Главная страница
Навигация по странице:

  • Управление социокультурной деятеяьностью

  • Модели управления

  • Структура

  • Вопросы для самопроверки

  • § 5. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс

  • Менеджер как субъект управления

  • Полиативность

  • Организация деятельности социокультурных учреждений

  • Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В.. Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 8.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В..doc
    Дата30.01.2017
    Размер8.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В.doc
    ТипУчебное пособие
    #1322
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница6 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    § 4. Социокультурная деятельность как объект управления
    В условиях рынка социально-культурная деятельность при­обретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночны­ми клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговыми центрами и т.д., открылись многообраз­ные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.
    Управление социокультурной деятеяьностью
    Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.

    Следовательно, управление социокультурной деятельно­стью - это управление социально-экономическими условиями

    77
    культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

    Такие условия могут быть непосредственными - матери­альные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредо­ванными — бюджет свободного времени, развитие средств ком­муникации, уровень образованности творцов и потребителей.

    Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вер­тикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

    Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущ­ность культуры.

    Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреж­дений культуры.

    Органы, обеспечивающие реализацию культурной полити­ки государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономиче­ски, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и мате­риальной культурой по своей сути абсурдно.

    Управление социокультурной деятельностью - это созна­тельная деятельность государственных институтов по регу­лированию субъект-объектных отношений во всем их многооб­разии для достижения определенных, социокультурных цепей.

    Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрирует­ся на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, пра­вовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

    Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оп­тимальном сближении традиционных и инновационных подхо­дов в развитии культуры, которые заключаются в:

    78

    - ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организа­ции социокультурной жизни, не исключающей значимости ре­лигии и мифологии в духовной сфере;

    - значении выделенной персональное™ и, вместе с тем, ис­пользовании имеющихся форм коллективности;

    - сочетании мировоззренческих и инструментальных цен­ностей;

    - демократическом характере власти, признающей автори­теты в политике;

    - сочетании психологических характеристик человека тра­диционного и современного общества;

    - эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации чело­века.

    Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в со­временном российском обществе идет активный процесс ак­культурации — социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общест­венно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.
    Модели управления
    Анализ модели социокультурного управления периода демократических преобразований показывает, что государство в лице орга­нов управления культурой не отошло от преж­них схем культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных показателях планирования куль­туры, от ведомственной парадигмы, представляющей культуру как "отраслевую" систему.

    Оптимальная модель управления социокультурной дея­тельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатиро­вать и признавать "множественность культур", но при этом объ­являть о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.

    79
    Оптимальная модель культурной политики не может до­пускать упрощенный подход к содержанию культуры, низводя ее только к обозначению в сугубо отраслевых категориях: набо­ру регуляторов для сферы искусства, образования, фондов на­следия, воспитания; взаимодействия федеральных, региональ­ных и локальных управленческих структур; законодательных и финансовых регуляторов; процедурам разработки концепций, программ, программных технологий.

    Такой подход можно назвать инструментальным (техноло­гическим), но он не должен доминировать над содержательной стороной социокультурной деятельности, ее ценностными ориентациями.

    Достойное место в приоритетах культурной политики госу­дарства должны занять учреждения культуры, посещаемые мно­гочисленными группами населения - клубы, Дома культуры, музеи, театры, филармонии, художественные школы и школы искусств, библиотеки и другие учреждения культуры, связанные с народными традициями, обрядами, обычаями.

    Вместе с тем, следует возвратить в общество культуру, имеющую статус "классической", она обязана занимать моно­польное положение и в качестве "официальной" культуры рас­пространять и развивать многообразие культурных образцов и форм бытования отечественной культуры.

    Возможные пути дальнейшего развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленче­ских проблем.

    1) Роль государства в области культуры должна базиро­ваться, в первую очередь, на признании множественности субъ­ектов культурной политики. Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на осно­ве партнерско-договорых отношений, включающей представи­телей различных формирований, творческих работников, потен­циальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит пе­рейти от вертикально-линейных принципов руководства куль­турой к принципам саморазвития.

    2) Новая управленческая философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом будет зависеть от способности

    80
    адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на выявление новых проблем и выра­ботку новых решений.

    Открытость культуры предполагает наличие социокультур­ных ориентиров выбора направлений культурного развития об­щества. Развитие культуры и духовное обновление общества будет носить научно обоснованный характер при наличии: дол­госрочных проектов и прогнозов основных тенденций культур­ных процессов; условий для развития саморегулирующихся сис­тем культурных институтов; системы государственных гарантий защиты сферы культуры и работников учреждений культуры от негативных воздействий рыночных отношений; технической оснащенности отрасли.

    3) Обновление функций управления, переход к "партнер­ским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимо­действия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятель­ности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.

    С созданием системы коллективных субъектов регулирова­ния культуры расширяется реальное влияние активного в куль­турном отношении населения на формирование государствен­ной культурной политики. Жесткий тип административного управления сменяется "коалиционным" управлением культур­ными процессами на основе диалога народа с государством.

    4) С возникновением нового общественного и государст­венного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления над оперативно-диспетчерской; перспективного развития сферы культуры; региональной дифференциации куль­турной политики, поддержки локальных структур социокуль­турной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и т.д.

    5) В качестве главных ориентиров общественного и госу­дарственного управления в области социальной защиты самих работников культуры, по нашему мнению, можно рассматривать следующее: разработка и принятие пакетов правовых и налого-

    81
    вых регуляторов, дающих возможность обществу, предприяти­ям, организациям выгодно вкладывать в культуру средства и использовать другие материальны возможности; отказ от прин­ципа затратного финансирования строительства учреждений культуры, особенно в регионах, где остаются плохо освоенными уже существующие "мощности"; разработка и внедрение социо­культурных проектов музейной, клубной, библиотечной, кон­цертной, выставочной, парковой и других форм на основе со­временных технологий культурной деятельности; принятие спе­циального законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры.

    Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают феде­ральные, региональные (субъекты федерации) и районные орга­ны управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

    Вместе с тем, социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется че­ловеческим фактором, межличностными коммуникациями, ха­рактером взаимодействия людей как субъектов социокультур­ных отношений.

    Структура государственного управления культурой, в це­лом, мало в чем изменяется на протяжении многих десятилетий. Остаются все те же федеральные органы управления культурой в лице Министерства культуры, региональные — в лице комите­тов по культуре и искусству, муниципальные - отделы, управ­ления культуры.

    Однако характер и функции вертикального управления су­щественно изменились, они стали менее жесткими и более ли­беральными, о чем говорилось выше. Это привело к изменению внутренней структуры Министерства культуры, его департамен­тов, управлений и отделов, а также к изменению функций.
    Структура органов управления министерства
    Современная структура подразделений министерства представляет собой как вер­тикально соподчиненную иерархию, так и взаимодействующую систему подразделений. Руководит министерством генераль­ный менеджер (министр), нанятый на государственную службу Правительством РФ.

    82

    Его непосредственными сподвижниками являются: два пер­вых заместителя, статс-секретарь, в ранге заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и помощник министра. В структуру Министерства культуры вхо­дят департаменты:

    - государственного регулирования и развития кинемато­графии с отделами государственного регистра и ресурсов, фи­нансово-экономического анализа и прогнозирования, государст­венных организаций и имущественных отношений, технической политики;

    - государственной поддержки искусств и развития народ­ного творчества с отделами поддержки творчества мастеров искусств и индивидуальных проектов, поддержки и координа­ции общероссийских и международных творческих программ и проектов, общественных связей, поддержки и координации дея­тельности государственных организаций искусства;

    - государственной поддержки кинематографии с отделами формирования творческих программ, поддержки производства национальных фильмов, продвижения национальных фильмов;

    - по сохранению культурных ценностей с отделами экспер­тизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, лицензирования и контроля за реализацией предметов антиква­риата, организационно-аналитический отдел, отдел перемещен­ных культурных ценностей;

    - науки, образования и развития социально-культурной ин­фраструктуры с отделами образования, науки, этнокультурных программ, экономического анализа и финансирования образова­ния, по работе с органами государственного управления в феде­ральных округах и субъектах федерации, культурного и регио­нального сотрудничества;

    - экономической и инвестиционной политики, в структуре которого находятся сводно-экономический отдел, сводно-финансовый отдел, отделы финансирования программ, инвести­ций, внебюджетных источников, труда и заработной платы;

    - управление делами с отделом делопроизводства;

    - управление международного сотрудничества с отделами СНГ, культурного сотрудничества, сотрудничества в области кинематографии;

    83
    - управление бухгалтерского учета и ревизий с отделами по контрольно-ревизионной работе, отчетности по бюджетным уч­реждениям, отчетности по хозрасчетным учреждениям и предприятиям;

    - отдел библиотек;

    - отдел кадров и наград;

    - отдел музеев;

    - отдел (инспекция) охраны недвижимых памятников ис­тории и культуры;

    - спецотдел;

    - хозяйственный отдел;

    - юридический отдел.

    Службы обеспечения деятельности Министерства культу­ры, организации федерального ведения:

    - государственное унитарное предприятие Главный ин­формационно-вычислительный центр (ГУП ГИВЦ), в который входят отдел статистики, класс интернет министерства, справочно-информационный фонд, телетайпная, группа техническо­го обслуживания компьютеров, оперативная полиграфия;

    - управление по зданиям и сооружениям (ХОЗУ) с отделом эксплуатации и материально-технического обеспечения, служ­бами охраны, сервиса.

    Под патронажем Министерства культуры работают органи­зации федерального ведения:

    - Международный культурный центр фестивалей и кон­курсов;

    - Государственный театрально-гастрольный и фестиваль­ный центр;

    - Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов и охране труда;

    - Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр ";

    - Российское государственное театральное агентство;

    - Российская государственная концертная компания "Со­дружество";

    - библиотека;

    - художественный салон при международном художест­венном фонде.

    84
    Нетрудно заметить, что в структурных подразделениях ми­нистерства уже сами названия департаментов, управлений и от­делов предопределяют существенную либерализацию управлен­ческих функций, которые манифестируют регулирование, под­держку, развитие, координацию, инвестирование, продвижение, сохранение и другие подобные взаимоотношения с органами культуры регионов, в культуре и социокультурной деятельно­сти.

    Деятельность Министерства культуры РФ, Министерств культуры республик, комитетов по культуре краев и областей, управлений, отделов культуры районов дополняется руково­дством со стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые вырабатывают правовую базу и определяют стратегию социо­культурной деятельности.
    Вопросы для самопроверки

    1. Традиционные и инновационные подходы в развитии культуры.

    2. Мировоззренческие и технологические аспекты управле­ния социокультурной деятельностью.

    3. В чем заключаются современные концептуальные управ­ленческие проблемы?

    4. Структура федеральных органов управления культурой.

    85
    § 5. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
    Субъективированный характер социокультурной деятель­ности определяется, прежде всего, содержанием этой деятельно­сти, а она полностью связана с социокультурной деятельностью людей: культуротворчеством, осмысленными социокультурны­ми действиями, досугом и т.д., но сам этот процесс в своей ос­нове является социокультурным.

    Социально-культурная деятельность по своей природе яв­ляется системой субъект-объектных отношений, что проявляет­ся в двусторонних связях, во взаимонаправленных процессах деятельности, где социокультурная система и ее элементы (ор­ганизации) являются своеобразным продуктом человеческой деятельности и самого человека.

    Имея такую обратную связь, социокультурная деятельность выступает в виде деятельности по стимулированию и активи­зации деятельности людей. Другими словами, социокультурная деятельность есть деятельность по осуществлению деятельно­сти.
    Менеджер как субъект управления
    Как и культура, социально-культурная деятельность является саморазвивающейся системой. Социокультурная система функ­ционирует благодаря деятельности состав­ляющих ее институтов, деятельность же по­следних обусловлена деятельностью человека. Интенсивность взаимодействия системы институтов и человека обеспечивает тот или иной уровень социокультурной деятельности.

    Степень развития социокультурной системы зависит от двух важнейших факторов: оптимального (по содержанию и ин­тенсивности) управления и регулирования со стороны внешних субъектов; уровня развитости субъект-объектных и субъект-субъектных отношений внутри самой системы и ее институтов.

    Субъектом культурной политики, как отмечалось, являют­ся: органы управления (федеральные, региональные, районные), учреждения культуры (федеральные, региональные, районные, городские, сельские); кадры - менеджеры, специалисты культу-

    86
    ры, работающие в социокультурных органах и учреждениях всех уровней.

    Разноплановый характер деятельности менеджеров и спе­циалистов в разноуровневых социокультурных органах и учре­ждениях обуславливает возможность рассмотрения менеджеров, специалистов культуры как совокупных субъектов социокуль­турной политики и как конкретного субъекта, с учетом его ква­лификационной характеристики, детерминированной характе­ром предметной деятельности.

    Менеджер социокультурной деятельности как совокупный субъект социокультурных процессов играет большую роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуро-формирующих, творческих и культуросохраняющих организа­ций и учреждений.

    Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регуля­тора и организатора, советчика и подсказчика в социокультур­ной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных формах социокультурного творчества; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, со­ставляющих содержание социокультурных процессов.

    В этом смысле, профессионально подготовленный менед­жер социокультурной деятельности выступает в качестве орга­низатора творческой деятельности в культуре и в качестве твор­ца ее ценностей.

    Данные функциональные роли менеджер часто совмещает (из-за нехватки разнопрофильных специалистов), но в других случаях данные функции исполняются разными специалистами, имеющими конкретно заданную квалификацию.

    Здесь необходимо остановиться на одном существенном пояснении, касающемся взаимоотношения менеджера как субъ­екта социокультурного процесса, с одной стороны, и личности -человека, вступающего в эти взаимоотношения, с другой сторо­ны.

    Итак, субъект-менеджер и личность (посетитель, участник) - участник культурного процесса. Ранее было установлено, что общество является коллективным субъектом социокультурных процессов, культурной политики, но корректируемым государ­ственными инстанциями (субъектами).

    87
    Следовательно, личность как составляющая этого общества также должна быть субъектом культурного процесса. Но в та­ком случае возникает естественный вопрос: а кто же выступает объектом культурных процессов и существуют ли они? В этом принципиально важном вопросе истину следует искать в глуби­не самого культурного процесса, где взаимодействуют между собой люди, и характер этих взаимодействий часто имеет раз­ную окраску.

    Если общество как субъект культурной политики ощущает на себе определенное корректирующее влияние государствен­ных властных структур, то можно предположить, что общество в этом взаимоотношении с государством выступает в роли объ­екта, а следовательно, и общественная личность в определенных взаимосвязях с субъектами культуры принимает статус объекта.
    Полиативностьвзаимосвязей субъекта и объекта

    Будучи одновременно и объектом, и субъектом культурной политики, обще­ство действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к из­меняющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентации, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социаль­ных потребностей, определяемых не в последнюю очередь со­ображениями социальной престижности, моды, ценностными установками и т.п.).

    В системе "менеджер социокультурной деятельности как субъект социокультурных процессов" следует выявить методо­логические, функциональные, прогностические, аксиологиче­ские и другие категории.

    Необходимо также рассмотреть виды, типы, формы, ре­зультаты, специфические черты и особенности деятельности менеджера-субъекта в учреждении культуры и личности - уча­стника культурного процесса, но не в отдельности, а во взаимо­действии на эмпирико-социокультурном уровне.

    Здесь необходимо обратиться к одной из ключевых про­блем, которая еще не получила адекватного разрешения. Это дилемма: кем является личность в социокультурном процессе -субъектом, объектом или, в различных ситуациях, поочередно и тем, и другим?

    88
    По характеру своей деятельности постоянно соприкасаются со значительными массами населения Дворцы и Дома культуры, клубы, библиотеки и т.д., то есть те социокультурные учрежде­ния, которые обеспечивают повседневную социокультурную, досуговую, творческую деятельность.

    Работа массовых учреждений культуры за последние не­сколько десятилетий осуществлялась по принципу субъект-объектной теоретической модели, где в качестве субъекта вы­ступал специалист учреждения культуры, а в качестве объекта -посетитель, слушатель, участник культурного процесса.

    В этой модели личность представлена не в качестве субъек­та, воспроизводящего и реализующего собственные потребно­сти и устремления в культурном процессе и, тем более, субъекта культурно-исторического процесса, а в качестве объекта воздей­ствия и влияния.

    Субъект-объектная модель взаимоотношений в культурной деятельности учреждений культуры довольно устойчиво бытует в современной практике, даже в условиях расширения демокра­тических свобод, устранения запретов и сдержек.

    Некоторые исследователи считают, что первейшей задачей перестройки теории социокультурной деятельности является от­каз от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной - субъект-субъектной - теоретической модели организа­ции культурной деятельности населения.

    В этой модели сам человек является субъектом организации собственного досуга. Работники учреждений, осуществляющие культурные процессы, являются также субъектами, но иного ро­да.

    Своей деятельностью они создают максимально благопри­ятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и т.д.), необ­ходимые для развития творчества социокультурной, досуговой активности людей. Таким образом, одним из заметных противо­речий в деятельности массовых учреждений культуры является несоответствие в соотношении "социокультурный институт - личность".

    Обоснованием перехода на субъект-субъектную модель взаимодействия в массовых учреждениях культуры может слу­жить классическое определение К. Маркса, которое указывает

    89
    на то, что в обществе и природе протекает "универсальный про­цесс обработки природы людьми и процесс обработки людей людьми". В самом деле, учреждения культуры создаются людь­ми для себя, для реализации своих культурных запросов и по­требностей.

    Взаимодействие людей между собой, "обработка людей людьми" в процессе освоения культуры, художественного твор­чества, искусства в демократичной культурной среде клуба, оп­ределяют их статус как "субъект-субъект".

    Однако в клубе как социальном институте пребывает еще один совокупный субъект - менеджер. Его субъектный статус предполагает определенное взаимодействие с субъектами-личностями и, как раз, характер этого взаимодействия, в зави­симости от видов деятельности учреждения культуры выстраи­вает, на наш взгляд, системы "субъект-субъект", "субъект-объект", "субъект-объект-субъект".

    Таким образом, характер взаимоотношений клубной ауди­тории, посетителей между собой и их взаимоотношений со спе­циалистами культуры достаточно сложный, но определяется он, прежде всего, характером протекающего культурного процесса. Клуб как массовое учреждение культуры по своей природе яв­ляется уникальным феноменом.

    Социокультурные процессы в учреждении культуры носят двойственный характер: с одной стороны, его деятельность яв­ляется институциональной, ибо каждое клубное учреждение яв­ляется либо государственным, либо ведомственным, или, что реже, профсоюзным, что предполагает определенную верти­кальную подчиненность и управляемость; с другой стороны, клуб выступает как социальная организация, основная функция которой заключается в создании условий для культурно-творческого саморазвития личности.

    В этой природной двойственности массовых учреждений культуры и заключаются многие перекосы и деформации, свя­занные чаще с чрезмерной или абсолютной формализацией культурных процессов или отсутствием всякой управляемости в них.

    Определение четких границ в деятельности учреждений культуры, на наш взгляд, затрудняется тем, что, в силу амбива­лентности культуры, наличие в ней многозначимых и много-

    90

    уровневых смыслов, содержаний, видов и форм вбирает в себя целый комплекс различных социальных функций, в которых осуществляется особая регуляция социокультурных процессов.

    Субъект-объектные отношения, вне зависимости от их ие­рархии, предполагают определенный способ деятельности, де­терминированный внешними вертикальными и горизонтальны­ми взаимосвязями учреждения культуры, обеспечивающие его жизнь и внутренними горизонтальными связями, определяю­щими состояние межличностного межгруппового "климата". В силу разностороннего характера взаимосвязей и взаимоотноше­ний деятельность учреждения культуры носит системный ха­рактер.

    Специалисты и ученые с различных позиций рассматрива­ют сущность организации деятельности учреждений. Однако практически все они стоят на позициях жесткой модели органи­зации деятельности учреждений культуры, в которой практиче­ски не остается места для социокультурной самоорганизации, ибо вся деятельность строится на социально-нормативной вер­тикальной схеме.
    Организация деятельности социокультурных учреждений
    Из всего многообразия толкований и определений термина "организация деятельности" можно отдать предпочтение определению, где "организация" представлена как система взаимосвязанных

    элементов - субъектов, объектов, упорядоченности и деятельности.

    Однако данное определение носит общий характер и не от­ражает сущности какого-либо конкретного процесса, тем более, деятельности учреждений культуры и форм ее организации.

    Таким образом, понятие "организация деятельности" уч­реждений культуры представляет собой процесс реализации целей с использованием таких средств и методов культурной политики, которые соответствуют принципам социокультур­ной самоорганизации и социально-нормативной идентификации личности в условиях социально-культурной деятельности.

    Феномен двойственности в деятельности социокультурных учреждений не является их "изобретением", он заложен много­образием подходов в определении понятия самой культуры, где

    91
    точки зрения исследователей сконцентрированы на двух вари­антах культуры.

    Одна группа ученых трактует ее как технологию, способ человеческой деятельности, другие — как личностный аспект че­ловеческого бытия, в котором пребывают "сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".

    Несмотря на внешнюю противоположность подходов -"технологического" и "личностного" нельзя не видеть в них сходство и наличие точек соприкосновения, что говорит о том, что культура есть сложное и многогранное общественное явле­ние.

    "Технологический" аспект культуры, связанный с "обработ­кой природы людьми", с большой вероятностью можно соотне­сти с социально-нормативной функцией учреждений культуры, а "личностный" как "обработку людей людьми" - с функцией социокультурной самоорганизацией личности.

    Разумеется, что такое сопоставление носит относительный, приближенный характер, но, тем не менее, такая зависимость, на наш взгляд, существует.

    Желаемая тенденция развития "двух культур" состоит в сближении "технологической" культуры (как способа человече­ской деятельности) с личностной гуманизированной культурой, формировании субъекта и объекта социально-нормативной (технологической) культурной деятельности высокого духовно­го и интеллектуального потенциала.

    Таким образом, функции массовых учреждений культуры могут быть представлены двумя крупными блоками, характери­зующими основные направления их деятельности:

    - функциями социокультурной самоорганизации - развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, ду­ховного и интеллектуального обогащения, преодоления нацио­нальной, конфессиональной, социально-политической отчуж­денности; развития духовно-ценностного потенциала, производ­ства гуманитарного знания как рационального компонента гу­манитарной культуры; формирования научного мировоззрения, ценностных ориентации, оценок и норм; развития художествен­но-творческой активности, сохранения и развития традицион­ных народных культур, исторической памяти;

    92
    - социально-нормативными функциями - интеграции, объе­динения людей, формирования общественно-нормативных со­циальных поступков и действий, развития коммуникативной культуры, образования и воспитания, развития социально-общественной активности, системы социально-ценностных ори­ентации человека.

    Итак, функции социокультурных учреждений, охватываю­щие виды деятельности, связанные с социокультурной самоор­ганизацией личности, развиваются, в основном, в модели субъ­ект-субъектных отношений, в которой специалист культуры как субъект выключен из системы взаимоотношений этой модели.

    Его функции развернуты в сторону объекта - учреждения культуры, через которое специалист создает условия взаимодей­ствия субъектов.

    Другими словами, специалист культуры как субъект участ­вует в культурном процессе опосредованно, воздействуя лишь на объект культуры, в котором осуществляется культурная са­моорганизация субъектов-личностей.

    Функции, связанные с социально-нормативными видами деятельности, развиваются в модели субъект-объектных отно­шений, где личность "потребляет" культуру: занимается в кол­лективах художественного творчества, обучается в творческих студиях, классах и т.д.

    В этом случае специалист культуры выступает в роли педа­гога, режиссера, руководителя, то есть в роли субъекта, а лич­ность уже выступает в роли объекта влияния.

    Функционирование массовых учреждений культуры пред­ставляет собой уникальную и неповторимую область деятельно­сти, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала при­нимают весьма тонкие и сложные формы.

    Кроме того, индивидуальный и коллективный характер об­щения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта,

    93
    формирует обобщенное представление об уникальности дея­тельности менеджера социокультурной деятельности.

    Таким образом, социокультурная деятельность управляется субъектами, в лице федеральных, региональных, районных ор­ганов управления и выступает в роли объекта управления.

    Одновременно с этим, как саморегулирующаяся система, как продукт и результат деятельности людей, социокультурная деятельность выступает в роли субъекта управления, как внутри всей социокультурной системы, так и социальных институтов.
    Вопросы для самопроверки

    1. Раскройте содержание и смысл положения: "социо­культурная деятельность - есть деятельность по орга­низации деятельности".

    2. Почему личность является субъектом социокультурного процесса?

    3. Раскройте двойственный характер социокультурных процессов: управляемость и самоорганизация.

    4. В чем заключается необходимость организации деятельности учреждений культуры ?

    94
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта