Главная страница
Навигация по странице:

  • Трансформации субъекта действия

  • Общественная энергия действия

  • Личностные качества субъекта

  • Свобода и

  • Вопросы для самопроверки

  • § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность

  • Взаимодействие структур и деятельности

  • Категории: Деятельность и Труд

  • Менеджмент и виды деятельности

  • § 4. Закономерности развития социокультурной системы Социально-культурная система

  • Социокультурная система и человек

  • Динамичность социокультурной деятельности

  • Событийность в социокультурном процессе

  • Содержательные смысл социокультурных преобразований

  • Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В.. Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 8.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В..doc
    Дата30.01.2017
    Размер8.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В.doc
    ТипУчебное пособие
    #1322
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница2 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    § 2. Генезис субъекта действия
    Деятельность людей разворачивается во всех сферах жизни, и развитие общества - это результат их усилий. При этом чело­веческая деятельность обусловлена исторически складывающи­мися условиями.
    Трансформации субъекта действия

    На первоначальной стадии развития общества в представлениях людей субъект движения и действия находился за пределами земного, человеческого и социального мира, он относился к области сверхъестест­венного, божественного предназначения.

    Считалось, что людьми, всеми событиями на земле под ви­дом сил природы, персонифицированных духов и богов правит некая недосягаемая и непостижимая человеком всевышняя ме­тафизическая сила. Она приносит блага и совершает суд на зем­ле, устраивая и контролируя индивидуальную, групповую и коллективную жизнь, человеческие и социальные истории, вой­ны и катаклизмы, жизнь и смерть.

    Этот всевышний субъект действия как бы находится над всеми событиями на земле и обществе, он регулирует и управ­ляет процессами движения, расцвета и упадка. На этой стадии развития общества человек осознает себя полностью зависи­мым, считает себя подчиненным высшим и непредсказуемым для него движущим силам, которые вершат историю, управляют судьбами людей на земле.

    На последующей стадии в поисках субъекта деятельности люди начинают представлять, что человеческое общество, его развитие и изменение зависят от естественных сил - физиче-

    20

    ских, климатических, географических, биологических и даже астрологических. Субъект деятельности теперь был спущен на землю, приблизился, но все еще находился вне общества, вне человечества, отводя людям роль послушных исполнителей во­ли и предначертаний природных сил.

    Этот субъект деятельности был уже более секуляризирован, т.е. независим от магических и религиозных верований, мифов, руководствовался идеями и правилами "мирских" или "земных" аргументов и просчетов, но собственно социальных ролей в ди­намических процессах действия человеку не отводилось, по-прежнему история вершилась где-то над ним.

    В процессе дальнейшего развития общественного сознания, поиска истинных побудителей движения, действия, изменений в обществе и на земле энергию субъекта действия начали припи­сывать человеческим индивидам, но далеко не всем, а только избранным.

    Речь шла о выдающихся и великих людях: пророках, геро­ях, лидерах, гениях, изобретателях и т.д. Им отводилась исклю­чительная роль двигателей общества, хотя их харизматические качества не связывались с ними, а считались врожденными, ге­нетически наследуемыми и индивидуально развиваемыми.

    Такой субъект действия представляется уже более гумани­зированным, но он еще не полностью социализирован, что про­изошло с появлением социологических теорий об обществе как саморегулирующейся и самотрансформирующейся целостности.

    Субъект деятельности в таком обществе социализируется и уже рассматривается как сила социального организма, направ­ленно проявляющаяся в социальной, экономической и культур­ной жизни, приводящая к развитию и изменению указанных на­правлений общественного развития.
    Общественная энергия действия
    Дальнейшие поиски субъекта деятель­ности привели к личностям, исключитель­ная роль которых рассматривалась как ре­зультат мистического проявления творче­ской энергии общества, а не как их врож­денное свойство. Люди видели в них сконцентрированное во­площение социальных настроений, исторических традиций и т.д. Они были лидерами потому, что знали, как поддерживать

    21
    тех, кто за ними шел, манипулируя ресурсами, изменяя способы их распределения, обмена, условия взаимодействия.

    Настоящим прорывом в поисках субъекта деятельности стало перемещение этого субъекта ("агента") из статуса великой личности в область социальных ролей, когда каждому индивиду принадлежит своя (хотя и маленькая) роль в целостном процес­се социально-экономической, культурной и других сферах, при­водящих общество к позитивным изменениям, следствием кото­рых является совокупный результат деятельности всех людей.

    Как в экономике из многочисленных и разрозненных реше­ний, принимаемых бесчисленными производителями и потреби­телями, покупателями и продавцами, возникает энергия дейст­вия, так и в социокультурной сфере в повседневной практике люди создают, воссоздают и преобразуют свою собственную жизнь и свое общество.

    Следует подчеркнуть при этом, что результат деятельности людей, проявляющийся в виде социально-экономических пре­образований и изменений, часто не является преднамеренным, так как действия членов общества обусловлены частными побу­дителями, осуществляются в эгоистических целях.

    Однако не все люди действуют изолированно. Экономиче­ская, политическая, социальная, культурная жизнь общества функционирует на основе преднамеренного, планируемого дей­ствия, когда в процесс включаются коллективные, корпоратив­ные и групповые действия, дополняя сеть спонтанных действий отдельных индивидов.

    Таким образом, движущая энергия общества находит свое воплощение в коллективных, корпоративных субъектах, кото­рые действуют преднамеренно. При этом одни субъекты в виде крупных монопольных организаций, близких к властям, да и са­ми законодательные органы и правительства действуют "свер­ху", выдвигая для решения свои корпоративные интересы, а другие — организации, группы поддержки и давления, лобби, ор­ганизованные структуры действуют "снизу", освобождая дорогу для реализации своих задач.

    Такое взаимодействие в основе своей образует и сегодня способ движения в обществе, и в целенаправленную деятель­ность этих сил вовлекается многочисленная масса активных ин­дивидуальных деятелей.

    22

    В качестве вывода можно сформулировать следующее: в современном обществе субъект деятельности представлен в ви­де индивидуальных и коллективных деятелей. Но при этом осо­бенно важно попытаться обнаружить секрет их действия и ме­ханизмы, с помощью которых они производят и воспроизводят социально-экономическую и социально-культурную реальность современного общества, обеспечивают социальный прогресс. Субъекту в обществе присуща не только такая форма активно­сти, как деятельность по приспособлению ее к окружающей среде, но и деятельность по ее преобразованию.

    Можно сказать, что прогресс общества — это плод индиви­дуальных человеческих разнонаправленных действий, но не проявление, как считалось, божественной воли, благих намере­ний великих личностей или только автоматического действия

    социальных механизмов.

    В первом случае движущими силами прогресса выступает человеческая деятельность, активность, он непосредственно связан с деятельностью людей, но при этом имеет ограничен­ность, так как он может происходить, но может и не происхо­дить в зависимости от действий, предпринимаемых людьми, следовательно, требует активного, творческого, конструктивно­го действия.

    Во втором случае движущие силы прогресса выносятся за рамки человеческих возможностей, прогресс становится как бы автоматически возможным, происходит сам собою, саморазви­вается и в нем допускается пассивное, адаптивное поведение людей типа: "человек предполагает, а бог располагает" или "по­живем, увидим".

    Личностные качества субъекта

    Признавая, что прогрессивные изменения в обществе осуществляются людьми, следуетпризнать, что действия людей - это лишь необходимые, но далеко не достаточные условия прогресса, да и не всякий субъект дея­тельности (действия) бывает прогрессивен, как и направленные изменения могут быть не только прогрессивными, но и регрес­сивными. Следовательно, у субъекта деятельности существен­ными являются его личностные черты.

    Важнейшее значение имеют такие личностные характери­стики деятелей (исполнителей), которые обеспечивают дина-

    23
    мизм, целенаправленность в достижении целей. Это люди твор­ческие, способные к выдвижению новых идей, ориентированные на достижение определенных целей.

    Но встречаются деятели (исполнители), которых характери­зует пассивность, консерватизм, стремление удержать достигну­тое; они стремятся к автономии, независимости, цельности сво­ей личности или, наоборот, демонстрируют конформизм (зави­симость от влияния других людей), адаптивность; могут объек­тивно оценивать реальную социокультурную, экономическую ситуацию, но могут пребывать в иллюзиях несуществующей действительности. Именно наличие тех или иных качеств деяте­ля (исполнителя) определяет степень прогрессивных или тормо­зящих результатов деятельности.

    Весьма существенными факторами влияния на субъекта яв­ляются структуры, в которых разворачивается его деятельность. По своим характеристикам типы структур (организации, фирмы, ассоциации, компании и т.д.) весьма разнообразны, плюралистичны, разветвленные или, напротив, ограниченные, простые, обладающие упрощенным набором и выбором возможностей.

    Они могут быть открытыми, гибкими, многовариативными, либо жесткими, закрытыми, догматичными, отвергающими новшества, новации. На субъекта деятельности оба типа струк­тур оказывают решающее влияние, диктуют стиль и манеры по­ведения, деятельности и управления.

    Двоякое воздействие на деятеля-исполнителя оказывают ес­тественные окружающие условия. Естественная окружающая среда, будь она богата ресурсами или скудной и неблагоприят­ной, всегда объективно обуславливает субъекта, ставит опреде­ленные границы содержанию и направленности его деятельно­сти. В таких условиях он выстраивает свое поведение всегда не однозначно.

    Одни субъекты стремятся во что бы то ни стало преодолеть естественные преграды, покорить и приспособить их к своим целям, другие, напротив, приспосабливают себя к естественной среде и пассивно подчиняются ей. Таким образом, субъектив­ное, индивидуально-человеческое отношение к естественной окружающей среде раскрывает наиболее характерные черты ка­ждого субъекта деятельности.

    24

    Культурный уровень субъекта деятельности определяется его отношением к традициям своего общества. Каждый человек, соприкасаясь с определенным набором традиций, культурных норм, ценностей, обычаев, обрядов, идей, манер поведения, не только воспринимает и усваивает их такими, какие они есть, но всегда делает свой выбор и, формируя свое отношение к про­шлому, он выбирает и свое будущее.

    Субъекты деятельности, социальные группы, принимая од­ни элементы социокультурного наследия, в то же время отвер­гают другие. Это есть выражение объективного и субъективного уровней, взглядов на традиции. На этом острие дифференциру­ются субъекты деятельности, расслаиваясь на множество на­правлений в ориентациях на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве "подлинно" традиционной и образ­цовой.

    На втором, субъективном уровне бережному отношению к традициям, стремлению следовать им может быть противопос­тавлено огульное отрицание прошлого (что типично для обще­ства, вступившего в перестройку своей социально-политической и экономической системы, а также для молодого поколения лю­бого общества).

    Черты субъектов деятельности существенно дифференци­руются по их личностному отношению к будущему. Одни субъ­екты испытывают оптимизм и надежду, верят, что человеческие усилия влияют на будущее, в своей деятельности они строят и реализуют долгосрочные проекты и планы.

    Неверие в будущее, пессимизм и отчаяние, неуверенность в созидательную силу человеческой деятельности, ожидание ско­рого краха, нежелание прилагать усилия, вкладывать интеллект, капиталы в будущее формируют черты субъекта прямо проти­воположные оптимисту: приспособленчество, сиюминутная вы­года, жизнь "одним днем".

    Таким образом, характерные черты субъекта деятельности можно разделить на две категории, хотя в реальной жизни все гораздо сложнее, эклектичнее и не всегда укладывается в пред­ложенные схемы.

    Тем не менее, важно различать: будет ли субъект стремить­ся своей деятельностью что-то изменить в обществе и на основе какой мотивации осуществляет ориентированные действия; бу-

    25
    дет ли он способен действовать, насколько сформированы его поведенческие возможности, направленные на деятельность.
    Свобода и ограничения субъекта
    Субъекта деятельности можно считать прогрессивным, а следовательно, перспектив­ным только в том случае, когда он сочетает в себе две исходные предпосылки: мотивации и возможности, другими словами, если он не только хочет, но и может действовать.

    Оптимальный субъект, генерирующий черты прогрессивно ориентированного деятеля складывается при условии сочетания в нем личностных качеств и внешних факторов:

    - творчество, независимость, восприятие реальности;

    - оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование;

    - устойчивая и уважаемая традиция;

    - благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия;

    - гибкие, разнообразные и экономически развитые структу­ры деятельности.

    Все вышеизложенные качества субъекта деятельности рас­смотрены нами с внешней стороны, когда на субъекта, погру­женного в естественно сложившуюся деятельностную среду, влияют определенные организационные, материальные, соци­ально-культурные структуры.

    Но не менее важно разобраться и понять действия прогрес­сивно ориентированного субъекта, который помещен в жизнен­ные условия, обстоятельства и ситуации. Смоделировать образ действия субъекта дают возможность такие понятия, как: свобо­да и способность выходить за пределы собственных возможно­стей (в науке это называют "сомотрансценденция").

    Трудно усомниться в том, что творческий, жизнеустрем-ленный, ориентированный на прогресс деятель в определенной степени свободен. Ему присущи и негативная свобода (свобода от кого-то, свобода от чего-то), которая дает возможность со­хранить свою независимость от довлеющих над ним обстоя­тельств, действовать в пределах определенного поля напряже­ний, выборов и шансов, и позитивная свобода (свобода делать что-то), которая позволяет влиять, моделировать, преодолевать

    26

    трудности и обеспечивает определенную степень власти и кон­троля над обстоятельствами.

    Но все же наиболее определяющей чертой делового субъек­та является способность к самотрансцендентности, то есть спо­собность выходить за собственные пределы, прорываться через сложившиеся трудности, преграды, в разумных пределах "пере­ходить границу". Такая самотрансценденция может распростра­няться на такие виды деятельности субъекта, как:

    - трансценденция природы посредством ее покорения, кон­троля и регулирования;

    - трансценденция социально-культурных структур посред­ством отказа от прежних догм и представлений;

    - самотранценденция через обучение, тренировки, самокон­троль, продвижение по службе и др.

    Следовательно, способность к самотрансценденции высво­бождает важнейшие черты субъекта деятельности: склонность к инновациям, выдвижение оригинальных идей, новых проектов; стремление к расширению опыта, багажа знаний, мастерства, стратегии, технологии, которые приобретаются в производст­венной, экономической, социально-культурной практике.

    Реализация потенциальных возможностей субъекта дея­тельности стимулирует прогресс, при этом сам субъект также прогрессирует. Поэтому деятельность можно представить как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, содержание которой несет в себе преобразования в инте­ресах людей.

    Она включает в себя цель, средства, результат и сам про­цесс. В конечном счете, деятельность является условием суще­ствования человека и общества.
    Вопросы для самопроверки

    1.Выделите основные этапы развития субъекта действия.

    2. Корпоративные интересы субъектов деятельности в

    общественном прогрессе.

    27
    3. Характеристики субъекта деятельности.

    4. Культурный уровень субъекта деятельности.


    § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
    Теперь, когда проанализированы основные теории деятель­ности, можно более основательно заняться рассмотрением от­крывшихся нам видов, типов менеджмента и проблем, состав­ляющих основу управленческой деятельности: структуры дея­тельности, видов деятельности, взаимосвязей труда и деятель­ности, традиционной и инновационной личности менеджера, условий развития менеджмента в России.
    Взаимодействие структур и деятельности

    Структура как внутренняя форма организации системы и менеджеры, действующие в ней, представляют собой единое

    целое, но с двумя полюсами притяжения. Взаимная зависимость структуры и дея­тельности (менеджеров) раскрывается в процессе практики, по­переменно опираясь друг на друга, они выявляют внутренние ресурсы, потенциал.

    Практика как сознательная, целеполагающая, целесообраз­ная, материальная деятельность является своеобразным "пере­крестком", где встречаются операции и действия, в виде опери­рующих структур и действующих менеджеров.

    Операции и действия исходят соответственно из двух по­люсов - общности структуры и индивидуальности. Связь между деятельностью и практикой можно условно назвать режиссер­ским термином "событийность", т.е. действие, когда происходит слияние, раскрытие структур и мобилизация усилий менедже­ров.

    Действие и практика в данном случае суммируют опреде­ленные свойства соединения структуры (их способности к опе­рациям) и менеджеров (их способности к действию), другими

    28
    словами, слияния структурных обстоятельств и способностей менеджеров.

    Структурные обстоятельства следует рассматривать в виде ресурсов и возможностей, ограничений и напряженностей, на­ходящихся в потенциале существующих структур. Способности менеджеров определяются умениями и талантами, мастерством, знаниями, субъективными отношениями и организационными формами менеджмента внутри временных и постоянных групп. Схематично процесс деятельности и практики можно просле­дить на схеме 1.

    Схема 1



    Следует добавить, что первоначальный внутренний потен­циал (структура, деятельность, менеджеры) в процессе раскры­тия структуры, событийности и формирования менеджмента, реализуясь в результат (оперирование, практика, действие), пре­терпевает позитивные, а иногда негативные изменения. Вступая в новый временной цикл, такой процесс повторяется в новом качестве, а в результате возникает модифицированный или но­вый вид деятельности.

    Если в результате деятельности происходят какие-то собы­тия, а социальные условия для осуществления практических действий меняются, то она находит выражение в новой практи-

    29
    ке, которая в свою очередь соединяет деятельность новых структур и действия новых (деятелей) менеджеров.

    Затем новая практика начинает аналогичный цикл, изменяя структуры и субъектов, модифицирует деятельность и способы ее реализации, что приводит к появлению следующего модифи­цированного вида практики.

    Эта цикличная последовательность продолжается постоян­но, воспроизводя накапливающиеся изменения в структурах и субъектах деятельности.

    В этой связи будет уместно привести тезис К. Маркса и Ф. Энгельса, который они изложили в работе "Немецкая идеоло­гия" при анализе человеческой деятельности. В ней об индиви­дах говорилось следующее: "Их деятельность и материальные условия их жизни, - есть те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью". В данном случае речь идет опять же о цикличности процесса дея­тельности.
    Категории: Деятельность и Труд
    В процессе деятельности, будь то менеджер или рядовой исполнитель, вы­полняют тот или иной набор работ, соот­ветствующий определенному характеру деятельности. Всякая целесообразная дея­тельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека, свя­зана с трудом. Но понятие "деятельность" более широкое в от­личие от категории "труд".

    Труд включает в себя целесообразную деятельность, или сам труд, средства труда, результат труда. Характер же самого труда обусловлен определенными видами деятельности. Разде­ление труда влечет за собой выделение практической и теорети­ческой форм деятельности.

    В зависимости от многообразных потребностей складыва­ется и многообразие конкретных видов деятельности людей, каждый из них, как правило, включает в себя элементы практи­ческой и теоретической деятельности.

    Описанию видов человеческой деятельности посвящена ра­бота видного отечественного ученого М. Кагана "Человеческая деятельность" (1974 г.).

    30
    Автор предложил четыре "первоэлемента" человеческой деятельности, как необходимые и достаточные для реализации в социуме: практически-преобразовательная деятельность; про­дуктивно-творческая деятельность; ценностно-ориентационная духовная деятельность; деятельность, связанная с социальной коммуникацией.
    Менеджмент и виды деятельности
    В практике реальной жизни такие абст­рагированные структурные элементы дея­тельности не существуют обособленно, они взаимодействуют, скрещиваются, содейст­вуют друг другу, но могут сохранять свою относительную самостоятельность.

    В контексте темы нашего пособия интерес представляют все четыре вида деятельности, возможно не в равных пропорци­ях. Если рассматривать менеджмент в обобщенном представле­нии основных функций управления, как функциональную дея­тельность в сфере управления, эффективное и производительное достижение целей организации, то предпочтительнее соотно­сить его с практически-преобразующим видом деятельности. Хотя и здесь трудно обойтись без коммуникативной функции менеджмента (работа с людьми, подбор кадров и т.д.), что свой­ственно такому виду деятельности, как социальная коммуника­ция.

    Изучение же менеджмента в таком специализированном виде, как социокультурный менеджмент, предполагает включе­ние в качестве предмета анализа и все четыре вышеназванные вида деятельности, так как социокультурная деятельность по своей природе и практически-преобразовательная, и продуктив­но-творческая, и ценностно-ориентационная, духовная и комму­никативная.

    Такое многообразие видов деятельности, включенных в структуру социокультурного менеджмента, объясняется продук­том, производимым его усилиями и энергией, целями, планиро­ванием и организационными ресурсами.

    Специфический характер социокультурного менеджмента обязывает особенно внимательно относиться к творческой дея­тельности, которая пронизывает все виды и направления работы социокультурных учреждений.

    31
    Творчество — это процесс человеческой деятельности, соз­дающий качественно новые материальные и духовные продук­ты. В творчестве принимают участие все духовные силы чело­века, в том числе воображение и приобретаемое в обучении и практике мастерство, реализуемые в осуществлении творческо­го замысла.

    Большинство специалистов, работающих в социокультур­ной сфере, можно отнести к числу людей творческих профес­сий, но и другая часть специалистов, у которых деятельность определенным образом регламентирована правилами, находит решения задач в ситуациях, имеющих известную степень неоп­ределенности. Творчество проявляется здесь в деятельности, создающей новую информацию, новые нестандартные приемы, предполагающие самоорганизацию

    Наиболее тонкими гранями должны обладать механизмы управления творческими процессами. Можно сказать, что рабо­та с творческими людьми, которые являются творцами продук­тов культуры: художники, композиторы, исполнители и др., не поддается управлению, она направлена, прежде всего, на созда­ние условий для их творческой реализации.

    Потребность, побуждающая к творческой деятельности, проистекает из воображения и фантазии, отображенных в соз­нании творца в необычных, новых сочетаниях и связях. Вооб­ражение дает возможность предвидеть возможные изменения, далеко опережающие действительность. Такой компонент твор­ческой деятельности, как фантазия, позволяет создавать новые образы, конструкции и модели в искусстве, науке и реализовы­вать их в материальных и духовных продуктах.

    Указанные категории, составляющие природные основы творчества, окутанные тайной личностного переживания творца, вряд ли могут соседствовать с традиционными моделями управ­ления. Функции управления в творческом процессе могут быть очерчены такими смыслами, как сопереживание, поддержка, свобода и раскрепощение, демонстрация результатов творчест­ва. Подтверждением этого служат взгляды на природу творчест­ва Н.А. Бердяева, который рассматривал творчество как интуи­цию, "внутреннее познание" и как реализацию продуктов твор­чества, называемую мастерством, искусством.

    32
    Реализуя первый творческий акт, человек (творец) свободно познает внутри себя самого. Во втором творческом акте он свя­зан с окружающим миром, материалами и предметами мира, за­висит от других людей, управляющих систем, - говоря словами Н.А. Бердяева, - он уже "отяжелел и охлажден".

    "Творческое горение, творческий взлет, - пишет философ, -всегда направлен на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, куль­турные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела".

    В искусстве управления творческой деятельностью менед­жер лучше всего преуспеет через собственное приобщение к та­кой деятельности. Следует решать трудные, нестандартные за­дачи, общаться с искусством, развивать собственное воображе­ние и фантазию, находить наилучшие комбинации решения проблем. Не только творец, но и менеджер, работающий в куль­туре, не должен забывать известное изречение великого русско­го композитора П.И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

    Регулирующие функции социокультурного менеджмента распространяются и на другие виды деятельности в социокуль­турной среде. Невозможно, например, представить культурно-досуговое учреждение, в котором бы не осуществлялись игро­вые виды деятельности, познавательная деятельность людей и, наконец, - общение как вид деятельности.

    По поводу последнего указанного вида деятельности необ­ходимо сделать оговорку, поскольку не все ученые и специали­сты с ним соглашаются, считая, что общение не является дея­тельностью, а выступает лишь как условие какой-либо деятель­ности, или как самостоятельное явление, как вид активности на­ряду с разнообразными видами деятельности.

    Можно согласиться или отрицать ту или иную точку зрения на роль общения в жизни людей, но несомненно одно - в социо­культурном процессе общение выступает как вербальная твор­ческая, познавательная, просветительная, информационная, обучающая, развлекательная и игровая деятельность, свойст­венная большинству форм организации людей.

    Таким образом, менеджмент социокультурной сферы, опи­рающийся на деятельностные основы человека, ставит и решает задачи развития таких видов деятельности, которые согласуются

    33
    с социальной природой человека, выявляют и развивают его способности, виды и способы познавательной активности. Деятельностный подход в управлении социокультурной сферой оз­начает не подавление или навязывание установок, противоре­чащих природе социокультурной деятельности, а максимальный учет ее миссии, согласованности с управляемой системой.
    Вопросы для самопроверки

    1. В чем заключается смысл действий менеджера и опера­ций в структуре организации?

    2. Труд и его обусловленность определенными видами дея­тельности.

    3. Виды деятельности и их взаимосвязь с социокультурным менеджментом.
    § 4. Закономерности развития социокультурной системы
    Социально-культурная система

    В обыденной практике, а иногда и в пе­чати встречаются суждения, в которых тер­мины "социальная система" и "социально-культурная система" рассматриваются либо как синонимы, либо близкие друг другу по­нятия, но практически невозможно встре­тить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно тол­кований отличительных признаков указанных терминов.

    Определенная эклектичность в исходных понятиях усугуб­ляет процесс усвоения и производных соотношений терминов: "социальная сфера" - "социально-культурная сфера", "социаль­ная деятельность" - "социально-культурная деятельность", "со­циальный менеджмент" - "социально-культурный менеджмент",

    34
    "социальное управление" - "социально-культурное управление" и т.д.

    Действительно, непосвященному читателю, не специалисту в этих областях трудно разобраться и выделить отличительные признаки в терминологии и сути этих понятий. И в первой груп­пе понятий, и во второй превалирует социальная составляющая, а культурные смыслы во второй группе воспринимаются как малозначительные, поглощающиеся социальной доминантой.

    Между тем социокультурная система в значительной мере связана с большой силой эстетического и духовного воздейст­вия на все стороны жизнедеятельности человека. Социокуль­турная система здесь не просто "сопровождает" или "обрамляет" социальную и культурную реальность, но и активно включена в нее.

    Когда речь идет о тенденциях и закономерностях развития социально-культурной системы, следует одновременно иметь в виду как те или иные черты образа жизни личности в этой сис­теме, так и определенную направленность развития самой сис­темы, основных ее элементов и частей.

    Здесь "социальное" и "культурное" не только тесно взаимо­действуют, они включены одно в другое, функционирование со­циокультурной системы становится процессом.

    Согласно основной идее теории систем, целостная социо­культурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями.

    Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, та­ких, как: конечные элементы (активная и массовая культуро-творческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (со­циокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого (необходимость определенных культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятель­ного творчества, любительских объединений и клубов по инте­ресам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с сосед­ними социокультурными системами).

    35
    Целостная социокультурная система, как и всякая другая, образована на основе составляющих ее элементов, каждый из них, в то же время, может представлять собой самостоятельную систему, если ее рассматривать обособленно или как подсисте­му в целостной социокультурной системе.

    Системообразующими элементами выступают социокуль­турные институты: государственные, негосударственные, част­ные и общественные органы, организации и учреждения, кото­рые обеспечивают накопление, хранение и передачу культурных ценностей и культурного опыта, освоение культурных, образо­вательных, творческих форм деятельности людей.

    Сюда же входят многочисленные объекты учреждений со­циально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиоте­ки, театры, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные учреждения, кинотеатры, спор­тивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические учреждения и т.д.

    К системообразующим элементам относятся государствен­ные и общественные комитеты, фонды и ассоциации (защиты ребенка, материнства и детства, инвалидов, ветеранов, социаль­ной защиты населения, сохранения культуры, поддержки моло­дых дарований и т.д.).

    Главной задачей социально-культурных институтов являет­ся объединение усилий людей для совместной деятельности по удовлетворению разнообразных потребностей человека, созда­нию условий для удовлетворения его социальных, культурных, творческих устремлений и жизненных проблем.

    Таким образом, социально-культурная система является важнейшим компонентом общественной жизни социума, целе­направленно выполняя функции: кулътуросохранения, культу-ротворчества, просветительства, обучения и воспитания, со­циально-защитные, исследовательские, проектные, коммуни­кативные, рекреации, досуга и развлечений, информационно-рекламные и др.

    Субъекты социокультурной системы имеют следующие ха­рактеристики:

    а) социокультурные признаки обеспечения рациональности, эффективности, дисциплинированности, организованности, ра­зумности, скоординированности действий;

    36
    б) способность к осуществлению социокультурного про­цесса, формирующегося и развивающегося в ходе практической деятельности, обучения и воспитания;

    в) ценностные ориентации, потребность и интересы, кото­рые формируются в ходе социокультурной деятельности и, в силу этого, имеют социокультурный характер;

    г) знания, без которых невозможна социокультурная дея­тельность;

    д) навыки и умения, необходимые для социокультурной деятельности.

    Решая внутренние целевые задачи, социокультурные ин­ституты в различных организационных формах обеспечивают взаимодействие между собой, заключая на разных уровнях со­глашения, контракты, договора, программы, способствующие развитию социокультурной сферы; проводят совместные семи­нары, конференции, фестивали, смотры, конкурсы; выдвигают от имени своих организаций в исполнительные, законодатель­ные, представительные и общественные органы управления и руководства социально-культурной деятельностью своих пред­ставителей.

    Для того чтобы сохранить логику последовательности в ос­воении материала и плавно перейти к изучению социально-культурной деятельности, необходимо уточнить еще раз неко­торые положения относительно состава структуры социокуль­турной системы, надежности или неустойчивости ее организа­ционных моделей.
    Социокультурная система и человек

    Социокультурная система может об­рести равновесие или неустойчивость, консенсус или несогласие, гармонию или противоречия, процветание или кризис в зависимости от многих факторов.

    Прежде всего, отметим, что социокультурная система нахо­дится в постоянной зависимости от двух факторов: природной потребности в культурном развитии и уровня сознания людей.

    Человек, как известно, не может существовать вне среды своего обитания. Он живет в определенном пространстве и вре­мени, использует естественные ресурсы, воздействует на харак­тер социокультурной среды, и, в этом смысле, его социальная и культурная жизнь как бы погружена в нее.

    37
    Культурная среда является первичным и необходимым ок­ружением социального и культурного мира человека. Вместе с тем, люди, являясь разумными, мыслящими существами, ис­пользуя символы, знаки, формируют верования, общение друг с другом, погружаются в мир культуры, как собственной, так и своих современников, и даже предшественников, и их невоз­можно представить вне этого процесса

    Структура социокультурной системы развивается в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, определяющих от­носительно широкие структуры, в которые социокультурная система входит как подсистема, и с которыми она взаимодейст­вует, во-вторых, характеризующих строение и внутреннюю связь составных частей социокультурной системы, ее подсистем (компонентов).

    К первому направлению развития социокультурной систе­мы следует отнести процессы, связанные с укреплением матери­альной базы субъектов системы, управлением и руководством, подготовкой профессиональных кадров, разработкой концепции культурной политики.

    Следовательно, социокультурная система в широком пони­мании - это деятельность социальных объектов, связанная со "второй", внебиологической природой человека. В процессе дея­тельности этой системы осуществляется развертывание, реали­зация и развитие сущностных социально-культурных сил соци­альных субъектов.

    Следует подчеркнуть, что совокупность социокультурных институтов может рассматриваться как вполне устойчивая сис­тема, равно как и каждый отдельный социокультурный институт является материализованным стабильным объектом.

    Ко второму направлению развития самой социокультурной системы следует относить культурные и культуротворческие процессы, протекающие внутри каждого субъекта системы и процессы, являющиеся результатом взаимодействия между эти­ми субъектами.

    Структура коллективных групповых и индивидуальных от­ношений в этой системе и социальных институтах не является "твердой" и неизменной. Они, скорее всего, представляются в виде эластичных систем взаимоотношений.

    38
    В этом смысле большое значение приобретают два обстоя­тельства. С одной стороны, необходимость сосредоточить вни­мание на всепроникающих'динамических качествах социально-культурной практики, то есть на изучении постоянных и вре­менных коллективсв, групп и личностей в социокультурном процессе движения, с другой рассматривать коллектив, группу и личность не как постоянный объект, а как дематериализованное социокультурное, постоянно изменяющееся явление.

    Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния дает воз­можность рассматривать социокультурную систему не в статич­ном, стабильном состоянии, а в ее процессе, не как жесткий объект, а как постоянный и бесконечный процесс.

    В самом деле, любой коллектив, общность в социокультур­ной системе или отдельном учреждении может существовать лишь до тех пор, пока внутри него идет процесс, что-то проис­ходит, случается, что-то меняется.

    С уверенностью можно сказать, что социокультурная прак­тика существует в процессе изменений различной скорости, ин­тенсивности, ритма и темпа, так как при отсутствии динамики останавливается движение, нет изменений, наступает застой.

    Такой подход в анализе является более объективным, так как сама жизнь представляет собой не что иное, как движение, изменение, побуждаемые стремлением к продуктивной деятель­ности.
    Динамичность социокультурной деятельности
    Социально-культурная деятельность представляется межличностной (межин­дивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отноше­ний.

    Иными словами, она является своеобразной социокультур­ной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к со­вместной социокультурной деятельности.

    Она концентрируется и расслаивается, сближается и отда­ляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллек-

    39
    тивы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры.

    В социокультурных системах протекают динамичные про­цессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуля­торы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы.

    Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референт­ными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих дей­ствий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значи­мых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуа-лизированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д.

    Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие "культура", подчеркива­ет ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это разви­тие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в са­мой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая куль­тивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергают­ся культурному образованию, могут остаться в состоянии дико­сти или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства".

    Учреждения культуры, таким образом, следует рассматри­вать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат лю­дям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди.

    Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искус -

    40
    ства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультур­ных систем.

    Из сказанного следует, что социокультурная система пред­ставляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действи­тельности. Это - место реализации интересов, ожиданий, по­требностей социальных групп и отдельной личности.

    Социокультурный процесс следует рассматривать как спо­соб включения личности в культурную жизнь общества - в сис­тему его культурных отношений, духовно-нравственных ценно­стей, бытовых, семейных, производственных отношений, поли­тического устройства.

    Уровень развитости социально-культурных процессов из­меряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в куль­турную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества.

    Социокультурная система, следовательно, стимулирует са­мостоятельность мышления и поведения человека, интенсив­ность его творческой деятельности.
    Событийность в социокультурном процессе
    Изначальной частицей социокультур­ной системы становится событие, которое может быть представлено как любое мо­ментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социо­культурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают чело­веческие личности и их взаимоотношения, поэтому они облада­ют свойством "неотступности".

    Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уедине­нием, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг.

    Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соуча­стия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе

    41
    сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произве­дений культуры и искусства.

    Знание, ощущение всего этого с детства усваивается чело­веком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия.

    Социокультурная система, следовательно, стимулирует са­мостоятельность мышления и поведения личности, интенсив­ность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности.

    В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социо­культурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а также изменениями от­ношений личностей к социокультурной системе в целом, к ди­намике и содержанию ее структурных элементов.

    Более углубленное изучение этих связей приводит к пони­манию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.

    Реальная культурная жизнь может быть творческой, разно­образной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры.

    Отсюда напрашивается вывод, что существуют определен­ные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объедине­ние культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребно­стей, правил общения, идей и действий.

    Совокупность этих связей составляет оптимальное измере­ние культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокуль­турной среды.

    42

    В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организацион­ных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, ор­ганизаций, сфер общения.

    Происходящие в социокультурной жизни сложные процес­сы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимо­связях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности.

    Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протека­ют социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, пред­ставляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

    На наличие в социокультурной среде системы протекаю­щих процессов указывает протяженность и непрерывность из­менений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во вре­мени и отдаленные - будут качественно различны.

    Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.
    Содержательные смысл социокультурных преобразований
    На этом основании можно сделать вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппи­ровать следующим образом: объедине­ние культурных интересов на основе

    культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий.

    Совокупность этих связей составляет оптимальное измере­ние культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей,

    43
    идеалов образуют нормативное измерение понятия социокуль­турной деятельности.

    Следовательно, социокультурную систему можно считать своеобразным механизмом социально-культурных процессов общества, носителем его социальной памяти.

    Побудителями этого феномена являются особенности тех­нологических отношений в сфере производства, характере на­учных знаний, своеобразии культуры и возможности ее широ­кой трансляции.

    Осуществляемые в настоящее время изменения в социо­культурной системе общества имеют полиативный характер и сводятся преимущественно к структурным преобразованиям. Между тем, несомненно, необходима коренная переориентация принципов и механизмов ее развития. Принципиально новые подходы в деятельности социокультурной системы могут обес­печивать:

    - разработку и внедрение в практику реальных экономиче­ских механизмов перехода от остаточной к приоритетной схеме хозяйственного обеспечения развития культуры;

    - организацию системы правового обеспечения самостоя­тельного развития культурного процесса, его плюрализма с га­рантией от монопольного влияния со стороны ведомств;

    - переход от запрещающей модели управления к стимулирующей;

    - переход от нормативных методов управления к методам регулирования самоорганизующихся культуротворческих про­цессов;

    - переход к регулируемому рынку культуры, охраняемому от монополизации, как законодательными средствами, так и че­рез экономическое стимулирование многообразия культурной продукции.

    Решение этого комплекса задач во многом зависит от того, насколько каждый человек реально будет иметь представление об истинном состоянии культуры, ибо лишь это даст возмож­ность изменить отношение к ее состоянию.

    Важнейшее значение в решении данной проблемы имеет культурная политика государства, особенно ее ценностные ори­ентиры. В этой связи важна активная и обширная поисковая деятельность, которая должна:

    44

    - разработать реальную, без мифов и догм концепцию и ин­струментарий культуры в современном городе и обществе в це­лом;

    - определить роль и место отечественной культуры в миро­вой культуре и современном мире;

    - разработать теоретическую модель участия государства, творческих союзов, общественных организаций, системы обра­зования, личности работника культуры и личностей в развитии отечественной культуры;

    - выявить сдерживающие механизмы в сфере культуры, разработать концепцию их преодоления;

    - предложить научно обоснованную организационную структуру, обеспечивающую прогрессивные преобразования в сфере культуры
    Вопросы для самопроверки

    1. Дайте характеристику основных признаков социокуль­турных институтов.

    2. В чем заключается динамичность социокультурных процессов?

    3. Каковы основные направления развития социокультур­ной системы?

    4. Человек как носитель культуры и объект социокультур­ной деятельности.

    5. В чем заключаются новые подходы в модернизации со­циокультурной деятельности?

    6. Назовите культурные компоненты социокультурной системы.

    7. "Событийность " как основа развития потенциала со­циокультурной системы.

    45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта