Главная страница

Учебное пособие москва 2008


Скачать 37.36 Mb.
НазваниеУчебное пособие москва 2008
АнкорRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
Дата06.08.2017
Размер37.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
ТипУчебное пособие
#8399
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
26. Рисунок анатомической головы Гудона. (Экорше Гудона). Жан Антуан Гудон - крупнейший скульптор реалистического направления французского классицизма второй половины XVIII века. Гудон вырос при школе Французской академии, влет был принят в академию художеств, по окончании ее работал в Риме в качестве стипендиата академии, результатом этой работы и стала данная скульптура. Глагол «экорше» по-французски означает ошкуривать, снимать кожу. Экорше стал пособием, по которому учились многие поколения художников. Сам Гудон прославился как мастер портрета, способный передать и сложный внутренний мир изображаемого человека, и склад его ума. и даже мимолетное состояние души. Это умение базировалось, в значительной степени, на знании анатомии, в частности, мимических мышц, работа которых и создает выражение лица человека, по которому, в конечном итоге, мы и можем судить о человеке, его состоянии и эмоциях. В изучении головы человека мы остановимся лишь на основных мышцах, их главных связях с костями черепа, шеи и плечевого пояса, а также на характерных движениях, вызываемых их сокращениями (рис. 218). Мышцы головы делятся на жевательные и мимические. Жевательные мышцы по определению участвуют в жевательных движениях и относятся к так называемым скелетным мышцам, связывающим кости скелета между собой и отвечающим за движение в суставах. Жевательные мышцы делятся на собственные жевательные, височные и крыловидные. Собственно жевательная мышца прикрепляется к скуловой дуге и к углу нижней челюсти. При сокращении жевательная мышца резко утолщается. Помимо жевания она сопровождает, например, выражение гнева или настойчивой решимости. Височная мышца прикрепляется к височной впадине на всем ее протяжении и, проходя под скуловой дугой, соединяется с венечным отростком нижней челюсти. Функции височной мышцы - поднимая нижнюю челюсть, закрывать рот. Крыловидная мышца соединяет нижнюю челюсть с основной костью и снаружи невидна. Пластическое богатство мимики человеческого лица обусловлено особенностью строения и работой мимических мышц В отличие от скелетных мышц, они одним концом крепятся к костям, а другим - к коже или вплетаются в мышечные ткани. При сокращении они перемещают мягкие ткани таким образом лицо получает то или иное выражение. Мимические мышцы можно подразделить наследующие группы мышцы свода черепа, мышцы области глаза, мышцы носа и мышцы области рта. В состав первой группы - мышцы свода черепа - входят лобная мышца, затылочная и мышцы ушной раковины. Все эти мышцы крепятся к апоневротическому шлему - плотному сухожилию, покрывающему черепную коробку, и составляют вместе с ним надчерепную мышцу. Лобная мышца прикрепляется внизу к бровями при сокращении поднимает их, образуя ряд складок на лбу. Затылочная мышца при сокращении сдвигает сухожильный шлем и связанную с ним волосистую часть головы назад. Мышцы ушной раковины (передние, верхние и задние) крепятся к основанию ушной раковины и не имеют пластического значения. К группе мышц области глаза относятся круговая мышца глаза, сморщиватель бровей, и пирамидальный мускул (мышца гордецов. Круговая мышца глаза покрывает область глазницы. При ее сокращении опускается бровь и глаз закрывается веками. Мышца - сморщиватель бровей располагается под лобной мышцей, она сдвигает брови и вызывает образование двух вертикальных складок между ними. Эта мышца иначе называется мышцей угрозы. Мышца гордецов располагается в виде двух плоских пучков на спинке носа и, сокращаясь, образует поперечную складку у корня носа. Мышца носа делится на две части поперечный пучок и крыльный. Поперечный пучок при сокращении сжимает хрящи носа, образуя на боковой поверхности носа складки кожи, а также поднимает крылья носа и расширяет ноздри. Крыльный пучок при сокращении опускает крылья носа и суживает ноздри. Мышцы области рта делятся на две группы первая - круговая мышца рта, смыкающая губы, втора=
- мышцы, расположенные радиально по отношению к круговому мускулу и расширяющие ротовую щель.
Круговая мышца рта - плотное мышечное кольцо, имеющее две самостоятельные группы волокон
- поверхностную и глубокую. Поверхностный слой сжимает губы, глубокий- выдвигает губы вперед. Радиальную группу мышц области рта составляют квадратная мышца верхней губы, большая скуловая мышца, щечная мышца, мышца смеха, мышца, опускающая угол рта (треугольная, мышца, опускающая нижнюю губу (квадратная, подбородочная мышца и клыковая мышца. Все эти мышцы имеют начало на верхнечелюстной, скуловой и нижнечелюстной костях, а другим концом вплетаются в толщу губи вкруговую мышцу рта. Квадратная мышца верхней губы направляясь вниз от нижнего края глазницы к крылу носа и верхней губе, при сокращении поднимает верхнюю губу, расширяет ноздри и углубляет носогубную складку, придавая лицу недовольное выражение. Большая скуловая мышца лежит ниже квадратной мышцы верхней губы, она связывает скуловую дугу с углом рта и верхней губой. При сокращении она тянет угол рта назад и кверху, делая носогубную складку глубже. Щечная мышца ее еще называют мышцей трубачей, образует толщу щеки и при сокращении прижимает губы и щеки к зубам. Мышца смеха оттягивает угол рта в сторону. Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца, располагается ниже углов рта. При сокращении она опускает вниз кожу носогубной складки и угол рта, придавая лицу выражение неудовольствия и презрения. Мышца, опускающая нижнюю губу (квадратная мышца, расположена под треугольной и при сокращении тянет нижнюю губу книзу. Подбородочная мышца при сокращении тянет кожу подбородка кверху.
Клыковая мышца соединяет верхнюю челюсть с углом рта и верхней губой. Она лежит под квадратной мышцей верхней губы и по функции аналогична скуловой мышце - тянет угол рта кверху ив сторону. Рассматривая анатомическое строение шеи, необходимо, прежде всего, указать на ее костную основу
- позвоночник, состоящий из семи шейных позвонков, из которых наиболее важны первый позвонок - атлант на нем располагается череп) и седьмой шейный позвонок, очень заметно проступающий на поверхности шеи сзади. Из мышц шеи имеющих значение в рисунке, наиболее важны грудино-ключично-сосцевидная, двубрюшная и трапециевидная мышцы.
Грудино-ключично-сосцевидная мышца начинается от сосцевидного отростка височной кости и прикрепляется одним пучком к грудинной кости, а другим - к ключице (отсюда название. Головки ключиц, грудинная кость и пучки прикрепленных здесь грудино-ключично-сосцевидных мышц образуют яремную ямку- очень важный ориентир при построении рисунка, также как и седьмой шейный позвонок. При повороте головы в сторону, противоположная этому повороту грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращается и переходит из обычного косого положения в вертикальное.
Двубрюшная мышца находится под нижней челюстью и разделена сухожильной перегородкой. Функции этой мышцы - оттягивание нижней челюсти вниз. Трапециевидная мышца участвует в организации строения шеи только своей верхней частью. Она прикрепляется двумя мощными стволами к затылочной кости черепа по выйной линии. Сокращение одной трапециевидной мышцы наклоняет голову в свою сторону и поворачивает лицо в противоположную сторону. Если сокращаются обе трапециевидные мышцы, то голова откидывается назад. Длина шеи спереди отмеряется от яремной ямки до подбородка, сзади - от седьмого шейного позвонка до бугров затылочной кости. Для правильного изображения шеи следует учитывать наряду с мышцами, расположение и форму гортани, а также выступа щитовидного хряща - гортанного возвышения (кадыка. Они находятся спереди шеи между грудино-ключично-сосцевидными мышцами. Гортанное возвышение хорошо просматривается на этой части шеи и может служить рисующему опорной точкой при построении рисунка. Рисунок анатомической головы Гудона следует выполнить с х точек зрения с легким применением тона. Особое внимание следует уделить главным узловым точкам головы.

116
глав
подбородочна = опускающая угол рта треугольная) опускающая нижнюю губу квадратная)
щито-подъязычная
апоневротический шлем лобная височная круговая мышца глаза квадратная мышца верхней губы затылочная мышца гордецов жевательная мышца смеха носовая поднимающая крыло носа и верхнюю губу щечная
клыковая трапециевидная круговая мышца рта
грудино-ключично-
сосцевидная
шило-подъязычная
лопаточно-подъязычная малая скуловая большая скуловая
двубрюшная
грудинно-подьязычная Рис 5
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека
рисунок гипсовой головы. Рисунок деталей головы. Для грамотного рисунка головы человека мало понимать её общую структуру, необходимо хорошо знать подробности её строения. Глаз, нос, ухо, губы имеют очень сложное устройство, связанное сих сложными функциями в организме человека, а потому в курсе обучения рисунку им уделяется особое внимание. Для рисунков деталей головы вам предлагаются гипсовые слепки с головы Давида, скульптуры великого мастера Возрождения Микеланджело Буанаротти. Каждая деталь должна быть изображена на отдельном листе в 1-2 ракурсах. Детали компонуют на листе в натуральную величину и дополняют рисунками - набросками с других точек зрения, а также ортогональными проекциями видами спереди, сбоку и сверху. Определив на листе место всех элементов рисунка, приступают к подробному изучению детали в ортогональных проекциях, изображая их в достаточно крупном масштабе. Затем намечают всю массу слепка в перспективе, ориентируясь на простую геометрическую форму плашки находят ось симметрии (если таковая имеется, определяют соотношение крупных частей, легкими линиями прорисовывают продольные и поперечные разрезы, уточняют детали. На заключительном этапе возможно применение тона, который, однако, не должен забивать линейно-конструктивный рисунок, а лишь легко моделировать форму. Рисунок глаза. Жесткими основаниями глаз служат глазничные впадины, или глазницы, находящиеся под надбровными дугами. Их сложная пространственная структура образована несколькими костями клиновидной, решетчатой, слезной, скуловой, лобной и верхнечелюстной. Края глазничных впадин расположены в черепе не фронтально, а наклонены вперёд и развёрнуты в стороны, разворот верхнего края глазницы меньше нижнего. В глазничной впадине помещается весьма подвижное глазное яблоко. Глазное яблоко может быть глубоко спрятано в глазницу или сильно выступать у разных людей. Верхний край наклонённой вперёд глазницы частично перекрывает глазное яблоко и защищает его сверху. Ознакомьтесь со строением глаза на рисунке 219 и рисунке 220, изображающим его продольный разрез. На передней поверхности глазного яблока находится роговица - линзообразное возвышение. Роговица прозрачна и за ней хорошо видна радужная оболочка, в центре которой расположен зрачок - отверстие, которое при сильном свете уменьшается в диаметре, а при слабом свете - увеличивается. верхнее веко нижнее веко зрачок
слезник роговица Рис
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека

118 глава Рис
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека При нормальном раскрытии глаза, верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка, а нижнее веке лишь касается ее. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью роговицы, несколько приподнимается благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка (рис. Внутренний угол глазной щели занят слезником, который при движении глаза не меняет своего положения, а потому может служить устойчивым опознавательным маяком в рисунке. Изобразите три ортогональные проекции (рис, прежде чем приступить к перспективному рисунку стадии которого представлены на рисунках 223, 224, 225, 226 и 227. из учебного пособия Строение головы человека
рисунок гипсовой головы Рис Рис
Рис 25 Рис Рисунок носа. Жестким основанием носа являются носовые кости, край грушевидного отверстия, а также сошник - плоская непарная кость, лежащая в носовой полости в плоскости симметрии. На сошник опирается подвижная хрящевая носовая перегородка, которая делит полость носа вдоль и является основой для мягких частей носа. Тело носа составляют пирамидальный, треугольные, крыловидные хрящи и одна слаборазвитая носовая мышца. Различают следующие части носа надпереносье, переносицу (переносье, спинку носа, крылья и кончик носа (рис. Надпереносье образованно плоской трапециевидной, с широким верхним основанием, площадкой лобной кости и лежит между надбровными дугами, под углом к поверхности лба. Спускаясь ото лба вниз, и уходя назад, надпереносье соединяется с двумя носовыми костями, образуя вместе перелома переносицу или корень носа. Носовые кости составляют вместе спинку носа - переднюю прямоугольную площадку верхней части носа, боковые поверхности верхней части носа образованы отростками верхней челюсти, которые имеют форму прямоугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке. Средний отдел носа определён формой пирамидального хряща, заключенного между двумя треугольными хрящами, а также носовой мышцей. Пирамидальный хрящ прикрепляется к носовым костям, меняя вместе прикрепления направление передней поверхности носа. Нижний отдел носа образуют крыловидные хрящи. Особое внимание следует обратить на сложную пластику отверстий ноздрей в нижних срезах крыльев носа. Основание носа расположено на подковообразной в плане кости верхней челюсти, а потому крылья носа уходят назад от выступа сошника, что следует обязательно учитывать в рисунке. Перелом между пирамидальными и крыловидными хрящами, вместе с другими переломами передней поверхности носа, придают различный характер его профилю - горбатый, прямой, курносый (рис. Изобразите три ортогональные проекции (рис, прежде чем приступить к перспективному рисунку, стадии которого представлены на рисунках 231, 232, 233, 234 и 235. Рис
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека

123 Рис Рис
Рис
Рисунок губ. Губы - это кожные складки, в толще которых заложены мышцы. Основную пластическую форму верхней и нижней губ образует круговая мышца рта, лежащая на костных сводах обоих челюстей и зубах. Подковообразную основу губ следует обязательно учитывать в их рисунке. Относительно свободное крепление круговой мышцы к костям, большое количество управляющих ею радиальных мышца также подвижность нижней челюсти делают губы наиболее динамичной частью лица. Своеобразная конфигурация красной каймы губ - результат воздействия на круговую мышцу рта радиальных мышц, вплетающихся в ее структуру. Так, волокна квадратных мышц верхней губы разворачивают толщу круговой мышцы наружу и поднимают кверху красную кайму верхней губы. Опущенный промежуток между правой и левой квадратными мышцами образует на верхней губе характерный хоботок. Две квадратные мышцы нижней губы также крепятся к круговой мышце, разворачивают ее толщу наружу и тянут красную кайму нижней губы вниз и несколько в сторону. Область рта имеет характерные линии
- носогубная складка, идущая открыла носа и ограничивающая верхнюю губу сбоку
- подбородочно-губная борозда, являющаяся границей нижней губы снизу
- фильтр - борозда, идущая от основания носовой перегородки к середине верхней губы и упирающаяся в бугорок верхней губы
- вертикальная складка в углу рта, образованная мышцей - опускателем рта (треугольной) менее заметна. Однако на рисунке всегда надо намечать ее как линию, ограничивающую губы сбоку. Изобразите три ортогональные проекции (рис, прежде чем приступить к перспективному рисунку, стадии которого представлены на рисунках 237, 238, 239, 240 и 241. Рис Рис Рис
Рис Рис
Рис Рисунок уха. Ушная раковина, которую чаще всего и называют ухом, является наружной частью сложного слухового аппарата человека. Она служит для улавливания звуков и их усиления (резонирования. Посредине раковинь располагается слуховой проход, идущий внутрь черепа и соединяющий наружное ухо с внутренним. Ушная раковина, имеющая сложную пространственную форму, образована хрящами и покрыта тонким слоем кожи Прикрепленная к височной кости тугими связками, ушная раковина неподвижна. Рассмотрите рисунок 242.
козелок мочка завиток
противозавиток
противокозелок Рис. с
Ухо человека представлено большим разнообразием размеров и форм, однако, в рисунке уха всегда следует различать основные элементы сложную хрящевую часть (завиток и противозавиток), козелок, противокозелок и мочку. Наружный край ушной раковины носит название завитка. Внутри него проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой округлые выступы - козелок и противокозелок. Нижняя часть ушной раковины - мочка - не имеет хря- щевидной основы. Изобразите три ортогональные проекции (рис, прежде чем приступить к перспективному рисунку, стадии которого представлены на рисунках 244, 245, 246, 247 и 248. Рис Рис Рис
Рисунок гипсовой головы. Уделив достаточно времени всестороннему и глубокому изучению головы, сделав рисунки черепа, экорше и деталей, вы можете вернуться к рисунку гипсовой головы на совершенно ином уровне понимания ее внешней формы и внутренней структуры. Полученные знания помогут вам избежать примитивного копирования натуры, сделают ваш рисунок более точным, а главное - осмысленными грамотным. Стадия 1. Рисунок 249. Начните рисунок как обычно с композиционного размещения головы на листе. Легко и обобщенно наметьте общие габариты и контуры будущего изображения. Прорисуйте основные массы, определите их общее движение и повороты, нанесите осевую профильную линию на лицевую часть головы. Стадия 2. Рисунок 250. Уточняя профильную линию, найдите лежащие на ней характерные точки верх лба - на линии роста волос, точку между бровями - на линии надбровных дуг, точку в основании носа - на уровне нижней линии крыльев носа и точку на середине подбородка. Проведите вспомогательные линии построения на уровне глаз, бровей, основания носа, скул, подбородка и т.д. Эти линии всегда параллельны друг другу, а значит сходятся на перспективном рисунке водной точке. Если головане имеет наклона, прямые, соединяющие парные симметричные точки - горизонтальны и имеют точку схода на линии горизонта. Если голова имеет наклон, точка схода расположена вне линии горизонта. В любом случае правильный выбор направления этих линий очень важен, ибо он определяет весь дальнейший ход работы. По необходимости вспомогательные линии на рисунке могут приобретать вид легких засечек. Совсем необязательно тянуть их через всю голову или из края в край листа, как это порой делают начинающие рисовальщики. На рисунке линии построения не должны быть слишком активными - так они будут искажать работу, ивы никогда не добьетесь сходства рисунка с натурой, однако, они должны быть хорошо вам видны, иначе рисунок будет разваливаться, потеряв перспективную основу. Наметьте место крупных масс и деталей головы, стараясь добиться сходства с натурой. Симметричное строение головы определяет следующие важное правило рисуйте парные детали одновременно. Например наметив один слезник, найдите на рисунке место другого слезника, наметив правое крыло носа, тут же наметьте и левое. На этом этапе не следует увлекаться преждевременной детальной прорисовкой форм, сосредоточьтесь на поиске верных соотношений крупных масс. Стадия 3. Рисунок 251. Приступайте к подробной прорисовке, определяя масштаб мелких деталей головы по отношению к крупным деталями ко всей голове в целом. Обобщение и детализация - две органически связанные стороны рисунка, последовательное чередование которых в работе позволит вам добиться соразмерности частей и целого, точности и гармоничности. Если какая-либо деталь головы плохо вам удается, изобразите ее отдельно на полях вашей работы, сделайте небольшие зарисовки этой детали в фас ив профиль. Старайтесь вести работу последовательно, по всему листу, не останавливайтесь долго на какой-либо одной детали, не пренебрегайте стадийностью в рисунке, что свойственно начинающему рисовальщику. Недопустима ситуация, когда на листе сначала появляется глаз или ухо, а потом к ним подрисовывается все остальное. Стремитесь, чтобы в любой момент ваш рисунок был едиными выразительным. Переходя к каждой последующей стадии, внимательно проверяйте свою работу. Обнаружив ошибку, не бойтесь вернуться к предыдущей стадии и потерять время на исправление. На этой стадии можно ввести в рисунок легкий тон, - он поможет вам уточнить основные массы в рисунке и проанализировать правильность сделанного. Наметьте линии падающих и собственных теней, прокройте все тени ровным штрихом. Стадия 4. Рисунок 252. Продолжая работу тоном, усильте линии собственных теней, создайте рефлексы, сделайте активнее падающие тени по направлению к зрителю и к деталям, которые их отбрасывают. Поработав в тенях, переходите к выявлению тоном общей массы головы. Моделируя освещенные поверхности, постоянно анализируйте их положение по отношению к источнику света. Помните, что нельзя просто копировать светотень с натуры. Создание мерного пространства на мерном листе предполагает использование ряда приемов, которые могут входить в некоторое противоречие со светотенью в натуре. Стадия 5. Рисунок 253. Заключительная стадия - окончательная моделировка головы средствами светотени, подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, согласование бликов, рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени. Другими словами, создание единой гармоничной и законченной работы.
В предложенной вам методической последовательности воплощен основной принцип архитектурного рисунка- от общего к частному и от частного к общему. Вначале работы, когда рисующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы. Далее рисовальщик вступает на путь анализа, переходит от общего к частному - к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза - обобщения. Целостное восприятие модели служит исходным моментом для ее изучения, постоянным фоном, на котором познается каждая часть в отдельности, а затем подчиняется этому целому. Особое внимание в рисунке гипсовой головы следует уделить выбору точки зрения. Для первых работ лучше подходят четкие и определенные положения фас, профиль, три четверти. Правильный ракурс также может облегчить вам решение перспективных задач на первых порах не садитесь слишком близко к постановке, выбирайте точку, с которой вертикальные сокращения натуры будут наименьшими. Впоследствии, приобретя некоторый опыт, вы сможете изображать гипсовую голову в более сложных положениях и ракурсах. Рассмотрите рисунки 254, 255, 256, 257 и 258. На них показаны стадии рисунка головы Сократа несколько отвернутой от фронтального положения - в таком случае некоторую сложность для начинающих рисовальщиков может вызвать определение характера профильной линии. Ее рельеф очень слабо выражен и стремится к прямой линии. Очень важно для правильного рисунка внимательно следить за положением характерных точек этой линии по отношению друг к другу. Малейшая ошибка, которая вином положении осталась бы незамеченной, в данном - может привести к вывернутости отдельных деталей головы, иными словами, глаза, нос, губы будут смотреть в разные стороны. Свои особенности имеет и светотеневое решение. Очень важно разложить рисунок на планы первый план должен быть активным потону, дальний план, напротив - легкими прозрачным. Постепенное ослабление контрастов по удалению от зрителя позволит создать на листе ощущение глубокого пространства. Иначе изображение получится плоским, а голова неестественно широкой, даже при условии правильного линейного рисунка. Рисунок головы в профиль, также, как и рисунок в фас, очень важен для изучения натуры. Для первых рисунков выберите спокойный ракурс - в этом случае профильная линия изображается в максимальном раскрытии, практически без каких-либо перспективных искажений. Именно в таком положении вы можете изучить ее характер, зафиксировать характерные точки и направления линий, их соединяющих. Следует отметить, что в любом рисунке гипсовой головы полезно иногда делать небольшие профильные зарисовки всей головы и отдельных ее частей. Рассмотрите рисунки 259, 260, 261, 262 и 263. Голова Сократа изображена в сложном положении, несколько смещенном от чистого профиля. Неизбежную трудность будет вызывать определение направления горизонтальных линий, соединяющих симметричные точки головы. Решая эту задачу, старайтесь не изменять принципам конструктивного рисунка и не идти по пути простого копирования абриса головы. Внимательно следите за движением линий изображая какую-либо точку, обязательно находите точку парную ей, даже если она вам невидна. В светотеневом рисунке обратите внимание на область собственной тени. Создав общий тон, легко прорабатывайте отдельные локоны на бороде и затылочной части головы, учитывая отраженный свет, имеющий направление, противоположное направлению лучей света от основного источника. Светотеневой рисунок классической гипсовой головы заканчивает курс довузовской подготовки архитектора. Освоив этот рисунок, вы научитесь с высокой степенью достоверности передавать конструктивные, объемные и светотеневые особенности сложных пластических объектов. Опыт подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам свидетельствует, что почти любой человек, обладающий трудолюбием и упорством, проделывая последовательные шаги, предлагаемые методикой обучения архитектурному рисунку, и при помощи квалифицированного преподавателя способен достигнуть необходимого уровня подготовки. Этот процесс может проходить быстрее или медленнее, в зависимости от способностей ученика, но опыт свидетельствует также и о томи это особенно важно для тех, кто начинает подготовку с нуля, что упорство в работе, усердие в выполнении заданий, а также огромное желание, подчас значат больше, чем природные способности. Трудолюбивый ученик добивается лучших результатов, чем талантливый лентяй. Активно работающий человек проявляет дремлющие в нем способности, а иногда сам создает и формирует их. Будьте настойчивы в достижении поставленной перед собой цели, и первые, пусть маленькие, победы не заставят себя ждать, они принесут необыкновенную радость, которая поможет вам идти дальше по трудному пути овладения архитектурной профессией.
Рис. Некоторые сведения о гипсовых моделях.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта