Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие ораторского искусства

  • Публичная лекция на правовую тему

  • Для анализа использована магнитофонная запись лекции, подготовленной и прочитанной д-ром юрид. наук, заслуженным юристом, профессором Красноярского университета А. С. Гореликом в марте 1991

  • Вступление. Постановка проблемы. Основная часть. § 1. Понятие правового государства. § 2. История вопроса о правовом государстве.

  • § 3. Условия формирования правового государства. Заключение. Дорогу осилит идущий.

  • Более подробно об этом см.

  • Подробно об этом см.

  • Почему произошло Каковы причины

  • Части, отмеченные значком *, в суде с участием присяжных заседателей не произносятся.

  • Ивакина Профессиональная речь юриста. Учебное пособие Издательство норма москва, 2010 удк 800 86 34(075. 8) Ббк 67. 7я73 И17 Сведения об


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательство норма москва, 2010 удк 800 86 34(075. 8) Ббк 67. 7я73 И17 Сведения об
    АнкорИвакина Профессиональная речь юриста.docx
    Дата28.01.2017
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИвакина Профессиональная речь юриста.docx
    ТипУчебное пособие
    #469
    страница4 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Тема 1. Устная монологическая речь юриста

    Устная речь — основная, первичная форма существования языка, противопоставленная письменной речи. Это речь звучащая, создаваемая в процессе говорения. Следовательно, важнейшая отличительная черта устной речи — ее спонтанность1.

    В профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с обвиняемым, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах. В устной форме читается публичная лекция на правовую тему.

    Публичная лекция, монологическая публичная речь прокурора и адвоката в судебном процессе — это жанры ораторского искусства.

    Понятие ораторского искусства

    Если в официально-деловом стиле осуществляется функция долженствования, предписания, если язык официальных документов стандартизован, клиширован, то в произведениях ораторского искусства речь обращена непосредственно к публике. Она произносится с целью не только сообщить новые сведения но определенной теме, но и оценить их, помочь слушателям разобраться в них и воздействовать на разум и чувства слушателей для того, чтобы сформировать у них определенное отношение к анализируемым явлениям, событиямГЧтобы речь могла оказывать воздействие, она должна быть ясной, точной, логичной, образной, а говорящему желательно владеть красноречием.

     Об этом см. с. 96—101.

    [.Человека, произносящего публичную речь, обычно называют оратором, независимо от того, как он говорит: понятно или нет, эмоционально или сухим, стандартным языком^: То есть слово оратор выступает в этом случае как термин. Но у него есть второе значение — главное: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Оратор — это человек, умеющий говорить перед аудиторией, умеющий излагать свои мысли сразу для множества людей.

    Умение — это дар или этому можно научиться? М. М. Сперанский в учебнике «Правила высшего красноречия» писал: «Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться этим божественным даром».

    Умение — «способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом». Ораторское умение основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде, оно включает в себя громадный объем знаний из различных областей деятельности, искусное владение языком, умение управлять аудиторией, отвечать на вопросы. Оно требует постоянных, систематических упражнений. Только в результате этого человек может овладеть секретами публичного выступления, методикой привлечения внимания слушателей, умением говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно.

    «...Какое у нас с вами в руках бесценное богатство — живое... слово; какими громадными возможностями — психологическими, художественными, информативными — обладает современная публичная речь, какая это вообще замечательная штука — выступление...», — пишет украинский писатель, лектор, актер и режиссер И. А. Шведов в книге «Искусство убеждать» [166, слово к читателю].

    Деятельность оратора по подготовке и произнесению публичной речи — это искусство, творческая деятельность, это высокая степень мастерства. «Оратор есть тот, — писал Цицерон, — кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

    В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слуша

    телей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

    В толковых словарях синонимом понятия «ораторское искусство» является красноречие, имеющее значения: 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант || Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

    Известный судебный оратор А. Ф. Кони различал эти понятия. Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою форм, яркостью образов и силою метких выражений»; ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

    Современные лингвисты определяют красноречие как: 1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения [5, с. 107].

    Публичная лекция на правовую тему

    Публичная лекция — это устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, формирование или упрочение в сознании слушателей определенных установок. В публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую на аудиторию.

    Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное поведение.

    Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране (и отдельных регионах), пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.

    Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они так или иначе связаны с правом.

    Здесь все подчинено содержанию; здесь не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лекции на правовые темы отличают: 1) глубина содержания и фактологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмотрение общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость сложные вопросы сделать доступными для слушателей.

    Правовое мышление в высокой степени связано с требованием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Мыслить и рассуждать логично — значит мыслить точно и последовательно, доказательно, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее композицией, а также радом логических приемов, основные из которых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование.

    Основу целостности публичной лекции составляет предметно-структурное содержание, логическая структура, организованная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лекции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции вопросов), заключение (подведение итогов).

    Вступление определяется замыслом лекции и является основой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или дает экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относящемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретической постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушателей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью» [64, с. 111]. Таким «зацепляющим» было вступление к лекции на тему «На пути к правовому государству»1. Оратор обратился к

     Для анализа использована магнитофонная запись лекции, подготовленной и прочитанной д-ром юрид. наук, заслуженным юристом, профессором Красноярского университета А. С. Гореликом в марте 1991

    слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // Л как вы думаете / может ли у нас повториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.

    Это вызвало интерес к теме, активизировало мысль слушателей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участвовать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к постановке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функцию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Его не следует затягивать.

    Заключение лекции должно быть также кратким, оно логически завершает тему.

    Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, что центральным пунктом всякого доказательства является т е-

    з и с; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции. В лекции на тему «На пути к правовому государству» основной тезис — «формирование правового государства — одна из гарантий необратимости перестройки». Логическую перспективу лекции оратор выстроил следующим образом:

    Вступление. Постановка проблемы.

    Основная часть.

    § 1. Понятие правового государства.

    § 2. История вопроса о правовом государстве.

    § 3. Условия формирования правового государства.

    Заключение. Дорогу осилит идущий.

    Такая четкая структура лекции, ее безупречная логичность I юзволяют создать смысловую градацию.И это очень важно!

    От определения понятия и его объяснения оратор перешел к анализу многочисленных идей создания правового государства. Таким образом, мысль оратора движется логично от констатации -» к опровержению —> доказательству, и каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Это позволяет удержать внимание слушателей на протяжении всей лекции. Поддержанию внимания способствует также наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.

    Логичность на уровне отдельных частей лекции зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы, которые в монологической речи ориентированы не на получение ответа, а на передачу информации. Употребленные во вступлении вопросы формулируют проблему (или проблемы), поставленную в лекции: «Формирование / правового государства / одна из главных / задач / перестройки // Что же представляет собой / правовое государство // Каковы его признаки // пути построения // Что сделано / для его создания // Что предстоит сделать // Какие силы / способствуют / решению этой задачи // А какие тормозят / общественный процесс //». Эти вопросы экспрессивно развертывают информацию, данную в посылочном высказывании, определяют проблематику лекции, и всю речь оратор выстраивает как ответ на эти вопросы.

    Логические вопросы могут формулировать микротему дальнейшего тематического отрезка речи: «В выступлениях депутатов / трудах ученых и публицистов / идея правового государства / получила дальнейшее развитие / как в виде / теоретических положений /так и в форме конкретных / политических действий / принятых законом / и так далее // Каковы же основные // наиболее существенные черты / правового государства // Первым его признаком / является верховенство закона / во всех сферах жизни //». Расчленяя текст лекции интонационно, такие во- просы-микротемы выделяют логические отрезки речи. Кроме того, они осуществляют переход от одной композиционной части к другой. Иногда логический вопрос сопровождается лексическими указателями: Еще один вопрос.

    Логическому и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. Период1 — синтаксическое построение, характеризующееся единством темы, строгим интонационным делением на две части и полнотой, законченностью выражения мысли: Когда вся деятельность государства / его органов / и должностных лиц / основывается на законе // когда все органы / связаны / правовыми предписаниями I и не отступают от них // когда все нарушения / подлежат ответственности // такое государство / можно считать правовым //.

     Более подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов): Учеб. пособие. М., 2006. Тема «Речевые средства логичности».

    Средством, создающим логичность и связность на уровне связного текста, являются повторы. Это, как правило, повторение последнего слова в высказывании: «Любое государство / неразрывно связано / с правом // Право / инструмент / в руках государства / при помощи которого / оно регулирует / поведение организаций / должностных лиц / и граждан //».

    Различные средства связи — союзы, местоимения, наречия, вводные слова, этикетные формулы и др. — также способствуют логичному выражению мысли: «Если государству необходимо / чтобы люди совершали / или наоборот не совершали / ка- кие-либо поступки / оно прибегает / к различным средствам воздействия // Одно из них / издание законов // и других нормативных актов 11 Но не всякое государство / не всякое государство / в котором действует право / является правовым //» или: «Под влиянием передовых идей / в ряде стран / были приняты конституции / которые провозгласили / демократические права и свободы // Однако / реакционная часть буржуазии / стремилась ограничить / их реальное осуществление // Поэтому воплощение идей / правового государства / в жизнь / характеризуется длительной / и сложной борьбой / между консервативными и прогрессивными силами //». Средствами связности являются и такие слова и словосочетания: рассмотрим, перейдем к рассмотрению, остановимся на.

    Логичному завершению темы может служить обрамление'— прием, состоящий в том, что в заключении повторяется или варьируется, углубляется мысль, выраженная во вступлении. Обрамление может быть приемлемо, когда во вступлении выдвигается тезис, который оратор собирается доказать. В этом случае оно не только поможет подвести мысль к логическому концу, но и усилит значение посылочного тезиса, подчеркнет его обоснованность.

    Доходчивости изложения способствует объяснение значения иноязычных слов, юридических терминов. Вот как сделал это оратор в анализируемой нами лекции: «Так Конституция / 1936 года / провозглашала права и свободы граждан / выборность / органов власти / и так далее // Однако это был лишь камуфляж/ призванный маскировать произвол / и беззаконие»;

     Подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). Тема «Композиция судебной речи».

    Средством, создающим логичность и связность на уровне связного текста, являются повторы. Это, как правило, повторение последнего слова в высказывании: «Любое государство / неразрывно связано / с правом // Право / инструмент / в руках государства / при помощи которого / оно регулирует / поведение организаций / должностных лиц / и граждан //».

    Различные средства связи — союзы, местоимения, наречия, вводные слова, этикетные формулы и др. — также способствуют логичному выражению мысли: «Если государству необходимо / чтобы люди совершали / или наоборот не совершали / ка- кие-либо поступки / оно прибегает / к различным средствам воздействия // Одно из них / издание законов // и других нормативных актов 11 Но не всякое государство / не всякое государство / в котором действует право / является правовым //» или: «Под влиянием передовых идей / в ряде стран / были приняты конституции / которые провозгласили / демократические права и свободы // Однако / реакционная часть буржуазии / стремилась ограничить / их реальное осуществление // Поэтому воплощение идей / правового государства / в жизнь / характеризуется длительной / и сложной борьбой / между консервативными и прогрессивными силами //». Средствами связности являются и такие слова и словосочетания: рассмотрим, перейдем к рассмотрению, остановимся на.

    Логичному завершению темы может служить обрамление'— прием, состоящий в том, что в заключении повторяется или варьируется, углубляется мысль, выраженная во вступлении. Обрамление может быть приемлемо, когда во вступлении выдвигается тезис, который оратор собирается доказать. В этом случае оно не только поможет подвести мысль к логическому концу, но и усилит значение посылочного тезиса, подчеркнет его обоснованность.

    Доходчивости изложения способствует объяснение значения иноязычных слов, юридических терминов. Вот как сделал это оратор в анализируемой нами лекции: «Так Конституция / 1936 года / провозглашала права и свободы граждан / выборность / органов власти / и так далее // Однако это был лишь камуфляж/ призванный маскировать произвол / и беззаконие»;

     Подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). Тема «Композиция судебной речи».

    «Референдум / то есть всенародное голосование/ считается самой демократической / процедурой //».

    Сделать сложные правовые вопросы доступными для слушателей помогает открытая их оценка, данная лектором: «Вряд ли верно/ принимать путем референдума / многостатейные законы / так как при согласии / с некоторыми положениями / и несогласии с другими / возникает затруднительная ситуация // Голосовать за проект в целом / или против //»; «Положительную роль сыграло бы/ и поименное голосование депутатов //»; «Поэтому следует согласиться/ с проектом Закона о выборах //»; «Поскольку права формулируются в законах / создается впечатление / будто государство / наделяет ими граждан / и тогда получается / что права / нечто вроде подарка / а что даровано / может быть отобрано // Это в корне неверный взгляд// Права и свободы / неотъемлемо принадлежат личности //»; «Основной довод против фракций и оппозиций / заключается в том / что современные условия / требуют / консолидации сил // Мысль безусловно верная// но/ как это ни парадоксально / появление групп / в условиях плюрализма мнений / и является путем / к подлинной консолидации сил //».

    Оценку могут выражать и риторические вопросы: «Все мы были очевидцами / выдвижения нескольких кандидатов / острой предвыборной борьбы / а в некоторых округах / повторного голосования // Разве это / не шагы / в сторону создания правового государства //».

    Каждая лекция на правовую тему характеризуется целенаправленным воздействием на слушателей, достижением запланированного субъектом речи эффекта. Воздействие понимается как привлечение внимания слушающих к предмету речи. Главным средством воздействия является организация материала, исследование фактов. Если лектор не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно. Это рациональное воздействие на сознание слушателей. Но существуют и средства речевого воздействия.

    Лекция не может считаться успешной, если оратор не смог вызвать ответную реакцию аудитории. Одним из способов воздействия является прием адресации, т. е. способа отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь: «Что же получается / при несоблюдении / законотворческой процедуры // Это

    можно показать / на конкретном примере / из жизни нашего города // Вы помните / несколько лет тому назад / в Красноярске / было снято движение транспорта / с проспекта Мира // Вам известно также / что решение принималось / узким кругом / руководителей / и причинило много неудобств / жителям города //». Используются также высказывания Вам, вероятно, интересно; как Вы знаете и др. Оратор регулирует процесс восприятия, организует и направляет внимание слушателей, стремится вовлечь их в ход своих рассуждений, заставляет думать, размышлять: «Даже у одного и того же человека / при переходе из одной социальной группы в другую / меняются интересы // Сравните / отношение шофера / к пешеходам / и его отношение к водителям / когда он сам превратился в пешехода //»; «Рассмотрим один / из наиболее актуальных / и острых аспектов / пределы свободы слова //»; «При ведомственном порядке / спор разрешает / одна из спорящих сторон / либо ее вышестоящее ведомственное начальство / что препятствует вынесению / справедливых решений // Давайте обратимся к наглядному примеру //». Лекторское мы объединяет оратора и слушателей в процессе поиска истины: Все мы были очевидцами; Мы были свидетелями; Нам с вами известен / такой термин / телефонное право.

    Рассмотренные нами интеллектуализированные средства воздействия повышают экспрессивность речи. Принципиально необходимым является и эмоциональное воздействие на чувства, так как «человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; мы или понимаем, или чувствуем, чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства» [14, с. 182]. Без эмоционального воздействия ослабляется эффективность превращения знаний в личные убеждения. Какие речевые средства способствуют эмоциональному воздействию на слушателей? Это может быть использование пословицы: Путь к правовому государству / предстоит долгий и трудный // Но общество встает на этот путь // А как гласит народная мудрость / дорогу осилит / только идущий //, введение художественного образа: В отношении общегражданских прав / должен действовать принцип / разрешено все / что не запрещено /ив дополнение к нему / исчерпывающий перечень запретов // Эту идею / образно выразил / поэт Евгений Евтушенко / И ежели невозможно /жить без сетей / на свете / то пусть тогда это будут / хотя бы законные сети. Это может быть антонимия, которая позволяет уточнить важные детали: Выполнять фактически / роль руководящей силы общества / и закреплять ее / в основном законе страны / разные вещи // И это принципиальное различие // ибо оно определяет / методы воздействия / партии на общество // использование / не авторитета силы / а силы авторитета / то есть методов убеждения.

    Повторение слов не только служит точному выражению мысли, но и создает экспрессивность речи: В правовом государстве / суд должен иметь право / рассматривать любые / конфликты / любых граждан / с любыми властями.

    Из метафор используются, как правило, привычные типа могут вырасти профессиональные политики; сломать аппаратно-бюрократические методы; щадящие формулировки; образные метафоры встречаются реже: находятся на острие общественных интересов, самостоятельная ветвь власти.

    Говоря об отсутствии личной ответственности руководителей государственных органов за принимаемые ими решения, лектор использует развернутое сравнение: У меня перед глазами / стоит сцена / из концерта Аркадия Райкина // Вы конечно помните / когда он выходит к зрителю / в испорченном костюме // и пытается выяснить / кто же конкретно / его шил // Ему отвечают / Мы.

    Таким образом, уместное использование оратором изобразительных средств способствует доступности и эмоциональности изложения материала, делает лекцию в высокой степени воздействующей.

    Синтаксический строй лекции на правовую тему отражает ее интеллектуальное содержание. Здесь много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, раскрывающих причинно-следственные отношения между явлениями. Частотна пассивная форма выражения: запрещается, допускалась, заменена, различаются и т. д. Распространены глаголы с ослабленным лексическим значением: нашло выражение, ставить вопрос, получило развитие, поддается контролю и др.

    Чтобы публичная лекция была воздействующей, необходимо серьезно работать над освоением темы, построением текста, нужно овладевать методикой чтения лекций, культурой речи.

    Работу оратора над лекцией можно представить следующим образом1.

    Докоммуникативная фаза

    Коммуникативная фаза

    Выбор темы, определение цели и вида речи

    Поведение оратора и управление аудиторией

    Техника произнесения речи

    Подбор материалов

    Логическая организация речи (композиция и план)

    Ответы на вопросы и искусство спора

    Доказательство и аргументация

    Работа над языком и стилем

    Одним из средств воздействия является культура звучания речи, ее звуковая выразительность. Культура оратора, его уважительное отношение к слушателям проявляются в четкости дикции. «Каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно», — писал М. В. Ломоносов.

    Очень важно для оратора соблюдение темпа речи. Наиболее важные отрезки речи следует произносить в несколько замедленном темпе, так как медленный темп подчеркивает значительность мыслей, их весомость.

    Все смысловые и эмоциональные оттенки можно точно передать голосом. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством, т. е. тональной окраской слов, последовательностью тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу.

    Правильно поставленное логическое ударение подчеркивает логическую перспективу высказывания. Более точно оформлять течение мысли, подчеркивать важные моменты или положения,

     Подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для

    сосредоточивать на них внимание позволяют паузы. Паузы усиливают воздействие речи.

    Одним из важных показателей речевой культуры оратора является литературное произношение, доносящее до слушателей смысл, содержание передаваемой информации и воспитывающее у них культуру речи. Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в словах.

    Не забывайте, что публичная лекция — это искусство слова, где важно не только то, что говорится, но и как говорится. Ясно и четко звучащая речь оказывает эмоциональное воздействие на слушателей.

    Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное краноречие. Его особенности охарактеризовал талантливый адвокат XIX в. Н. П. Карабчевский: «Судебное красноречие — красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора — деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся».

    Судебная речь

    Разновидностью публичной речи является монологическая речь государственного обвинителя и защитника в уголовном процессе и речь представителя истца (ответчика) в гражданском процессе, произносимая в судебных прениях, которые являются обязательной частью судебного разбирательства.

    Назначение судебного процесса — защита прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от правонарушения или преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Его конечная цель — принять законное и обоснованное решение. Для этого проводится публичный спор (прения сторон) между прокурором и адвокатом об обстоятельствах одного и того же дела с точки зрения обвинения и защиты. Спор — это «столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание

    обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны» [54, с. 261].

    В юриспруденции вопрос о назначении и функциях судебной речи определяется процессуальными нормами: это установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, содействие формированию убеждения суда. Судебные речи прокурора и адвоката помогают суду разобраться в фактических и юридических обстоятельствах дела. Об этом хорошо сказал А. Ф. Кони: «Судебное следствие развило перед вами существенные обстоятельства дела, в наших судебных прениях мы постараемся разъяснить перед вами их значение и характер».

    В соответствии с назначением прений сторон судебная речь обладает специфическими чертами, которые отличают ее от любой другой публичной речи. Во-первых, это узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат, позиции которых определяются их процессуальным положением. Тематика речи строго ограничена материалами разбираемого дела. Отсюда — следующая черта судебной речи — правдивость (или объективность), т. е. полное соответствие объясняемых событий объективной истине. В речи непозволительны преувеличения и вымышленные эпизоды, а также недопустимые доказательства.

    Следующая черта судебной речи — ее полемичность и убеждающий характер, так как основная функция сторон в судебных прениях — это доказывание, убеждение. Полемика может вестись между процессуальными противниками, могут полемизировать и адвокаты, защищающие разных подсудимых. Это может быть полемика с экспертом, представившим суду малообоснованные выводы.

    Чтобы сформировать убеждение суда, судебные ораторы производят всесторонний, полный и объективный анализ всех обстоятельств дела и дают им правовую оценку. В уголовном процессе действия подсудимого оцениваются с точки зрения права, как предусмотренные определенной статьей УК РФ; оцениваются также обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, а также мотивы совершения преступления с целью назначить справедливое наказание.

    В гражданском процессе анализируются с правовой точки зрения действия ответчика для признания законности или незаконности оспоримой сделки, для признания нарушенного права истца подлежащим или не подлежащим восстановлению. Все это служит защите оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, потерпевших от преступлений, а также защите личности от незаконного осуждения. Таким образом, оценочно-правовой характер — важная, самая главная черта судебной речи.

    Публичная речь предполагает ответы на вопросы слушателей. В судебной речи эта характеристика отсутствует в силу процессуальных норм. Судебный оратор, ведя полемику с процессуальным противником, обычно предвидит, в чем могут не согласиться с ним, о чем могут спросить. Он сам формулирует эти вопросы и отвечает на них: мне могут возразить; меня могут спросить; вам, уважаемые присяжные заседатели, могут сказать; со мной могут не согласитьсяи др.

    И еще одна особенность — это наличие четырех адресатов. Главным адресатом судебной речи является состав суда, и каждая речь начинается непременно обращением к суду: уважаемый суд, ваша честь, уважаемые присяжные заседатели. В силу процессуальных норм судебный оратор не может обратиться прямо к присутствующим в зале суда. Но он говорит и для истца, и для ответчика, и для подсудимого, и для всех присутствующих в целях предупреждения правонарушений. Еще одним адресатом судебной речи является процессуальный противник оратора, какой-либо тезис, доказательства или вывод которого необходимо оспорить.

    По форме судебная речь представляет собою монолог — продолжительное выступление одного лица, но вся она развертывается не как монолог, а как диалог с процессуальным противником. Это обусловлено ее назначением. Диалог проявляется в исследовании материалов дела с точки зрения обвинения и защиты, с точки зрения представителей истца и ответчика, в заявлении ходатайств. Оратор строит изложение так, как будто он занимается поисками истины тут же, в судебном процессе. Он видит в судьях не пассивных слушателей, а людей, активно участвующих в осмыслении и оценке информации; поэтому организует процесс восприятия. Это достигается использованием разнообразных средств.

    Прежде всего это глаголы, обозначающие побуждение к действию: давайте обратимся к, обратите внимание, всмотритесь в, подумайтеи т. д.

    Лекторское мыобъединяет состав суда и оратора в процессе поисков правильного решения дела: мы знаем, мы видим и др. Диалогизации монолога содействуют и глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд примет его точку зрения: я полагаю, я надеюсь, я прошу, я утверждаюи т. п.

    Анализируя доказательства по делу, оратор приводит показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, тем самым включает разные речевые сферы в официальную речь. Это чаще всего оформляется конструкциями с несобственно-прямой речью: Обвиняемый говорит; Данилов показал... Может быть приведена даже прямая речь свидетеля или подсудимого, если она содержит важные для суда сведения. Для судоговорения диалогиза- ция монолога является внутренним качеством, связанным с его убеждающим характером.

    Основным качеством судебной речи является убедительность — обоснованность всех тезисов и выводов, которая во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов имеет значение для полного внутреннего убеждения судей.

    Судебное выступление, как любая длительно осуществляемая речь, требует связности и логичного изложения мыслей. Логике рассуждения способствуют вопросительные конструкции. В форме вопроса осуществляется постановка проблем, с помощью вопросов передается новая информация. В логике вопросо-ответная форма изложения определяется «процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам» [59, с. 107—108].

    В логике форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснить свойства и причины исследуемых явлений, называется гипотезой. Гипотеза — необходимый компонент любого познавательного процесса. В объяснительных гипотезах (о причинах возникновения объекта исследований) используются вопросы: Почему произошло? Каковы причины?В описательных гипотезах (о присущих исследуемому объекту свойствах) — вопросы: Что представляет собою? Какими свойствами обладает?[59, с. 231 — 233].

    Для того чтобы привлечь внимание суда и произнести убедительную речь, судебному оратору важно продумать, как построить речь, в какой последовательности излагать то, что необходимо сказать. Усилить эффективность воздействия речи поможет четкая композиция.

    Внимание к выступлению в значительной степени зависит от того, как оно начинается, как оратор активизирует внимание слушателей, как психологически подготовит их к восприятию информации. Самое трудное — найти правильное, нужное начало. В современной судебной речи во вступлении чаще всего намечается программа речи.

    Важно помнить, что вступление необходимо связать с главной частью, оно не должно быть длинным, и подбирать его нужно после подготовки всей речи.

    Главная часть представляет собой совокупность отдельных микротем, связанных по смыслу. Эти части следующие: 1. Изложение фактических обстоятельств дела. 2. Анализ и оценка собранных по делу доказательств. 3. Обоснование правовой квалификации содеянного*. 4. Характеристика личности подсудимого (истца, ответчика)*. 5. Анализ причин, способствовавших совершению преступления*. 6. Мнение о мере наказания*1.

    Логика рассуждения осуществляется, как и в любой другой публичной речи, от констатации -> к опровержению -» к доказательству. Это принцип построения любой публичной речи, который в риторике называется принципом последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. В целом они создают смысловую градацию.

    Заключение должно подвести итог сказанному. Если в начале речи оратору необходимо привлечь внимание суда, то в заключении следует усилить значение сказанного.

    Усилить значение сказанного помогут определенные языковые средства. Во вступлении, как правило, используется прием контраста. Контраст — композиционно-стилистический принцип развертывания речи, заключающийся в противопоставлении двух содержательно-логических явлений. Контраст помогает оттенить второе, как правило, негативное явление.

     Части, отмеченные значком *, в суде с участием присяжных заседателей не произносятся.

    В главной части судебной речи сочетаются аргументативный тип изложения, который обусловлен назначением и убеждающим характером судоговорения, и представляющий — повествование и описание. Поэтому в языковом аспекте судебная речь характеризуется сочетанием стандартных и эмоционально-экспрессивных средств выражения. Ее тематика предполагает употребление юридических стандартов и терминов; убеждающий же характер делает необходимым использование средств эмоционального воздействия, что создает экспрессивность. Аргументированная, убедительная, эмоциональная речь, как отмечал Е. А. Матвиенко, помогает присутствующим в зале судебного заседания понять важность соблюдения требований закона и норм морали. Логическому завершению темы служит обрамление. В этом случае заключение достраивает, закрывает логическую рамку речи, делает то, о чем писал А. Ф. Кони: «Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом» [64, с. 114].

    Уместно будет привести еще слова А. Ф. Кони о том, что «нужна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувств». Эмоциональное воздействие выступает как необходимый элемент убеждения, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным. Эмоциональному воздействию способствует использование тропов, фигур речи и других изобразительно-выразительных средств языка. Однако авторы риторик советуют: 1) призывать на помощь чувства только применительно к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней чувствительности, вызывающей насмешку, и наоборот — сухого изложения.

    Современные теоретики судебной речи, ссылаясь на мнение Квинтилиана о том, что «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств... богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности: здесь, как и во всем, вернейший путь средний, а, все крайности — ошибки», пишут об «умеренном стиле красноречия» [114, с. 159], не раскрывая при этом, что они понимают под «средним стилем красноречия». Нет, мастера судебной речи употребляли и употребляют в своих речах изобразительные средства языка. От этого их речи только выигрывают. Таким примером может служить речь Г. М. Резника по делу Пасько, произнесенная в заседании кассационной инстанции Военной коллегии Верховного Суда РФ 15 июня 2002 г. [102].

    В судебных речах, обращенных к присяжным заседателям, необходимы средства диалогической речи, изобразительно-вы- разительные средства языка, так как убеждающая речь не может быть сухой констатацией фактов, она не может не быть взволнованной, экспрессивной и эмоциональной. «Нервный» язык судебного оратора, о котором писал Н. П. Карабчев- ский, — это речь не равнодушного человека, а человека, отстаивающего свою позицию по делу; человека, заинтересованного в убеждении судей в правоте своей точки зрения.

    Когда-то известный русский юрист П. С. Пороховщиков предупреждал судебных ораторов: «Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации» [137, с. 61]. Прервать «ручеек» поможет использование вопросительных предложений, пауз, смена темпа речи и других средств техники речи.

    Лингвистические термины

    Дикция — степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.

    Ирония — изобразительное средство, состоящее в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

    Метафора — употребление слова в переносном значении.

    Отглагольные существительные — имена существительные, образованные от глаголов.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое публичная лекция? Каковы ее цели? 2. Каково назначение лекции на правовую тему? 3. Как в лекции проявляется логичность? 4. Какова роль вступления? Каким оно должно быть? 5. Что такое смысловая градация? Чем она достигается?

    1. Чем достигается доходчивость? 7. Какие средства речевого воздействия вы знаете? Какую функцию в публичном выступлении они выполняют? 8. Какую роль в публичном монологе играет техника речи? Что входит в понятие техники речи? 9. Какими специфическими чертами обладает судебная речь?

    Примерный план практического занятия Теоретическая часть

    1. Понятие публичной речи, ораторского искусства.

    2. Особенности лекции на правовую тему.

    3. Средства речевого воздействия.

    4. Характеристика монологической судебной речи.

    Практическая часть

    Задание 1. Прочитайте отрывки из книги И. А. Шведова «Искусство убеждать»; они помогут вам подготовить ответ на первый вопрос.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта