Главная страница

Культурология - учебное пособие (Составитель А_ А_ Радугин). Учебное пособие Gaudeamus igitur


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеУчебное пособие Gaudeamus igitur
Дата30.06.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология - учебное пособие (Составитель А_ А_ Радугин).doc
ТипУчебное пособие
#48167
страница1 из 27
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com  || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
||
http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 01.07.18
Культурология

учебное пособие



Gaudeamus igitur

Juvenes dum sunuis!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus

Ubi sunt qui ante nos in mundo fuere?

Vadite ad superos Transeans ad inferos

Quos si vis videre!

Vita nostra brevis est, Brevi finietur;

Venit mors velositer, Rapit nos atrociter Neminu parcetur!

Vivat academia!

Vivant professores! Vivat memorum quodlibet!

Vivat memobra quodlibet!

Semper sint in flore!
Составитель и ответственный редактор проф. А. А. Радугин

Божий дар — красота;

и если прикинуть без лести,

То ведь придется признать:

дар этот есть не у всех,

Нужен уход красоте,

без него красота погибает,

Даже если лицом схожа Венере самой.

Овидий

alma mater

Москва

2001 Издательство

УДК 008(075)

ББК 71.0.я73

Р15



Оглавление 4

Предисловие 6

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры 7

Глава 1. Кулътура как предмет культурологии 7

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека 7

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. 8

1.2. Человек как творец и творение культуры 9

1.3. Диалог культур 9

1.4. Основные формы духовной культуры 10

2. Культурология как гуманитарная наука 11

2.1. Истоки культурологии как науки 11

2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур 11

ЛИТЕРАТУРА 12

Глава 2. Основные школы и концепции культурологии 12

1. Философия Гегеля как теория культуры 12

2. Философия культуры Освальда Шпенглера 14

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева 17

3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. 17

3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества 17

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда 18

5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы 20

5.2. Культура и проблема целостности человеческой души 21

6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби 22

7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23

8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24

9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). 25

ЛИТЕРАТУРА 26

Глава 3. Кулътура как система 26

1. Структурная целостность культуры 27

1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек — системообразующий фактор в развитии культуры 27

1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 29

2. Многомерность культуры как системы 31

2.1. Предназначение культуры 31

2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека 32

2.3. Взаимоотношение культуры и общества 33

ЛИТЕРАТУРА 37

Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства 37

1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры 37

2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40

3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41

ЛИТЕРАТУРА 43

Глава 5. Массовая и элитарная культура 43

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 43

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры 45

3. Философские основы массовой культуры 45

ЛИТЕРАТУРА 49

Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49

1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии 49

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры 50

3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций 52

ЛИТЕРАТУРА 54

Раздел второй. Развитие мировой культуры 54

Глава 1. Миф как форма культуры 54

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа 54

2. Миф и магия 56

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 57

ЛИТЕРАТУРА 59

Глава 2. Кулътура Древнего Востока 59

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 59

1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур 59

1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 60

1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры 62

1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе 63

1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия 65

ЛИТЕРАТУРА 70

Глава 3. История античной культуры 70

1. Характерные черты древнегреческой культуры 71

2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры 74

3. Художественная культура Древнего Рима 78

ЛИТЕРАТУРА 80

Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры 80

1. Коренное отличие христианства от языческих верований 81

2. Исторические предпосылки христианства 81

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы 81

4. Почему христианство стало мировой религией 83

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди 83

5.1. Противоречие между Духом и миром 83

5.2. Парадоксы христианской морали 84

6. Значение христианства для развития европейской культуры 85

Литература 85

Глава 5. Кулътура Западной Европы в средние века 86

1. Периодизация средневековой культуры 86

2. Христианское сознание — основа средневекового менталитета 87

3. Научная культура в средние века 88

4. Художественная культура средневековой Европы 89

4.1. Романский стиль 89

4.3. Средневековая музыка и театр 91

5. «Духовные леса» культуры Нового времени 93

ЛИТЕРАТУРА 93

Глава 6. Кулътура западно-европейского Возрождения 93

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения 93

2. Отношение к античной и средневековой культуре 95

3. Особенности художественной культуры Ренессанса 96

3.1. Итальянское Возрождение 97

3.2. Северное Возрождение 98

ЛИТЕРАТУРА 99

Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение 99

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации 99

2. Духовная революция Мартина Лютера 100

3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза» 101

4. Свобода и разум в протестантской культуре 101

ЛИТЕРАТУРА 103

Глава 8. Кулътура эпохи Просвещения 103

1. Основные доминанты культуры европейского просвещения 103

2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 104

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры 105

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей 106

ЛИТЕРАТУРА 108

Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления 108

1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 109

2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса 111

ЛИТЕРАТУРА 112

Глава 10. Xудожественная культура XX века: модернизм и постмодернизм 112

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства 112

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма 113

3. Попытки создания синтетических форм искусства 119

4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века 120

ЛИТЕРАТУРА 121

Раздел третий. Основные этапы развития культуры России 121

Глава 1. Становление культуры России 121

1. Языческая культура древних славян 122

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 124

3. Культура Киевской Руси 125

ЛИТЕРАТУРА 128

Глава 2. Расцвет российской культуры 128

1. Культура Московского царства (XIV—XVII вв.) 128

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века) 132

ЛИТЕРАТУРА 135

Глава 3. «Серебряный век» российской культуры 136

1. Особенности русской культуры на «стыке веков» 136

2. Художественная культура «серебряного века» 136

ЛИТЕРАТУРА 141

Uлава 4. Советский период развития культуры России 141

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 141

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России 142

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России 144

5. Советская культура 80-х годов XX века 145

ЛИТЕРАТУРА 146

Глава 5. Охрана национального культурного наследия 146

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия 147

3. Возрождение религиозно-культовой культуры 148

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России» 149

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России 150

ЛИТЕРАТУРА 151

Заключение 151


Рецензенты: Титов С. Н.,

доктор философских наук,

профессор кафедры философии

Воронежского государственного университета; кафедра истории и теории культуры Воронежского государственного педагогического университета

На обложке: фрагмент картины художника Ж.Б.С.Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства»

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

К 90

ISBN 5-88860-046-6

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматрива­ется сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной куль­туры, сохранение мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, тех­никумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Без объявления ISBN 5-88860-046-6

ББК 71.0.я73

I A.A. Радугин, 2001

Оглавление


10 Предисловие

Раздел I. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

12 глава 1. Культура как предмет культурологии

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

2. Культурология как гуманитарная наука

22 глава 2. Основные школы и концепции культурологии

1. Философия Гегеля как теория культуры

2. Философия кулътуры Освальда Шпенглера

3. Человек, творчество, культура

в философии Бердяева

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

5. Культура и коллективное бессознательное:

концепция К. Г. Юнга

6. «Вызов и Ответ» — движущая пружина

в развитии культуры: концепция А. Тойнби

7. Ценность как основополагающий принцип культуры

(П. А. Сорокин)

8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.)

9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк)

50 глава 3. Культура как система

1. Структурная целостность культуры

2. Многомерность культуры как системы

70 глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства

1. Понятие культуры предприятий.

Ценностный аспект организационной культуры

2. Основные элементы и особенности функционирования

знаково-символической системы на предприятии

3. Типология организационной культуры.

Состояние организационной культуры

на российских предприятиях

83 глава 5. Массовая и элитарная культура

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры

3. Философские основы массовой культуры 4. Элитарная культура как антипод массовой культуры

94 глава 6. Взаимоотношения идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре

1. Понятия «идеология» и «гуманизм»

в современной социальной философии и культурологии

2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических

тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры

3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций

Раздел II. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

106 глава 1. Миф как форма культуры

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа

2. Миф и магия

3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы

116 глава 2. Культура Древнего Востока

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока

139 глава 3. История античной культуры

1. Характерные черты древнегреческой культуры 2. Основные этапы развития эллинской

художественной культуры 3. Художественная культура Древнего Рима

158 глава 4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

1. Коренное отличие христианства от языческих верований

2. Исторические предпосылки христианства

3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы

4. Почему христианство стало мировой религией

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди

6. Значение христианства для развития европейской культуры

169 глава 5. Культура Западной Европы в средние века

1. Периодизация средневековой культуры

2. Христианское сознание —

основа средневекового менталитета

3. Научная культура в средние века

4. Художественная культура средневековой Европы

5 «Духовные леса» культуры Нового времени

185 глава 6. Культура западно-европейского Возрождения

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения

2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Ренессанса

196 глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение

1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации

2. Духовная революция Мартина Лютера

3. Духовные основы новой морали: труд как «мирская аскеза»

4. Свобода и разум в протестантской культуре

204 глава 8. Культура эпохи Просвещения

1. Основные доминанты культуры европейского Просвещения

2. Стилевые и жанровые особенности

искусства XVIII столетия 3. Расцвет театральной и музыкальной культуры

4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей

215 глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления

1. Противоречие между человеком и машиной

как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса

223 глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм

1. Мировоззренческие основания модернистского искусства

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма

3. Попытки создания синтетических форм искусства

4. Постмодернизм: углубление эстетических

экспериментов XX века

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

242 глава 1. Становление культуры России

1. Языческая культура древних славян

2. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры

3. Культура Киевской Руси

255 глава 2. Расцвет российской культуры

1. Культура Московского царства (XVI—XVII вв.)

2. Культура императорской России (начало XVII — конец XIX века)

271 глава 3. «Серебряный век» российской культуры

1. Особенности русской культуры на «стыке веков»

2. Художественная культура «серебряного века»

282 глава 4. Советский период развития культуры России

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

3. Тоталитаризм и культура (30—50-е годы)

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России

5. Советская культура 80-х годов XX века

292 глава 5. Охрана национального культурного наследия

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 2. Русская усадьба важнейшая часть культурного наследия

3. Возрождение религиозно-культовой культуры

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России

303 Заключение

Предисловие


В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образова­ния. Основная направленность этой реформы состоит в его гуманизации. Гу­манизация образования означает для нашей страны коренную переориента­цию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Во главу угла образования отныне должны ставиться интересы каждого конкретного человека, личности. Образователь­ные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник школы мог стать самодеятельным субъектом об­щественной жизни. Такая ориентация означает создание необходимых пред­посылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоничес­кое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Иначе говоря, задача высшей школы — готовить не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а лич­ность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимаю­щую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстети­ческим и другим вопросам.

Значительную роль в реализации такой цели призвана сыграть гумани­таризация образования. Ключевую роль в гуманитарной подготовке студентов призвано сыграть освоение новой дисциплины — культурологии.

Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию «Требования к обязательному минимуму содержа­ния и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гума­нитарные и социально-экономические дисциплины» в области культурологии ставят следующие основные задачи. Выпускник обязан:

1. Понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человечес­кой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хране­ния и передачи базисных ценностей культуры.

2. Знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и ци­вилизации.

3. Заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

В соответствии с этими целями сформулированы основные программ­ные требования (дидактические единицы). Предлагаемое учебное пособие всем своим содержанием направлено на выполнение этих требований.

Коллектив авторов, подготовивших данное пособие, выражает надеж­ду, что освоение его содержания позволит студентам повысить свой культур­ный уровень, разобраться в сложных проблемах общей теории культуры, ос­новных этапов развития мировой и отечественной культуры.

Авторы учебного пособия: доц. Волобуева Т. Н. (разд. III, гл. 1, 2); доц. Дьякова Т. А. (разд. I, гл. 2, § 9; разд. II, гл. 2, § 2; гл. 9,10); доц. Жаров С. Н. (разд. I, гл. 1; гл. 2, § 1—6; разд. II, гл, 2, § 1; гл.4, 7); доц. Ищенко Е. Н. (разд. II, гл. 8); доц. Курочкина Л. Я. (разд. II, гл. 3, гл. 6 (в соавторстве с Симкиной Н. Н.); разд. III, гл. 3); доц. Лалетин Д. А. (разд. II, гл. 5); проф. Матвеев А. К. (разд. I, гл. 3); доц. Пархоменко И. Т. (разд. I, гл. 5, 6; разд. III, гл. 4,6); проф. Радугин А. А. (предис­ловие, разд. I, гл. 2, § 7,8. гл. 4); доц. Симкина Н. Н. (разд. II, гл. 6 (в соавторстве с Курочкиной Л. Я.).

Составитель и ответственный редактор доктор философских наук, про­фессор Радугин А. А.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта