурного менеджмента ............... 57

    § 3 Социокультурный менеджмент как компонент

    культурной политики .......................................... 66

    § 4. Социокультурная деятельность как объект

    управления ...................................................... 77

    § 5. Социокультурная деятельность как

    самоуправляемый процесс ................................... 86
    Раздел_II._Модели_менеджмента_в_социокультурной_сфере._._._95'>Раздел II. Модели менеджмента в социокультурной сфере. . . 95
    Глава I. Механизмы управления социокультурной

    деятельностью ................................................ 95

    § 1 Модификации систем управления

    социокультурной деятельностью ........................... 97

    § 2 Принципы формирования инновационных моделей

    управления социокультурной деятельностью ........... 107

    § 3 Социокультурное программирование в структуре

    управленческих технологий ................................. 117

    § 4. Технологии планирования деятельности

    учреждений социокультурной сферы ...................... 136
    Глава II. Менеджмент в социокультурных

    учреждениях................................................... 160

    § 1. Виды социокультурного менеджмента и

    функции менеджера........................................... 161

    § 2. Профессиональная компетентность

    социокультурного менеджера............................... 169

    § 3. Подготовка менеджеров социально-культурной

    деятельности.................................................... 184

    § 4. Система повышения квалификации и аттестация

    кадров............................................................ 193

    § 5. Информационные ресурсы социокультурного

    менеджмента.................................................... 202
    РазделIII Практика социокультурного менеджмента.......... 218
    Глава I. Технологии управления персоналом в

    социокультурном учреждении........................... 218

    § 1. Формы управленческих отношений в коллективе...... 221

    § 2. Управление кадрами в социокультурном

    учреждении................................................... 239

    § 3. Управлять или действовать: функциональные

    различия........................................................ 249

    § 4. Стиль работы руководителя................................. 264
    Глава II. Финансирование и маркетинг

    социокультурных учреждений........................... 289

    § 1. Механизмы финансирования социокультурной

    деятельности.................................................... 292

    § 2. Способы привлечения внебюджетных средств......... 302

    § 3. Материальные и духовные продукты

    социокультурной деятельности............................. 324

    § 4. Маркетинговые технологии социокультурных

    учреждений...................................................... 339

    § 5. Внешняя социокультурная среда как

    маркетинговое пространство................................ 357
    Заключение.................................................................... 372

    Литература............................................................................ 376


    Предисловие
    Общеизвестно, что роль фактора управления, управленче­ской культуры, управленческой науки в условиях современного производства многократно возросла.

    В Россию хлынуло большое количество "толстых" книг из-за рубежа, в которых прописаны рецепты стратегического ме­неджмента, советы и рекомендации по управлению современ­ным производством, маркетингу, сокращению потерь, расхода материалов, сырья, энергии, финансовых затрат и других из­держек, которые, как известно, имеют конкретные величины и реальные показатели, поддаются подсчету и оценке.

    Эта литература крайне полезна для отечественного пред­принимателя только-только встающего "на ноги". Отсутствие опыта и знаний управления производством в условиях рыноч­ной экономики, конкуренция и борьба за рынки сбыта застав­ляют бизнесменов учиться, одновременно осваивая и азбуку, и вершины мастерства науки и практики управления.

    Сомнения же относительно социокультурного менеджмен­та были навеяны целым рядом объективных и субъективных факторов. Социально-культурная деятельность, структура ее организаций, учреждений и органов, материальная база, кадры, формы и методы работы, сложившиеся в отечественной практи­ке и получившие всестороннее научное обоснование, в своем роде уникальны. Несомненным благом является открывшаяся возможность изучать, сопоставлять, обмениваться опытом со­циокультурной деятельности с другими странами.

    Неоспоримо большой вклад в разработку проблем социаль­но-культурной деятельности внесли отечественные ученые, ох­ватив все стороны этого уникального явления. Однако вопросы управления данной сферой во времена плановой экономики не являлись первостепенными и долгие годы оставались на пери­ферии практического освоения и глубоких научных исследова­ний.

    Более того, многие отечественные исследователи вообще ставили под сомнение возможность и необходимость управле­ния в этой сфере. Во всяком случае, для культуры, которая яв­ляется доминирующей в социально-культурной деятельности, управление как вид деятельности считалось неприемлемым.

    В этих оценках есть определенный смысл, если рассматри­вать культуру и, шире, социально-культурную деятельность лишь с одной позиции - как саморазвивающуюся систему, где могут превалировать субъект-субъектные отношения, способ­ные обеспечить саморазвитие обоих субъектов.

    Такая, во многом, "идеальная" модель по своему замыслу привлекательна, но дело в том, что она может быть пригодна лишь для идеального общества, которого пока в природе не су­ществует.

    Ученые и специалисты не менее убежденно раскрывают наличие в социокультурной деятельности других факторов - необходимость условий, как для саморазвития, так и для разви­тия личности, наличие информационного, эстетического, педа­гогического пространства или среды, деятельности по органи­зации деятельности людей, социокультурной реабилитации малозащищенных слоев общества и т.д.

    Выдвигая такие цели и решая соответствующие им задачи, социокультурные учреждения превращаются из субъектов со­циокультурной деятельности в субъекты социокультурной по­литики, вступая во взаимодействие, с одной стороны, с органа­ми культуры, а с другой - общественными организациями, формированиями, фондами, общественностью и отдельными людьми. Такая цепочка взаимосвязей не может развиваться без организации, без управления на всех этажах вертикали и гори­зонтали отношений.

    Более того, социокультурная сфера вместе с государствен­ными, частными институтами и всем обществом погружена се­годня в рыночные отношения, которые всерьез предъявляют со­вершенно новые и жесткие требования к деятельности и управ­лению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до Министерства культуры.

    И, несмотря на то, что учреждения культуры не являются коммерческими и продолжают финансироваться из бюджета, они вынуждены "вписываться" в рыночные отношения - искать

    4
    способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесто­ров, чтобы не утратить смысл и предназначение своей деятель­ности, свою миссию, поставленные под угрозу мизерными пор­циями бюджетных денег.

    В таких условиях учреждения социокультурной сферы не могут работать в прежней модели управления, они учатся ра­ционально управлять, внедряют новые формы работы, иннова­ционные виды деятельности. Другими словами, социокультур­ная деятельность вступила в новые для себя условия жизни.

    Умелое использование научно обоснованного менеджмен­та, адаптированного к социально-культурной деятельности -это значит жить, оставаться с надеждой только на бюджетные остатки - значит медленно умирать. Выбор уже сделан. Многие учреждения уже давно закрылись, большая же часть - успешно развивается, а иногда и процветает.

    Однако бурная и во многом непредсказуемая экономиче­ская и финансовая среда, социальные перемены, законодатель­ная неразбериха резко усложняют процесс управления, приня­тие управленческих решений, повышают цену управленческих ошибок и значимость управленческого мастерства.

    Первоначальные навыки управления, основанные на зару­бежном опыте общего менеджмента, не могут восполнить тот пробел, который образовался в теории и практике социокуль­турного менеджмента.

    Но отечественная наука, к счастью, не стоит на месте. За последние несколько лет в стране появились первые книги по менеджменту в культуре, социокультурному менеджменту, ко­торые в определенной степени позволяют заполнить образо­вавшийся вакуум.

    К ним относятся учебные пособия: Рудич Л.И. Менедж­мент социокультурной сферы. Основы технологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 268 с.; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере. СПб.: Изд-во Михайло­ва В.А., 2000. 170 с.; Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 384 с.; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 1998.

    Отдавая должное авторам указанных трудов как первопро­ходцам в деле научного, практического и технологического ос­воения проблем социокультурного менеджмента, высокому

    5
    уровню их работ, нельзя не отметить, что рассматриваемая про­блема заслуживает большего внимания ученых и специалистов и большего количества учебников, учебных пособий и моно­графий.

    Имея большой опыт практической работы в социокультур­ной сфере, опыт педагогической работы в вузе, авторы данного учебного пособия постарались изложить проблемы социокуль­турного менеджмента целостно, в исторической ретроспективе, сформулировали основные понятия, принципы и категории, раскрыли основные технологические процессы современного менеджмента в учреждениях социокультурной сферы.

    По основным концептуальным вопросам взгляды авторов данного учебного пособия на социально-культурную деятель­ность и методы управления не расходятся с общепризнанными научными подходами, но расширяют теоретические и практиче­ские представления о природе, сущности, видах и методах управления в социокультурной сфере.

    Авторы с большой признательностью оценивают помощь и экспертные оценки данного учебного пособия, полученные от коллег по кафедре менеджмента социально-культурной дея­тельности Московского государственного университета культу­ры и искусств, а также профессоров Т.Г. Киселевой, Н.В. Кро­товой, Л.С. Жарковой, Н.П. Лапшина, Ю.Д. Красильникова. Мы благодарны всем преподавателям, аспирантам, студентам и спе­циалистам-практикам, профессиональное общение с которыми способствовало написанию данной работы.

    Надеемся, что учебное пособие послужит дальнейшему ос­мыслению и решению сложных проблем менеджмента в социо­культурной деятельности, и с большой признательностью при­мем все предложения, замечания и пожелания, связанные с до­полнениями данного учебного пособия.

    6
    Раздел I. Научные основы социокультурного менеджмента.
    Глава I. Деятельность как социальная основа менеджмента
    С тех пор как человек стал задумываться о себе самом, о своей жизни и окружающем мире, о природных явлениях и общественных транс­формациях, другими словами, когда человек стал рассматриваться с точки зрения человека, его ра­зум стал осознавать постоянное движение в мире. Размышляя над тем, что движет людьми и обще­ством, какова истинная причина развития и како­ва природа движущих сил, он стремился найти истоки непрерывных изменений, событий, искал того, кто вершит судьбами людей, кто отвечает за их жизнь, невзгоды и лишения.

    Человек как разумный индивид видел, что общество находится в постоянном движении и вектор этого движения, как правило, устремлен в будущее. Общество как динамичная система со­стоит из огромного числа элементов и подсистем, которые, изменяясь и обновляясь, вступают меж­ду собой в связи и взаимодействия. В процессе движения общество постоянно меняется на всех уровнях своей внутренней структуры: на макро­уровне (экономика, культура, политика), на мезоуровне (общности, группы, организации), на

    7
    микроуровне (индивидуальные действия и взаи­модействия).

    Следовательно, человек и "общество не могут рассматриваться как нечто окаменелое и посто­янное, в нем ясно видны на разных уровнях сложные, часто противоречивые процессы разви­тия и торможения.

    Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преоб­разования в процессе длительной эволюции че­ловечества и человеческой мысли находили свои вполне определенные объяснения, адекватные каждому периоду развития общества. На каждом витке общественного развития выявляется тот или иной субъект, непосредственно связанный с деятельностью, сущность которой заключается в том, кто действует в обществе и кто испытывает на себе результаты деятельности.

    Следовательно, в своей структуре такая форма человеческой активности, как деятель­ность, четко дифференцируется на субъект и объект деятельности. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, а объект - это тот или то, на кого или на что направлена дея­тельность. Субъектом деятельности может стать человек, группа людей, организация, государст­венный или общественный орган. Объектом дея­тельности становятся предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей, при этом деятельность субъекта может быть направ­лена и на другого человека

    Любой вид деятельности всегда начинается с постановки цели. Цель представляет собой осоз­нанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятель­ность. Любая деятельность состоит из действий, точнее, из цепочки действий, а значит она имеет средства и результат.
    § 1. Научные идеи и теории деятельности
    Развитие общества является результатом деятельности лю­дей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъ­екта. В ходе исторического процесса материально преобразую­щей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств.

    Действие и деятельность

    В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам

    адекватно их природе и особенностям, дела­ет их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и на­стойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры.

    В философии деятельность рассматривается как способ от­ношения к миру; психологи выделяют в деятельности функцию взаимодействия индивида с окружающим миром, дифференци­руя деятельность на внешнюю (действия с реальными предме­тами) и внутреннюю (умственную).

    Человек (субъект) выступает как активное начало, он вы­полняет не только практические, внешние действия, но и дейст­вия внутренние, происходящие в его психике. Психика - это не просто картина мира или система образов, рождающихся в соз­нании человека, а вполне определенная форма его жизнедея­тельности, обеспечивающая решение многих задач, в процессе взаимодействия с этим миром.

    Прогресс человечества определяется, таким образом, не биологическими, а социальными законами. Опыт человека за­крепляется социальными способами, воплощенными в матери­альных и духовных продуктах культуры, путем усвоения внеш­него общественного опыта, заложенного в средствах производ­ства, в языке, в книгах, произведениях искусства и т.д.

    В психологической науке деятельность анализируется в та­ких единицах, как действие и операции. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который

    9
    оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности кон­кретной личности.

    Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Еще в 1946 году С.Л. Рубинштейн в работе "Осно­вы общей психологии" писал, что "действие как единица" дея­тельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направляется на определенную цель; учитывая условия, в ко­торых эта цель достигается, действие выступает как решение встающей перед индивидуумом задачи.

    Выполняя то или иное действие, субъект имеет определен­ное представление и о выполняемом действии, и об условиях, в которых это действие осуществляется, и об очередности опера­ций действия. Выполнение действия в определенном порядке, последовательности и в соответствии с принятыми правилами представляет собой некую совокупность операций, выполнение которых выливается в процесс реализации действия.

    Таким образом, субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью кото­рого можно осуществлять управление действием.

    Ученые называют этот структурный механизм ориентиро­вочной основой действия - как систему условий, на которую ре­ально опирается человек при выполнении действия: а) особен­ности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструмен­тов и т.д. (Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16.). В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно вхо­дит. "В каждом человеческом действии, - отмечает П.Я. Гальпе­рин, - есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть".

    Ориентировочная часть действия связана с использовани­ем человеком тех объективных условий, необходимых для ус­пешного выполнения заданного действия, которые вошли в со-

    10

    держание ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая часть действия - обеспечивает заданные преоб­разования в объекте действия. Контрольная часть действия на­правлена на слежение за ходом действия, на сопоставление по­лученных результатов с заданными образцами. С ее помощью производится необходимая коррекция, как в ориентировочной, так и в исполнительной частях действия1.

    Разумеется, что в разных действиях человека эти части от­личаются по объему и сложности, но действие не сможет быть осуществлено без одновременной работы ориентировочной, ис­полнительной и контрольной частей. Таким образом, всякое действие человека, включенное в деятельность, представляет собой определенную микромодель управления, в которую вхо­дят: "управляющий орган" (ориентационная часть действия; "рабочий орган" (исполнительная часть действия); отслежи­вающий механизм (контрольная часть действия).
    Мотивы деятельности
    Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, фор­мируется на основе мотива. Пытаясь объяс­нить мотивы деятельности людей, характер их поступков, исто­ки движущих сил развития общества, ученые разных эпох дава­ли неоднозначные ответы на вопрос о том, что же толкает лю­дей на действия, движет обществом.

    Некоторые мыслители объясняли это духовным фактором, считая, что миром правят идеи критически мыслящих лично­стей. Немецкий философ Гегель развивал в своих трудах мысль о том, что историю человечества вершит некий мировой разум.

    Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что кли­матические условия, в которых живет человек, определяют сте­пень развития деятельностного потенциала людей. Мягкий и те­плый климат, плодородные почвы, высокая урожайность, по мнению просветителя, тесно связывали людей с землей, погло­щали их мысли и физические силы, устанавливали зависимость человека от природы и, тем самым, приглушали все другие по­мыслы и устремления, в том числе идеи о свободе, обществен­ном развитии и т.д.

    ______________________

    1Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М., 1984. С. 59.

    11



    Скудные же почвы и суровый климат менее всего связыва­ли людей с землей и земледелием, порождая дух свободы, дви­жения и развития. Таким образом, различные климатические ус­ловия создают собственную среду формирования и развития ин­дивидуальных черт, склонностей и особенностей человеческой натуры.

    Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не од­ним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов.

    Материалистическая позиция развития общества обоснова­на К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности лю­дей можно объяснить с помощью главенствующей роли матери­альных факторов. Прежде чем думать о духовном — искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, произво­дить материальные продукты. Изменения в этом производстве влекут за собой и изменения в других областях жизни людей, по-этому их деятельность, в конечном счете, определяется, мате­риальными и экономическими интересами.

    Заметим, что интересы человека вызывают состояние тех или иных переживаний, которые побуждают его к деятельности. Переживания связаны с необходимостью удовлетворения опре­деленных потребностей человека, которые определяются не только материальными и экономическими факторами.

    Конечно, побуждения к деятельности (как мотив) обуслов­лены, прежде всего, удовлетворением первичных потребностей (биологических) в пище, тепле, самосохранении, продолжении рода и т.д.

    Однако, поскольку потребность - это не только переживае­мая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека, но и развития его личности, то становится очевидным присутствие возвышенной потребно­сти - развитие личности. Это - еще одна группа потребностей.

    Живя в обществе, личность не может находиться в изоля­ции от него, она имеет потребность в общении с другими людь­ми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, занять оп­ределенный статус и признание окружающих. Эта группа по-

    12



    требностей имеет ярко выраженную социальную направлен­ность.

    Древнегреческий философ Аристотель был убежден в том, что человек стремится познавать мир, осознавать смысл своего существования, стремится к знаниям. Знания же раскрывают че­ловеку загадки мира и вселенной, развивают тягу к творчеству, совершенству, искусству. Данную группу потребностей можно отнести к идеальным.

    Таким образом, условно потребности можно дифференци­ровать на три группы: биологические, социальные и идеальные. Такое разграничение относительно, поскольку все они не только взаимосвязаны между собой, но и трансформируются друг в друга. Скажем, биологические потребности становятся социаль­ными, когда, например, вырабатывается определенный ритуал, среда и сервис приема пищи, выбор напитков и блюд, все то, что отличает человека от животного.

    Указанная классификация потребностей, заставляющих че­ловека действовать, не является единственной и безупречной. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые не­сколько отличаются от вышеназванных.

    Физиологические: воспроизводство рода, производство пи­щи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д.

    Экзистенциональные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уве­ренность в завтрашнем дне и т.д.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост.

    Духовные: самоактуализация, самовыражение.

    Автор этой теории считает, что первые два типа потребно­стей являются первичными (или врожденными), а остальные -вторичные (приобретенные). Постепенно удовлетворяя каждый тип потребностей, человек последовательно актуализирует для себя еще не удовлетворенные потребности.

    Важными мотивами деятельности являются социальные ус­тановки - создание и сохранение семьи; убеждения - устойчи­вая приверженность к определенным ценностям, идеалам и

    13
    принципам, которыми руководствуется личность в своих по­ступках и действиях; интересы - получение образования, созда­ние материальных условий. И потребности, и интересы реали­зуются человеком осознанно, деятельность по их реализации протекает сознательно под контролем самого человека.

    Психологи заметили, что в деятельности часто проявляются и бессознательные действия, которые протекают и без участия сознания, когда человек действуя, не отдает, себе отчета. Этой идеи большое значение придавал австрийский психолог 3. Фрейд, а швейцарский психолог К.Г. Юнг показал, что бессоз­нательное является основой творчества личности.

    Исследуя проблему деятельности и ее взаимозависимость от мотивов, некоторые немецкие социологи разделяли действия на рациональные - поставленная и продуманная цель; ценност­но-рациональные - последовательно направленная планируемая деятельность, руководимая убеждениями долга, доброты, благо­честия, достоинства и т.д.; эффективные - обусловленное ду­шевными переживаниями, волнением, эмоциями; традиционные - привычное и знакомое, автоматическая реакция.

    Углублению научных знаний о движущих силах общества способствуют современные теории деятельности, являющиеся методологической основой познания социальной природы дея­тельности и без овладения ими современному специалисту в об­ласти менеджмента социально-культурной деятельности трудно обойтись.
    Саморегуляция и социальная направленность деятельности
    Историю современной теории дея­тельности можно проследить, обратив­шись к трудам ряда зарубежных ученых. В своей работе "Социология и теория со­временных систем", опубликованной в 1961 году в Англии, Уолтер Бакли разра­батывает модель коллективного поведения людей как базу со­циокультурного процесса.

    По его мнению, такая модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внутренними ис­точниками напряжения, - систему, полностью вовлеченную в непосредственную деятельность с различным внешним и внут­ренним окружением..."он делает акцент на активную, конструк­тивную сторону социального функционирования, в результате

    14
    чего его система "возникает", становится встроенной", "генери­рует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя".

    И, несмотря на то, что во всем этом выделяется некоторое жесткое качество его системы, определенный автоматизм дея­тельности, его структурно-функциональная модель саморегули­рующейся системы явилась значительным прорывом в теорети­ческих взглядах теории деятельности.

    Американский социолог Амитай Этциони выдвинул инте­ресную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятель­ность (Активное общество. 1968. Нью Йорк). Его теория разви­вает идеи "активного общества", "общества самонаправленно­сти", где основными категориями являются "мобилизация", "со­циальная активизация".

    "Теория социальной направленности, — подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных пре­образований и трансформаций, их отношений с другими соци­альными единицами.

    Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тен­денцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является". А. Этциони рассматривает человеческое общест­во как "микроскопическое и непрерывное социальное движе­ние", в котором происходит "интенсивное и постоянное само­преобразование", концентрация этого процесса происходит в коллективах, группах и социальных организациях.

    Автор теории социальной направленности задается вопро­сом: "как данный деятель направляет процесс и изменяет струк­туру или границы социального целого?"

    Б теории социальной направленности, кроме того, ставится вопрос о том. "как моделировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположе­ны источники движущих сил, кто концентрирует знания и кто способен к исполнению". Следует отметить, что Этциони уда­лось избежать жесткости и автоматизма его системы и выявить истинных субъектов деятельности в различных типах коллекти­вов.

    15
    Теория "самопроизводящегося общества" французского со­циолога Алана Турена и идеи его сторонников Мишеля Крозве и Эрхарда Фридберга направлены и против теории развития, и против структурализма, которые, как отмечает Алан Турен в одной из своих работ (Социальные движения. 1977 год), "под­чиняют чувство коллективного действия неизбежным законам и требованиям исторической реальности".

    Таким образом, они выводят субъект из социально-исторического процесса, рассматривая его как простую инерт­ную частицу системы. Общество и история создаются благодаря коллективным действиям, главным носителем которых, считает А. Турен, являются социальные движения.

    "Социальное движение - решающий агент истории, по­скольку историческая реальность формируется посредством конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными движениями и придающих специфическую социальную форму культурным ориентациям", - делает вывод А. Турен.
    Коллективная деятельность людей
    Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гиденса «Центральные проблемы в социальной теории" посвящена "теории структурации". Будучи убежденным в том, что социальная реальность по своей природе постоянно меняется, а ее субъект деятельности нахо­дится в непрерывных действиях и взаимодействиях с людьми, он предложил преобразовать статистическое понятие "структу­ра" (строение и внутренняя форма организации системы, высту­пающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее эле­ментами) в динамическую категорию "структурация", означаю­щую описание коллективного поведения людей. "Наша жизнь происходит в трансформации", а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества.

    Следовательно, "изучать структурирование социальной системы означает - изучать те пути, которыми эта система (со­вокупность элементов, находящихся в отношениях и связях ме­жду собой и образующих определенную целостность, единство) в рамках применения общих правил и ресурсов, и в контексте непреднамеренных результатов производится и воспроизводит­ся во взаимодействии", - полагает Э. Гиденс и добавляет -"структурные свойства систем являются одновременно и сред-

    16

    ством, и результатом практики, в процессе которой формируют­ся данные системы".

    Как и вышеизложенные теории, исключая французов, идея структурации Э. Гиденса признает, что конечным движением общества являются люди - деятели ("агенты"), множество инди­видов в их повседневном поведении, "человеческая история создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки сознательно вести ее в определенном направлении".

    Другими словами, если даже историю рассматривать как непрерывный продукт деятельности, как созданную из собы­тий, двигателем которой является индивид", то это совсем не означает что продукт совпадает с намерениями.

    Более того Э. Гиденс считает, что характерной чертой людей-агентов является их материальная (телесная, биологическая) конструкция и, следовательно, она подчинена времени и про­странству, "телесность человека накладывает строгие ограниче­ния на его способность к передвижению и восприятию".

    Таким образом, теоретические идеи Э. Гиденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности чело­века, человеческое общество формируется не под влиянием сис­тем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений.

    Разделение трудовых функций между несколькими людьми приводит к появлению действия, а побуждение индивида к дей­ствию достигается в результате выполнения каждым участни­ком коллективного труда своего действия. Естественно, что ка­ждое отдельное действие, само по себе, жизненного смысла не имеет и цели не достигает. Следовательно, общественные усло­вия деятельности играют решающую роль в обеспечении моти­вированного отношения индивида к коллективным целям.
    Правила социальной организации

    Однако на этом анализ проблем, связанных с деятельностью, не заканчивается. Некоторые исследователи выдвигают теории, в которых человеческая деятельность, несмотря на разнообразные проявления и при всей своей оригинальности все же организуется и управляется. И происходит это в основном за

    17
    счет действия социально определенных правил, или даже систем

    правил.

    Данную теорию выдвинул шведский социолог Торгни Сегерштедт, представитель "школы Уппасалы" (Уппасале - город в Швеции). Он считает, что "каждый вид взаимодействия и коо­перации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые символы, мы можем пред сказывать" (Природа социальной реальности. Стокгольм. 1966.),

    Эти идеи развивает Том Берне и Елена Флэм в работе "Формирование социальной организации", опубликованной в 1987 году. Они подчеркивают сложную структуру социальных правил и подразделяют их на три типа "модулей":

    1. Системы правил включают в себя правила, "зависящие от контекста и обладающие временной спецификой, - правила, применяемые для структурирования и регулирования социаль­ных взаимодействий, выполнения определенной деятельности, специфических заданий, или взаимодействие в социально обу­словленных формах".

    2. Режимы правил поддерживаются социальными санкция­ми, органами власти и контроля и, следовательно, приобретают объективный, внешний характер в человеческом восприятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями.

    3. На индивидуальном уровне системы обращаются в "грамматику социальных действий", используемую для струк­турирования и регулирования взаимодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности.

    Таким образом, все три типа "модулей": система правил, режим правил и грамматика рассматриваются как продукт чело­веческой деятельности, а не как данность. Люди изменяют пра­вила, формируют новые тремя способами: создавая, интерпре­тируя (встраивая в систему) и применяя их.

    Эти процессы не проходят гладко, они являются причиной социальных конфликтов и борьбы, выступают своеобразной "политикой'5 формирования правил. Авторы этой теории спра­ведливо считают, что, возникая в человеческих действиях, пра­вила систем, в свою очередь, влияют на них.

    Такая двойственность предопределяет, что, с одной сторо­ны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен, экономические, техно-

    18
    логические связи, определяют, кто допускается к участию, какие взаимодействия считаются законными, где и как они могут и должны выполняться и т.д.

    С другой стороны, процессы взаимодействия служат осно­вой для последующего формирования и изменения систем пра­вил, а также для их интерпретации и применения.

    Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих рабо­тах " Культура и деятельность" (1988г.) и "Морфогенез соци­альной организации" (1989г.) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру.

    Положение о том, что "деятельность не только способству­ет структурным и культурным изменениям, но и сама изменяет­ся в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у "первичных агентов" (личностей), так и у "корпоративных агентов" (групп).

    Представленные научные идеи и теории деятельности мыс­лителей, разумеется, далеко не исчерпывают всего объема науч­ных и теоретических воззрений по данной проблеме. Она доста­точно подробно и глубоко исследована в работах современных социологов, политологов, философов и психологов, с которыми можно ознакомиться, обратившись к списку литературы соот­ветствующего раздела, приведенного в конце учебного пособия.


    Вопросы для самопроверки
    1. Мотивация деятельности во взглядах Аристотеля, Геге­ля, Ш. Монтескье, К. Маркса.

    2. Классификация человеческих потребностей, мотиви­рующих деятельность.

    3. Зарубежные психологи о социальных мотивах деятельности.

    19
    4. Деятельность как воплощение индивидуальных качеств личности.

    5. Общество как саморазвивающаяся система.

    6. Правила социальной организации.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта